{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

«Сейчас произойдёт музыкальная революция»: история запуска iTunes и причины закрытия сервиса Статьи редакции

Коротко о приложении и сервисе, которые смогли изменить медиаиндустрию и подход к прослушиванию музыки.

На WWDC 2019 Apple объявила о закрытии универсального медиаприложения iTunes — его функции разделят Apple Music, «Подкасты» и Apple TV.

iTunes просуществовал 18 лет — изначально программу разрабатывали для создания музыкальной библиотеки и конвертирования музыки с компакт-дисков. В 2003 году Apple запустила продажу цифровой музыки — и iTunes стал революционером в музыкальной индустрии того времени: пользователи начали платить за цифровой контент.

Запуск iTunes

Стив Джобс представил iTunes в январе 2001 года на презентации новых продуктов Apple — Macworld Expo 2001. Он рассказал о концепции «мультимедийного хаба Apple», а затем заявил: «Сейчас произойдёт музыкальная революция».

Презентация на MacWorld Expo 2001

По мнению Джобса, до появления iTunes цифровой формат прослушивания музыки был неудобен и сложен: слушатели копировали компакт-диски, хранили музыку на компьютере, создавали плейлисты для прослушивания на ходу или в автомобиле, а также переносили MP3-файлы в память плееров.

Он считал, что это слишком сложно, а приложения слишком неудобные — iTunes был призван решить эту проблему и «привлечь ещё больше людей в революционную цифровую музыку».

iTunes позволял вставить компакт-диск и получить всю информацию об альбоме, объединял музыкальную коллекцию по категориям, позволял создавать плейлисты.

iTunes 4

За счёт удобства приложение быстро адаптировало пользователей к использованию цифровых копий песен и приучило их к «цифровой» экосистеме Apple — ведь в тот же год осенью компания показала первый плеер iPod с поддержкой iTunes.

От дисков к цифровым медиа

В начале 2000-х годов начало расти интернет-пиратство, что вызвало банкротство цифровых сервисов по продаже музыки крупных звукозаписывающих компаний — MusicNet и PressPlay. По словам Пола Видича, бывшего исполнительного вице-президента Warner Music Group, музыкальная индустрия в то время «сражалась за создание сервиса, отвечающего требованиям рынка», но не могла найти подход к покупателям.

iPod

В апреле 2003 года Apple заявила, что iPod стал «MP3-плеером номер один в мире», продав около 700 тысяч устройств. Однако получение контента для iPod было «беспорядочным» — в основном музыку скачивали из p2p-обменников или оцифровывали диски. Поэтому Apple задумалась о создании собственного музыкального магазина — и в 2003 году запустила iTunes Store, встроив его в iTunes.

Переговорами с правообладателями занимался Стив Джобс — он объяснял, что даже если пользователи и хотят платить за музыку в интернете, удобного способа сделать это нет, поэтому они крадут её.

Джобс предложил iTunes как удобный для пользователей компромисс. Компания планировала выпустить магазин только для Mac: в ограниченном виде и только с годовой лицензией на музыку.

Apple cделала ставку не на аренду музыки и сервис с подпиской, а на полноценную покупку и владение купленными треками — Джобс считал, что пользователи не хотят подписок и расценивал музыку как отдельный цифровой продукт. Также полноценная покупка песен помогала переносить библиотеку сначала на iPod, а затем на iPhone, считает Variety.

В результате переговоров с Джобсом все звукозаписывающие компании подписали соглашение. Стоимость одной песни установили в 99 центов — такую цену предложил Видич, тогда как Sony планировала продавать песни по $3, что снизило бы рост популярности сервиса.

Изначально в магазине было 200 тысяч песен, а музыку можно было передавать только на iPod из-за фирменной DRM-защиты от Apple — комбинация из iTunes, iPod и iTunes Store полностью блокировала конкурентов и стала успешной на рынке цифровой музыки.

Тем не менее обвинять компанию в недобросовестной конкуренции было нельзя — на iPod можно было передавать и пиратские (или конвертированные с CD) MP3-файлы.

За 18 часов после запуска Apple продала около 275 тысяч песен, за неделю — 1 млн, а к сентябрю 2003 года — 10 млн. Всего за первый год было продано 70 млн песен — популярность сервиса вынудила звукозаписывающие студии продолжить сотрудничество с Apple.

Сервисы по подписке уже существовали, например, в 2001 году появился Rhapsody — сервис, предлагающий безлимитное прослушивание полных альбомов песен за фиксированную ежемесячную плату.

Apple продолжила делать акцент на полноценном владении цифровыми медиа, добавив платные ТВ-передачи в iTunes в 2005 году. Так же, как и музыка, эпизоды сериалов и фильмы покупались единоразово, а не сдавались в аренду, несмотря на то, что большинство покупателей вряд ли включало купленные видео больше двух раз.

Превращение в медиакомбайн

Благодаря тому, что iTunes стал центром цифрового контента компании, Apple добавляла всё больше функций в приложение, в частности из-за тонкостей управления цифровыми правами.

Модель Apple по распространению фильмов и музыки была основана на принципе собственности, тогда как в контрактах с правообладателями компания указывала, что потребители фактически не владеют песнями, фильмами и сериалами, а берут их в аренду.

В результате Apple пришлось реализовать сложные правила управления устройствами, чтобы не испытывать проблем с лицензиями, и в iTunes появилась функция авторизации и деавторизации устройств пользователей.

Также, по мнению Variety, многие функции iTunes — подкасты, потоковое интернет-радио, активация iPhone, резервное копирование и установка обновлений системы появились только потому, что у компании не было «другого удобного места» для них.

Так iTunes постепенно превратился из приложения для организации музыкальной библиотеки с простым интерфейсом в масштабный программный продукт, перегруженный функциями — тем, что пользователи Apple стали ненавидеть.

*reading the eulogy at iTunes’s funeral* I’m glad it’s dead and everyone responsible for it should be in prison

(читает некролог про iTunes) Я рад, что это умерло, и каждый, кто к нему причастен, должен сидеть в тюрьме.

Также они предлагали концепты редизайна сервиса.

Медленная смерть iTunes и переход к сервисам по подписке

Эпоха iTunes подошла к концу в 2014 году с покупкой Beats Electronics и стримингового сервиса Beats Music, который был переименован в Apple Music, считает Variety. Покупка стала признанием Apple, что пользователи хотят пользоваться стримингом музыки, а не покупкой — на тот момент у музыкального сервиса Spotify уже было около 10 млн платных подписчиков.

К 2019 году это число выросло в 10 раз — сейчас у Spotify 100 млн платных подписчиков, а у Apple Music — 50 млн. В целом стриминг принёс около 75% всех доходов музыкальной индустрии в США в 2018 году, тогда как на цифровые продажи пришлось только 11%.

Аналогичный переход от покупок цифровых товаров к стримингу произошёл и в киноиндустрии — сейчас в Netflix около 150 млн платных подписчиков по всему миру, а к нему присоединяются Disney и другие киностудии. Apple также планирует войти на рынок видеосервисов с Apple TV+, который запустят в конце 2019 года в США, и это ещё одна причина отказаться от медиакомбайна, ориентированного на покупку контента.

Переход к сервисам по подписке отражается на общем доходе Apple — за первые три месяца 2019 года на этой части бизнеса компания заработала $11,5 млрд.

И хотя значительная часть дохода по-прежнему поступает от продаж в App Store и контрактов с другими компаниями, подписки становятся быстрорастущим бизнесом: суммарно по всем сервисам и компаниям, использующих биллинг Apple, у компании около 390 млн платных подписчиков на конец марта 2019 года, считает TechCrunch.

В новом мире диверсифицированных услуг больше не нужно единое приложение для «владения» цифровым контентом. Желающие покупать музыку и фильмы смогут делать это в отдельных приложениях.

Эпоха iTunes как ультимативного сервиса прошла. Он остаётся, например, на Smart TV, но его основное предназначение уже не так актуально как для компании, так и для его пользователей.

0
12 комментариев
Написать комментарий...
Платон Щукин

Я пользуюсь Spotify. Все.

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Konovalov

это было очень важно для нас, спасибо что поделились

Ответить
Развернуть ветку
Платон Щукин

Для меня было очень важно ваше мнение

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Гужов

Помнится больше всего меня вшторивала вон та кнопка в верхнем правом углу, которая еще в Burn превращалось. Там были всякие анимации и свистелки-перделки. При том что удобным плеер особо никогда не был, и попыток сделать хотя бы "винамп" для макоси различными разработчиками было предпринято немало.

А уж как он стал тормозить на старости лет, да на самых современных компах...

Ответить
Развернуть ветку
Антон Хоменко

И где теперь рингтоны покупать? Совсем уже в своем Apple Кука дали.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Leonenko

Зимой пришел запрос на интервью с коммандой iTunes. Решил пообщаться. В процессе 40 мин разговора с руководительницей команды выяснилось: процесс разработки отсутствует, что-то типа вотерфола без нормального планирования, каждые два года продукт полностью переписывается, причем UI специально остается одним и тем же, почти все спецы в команде IC (20+ стажа), как мне показалось это та ситуация, когда сложно руководить командой и членам сложно договариваться.

Я был немнгого удивлен откровенностью, обычно хайринг менеджеры пытаются приукрасить ситуацию, но тут можно только поблагодарить, что все на поверхности и никто не потратил время зря. Возможно с точки зрения кода там все ок, но продукт явно с проблемами, которыми они не занимались, вот и результат.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Сильнов

Я как раз задался вопросом, как Apple смогла выпустить такой дерьмовый продукт, в особенности, с точки зрения UI
Спасибо, теперь все ясно 

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Морозов

Эта чехарда никогда не закончится. Всё в одном приложении ⟶ Всё в разных приложениях ⟶ Всё в одном приложении ⟶ Всё в разных приложениях

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Игорь Моисеенко

Только вчера дошёл до чтения истории создания iTunes Store в книге Айзексона 😁

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Кравченко

Всех кто считает приложение Apple Music ужасным(но использует Apple Music), приглашаю поучаствовать в бета тестировании https://meows.app

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Alexandrovich Timoshin

Так и хорошо же.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Веденеев

Зайцев нет — наше всё! Какой ещё к чёрту айтьюнс?!

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Раскрывать всегда