«Я эмоциональный, но не сумасшедший»: Сергей Галицкий о продаже «Магнита», отношениях с деньгами и призвании Статьи редакции

Главное из интервью предпринимателя проекту «Русские норм».

Сергей Галицкий Сайт ФК «Краснодар»

Создательница проекта «Русские норм» Елизавета Осетинская побеседовала с основателем ритейлера «Магнит» и президентом и владельцем футбольного клуба «Краснодар» Сергеем Галицким. В первом интервью после продажи бизнеса он в том числе рассказал:

  • Почему он продал «Магнит» и как это произошло.
  • Как богатые люди должны распоряжаться своими деньгами, а известные — репутацией.
  • Почему бизнесу нельзя научить, как жить в соответствии со своим призванием и почему он не даст своей дочери денег на бизнес.
  • О своём стиле управления и о разнице между топ-менеджером и предпринимателем.

До этого издание The Bell выпустило материал на основе беседы с Галицким и другими топ-менеджерами «Магнита» — о рождении компании, её развитии, конкуренции с другими ритейлерами и продаже.

Почему и как Сергей Галицкий продал «Магнит»

Компания «Магнит» появилась в 1994 году, а к 2005 году стала крупнейшей сетью в стране по количеству магазинов. В 2006 году ритейлер вышел на биржу. Галицкий руководил «Магнитом» до 2018 года (всего 24 года), когда долю предпринимателя в компании выкупил ВТБ за 138 млрд рублей.

Первое, что подтолкнуло меня к продаже — старость. Если человек ежедневно приходит и принимает решения, от него всё зависит. Он должен каждый день что-то выдумывать. И всё это помимо операционной деятельности, которая начинает тебя захлестывать. В бизнесе в 50 лет ты сравниваешь себя с 35-летним — и это сравнение не в твою пользу. Думаешь: «Ничего, сейчас Новый год пройдет», — ты отдохнешь, но ничего не меняется.

Раньше ты засыпал с мыслью о том, чтобы поскорее проснуться и снова окунуться в своё дело, а теперь просыпаешься и думаешь: «Ну опять».

Второе: чем больше становится компания, вне зависимости от твоего желания, в любой стране ты должен всё больше взаимодействовать с государством. Я для этого меньше приспособлен, я операционный предприниматель.

Третье: «Магнит» слишком связывали со мной. Если какой-то производитель положил в банку со сгущенкой гвоздь, это относили ко мне. И если у тебя работает 300 тысяч человек, то когда что-то произойдёт серьёзное — вопрос статистики.

Сергей Галицкий, в интервью Елизавете Осетинской

По словам Галицкого, хотя к решению продать компанию он пришёл не спонтанно, сделку получилось закрыть очень быстро.

Я попросил найти мне, если вдруг получится, продажу. И мне сказали: мы готовы. Всё произошло мгновенно, за совсем короткий промежуток времени был.

Я эмоциональный, но не сумасшедший: когда у тебя работает 300 тысяч человек, ты не можешь просто сказать «всё, завтра продаю». Это решение только кажется спонтанным.

Сергей Галицкий

Как распоряжаться деньгами и репутацией

Перед нами не выросло поколение богатых людей, которые бы нам показали, как правильно себя вести. Что они должны уважать общество, помогать ему, что они должны быть людьми.

<...>

Я хочу построить красивые парки в Краснодаре, хочу, чтобы мы просто жили жизнью здесь обычных людей и гордились своим городом. И я считаю, что богатые люди там, где они живут, должны улучшать условия. Например, у нашего мэра есть бюджет. Он должен платить зарплату, пенсии. Но на всё не должно хватать. Богатые люди для того и есть. Вот в Америке есть Рокфеллеровский центр. Его же не государство построило?

Мне не нравится, когда богатые люди позволяют свои деньги тратить менеджерам. Создают какой-нибудь фонд борьбы с мушкой-дрозофилой. Ты сам заработал эти деньги — так и потрать их сам.

Сергей Галицкий

Елизавета Осетинская также попросила предпринимателя прокомментировать расторжение контракта между «Краснодаром» и футболистом Павлом Мамаевым. Основатель «Магнита» отметил, что публичность накладывает на футболистов некие обязательства — так же, как и на предпринимателей.

Предприниматели никогда не будут иконами поведения. Потому что бизнес — это жёсткая вещь. Но они должны вести себя так, чтобы общество уважало бизнес как профессию. Если ты не хочешь этих ограничений, зарабатывай меньше, живи другой жизнью.

Сергей Галицкий

О том, почему бизнесу нельзя научить, и о призвании

У людей есть генетические склонности. Нельзя научить меня играть на пианино, и бизнесу нельзя научить. Если ты бизнесмен, то ты бизнесмен.

Если бы моя дочь попросила денег на бизнес, я бы ей их не дал. Каждый человек должен заниматься тем, к чему у него есть склонность. Если она считает, что она бизнесмен, — вперёд. В тёплых условиях не вырастешь тем, кем ты должен быть.

Тренер «Краснодара» Мурад Мусаев хотел поехать на стажировку к Маурицио Сарри — тренеру Челси. Я сказал ему об этом даже не думать, потому что это неправильно. Изучение чужих историй успеха забивает, ты начинаешь копировать. Нужно жить свою жизнь со своими ошибками. Это будет не твой успех, а калькированная история многих людей.

Сергей Галицкий

О положении владельца в бизнесе

Я не могу себя оценивать, но думаю, что я не авторитарный человек.

<...>

Я хозяин компании — я жил с такой ответственностью, с какой не жил в ней никто другой. Менеджеры могли в 8-9 часов вечера встать, захлопнуть лавочку и сказать: «Да завтра что-нибудь придумаем». Я не мог себе этого позволить.

Сергей Галицкий

Полная версия интервью:

0
110 комментариев
Написать комментарий...
Дмитрий Лукиенко

Посмотрел вью Галицкого полностью. Вот таких бы людей для России побольше, а не всякое вечно ноющее либерастическое сообщество.

Ответить
Развернуть ветку
Марина Корсакова

Галицкий тоже либерал, не надо противопоставлять.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Лукиенко

Именно такие либералы нужны России. А не либерасты

Ответить
Развернуть ветку
107 комментариев
Раскрывать всегда