Запустить стартап и не допустить ошибок: инструкция от предпринимателей Статьи редакции
С чего начать, где достать деньги и найти подрядчиков.
У меня есть идея — что дальше?
Первое, что нужно сделать, — проверить идею, убеждён сооснователь «Рокетбанка» и основатель Osome Виктор Лысенко. Лучше всего использовать для этого бесплатные или малобюджетные возможности: создать лендинг, дать рекламу в «Яндексе», попросить потенциальных клиентов заполнить анкету.
Затем опубликовать ссылку в своих профилях в соцсетях и попросить друзей ею поделиться, рассказать про сервис на тематических форумах и так далее. Главная задача — убедить людей купить продукт или услугу.
В случае успеха можно запускать проект, но лучше всего с минимальными вложениями. Например, не стоит сразу же заказывать у специалистов оригинальный сайт и дизайн. Это можно сделать самостоятельно на Tilda или в другом конструкторе.
«Купонный сервис Darberry мы запустили с бюджетом в $1200. Принципиально решили не тратить много денег — где-то сами договаривались, программировали, работали за курьеров и так далее. Через полтора года месячная выручка компании составила $12 млн», — вспоминает Лысенко.
Материалы по теме:
Где взять денег
Краудфандинговые платформы
По данным РБК, в мире действует около 500 краудфандинговых платформ. Одна из самых популярных — Kickstarter. Чтобы запустить кампанию на этой платформе, необходимо зарегистрированное юридическое лицо в США. Если в команде стартапа или среди знакомых нет американцев, можно попробовать запустить кампанию на Indiegogo. Правила платформы мягче, а комиссии ниже.
Чтобы запустить кампанию на Indiegogo, нужно рассказать о своей идее, указать желаемую сумму и сроки изготовления товара.
Сложнее убедить людей отдать деньги за твою идею, утверждает Михаил Аксельрод — сооснователь приложения для спортсменов Windy App, которое предоставляет почасовой прогноз погоды по всему миру. Основатели Windy App привлекли на Indiegogo около $30 тысяч.
Запуская краудфандинговую кампанию, важно правильно рассчитать размер пожертвования и придумать вознаграждение. Как правило, в обмен на пожертвование человек получает услугу или товар. В стоимость нужно включить: комиссию краудфандинговой платформы и платёжной системы, расходы на маркетинг и рекламу, налоги, доставку, зарплаты помощникам и себестоимость изготовления самого товара.
Материалы по теме:
Найти инвесторов
Ещё один способ найти финансирование на свой проект — попытаться привлечь инвесторов. Потенциальными инвесторами могут быть кто угодно: ваши друзья или знакомые, родственники или незнакомые люди.
Классический путь стартапера: обращаться в венчурные фонды или к бизнес-ангелам — частным венчурным инвесторам. Обратиться можно как к отечественным, так и к зарубежным инвесторам. Где лучше привлекать инвестиции — зависит от специфики самого продукта.
Так, например, создатель «умных» парковочных датчиков Nwave Юрий Бирченко, который в 2017 году привлёк больше $1 млн от двух организаций Кремниевой долины, считает, что британские инвесторы любят несложные бизнес-модели — например, сервисы по выгулу собак. За инвестициями в высокотехнологичные проекты Бирченко рекомендует обращаться в американские фонды.
Топ-100 самых успешных венчурных инвесторов мира ежегодно публикует Forbes. В России также есть бизнес-ангелы — рейтинг за 2017 год.
Материалы по теме:
Поучаствовать в акселераторе
Стартап-акселераторы — это организации, которые помогают другим компаниям развивать бизнес. Менторами в акселераторах выступают бизнесмены, венчурные инвесторы, маркетологи, финансовые аналитики и так далее — профессионалы в своей области, которые могут указать предпринимателям на ошибки в их бизнесе и предложить варианты решений.
Некоторые акселераторы сотрудничают с компаниями бесплатно. Другие могут инвестировать деньги в развитие стартапов в обмен на долю в компании.
Одним из самых престижных акселераторов считается американский 500 Startups. Список акселераторов в России и США можно посмотреть здесь.
Как правило, отбор в акселераторы состоит их двух-трёх этапов: заочной презентации проекта и нескольких очных собеседований. Если вы хотите попасть в зарубежный акселератор, то нужно уметь говорить на английском языке хотя бы на среднем уровне.
На первом этапе (в презентации) нужно отразить рынок, проблему, ваш вариант её решения, бизнес-модель, трекшн, советует Аксельрод.
«Все менторы говорят, что презентация в акселератор — это не соревнование дизайнеров», — утверждает основатель Windy App. Предприниматель говорит, что её нужно оформить в PowerPoint, на каждом слайде должна быть отражена одна мысль — простым текстом и крупными буквами.
Второй отборочный тур в акселератор — собеседование. По словам предпринимателя, к нему нужно подготовиться — изучить акселератор и биографии менторов, посмотреть, в кого недавно инвестировали и какие компании находятся в их портфелях.
На собеседовании не нужно повторять презентацию проекта — стоит говорить о том, на чём сфокусирована команда. Аксельрод советует обязательно задавать вопросы на собеседовании, например: «Можете ли вы помочь с методологией продаж? Что для вас будет считаться нашим успехом?»
Материалы на тему:
Собрать команду
Если стартап развивается, рано или поздно работать только в одиночку не получится — придётся собирать команду специалистов.
На старте проекта важно закрыть две компетенции: разработку продукта и продажи, убеждён сооснователь стартапа по изготовлению комплектов по электрификации велосипедов Eczo.bike Дмитрий Богданчиков.
Прежде всего нужно определиться, кого именно необходимо найти. Например, если вы хорошо продаёте, ищите в команду разработчика (инженера), если вы инженер и не умеете продавать, то ищите хорошего менеджера по продажам, советует Богданчиков.
По словам предпринимателя, первое, на что следует обратить внимание при общении с потенциальными сотрудниками, — психологическая совместимость. В команде должно быть комфортно работать. Далее важные критерии: компетенции и опыт человека.
«Идеально, если человек горит такой же или схожей идеей, именно в такой ситуации появляются самые сильные и мотивированные команды», — говорит Богданчиков.
Когда молодая компания ещё не окупила себя или вкладывает всю прибыль в развитие, случается, что платить сотрудникам оказывается нечем. В этих случаях можно попробовать мотивировать сотрудников по-другому — отдав часть акций компании.
Материалы на тему:
Найти подрядчиков
Если вы изготавливаете офлайн-продукты — детские игрушки, «умные» устройства для дома и так далее, вероятнее всего, вам понадобятся подрядчики — производства, которые будут изготавливать детали по вашему заказу.
Поиск подрядчика зависит от специфики вашего товара. Например, если вы хотите продавать необычную мебель в России, то найти завод-изготовитель проще в России. Если стартап связан с высокими технологиями, то в стране может не оказаться необходимых заводов с оборудованием и специалистами. В этом случае целесообразнее обратиться к китайским подрядчикам.
Некоторые детали для экзобайков Дмитрий Богданчиков заказывает в Китае. Предприниматель дал несколько советов, как искать подрядчиков в Китае и безопасно с ними работать.
Контакты подрядчиков можно искать в китайской поисковой системе Baidu и в китайском сегменте Alibaba, как правило, любая уважающая себя фабрика имеет страничку в этом маркетплейсе и сайт, добавляет предприниматель.
При заключении договора с подрядчиком следует обязательно обговорить условия возврата бракованных изделий и компенсации за срыв сроков поставок.
«Если у вас легко копируемое изделие, то лучше разделить производственные этапы по разным компаниям. Заказывать изготовление компонентов на разных фабриках, а собирать их самостоятельно в России или на других фабриках, не имеющих отношения к производству ваших деталей», — советует Богданчиков.
Предприниматель упоминает, что с китайскими подрядчиками часто приходится работать без договоров — на доверии. С проверенными и ответственными подрядчиками это безопасно, но придётся перебрать много компаний.
Чтобы обезопасить себя и проверить качество работы фабрики, предприниматель советует сначала заказывать небольшие тестовые партии. «До заказа задайте максимум вопросов изготовителю, уже на этом этапе можно понять качество работы с клиентом и технологические возможности самой фабрики», — говорит Богданчиков.
Главное в любом стартапе - найти правильного ̶л̶о̶х̶а̶ ̶с̶ ̶д̶е̶н̶ь̶г̶а̶м̶и̶ инвестора, которого можно будет пару лет кормить красивыми презентациями и показателями роста сначала с нуля, а потом с одним малых чисел на другие. Тогда пару лет можно спокойно, не сильно напрягаясь разрабатывать любую идею. Даже совершенно оторванную от реальности. Благо - на рынке людей с деньгами много. С деньгами и не высоким IQ меньше. Но если поискать - шанс найти нормального ̶л̶о̶х̶а̶ ̶с̶ ̶д̶е̶н̶ь̶г̶а̶м̶и̶ инвестора довольно велик.
Тоже не согласен. Какой смысл открывать что-то, чтобы заниматься непонятно чем и искать лохов сденьгами? Мне кажется проще всего открывать стартап в той сфере в которой ты профессионал или хотя бы рабираешься, видя ниши и перспективы своих идей. Потом конечно можно перестроиться, как например Инстаграм в свое время. Мне кажется, основной плюс стартапа - команда. В больших и неповрливых компаниях обычно собираются середнячки. А вот в стартап можно позвать перспективных, молодых и голодных.
собрать команду та еще проблема
Это уже вопрос нетворкинга. Многие советуют, как можно раньше заводить, как можно больше полезных связей. + Мое мнение тут еще раз подтверждается тем, что когда ты разбираешься и находишься в сфере/отрасли создаваемого стартапа, то у тебя уже должны быть люди.
не согласен. развивать "любую" идею - верный способ промотать все денежки.