Сооснователь консьерж-сервиса для ремонта машин Alfred — о проблемах рынка, доверии клиентов и партнёрстве в бизнесе

С Максимом Снигирёвым беседует Максим Спиридонов — автор одноименного YouTube-канала и генеральный директор образовательного холдинга «Нетология-групп».

О сути сервиса Alfred в трёх словах

Мы переизобрели авторемонт.

О рынке авторемонта

Когда ты приходишь на большой рынок и видишь, что у тебя, с одной стороны, есть большой спрос — много частников, которые хотят отремонтировать авто, а с другой — очень разрозненное предложение, где 20% рынка принадлежит дилерам. И нет ни одного доминирующего игрока, 80% — это маленькие автосервисы. Первое, о чём ты думаешь: «Надо делать маркетплейс!»

О проблеме рынка

Когда начинали делать классический маркетплейс — онлайн-платформу, где одни встречаются с другими, выяснили, что это не работает в классическом виде в авторемонте.

Когда у тебя сложная услуга, похожая на поход к врачу или авторемонт, классический маркетплейс не может контролировать качество: если исполнитель обманул клиента, виноватым будешь ты, клиент обвинит тебя.

О найденном решении

Сделали пивот, но остались маркетплейсом. Мы остаёмся платформой, но разработали гибридную версию, так как делаем то, что называется door-to-door delivery.

Клиент отдаёт нам машину, а мы контролируем качество среди автосервисов — клиент спрашивает с нас. Мы решили две глобальных боли бизнес-модели, которая не работает, и по-прежнему остались платформой.

О доверии клиентов

Когда мы только начали работать, поняли, что доверие клиентов — самый большой барьер. Очень часто многие клиенты, которые нас не знают, говорят: «А если вы украдёте мою машину или новый аккумулятор поменяете на старый?»

Мы им говорим, что есть более простые способы, чем делать стартап и поднимать миллиард инвестиций только для того, чтобы украсть машину.

О партнёрстве в бизнесе

Мы верим в партнёрство и считаем его очень большой силой бизнеса. Что мы сделали из системных вещей в этом направлении? Только недавно начали по-настоящему договариваться, что будем делать в сложных ситуациях: если кто-то захочет уехать, кто-то умрёт, кто-то разведётся — какие-то такие вещи.

У нас есть общая цель, мы понимаем, как хотим развиваться с точки зрения нас как персоналий, сколько денег хотим заработать и зачем это нужно. Все люди разные — тут не бывает такого, что все идут в одну сторону. Но мы поняли, что в целом совпадаем и точно не хотим заработать денег и просто уехать на Бали.

О людях

Если 80% твоих активов каждый вечер садится и уезжает домой, твой бизнес про людей. Если хочешь построить систему, которая развивается, растёт и может работать без тебя, а не просто создать себе рабочее место, ты обязан:

  • делиться;
  • находить таких же людей, похожих по майндсету, у которых есть мотивация и запал это делать.

Подробнее о рынке авторемонта в России и мире, партнёрстве в бизнесе и развитии сервиса Alfred — в полной версии интервью.

0
18 комментариев
Написать комментарий...
Макс Демидов
Клиент отдаёт нам машину, а мы контролируем качество среди автосервисов — клиент спрашивает с нас.

В видосе не услышал самого интересного - а как качество-то контролируется? Была позже жалоба от клиента или нет?

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Он в видео об этом рассказал, фиксируют негатив и отключают сервис при превышении определенного процента, если человек не обнаружил некачественный ремонт, то сам лох.

Ответить
Развернуть ветку
Макс Демидов

Я это смотрел, да. Поэтому и любопытно - то есть пока жалобы не поступит, сервис не отключат - это весь контроль качества что ли? Тогда имею заявить, что у меня контроль качества как минимум не хуже, готов принять бабки на аналогичный стартап :D
Ну а по части "сам лох" - если действительно система такая, то это не клиент лох, а сервис - козлы. Клиент что, должен сам проверять, не набодяжили с маслом, фильтрами, колодками что ли? А если факт обнаружится не сразу, а спустя недели или месяцы, а со сложным ремонтом, о том кстати тоже в видео упоминается, такое бывает?
Вот самого интересного в видосе-то и нет.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Грамотная диагностика сделанных работ будет сопоставима с ценой работ, никто за это платить не будет. У множество работ вообще не возможно проверить качество при выезде из сервиса, только после какого-то пробега.
Проще недовольному клиенту переделать бесплатно в другом сервисе (он будет очень рад) и сделать втык сервису или перестать с ним работать.

Ответить
Развернуть ветку
Макс Демидов

Значит получается очередной развод. Так-то бы хрен с ним, но от них постоянно рекламка всплывает в фб, и уж сильно круто там заявлено, а-ля "все п*дарасы, а я д'Артаньян". Всё бы хорошо, но получается, что у тебя своего сервиса нет, а сотрудничаешь ты с этими же п*дарасами, якобы находя среди них лучших ))) Интересно, долго ли продержутся.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Имхо нишевая тема, больше для Москвы подходит, где 2 т.р. многим проще отдать, чем самому время тратить, в городах поменьше, проще найти нормальный сервис и самому туда сдавать авто.
Также мутная тема с запчастями, они пишут про то, что якобы цена на запчасти у них значительно ниже за счет оптовой закупки, что туфта чистой воды. С вероятностью 99%, они будут ставить не оригинальные аналоги, это не многим понравится, так как аналог аналогу рознь, какой-то ничем не отличается по качеству, какой-то полное г.

Ответить
Развернуть ветку
Макс Демидов

А насчёт для Москвы - мне, скажем, конечно нифига неудобно, но езжу на ТО ровно на противоположный конец Москвы каждый раз, там вот нашёлся сервис, где разводняк хотя бы не чувствуется. Не ведутся даже на предлоги типа "Может ещё что-то посмотрите? Деньги есть".
По этой причине отказался от официального дилера - когда на прадик с пробегом 60тыс сказали "ууууу, да у вас тут уже это надо, и вот это, и по ходовой надо бы кой-чаго поменять". А к пацанам пригнал и услышал "да нет, у вас тут нормально всё. А что с ним может быть с таким пробегом?".

Это, кстати, ещё один интересный момент. Так-то ни две, ни три тысячи не жалко, но ведь я ж не знаю, куда они тачанку повезут. И кто будет смотреть и резюме мастера слушать? Пацан, который не стесняется говорить, что сам в ремонте вообще не рядом? :D

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

С мастерами вообще жопа, когда мой мастер ушел на покой по здоровью, я попал, вот моя история:
https://vc.ru/flood/44661-uber-dlya-garazhnikov-vzletit

Только на днях мне один предлагал поменять задний левый ступичный подшипник, но не стал у него ничего делать, посмотрев как он снимал поддон АКПП для замены фильтра.
Нашел другого, вроде как с большим стажем по американским авто, наглядно мне доказал, что менять нужно правый)))) Похоже на анекдот, но когда сзади цельный мост, легко спутать нормальный люфт для модели с ненормальным.

Ответить
Развернуть ветку
Макс Демидов

Да вот тоже, кстати, смущает фраза "мы зарабываем со скидки тут и там". Скидка на работы - а зачем оно нормальному сервису, у которого и так всегда загрузка более-менее нормальная? Ну даст он скидку 10% для прикола - ну и где тут бизнес?
По запчастям - симметрично. Не в теме, но предполагаю, что запчасти надо закупать вагонами, чтобы зарабывать за счёт предоставленной скидки :D И снова вопрос - где тут бизнес?
Суть вопроса противоречит сама себе - мы посредники, но делаем не дороже и не хуже. Значит кто-то в этой цепочке либо зарабатывает меньше, либо платить больше, либо посредник пол-ставки, т.е. опять же - прибыли нет.
Ну и да, будет познавательно, если вскроется, что запчасти закупались неоригинальные ))) Будет вдвойне интересно ещё разок послушать про пивоты и эджайл :D

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

У них бизнес модель очень уж офлайновая, это совсем не похоже на условный uber, думаю будут проблемы с масштабирование.

К концу 2017 года компания рассчитывает нарастить клиентский поток до 50 заказов в день, расширить штат водителей до 30 человек, а число операторов — увеличить минимум вдвое.
https://incrussia.ru/concoct/alfred-zarabotat-na-reshenii-problem-avtovladeltsev-s-pomoshchyu-servisa-personalnogo-pomoshchnika/

Получается, один сотрудник способен переварить в среднем один заказ, с учетом их ценника в 2500 руб., даже зарплатный фонд это не отобьет, значит будут мутные мутки на запчастях и цене ремонта.

Ответить
Развернуть ветку
Макс Демидов

Мне видится, что как раз масштабироваться-то можно очень круто - сервисов немеряно, договариваться с каждым о сотрудничестве можно ещё очень долго ) Не видно, где деньги-то.

Открыл статью, прочитал "Полтора года назад сооснователь digital-агентства JAMI Макс Снигирев сдал машину в ремонт, а когда забрал — понял, что его «развели». Цена ремонта была значительно выше оговоренной. " и закрыл - сорри, дальше я читать не могу хD

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Я к тому, что без муток не получится масштабироваться, их 2500 руб. не покроют затрат. Значит рокетсаенса не будет, обычный бизнес по русски.

Ответить
Развернуть ветку
Макс Демидов

Это да, разве что найдётся инвестор, который потом спишет на убытки по известной формуле "из десяти один стреляет".
Интересно будет года через два посмотреть на результат. Судя по тому, как часто стали в рекламных записях появляться, вряд ли дадут о себе забыть :D

Ответить
Развернуть ветку
Firdavs Khaydarov

Как же много Альфредов https://www.alfredapp.com

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Ефремов

А во что вы инвестировали миллиард (даже рублей), если 80% активов люди? В зарплаты?

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Маркетинг очень дорогой, разработка дорогая, так как конкурировать с западом приходится.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Эх, может правда замутить стартап? Как думаете, коллеги?
https://vc.ru/flood/44661-uber-dlya-garazhnikov-vzletit

Ответить
Развернуть ветку
Иван Пачко

При всем уважении к ребятам и к крутой идее кастомизировать и автоматизировать непрозрачный рынок ТО. Пользовался услугой Альфред в 2018 году трижды: пару раз на плановое ТО (замена масла и фильтров, шиномонтаж + проверка ходовой, технических жидкостей и тормозов, чтение ошибок) и ещё раз не внеплановую поломку. Рычаги подвески на Мерседес меняли 7 (семь!) дней; до менеджеров, которые должны вроде как сами выходить на связь и держать в курсе всех шагов каждые пару часов, невозможно было дозвониться и дописаться в мессенджерах в течение всего рабочего дня. Исходя из сроков ремонта и неготовности менеджеров оперативно ответить по статусу и деталям работ, имею все основания предположить, что станции ТО в пуле проекта - это те самые "гаражи", от которых проект должен, наоборот, охранять, без своей базы запчастей. За что тогда сервис берёт деньги? Экономии времени нет вообще. В итоге плюнул и ушел с переплатами в "Юнит", где поломку исправили за сутки. Последней каплей в Альфред стала неправильная диагностика ходовой, из-за которой вовремя не увидели износ подшипника правого привода (постоянная болячка всех 4matic), в итоге попал на 105 тысяч рублей внепланового ремонта (как раз в "Юните"), хотя предстоящий износ детали можно было легко заметить на самом первом альфредовском ТО (отдельно оплачивал у Альфред именно тщательную диагностику ходовой). Уверяли, что машину отдавали исключительно на специализированный под МБ сервис.

Вывод: пока основатели жёстко и недальновидно оптимизируют косты, экономя на качественных сервисах + очень плавает качество менеджерского сопровождения после сдачи им авто, что просто недопустимо при существующей ценовой политике.

Доходило до смешного: шел шестой день ремонта, очередной день ожидания без понимания реального статуса попал на захватывающий матч ЧМ-2018, менеджер должен был ответить в течение пяти минут по его же собственному обещанию, в итоге пропал на два часа, и после очередного напоминания вышел на связь аккурат после серии пенальти. WTF?

Рекомендация: внедрить жёсткий опрос о качестве работы менеджеров (к самим водителям, забирающим авто, при этом вопросов практически нет).

Не вовлекать в воронку продаж все марки без разбора. Начать буквально с пары марок, отточить уровень оказания услуг; условно говоря, убедиться, что корейцев вы чините стабильно хорошо и без нареканий клиентов, и только после этого добавлять других автопроизводителей. А обратиться к механику, который, к примеру, большую часть времени чинит Форд и просто не знаком со всеми нюансами тех же баварцев, я могу и самостоятельно.

Ответить
Развернуть ветку
15 комментариев
Раскрывать всегда