{"id":14274,"url":"\/distributions\/14274\/click?bit=1&hash=fadd1ae2f2e07e0dfe00a9cff0f1f56eecf48fb8ab0df0b0bfa4004b70b3f9e6","title":"\u0427\u0435\u043c \u043c\u0443\u0440\u0430\u0432\u044c\u0438\u043d\u044b\u0435 \u0434\u043e\u0440\u043e\u0436\u043a\u0438 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0433\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0441\u0442\u0430\u043c?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"6fbf3884-3bcf-55d2-978b-295966d75ee2"}

«Наши родители сначала не верили, что мы зарабатываем в интернете»: основатели Playrix о прошлом и будущем компании Статьи редакции

Главное из интервью Игоря и Дмитрия Бухманов изданию Meduza.

Игорь и Дмитрий Бухманы Фото: Коринна Керн / Bloomberg

17 апреля издание Bloomberg назвало миллиардерами основателей игровой компании Playrix — Игоря и Дмитрия Бухмана.

Они запустили компанию в начале 2000-х годов в Вологде, занимались казуальными играми для женщин старше 35 лет, а затем сфокусировались на мобильных платформах.

В 2019 году их игры Homescapes и Township занимают первые строчки в магазинах App Store и Google Play, а сама компания входит в десятку крупнейших разработчиков мира по версии App Annie.

О ранних годах и первых заработках

Игорь и Дмитрий Бухманы родились в небогатой семье: их отец работал ветеринаром на мясокомбинате, а мама — в отделе кадров на подшипниковом заводе.

Первый компьютер (Pentium 100) братьям в 1996-1997 году подарил дедушка, и они увлеклись играми и программированием.

В детстве компьютеры были чем-то уникальным, дотронуться до них мы смогли только в 5–6-м классе, в середине 1990-х. Реально играть стали примерно в том же возрасте — мне было лет 12–13, Диме на три года меньше. Играли на «Денди» в «Марио», «Танчики» — всё как у всех.

Игорь Бухман

В 2001 году Игорь поступил на математический факультет в Вологодский университет. Один из его преподавателей оказался «прогрессивным» — он создавал программы и продавал их через интернет.

Игорь предложил брату попробовать заработать таким образом, и они впервые провели домой интернет, подключив ночной безлимит. «Гениальных идей» у них не было, и они решили создать игру.

Примерно за месяц, работая по ночам и отсыпаясь днем, мы написали нашу первую игру. Очень простую, в жанре Xonix: управляя курсором с клавиатуры, нужно было очистить картинку от фона, уворачиваясь от противников — точек на экране.

В первый месяц нашу игру купили четыре человека, мы заработали $60. Я даже помню первого человека, который заплатил за нее. Мы, сидя в Вологде, получили электронное письмо о том, что ее купил кто-то в Америке. Это казалось чем-то невероятным.

Игорь Бухман

Предприниматели продолжили выпускать игры, и к 2004 году их месячный доход достиг $10 тысяч.

Наши родители сначала даже не верили, что мы зарабатываем что-то в интернете. Тогда вообще в интернете никто ничего не понимал. Да и зарабатывая большие по тем временам деньги, мы жили так же, не покупали ничего роскошного.

Дмитрий Бухман

Единственной крупной покупкой стал автомобиль — Игорь приобрёл подержанную «Ладу 21099», «хотя мог заработать на неё меньше чем за месяц».

Нам нужно было время, чтобы сориентироваться, что делать с деньгами и как с ними жить. До этого мы вообще не жили в парадигме бизнеса — у нас в Вологде даже знакомых не было, которые бы занимались бизнесом.

Игорь Бухман

Более того, я еще три года отучился в вузе после того, как мы открыли фирму. Сейчас уже не понимаю, зачем я это делал, но нас воспитывали так, что только неудачники не оканчивают вуз. Я даже не знал, что бывают люди, которые не оканчивают вуз по собственному желанию.

Дмитрий Бухман

О первом офисе

Предприниматели приняли решение развивать компанию в Вологде — это позволило им найти талантливых разработчиков среди друзей и знакомых. В самом начале в компании работало четыре человека, включая основателей.

Сначала арендовали несколько комнат на книжном складе, где пару месяцев бегали крысы, пока их не вытравили. Года два так проработали, потом нас стало 10–15, еще через два-три года — под 100. Сначала меняли офисы, а потом уже построили свой.

Дмитрий Бухман

Playrix сфокусировалась на разработке казуальных игр, предназначенных для женской аудитории старше 35 лет. К 2009 году компания выпустила около 30 игр, каждая из которых оказалась финансово успешной. В то время заработок компании составлял $5-6 млн долларов в год.

О первом крупном проекте

Поскольку количество аудитории на рынке казуальных игр было ограничено, Playrix решили сфокусироваться на разработке мобильных игр.

Первым успешным проектом стала игра Township, фермерский и градостроительный симулятор.

Интерфейс Township

Сейчас суточное количество пользователей Township составляет 6 млн человек. С момента появления этот показатель вырос более чем в 10 раз.

Всегда сложно говорить о причинах какого-то успеха, но, наверно, это просто хороший продукт. И мы его уже пять лет улучшаем, добавляем новые возможности и так далее. Над ней постоянно работает порядка 60 человек.

Дмитрий Бухман

Совокупная аудитория всех игр Playrix — 30 млн человек в день, из них 12 млн пользователей приходятся на игру Homescapes.

90% от этой аудитории не платит, но если посмотреть средний чек в США среди платящей аудитории, он составит около 32 долларов в месяц.

Дмитрий Бухман
Интерфейс Homescapes

Об известности

В 2018 году платформа App Annie включила Playrix в рейтинг десяти крупнейших разработчиков мобильных игр.

При этом о нас мало кто в России знает. Игры знают и любят, они в топах, но нас как бренд не знает почти никто.

Отчасти потому, что для нас Россия очень небольшой рынок — нам он приносит 2,8% оборота. Самый большой рынок — США, затем Китай и Япония. Для сравнения с Россией: США приносит 40% оборота.

Дмитрий Бухман

О современном рынке игр

По словам Игоря Бухмана, чтобы игра стала популярной в 2019 году, производителям необходимо покупать трафик для её продвижения.

Это универсальный подход, и мы тоже так работаем. Сейчас на рынке не выжить, если не умеешь продвигать свой продукт. Очень большая конкуренция.

Игорь Бухман

Допустим, вы прокручиваете ленту соцсетей, видите рекламу нашей игры, кликаете и устанавливаете ее. Конечно, мы платим платформе за это. Платим за пользователя, а дальше смотрим — в среднем мы заплатили меньше или больше, чем принес нам пользователь за время игры?

Дмитрий Бухман

О переезде из России

Сейчас у Playrix 15 офисов в странах СНГ, в которых работает более 1100 сотрудников. Компания долгое время была зарегистрирована в Вологде, однако «в какой-то момент» основатели решили структурировать бизнес в Ирландии и открыли штаб-квартиру в Дублине, в которой сейчас находится весь менеджмент.

Среди плюсов — хорошее корпоративное право и низкий корпоративный налог 12,5%. Можно найти еще ниже, но это уже будет не так надежно и престижно, как в Ирландии.

Мы же не первые, кто пришел сюда. Здесь находятся европейские офисы и Facebook, и Google. Дублин — это хаб для ИТ-бизнеса.

Игорь Бухман

При этом компания планировала сохранить штаб-квартиру в Вологде, но отказалась от этого решения.

Ну что тут скрывать? К сожалению, Россия вызывает вопросы у потенциальных инвесторов с точки зрения защиты их прав. У них есть мнение, что в России может случиться все что угодно.

Игорь Бухман

Последние пять лет предприниматели живут за рубежом.

Казалось, что там лучше. Мы тогда все в розовых очках видели. Сейчас мы уже поняли, что все не так просто. <...> Главное, наверно, в том, что мы поняли — нам больше всего близки и понятны русскоязычные люди.

Хотя когда я уезжал, думал, что очень отличаюсь ментально и мне будет комфортнее где-то на Западе. В общем, что-то чисто эмигрантское. В целом в будущем, когда мы снова будем размышлять о том, где жить, точно подумаем и о России. Сто процентов.

Игорь Бухман

О новых проектах

В 2018 году Playrix не выпустила ни одного нового проекта, хотя работала над одной игрой. Процесс разработки затянулся, а компания не хотела выпускать «сырой» продукт на рынок.

Мы выпускаем игры, только когда они полностью готовы, и мы верим, что сделали хит. Мы не ограничиваем себя бюджетом, после которого обязательно надо выйти на рынок.

На одну игру от начала разработки до релиза мы тратим по-разному, может быть около пяти миллионов долларов, дальше посчитать очень сложно, потому что мы не бросаем работать над нашими проектами [после выхода].

Дмитрий Бухман

В 2019 году компания планирует выпустить «три или четыре» новые игры (для сравнения, с 2013 года Playrix выпустила всего четыре игры). Кроме того, компания задумывается о том, чтобы охватить PC-платформы, однако это не приоритетное направление.

Нам нравится работать на большом и растущем мобильном рынке. Все больше людей играет на мобильных, на этих платформах появляются и хардкорные игры.

Мы сами сейчас играем не очень много, нет времени, но если играем, то делаем это на мобильных платформах. Но это не значит, что PC нам совсем не интересен.

Сейчас мы размышляем над выходом на разные платформы. Возможно, мы купим какую-то студию, которая будет работать для PC.

Дмитрий Бухман
0
142 комментария
Написать комментарий...
Denis Kiselev

Астрологи объявили неделю playrix на vc? Количество статей удваивается?))

Ответить
Развернуть ветку
Denis Bystruev

Чем больше таких статей, чем больше молодых ребят захотят стать программистами, а не футболистами, тем больше будет ВВП страны.

Ответить
Развернуть ветку
53 комментария
Александр Прилипко

да 2

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Бакотин

Стандартная схема:

- хед-офис выносят на запад (В Ирландию, как в этом случае)
- отдел продаж и отдел по работе с партнерами выносят на запад
- разработка, тестирование, саппорт, маркетинг - оставляют в России ибо дешевле выходит

Ответить
Развернуть ветку
Denis Bystruev

Они пробовали сначала полностью в России, и что?

«...в России бывает, что проблемы возникают там, где их быть не должно.

— С вас требовали взятки?

И.: Хуже. Мы купили землю под офис за три или четыре миллиона рублей, через год-полтора начали строить. Построили фундамент, а потом оказалось, что человек, который продал нам ее, этой землей не владел. Она принадлежала и правительству города — и одновременно нам, потому что он как-то так сделал, что нам в государственных органах все документы на землю зарегистрировали.

В итоге мы второй раз купили эту землю, иначе нам пришлось бы просто сносить все построенное. Человека, который продал нам землю, в итоге не нашли...»

Ответить
Развернуть ветку
14 комментариев
Антон Антонов

Ну а как по-другому-то?

Ответить
Развернуть ветку
Anton

кто в здравом уме, имея желание выйти на международный рынок, оставит маркетинг в РФ, где его не существует?

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Vlad Korobov

А почему маркетинг и саппорт не на западе?

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Isa Abdullah

И вовремя сделали, а то пришлось бы продать...

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Ivanov

сша это делали с индией уж десятки лет. и правильно

Ответить
Развернуть ветку
Leonid Sobchenko

Вот ребята сделали конкурентный мировой продукт. А о них в вологодской области никто и не знает совсем. Зато о куче всяких непонятных личностей знает. Жаль, что бизнес уходит из РФ в целом и из ВО в частности. Успехов товарищам.

Ответить
Развернуть ветку
Denis Bystruev

Почти в каждом городе России с техническим вузом есть одна-две-три вот таких компании, сделанных подобными ребятами. Просто не каждый вырастает до миллиарда, все сидят тихо, чтобы не случилось такого:

«Было ощущение, что к нам просто могут прийти и что-нибудь приписать. Мы же тогда все по закону делали, а отвечали — как будто обманывали»

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Denis Shevchenko

Ну не знаю как плейрикс, но многие ребята по цеху из геймдева открывают штаб квартиры за границей именно из-за НДС на покупку рекламы, к примеру в штатах при закупке трафика не нужно платить 20% от цены закупки, что автоматически делает закупку трафика на 20% эффективней, а если учесть что все мы делаем игры на мировой рынок, то выигрывает тот кто может купить дешевле и продать дороже, так что все тут максимально просто, я думаю Росси потеряла тысячи а может быть и десятки тысяч компаний из-за своей политики и необдуманных решений, один только валютный контроль чего стоит, нужно каждый раз доказывать банку, что ты не верблюд и деньги заработал и ты не террорист какой-то, при том ты эти деньги в Россию ввозишь, а не вывозишь, маразм какой-то

Ответить
Развернуть ветку
Генадий Волконский

Зачем писать такие статьи? Сидели играли в денди, сейчас офис в Дублине и 1100 сотрудников, а что было между? Как добились, как масштабировались, как нашли нишу?

Ответить
Развернуть ветку
Антон Добронравов

Разрыв между денди и офисом — 15+ лет опыта и ежедневной работы. В материале даны ответы на важные по мнению Медузы вопросы. Интервью и не ставило задачи рассказать, как вам построить такую же компанию.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Sergey Pozhilov

https://www.instagram.com/p/Ba_xlC-jTof/?utm_source=ig_embed и так примерно 10 лет ) Если не повезет - 20+ )

Ответить
Развернуть ветку
Denis Bystruev

Читайте оригинал статьи, тамбольше информации

Ответить
Развернуть ветку
tristan ghost

"и они впервые провели домой интернет, подключив ночной безлимит"
тоже впервые в 10 классе в 2001 году подключил ночной безлимит по диал-ап и тоже на нем решил заработать, скачивая порнофотки, копируя их на cd-диск и продавая на рынке местным скупщикам. Хорошие были времена

Ответить
Развернуть ветку
Иван Иванов

Да, были времена... Вешаешь простыню текста и ты в топ-10, наваливаешь любых ссылок - в топ-3.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Никита Евдокимов

И чем в итоге дело кончилось?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Олег Ивахнов

И сколько фоток за ночь скачивалось?

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Vlad Limbo

Согласен с Вами, прекрасное было время, тем же способом я стал порнокоролем школы)))

Ответить
Развернуть ветку
Антон Дементьев

Работал Playrix в 2007 - 2011 годах. Успех компании - именно в хорошем менеджменте. Игорь, Дима, Юра - молодцы )

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Limbo

Дьявол чертовски гениален, он забрал души у этих ребят, чтобы они успешно делали игры, которые забирают время и без того у не очень молодых дам.

Ответить
Развернуть ветку
Пудж Дотович

Как ты красиво все извратил

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Ivanov

Интересен такой вопрос: команда получала опционы? Пацаны пришли к успеху. А их окружение?

Ответить
Развернуть ветку
Марат Шайхутдинов

А вам какая печаль?)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Рустам Фатов

хорошо конечно, когда молодой и миллионер, причем заработавший все сам

Ответить
Развернуть ветку
Vadim Aleshin

Ищу full-stack midle/senior laravel разработчика в проект https://eventme.cc на долю 10%.
Пишите в телегу: https://t.me/vadim_space

Ответить
Развернуть ветку
Citizen Di

10% это смешно просто, 11% ещё можно обсудить

Ответить
Развернуть ветку
vlad kriloff

ищи-ищи

Ответить
Развернуть ветку
Anton Neznamov

Забавно, что даже фото сделано в Тель Авиве.

Ответить
Развернуть ветку
Рустам Раджабов

У них состояние 3 ярда долларов, а зарплату платят программистам в среднем меньше 50 тысяч рублей на человека?

Ответить
Развернуть ветку
Denis Bystruev

Зарплаты у них в вакансиях не указаны, но я думаю, они вполне конкурентные, не меньше 100 тыс. ₽: https://job.playrix.com/open-positions/

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Александр Говорухин

Интерес интересом, пахнет продвижением. 1 зашла, 2 типа прирост должно дать. Или как. Просто из 1 понятно что чуваки молодцы. Все успех, вторая звучит присоединяйтесь в игру. На сколько я понял тут такое не работает.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Ларин

Печально, как появляется успешная компания, так сразу валит за бугор.

Ответить
Развернуть ветку
vlad kriloff

закономерно

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Ivanov

ничего печального и не надо про тяжкую судьбу родины. РФ - это мелкий рынок, сомнительная правовая система, ограниченный доступ к контактам- людям и тд. Обычная такая страна середнячок (выше середины даже)

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Мардс

Я представляю как у их родителей шаблоны порвались когда они в первый раз поняли сколько их чада зарабатывают "играя в кампуктер"!

У меня мужик так скажем рядом знакомый, в свои 45, не принимает факта, что (как он любит выражаться) его "копание в говне с мужиками" в 21 веке это дно, которое приносит ЗП столько же сколько и постить фоточки в Инсте сидя на диванчике и пипивая Макиато!

Ответить
Развернуть ветку
Katya Pavlenko

Хорошая статья! Мотивирует ребят не оправдываться о нехватке ресурсов, а поднимать кэш с нуля, из своих способностей

Ответить
Развернуть ветку
Саня Мишин

.

Ответить
Развернуть ветку
МилаКару

нафига налоги государству платить? если есть возможность их платить Ирландии. Только в последнее время почему то именно на Западе не соблюдают контракты... а так да.. все так надежно. ))

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Dergilev

Хм, а как продавали игры в 2004 году и как за них платили, тем более из США?

Ответить
Развернуть ветку
Станислав Яровой

Пейпал (Илон Маск), e-gold :-D Я лишь предполагаю, но мало ли. Проблемы были с процессингом дебетовых в те времена, с чего вопрос возник? Сложность найти американского Ивана?

Ответить
Развернуть ветку
Иван Иванов

Интересно, ребята в погонах уже приходили в Playrix с предложением услуг от которых нельзя отказаться? Компания, генерирующая сотни млн. $ дохода лакомый кусок.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
OLGA PROTASKINA

я конечно извиняюсь, но весь мир игроков пишет, что игра Township глючит и не одному из братьев дела нет на протяжении полугода и исправить никак не могут: у меня 24 раза зоопарк пропадает в игре и пофиг!!!!!!

Ответить
Развернуть ветку
139 комментариев
Раскрывать всегда