Истории Philipp Kontsarenko
5 542

Гендиректор «Яндекса» Александр Шульгин о конфликте с Google, развитии «Кинопоиска» и «Яндекс.Такси»

Гендиректор «Яндекса» Александр Шульгин дал интервью изданию «Коммерсантъ». Шульгин рассказал о причинах подачи жалобы в ФАС на Google, развитии сервисов и участии основателя компании Аркадия Воложа в операционной деятельности.

ЦП выбрал наиболее интересные моменты из интервью.

О борьбе с Google за Android

18 февраля 2015 года руководство «Яндекса» направило в Федеральную антимонопольную службу заявление, касающееся предустановленных сервисов Google на Android-устройствах. Компания считает, что Google пользуется своим положением поставщика операционной системы, не давая другим организациям возможности включиться в честную борьбу. 

Наша позиция проста: как только ты стал монополистом, нельзя использовать доминирование в одной сфере для продвижения своих продуктов из совсем другой области. Таковы антимонопольные правила во всех развитых странах. Производители должны иметь возможность ставить на свои устройства те сочетания приложений, которые они посчитают нужными. Это оздоровит конкуренцию.

Шульгин считает, что Google со своей бесплатной операционной системой Android, набравшей аудиторию и большое количество производителей, не просто крупный игрок — по всем измерениям у устройств на Android мировая доля выше 80%. Однако американская компания на этом не остановилась и решила ограничивать предустановку сервисов «Яндекса» на устройствах производителей:

Если ты хочешь получить на свое устройство Android с важными ключевыми компонентами от Google, то ты обязан предустановить и поиск Google, и другие их сервисы, а в некоторых случаях и вовсе не имеешь права установить сервисы конкурентов. С одной стороны, Google декларирует открытость Android, с другой — совершает действия, которые говорят об обратном.

Видимо, ситуация идет к тому, что все производители мобильных устройств будут по рукам и ногам связаны контрактами с Google, заключает гендиректор «Яндекса».

Ранее производители Explay, Fly, и Prestigio предустанавливали сервисы «Яндекса» на свои смартфоны. Однако позже они получили запрет от Google, рассказывает Шульгин. 

Если же производители решат сотрудничать с «Яндексом», их отключат от экосистемы — это означает отсутствие доступа к Google Play и другим ключевым компонентам Android.

После отказа давних партнеров от сотрудничества мы поняли: раз с нами борются на уровне ограничений в договорах, а не качества сервисов, необходимо решать этот вопрос юридически.

Причина, по которой «Яндекс» борется за присутствие на смартфонах — поисковая доля. Предустановка оказывает значительное влияние на охват аудитории и объем использования приложений и сервисов. Доля поиска «Яндекса» на Android в четвертом квартале 2014 года — 44%, при этом доля «Яндекса» на Nokia X, где российский сервис установлен поиском по умолчанию, — 76%. 

Шульгин рассказывает, что когда на iOS нельзя было поставить поиском по умолчанию «Яндекс», его доля на этой платформе составляла около 35%. После включения «Яндекса» в список возможных поисковиков по умолчанию доля выросла до 49% по итогам четвертого квартала 2014 года.

Строение пользовательского интерфейса Android таково, что, говоря образно, битва за присутствие на втором и третьем экранах — это битва за неудачное место на полке в магазине, где твой товар могут найти только те, кто точно знает, где он стоит. 

А предустановка — это битва за то, чтобы вообще попасть в ассортимент магазина. Если тебя нет на полке, то, чтобы купить твой товар, покупателю надо идти на склад, самому искать, самому нести к кассе. 

Про кризис

В сложившейся экономической ситуации «Яндекс» намерен фокусироваться на поиске, рекламных технологиях и новых бизнес-инициативах. 

Шульгин приводит в пример «Яндекс.Такси»: «На фоне всего "Яндекса" — это не очень большой проект, но он очень быстро растет. Мы создаем бизнес-команды внутри "Яндекса", потому что "Яндекс" исторически развивался как компания одного продукта — поиска и связанной с ним рекламы». 

Сейчас «Яндексу» нужны предприниматели, которые хорошо понимают, как расширить компанию на новые продукты или рынки, отмечает гендиректор компании. 

На вопрос «Коммерсанта», собирается ли «Яндекс» сокращать расходы на персонал, Шульгин ответил, что это будет зависеть от «ситуации в стране». 

Последние годы мы росли даже чуть более опережающими темпами по сравнению с рынком и по отношению к росту своей выручки. В 2013 году в «Яндекс» пришли 1,9 тысяч человек, уволились или были уволены 650, в 2014 году — 1,5 тысячи и 750 соответственно. Но, кажется, нам и другим крупным интернет-компаниям будет легче пройти этот кризис, чем остальным игрокам рекламного рынка.

О коалиции с Microsoft

В интервью «Коммерсанту» гендиректор «Яндекса» рассказал, что у российской компании с Microsoft общие интересы. Microsoft входит в альянс Fair Search, по заявлению которого Еврокомиссия расследует в Европе действия Google на Android. 

В 2014 году «Яндекс» привлекли свидетелем к этому расследованию, поскольку российский поисковик —  один из немногих конкурентов Google. 

У нас с Fair Search общие интересы в части создания равных для всех условий игры на Android. В своем недавнем заявлении альянс Fair Search, куда входят Microsoft, Oracle, Nokia, Expedia, TripAdviser и многие другие, поддержал наше заявление в ФАС.

О планах

«Яндекс» намерен заняться развитием нескольких стратегических направлений — повышение поисковой доли в Турции и развитие продуктов для бизнеса: «В нашем случае это рекламные технологии "Яндекса", в них мы тоже будем инвестировать».

Третье направление — мобильное. «Наши геоприложения популярны, но явно надо делать больше», — отмечает Шульгин.

Компания также инвестирует средства в дата-центры. 

В 2015 году мы продолжим вкладывать в это, возможно, даже ускоренными темпами. Потому что мы видим, с одной стороны, необходимость, с другой стороны, возможности в том, чтобы нарастить поисковую базу. Это должно оказать эффект на качество поискового продукта и в России, и в Турции, и на других рынках.

Про Auto.ru

Мы купили Auto.ru, чтобы сделать то, что в нашем понимании будет лучшим сервисом для купли-продажи автомобилей. В первую очередь для частных лиц, для тех, кто продает собственные машины, но также и для автодилеров. Это и есть цель сделки.

«Яндекс» не собирается вводить радикальные изменения в сервис, поскольку пользователи Auto.ru, особенно в Москве, очень лояльны проекту. Однако маркетинговый бюджет сервиса компании пришлось пересмотреть: «Все-таки ситуация сильно изменилась. Разумеется, мы будем поддерживать Auto.ru, но у нас есть и внутренние ресурсы поддержки».

Про «Кинопоиск»

Шульгин рассказал, что «Яндекс» планирует добавить возможность просмотра кино онлайн на сайте «Кинопоиска». При этом компания не собирается владеть этим контентом — для этого привлекут большую группу партнеров. 

Главная ценность, которую хотим создать для пользователей,— система рекомендаций. Иногда выбор фильма занимает времени больше, чем в принципе есть на его просмотр. Мы хотим сделать технологию рекомендаций, которая экономит время и позволяет открывать для себя новые фильмы.

Такая же технология рекомендаций используется в сервисе «Яндекс.Музыка». Благодаря ей, после перезапуска «Яндекс.Музыки» среднее время прослушивания на вебе выросло на 22%, в телефонах — на 30%, добавление в личные фонотеки выросло в десять раз, и это только начало.

Точных сроков запуска нет — «Это зависит от нашей команды. Когда они будут готовы показать миру то, что сделали, тогда и объявим».

Про «Яндекс.Такси»

Команда «Яндекса» планирует добавить возможность оплаты банковскими картами: «В ближайшие пару месяцев подключим».

Про Аркадия Воложа

По словам гендиректора «Яндекса», Волож участвует во всех важных событиях — он по-прежнему вовлечен в жизнь российского «Яндекса». 

Благодаря тому, что я занимаюсь операционной деятельностью в России, он больше времени уделяет международному направлению. Но российский «Яндекс», конечно, полностью не оставил. По-прежнему с нами.

#Интервью #яндекс #Александр_Шульгин #новый_гендиректор_яндекса

{ "author_name": "Philipp Kontsarenko", "author_type": "editor", "tags": ["\u044f\u043d\u0434\u0435\u043a\u0441","\u043d\u043e\u0432\u044b\u0439_\u0433\u0435\u043d\u0434\u0438\u0440\u0435\u043a\u0442\u043e\u0440_\u044f\u043d\u0434\u0435\u043a\u0441\u0430","\u0438\u043d\u0442\u0435\u0440\u0432\u044c\u044e","\u0430\u043b\u0435\u043a\u0441\u0430\u043d\u0434\u0440_\u0448\u0443\u043b\u044c\u0433\u0438\u043d"], "comments": 16, "likes": 14, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "subsite_label": "story", "id": 7145, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Thu, 12 Mar 2015 11:23:29 +0300" }
{ "id": 7145, "author_id": 4, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/7145\/get","add":"\/comments\/7145\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/7145"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199131 }

16 комментариев 16 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...

Комментарий удален

Комментарий удален

4

Сколько грязи в комментариях

Ответить
3

Вы так все говорите, что Гугл изобрел Андроид. Читайте историю его. Они его так же купили, и ничего не делали. Всё сделали до них.

Ответить
0

Вот именно. Они его купили даже и развили. Кучу денег вбухали. А Яндекс может использовать его бесплатно, вообще.

Ответить
2

Яндекс не оставляет попытки объяснить аудитории почему они "все равно хорошие" в этой серии грязных историй.

При этом уровень комментаторов растет и уже добрались до гендиректора. Видимо эффекта нужно прежние комментаторы не принесли. Формулировки тоже заметно поменялись, хотя двуликие нестыковки остались.

Не дадим Google развивать другие продукты за счет своей монополии, но Auto.ru купили. Купили из лучших стремлений, разумеется. А вот Google всех ограничивает из злого умысла, еще и других подговаривает.

Но больше меня заинтересовало не это. Красной нитью через весь текст написано "мы хотим расширяться и захватывать рынки". То есть просто пропихивать то, что уже есть. И практически ничего про развитие новых сервисов. Я правильно понял, что у Яндекса в плане только фильмы начать показывать, убивая уже существующие сервисы? А все остальные усилия пойдут на захват рынка, включая юридические методы давления на конкурентов?

Ответить
2

клево, что у нас есть yandex

Ответить

Комментарий удален

0

Все правильно, где здоровая конкуренция?

Ответить

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

1

Всё просто:
1. Сделайте так, чтобы ваш поиск выдавал свежую информацию, вместо устаревшей.
2. Сделайте так, чтобы ваш альтернативный маркет работал хотя бы не хуже амазона. Увы, реально им пользоваться практически невозможно.
3. Сделайте так, чтобы новый фильмы можно было покупать одновременно с началом показа в кинотеатрах и смотреть, как через хромкаст.
4. Сделайте так, чтобы с вашим ядиском было удобно пользоваться. Например, чтобы можно было делать автоматические резервные копии данных с устройства.

Можно продолжать до бесконечности. И, главное, у гуглов это ведь тоже не реализовано! А у вас и этого нет!
Вот яндекс.маркет же все используют? Потому что хороший, продуманный сервис. Если не поломаете его, то конкурентов ему не будет. Скажу больше, можно ещё чуть подкрутить, и вы с лёгкостью потесните avito!
Но, судя по тому, что этого до сих пор нет, оно и не надо.

Ответить
–3

Наша позиция проста: как только ты стал монополистом, нельзя использовать доминирование в одной сфере для продвижения своих продуктов из совсем другой области.

А на сам Яндекс это, видимо, не распространяется? Двуличные подонки.

Ответить
–4

"Однако американская компания на этом не остановилась и решила ограничивать предустановку сервисов «Яндекса» на устройствах производителей"
"Ранее производители Explay, Fly, и Prestigio предустанавливали сервисы «Яндекса» на свои смартфоны. Однако позже они получили запрет от Google"
Или нужно представить документ, в котором черным по белому такое написано, либо не сотрясать воздух фантазиями.

Ответить
–4

"После отказа давних партнеров от сотрудничества... " партнеры отказались по простой причине- предустановленные/неудаляемые сервисы Яндекса добавляли много головной боли и никаких конкурентных преимуществ. Если я покупаю Fly и на нем приложение яндекса, которое не могу удалить, то к кому я должен предъявлять претензии?

Ответить
0

"Александр Шульгин". Хм, что-то знакомое.

Ответить
0

Возможно, я прозвучу как пикейный жилет, но при Аркадии и Илье у руля компания была живее, что ли...
Сейчас пошли покупки большой компанией потенциально интересных сервисов. И это путь хороший, однако не всегда верный.
Сегодня, кажется, компании в России уже тесно. Потому покупки идут по восходящей (по цене, но не по важности или пользе).
А надо двигаться за рубежом. И Турция, пусть шикарный выход на новый рынок, но не должна оставаться единственной страной.
Сегодня надо биться за Скандинавию, Германию и пр. Но почему-то битва идет за расширение Яндекс.Такси.
Пробуксовка, как мне кажется. Но, надеюсь, все пойдет лучше и быстрее.

Ответить
–1

В контексте данной статьи, использованное словосочетание 'поисковая доля' воспринимается несколько иным образом, чем мы привыкли.

Ответить
–1

Я за свободу! Пусть везде будет предустановлен Хуяндекс в качестве поиска!

Ответить

Комментарий удален

–4

А покупка крепнейшего игрока рынка авто.ру тындексом, это не тоже самое, что делает гугл?

Ответить
0

Авто.ру уже давно не крупнейший игрок (года 3 как они слились Дрому).

Не удивлюсь, если падание продолжится.

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Компания отказалась от email
в пользу общения при помощи мемов
Подписаться на push-уведомления