Переехать из СССР в США, привлечь $115 тысяч на краудфандинге и запустить сервис для разведённых родителей Статьи редакции

История Елены Краснопёровой, которая построила карьеру в консалтинговом агентстве BCG и eBay, а затем стала предпринимательницей.

В 1990-м году Елена Краснопёрова поехала учиться в США и осталась в стране. Девушка закончила колледж, поступила в Стэнфордский университет и сделала карьеру в консалтинговой компании BCG. Её клиентами были технологические компании — eBay, PayPal и другие.

В 2015 году Краснопёрова решила создать собственный стартап — сервис для коммуникации между школами и родителями. Это оказалось сложнее, чем рассчитывала предпринимательница, — бюрократия в государственных учреждениях и длинный цикл продаж мешали развиваться маленькой компании.

Тогда она решила создать приложения, которые помогут общаться родителям между собой: не путаться в расписании, не забывать, кто именно забирает ребёнка из школы или ведёт к врачу.

Краснопёрова рассказала о своих первых предпринимательских ошибках, особенностях инвестирования в американские стартапы и о том, как попала в программу для женщин от Apple.

Из СССР в США

До 17 лет я родилась и жила в Перми. Родители отдали меня в английскую школу, поэтому я рано начала изучать иностранный язык. После школы я переехала в Москву и поступила на филологический факультет, хотела быть профессором: преподавать филологию и лингвистику.

В 1990 году на третьем курсе у меня появилась возможность приехать по обменной программе в США. Я попала в колледж Уэллсли, который находится на восточном побережье недалеко от Бостона. Кстати, этот колледж заканчивала Хиллари Клинтон.

После года учёбы по обмену захотелось остаться в США: подала заявление, и меня приняли. Кроме того, мне выделили и финансовую помощь — это важно, потому что родители не могли оплачивать столь дорогое обучение.

После колледжа я поступила в Стэнфордский университет. Во время учёбы поняла, что меня больше интересует бизнес, чем преподавание.

В 1998 году консалтинговая компания BCG искала консультантов не с типичным экономическим образованием, а с другим: гуманитарным, юридическим или медицинским. Я подала заявление, прошла несколько этапов отбора, и мне предложили работу.

Я работала в офисе в Сан-Франциско. Основными клиентами были технологические компании. Было интересно, но напряжённо: работала занимала около ста часов в неделю, приходилось путешествовать по разным городам и странам. Так прошло почти пять лет. Утомительный график стал сказываться на здоровье и семейных отношениях, тогда я решила перейти в eBay.

С 2003 года я работала только в технологических компаниях: eBay, PayPal, стартапах Zong и Upwork.

С 2015 года я ушла с работы по найму и решила стать частным предпринимателем.

Я давно видела, что мало кто делал приложения для мам и пап. Казалось бы, такая важная работа — воспитывать детей. Почему нам никто в этом не помoгает?

На работе у меня был ассистент, который помогал мне составлять расписание и назначать встречи. На помощь приходят и приложения: календари, заметки, напоминания. Но дома ассистентов нет.

Первый стартап

Моей первой идеей стало приложение для общения родителей со школами. Из школ постоянно приходят электронные письма, объявления о мероприятиях, предложения волонтёрства и так далее. В день иногда приходит по пять-шесть писем.

Только представьте: в школе 500 детей и около 1000 родителей, которые работают в Кремниевой долине, но ежедневно должны находить время, чтобы вчитаться в письма, отобрать из них важную информацию и записать в календарь. Мне показалось это неправильным и непродуктивным.

Я назвала приложение SimplyCircle. Изначально вложила в разработку собственные деньги — не могу назвать точную сумму, но для меня она была внушительной. Сначала у нас была только веб-версия SimplyCircle, а затем мы сделали приложение для App Store и Google Play.

Школы покупали мою систему и платили за ежегодную или ежемесячную подписки.

Я наняла команду: маркетолога, менеджера по продукту, специалиста технической поддержки и нескольких разработчиков. Найти подходящих людей не составило труда: большинство сотрудников были моими бывшими коллегами из PayPal или eBay.

И хотя это были профессионалы своего дела, работать с ними в самом начале пути было ошибкой. Дело в том, что сначала нужно провести предварительное тестирование — понять, насколько рынок заинтересован в вашем продукте и готов за него платить. Делать бизнес с нуля сложно, но в первые дни лучше самостоятельно заниматься маркетингом и поддержкой продукта.

Большую часть средств для работы я взяла из своих сбережений. Ещё в SimplyCircle вложились несколько моих друзей: каждый инвестировал небольшую по американским меркам сумму — от $5000 до $50 тысяч.

После двух лет работы над SimplyCircle я поняла, что в США продавать технологии для школ очень сложно. Всё дело в бюрократии: нельзя просто так прийти в школу и предложить свою технологию. Подобные вопросы решаются на уровне района, в котором может быть больше 20 школ.

Переговоры длились долго, цикл продаж длинный. А мы были маленькой компанией — в таких условиях сложно выживать.

Кроме того, через два года работы у нас появились конкуренты: в нишу зашли несколько стартапов, которые привлекли десятки миллионов долларов инвестиций. Конкурировать стало тяжело.

Приложение для родителей

Я решила переключиться на b2c-нишу и начала работать над концепцией органайзера для родителей. Назвала это приложение Calroo. Оно позволяет родителям синхронизировать своё расписание, календари и другие дела, чтобы равномерно и удобно распределить домашние обязанности. Очень не хочется во время рабочего дня думать, не забыл ли муж про то, что сегодня его очередь забирать детей из школы.

Весь смысл в том, чтобы облегчить жизнь занятых родителей, объединить все мессенджеры и календари в одно приложение и позволить легко обмениваться информацией.

Во время работы над новым приложением я учла допущенные в прошлый раз ошибки: стала приглашать специалистов на проектную работу, когда возникала необходимость. На постоянную работу наняла только программистов.

Также я организовала краудфандинговую кампанию на Wefunder и собрала $115 тысяч. Ещё около $50 тысяч получила от двух бизнес-ангелов.

Интерфейс Calroo

Как устроено инвестирование в США

Сейчас в США есть два финансовых документа — convertible note и SAFE.

Convertible note — это инвестиция, при которой бизнес-ангел вкладывает, например, $25 тысяч и получает расписку, что его деньги конвертируются в акции компании при определённых условиях.

Допустим, если крупный инвестиционный фонд вложит в стартап минимум $2 млн. Однако если компания провалится, то деньги от бизнес-ангела нужно вернуть. Это сложно — при банкротстве стартапу не из чего вернуть инвестиции.

Но акселератор Y Combinator создал новый финансовый документ SAFE — Simple Agreement for Future Equity. Он похож на convertible note, но отличается тем, что в случае неудачи стартап не обязан возвращать деньги. Это просто соглашение о том, что вы вкладываете деньги и верите в компанию.

WeParent

Calroo интегрировалось с разными календарями. Если вы используете «Google Календарь», то все события из него будут отражаться и в Calroo. Смысл в том, чтобы поделиться всей информацией с партнёром.

Но у разведённых пар другая ситуация — они не хотят делиться друг с другом всем своим расписанием.

Кроме того, у разведённых пар с детьми в США очень строгое расписание. Например, суд определил, что в школьное время дети находятся с отцом с семи часов вечера пятницы до шести вечера воскресенья, а в остальное время — с мамой. Это условие нужно строго соблюдать, иначе можно лишиться опеки над детьми.

Эти нюансы я узнала, разговаривая с потенциальными пользователями. В Calroo не было столь широкой функциональности. Тогда я решила создать приложение для разведённых родителей — WeParent

Интерфейс WeParent

WeParent отличается от Calroo по функциям — вы можете дать партнёру ограниченный доступ в календарь, также в приложении есть общая библиотека, где можно оставлять записки, собирать счета, фотографии, необходимые контакты.

Между разведёнными родителями бывает много конфликтов. Они не особенно хотят друг с другом общаться, но обязаны из-за общих детей. Наша задача — свести конфликты к минимуму, чтобы не страдали дети.

Также в приложении общение формализовано — эту информацию можно будет использовать в суде, если понадобится.

Мы запустили WeParent в марте 2018 года — на разработку ушло меньше полугода. За шесть месяцев у нас сменилось уже более 100 версий приложения — постоянно что-то улучшаем или добавляем функции. Пока оно доступно только в App Store, но скоро появится и в Google Play.

Сейчас я хочу сосредоточиться на аудитории разведённых родителей и сделать подходящее приложение. Со временем (может быть, в следующем году) мы сделаем приложение более гибким и подходящим для разных семей.

При регистрации человек сможет указать, какой тип семьи ему подходит: полная семья, разведённая, только один родитель или родители, которые состоят уже во втором браке.

Исходя из этой информации, приложение будет предоставлять нужный пользователю интерфейс. У варианта «полная семья» будет много функций от Calroo, а у варианта «разведённые родители» — WeParent останется примерно таким, какой он есть сейчас.

Пока приложением пользуются тысячи людей — точный показатель сказать не могу. Сейчас подписка стоит $10 в год, причём первые две недели им можно пользоваться бесплатно.

Люди по-другому относятся к продуктам, за которые они платят пусть даже небольшие деньги. Я знаю, что легче было бы делать бесплатное приложение и монетизировать его через рекламу, но не хочу так.

Пусть в приложении будет меньше пользователей, но зато они будут настоящими.

Приятно осознавать, что рынок ценит то, что я создала.

Со временем мы будем повышать цену, но не слишком высоко.

Пока у компании нет маркетинговой стратегии: люди находят нас по ключевым словам в App Store. Когда мы доделаем все функции, добьёмся стабильности по iOS-приложению и подключим Android-версию, можно будет подумать и о продвижении.

Мы будем искать партнёров, которые ведут сайты и блоги. Это писатели или журналисты, которые пишут статьи про разведённых родителей. Есть группы родителей, которые читают публикации и собираются где-то. Мы хотим подключиться к этим группам, чтобы распространять нашу рекламу.

Я мечтаю о том, что расширить метод продажи на b2b-рынок. Например, PayPal может приобрести подписку на приложение, а потом предоставить сотрудникам его бесплатно, как employer benefits. Это приложение поможет им снизить стресс и думать о работе, а не о том, кто сегодня забирает детей из школы.

Пока приложение только на английском языке и доступно в пяти странах: США, Великобритании, Австралии, Канаде, Новой Зеландии. Больше всего мы сфокусированы на США.

Я изучаю ситуацию и в других странах: ведь разведённые родители есть повсюду. В Америке я знаю своих конкурентов лучше, чем конкуренты знают себя.

Пока не знаю, какие подобные приложения есть в России, поэтому не говорю, что мы точно будем здесь работать. Я буду разговаривать с российскими потенциальными пользователями, узнавать, чем они пользуются, изучать местную конкуренцию. Если моя гипотеза подтвердится, мы будем работать и в России.

Для каждой страны можно создать свою ценовую политику — когда WhatsApp начинал работать, приложение стоило всего $1. Главное, чтобы у людей была потребность.

Про конкурентов

Если у вас появилась идея, но подобных продуктов ещё никто не сделал — скорее всего, у рынка нет в этом необходимости. Все хорошие идеи давным-давно пришли людям в голову.

Конкуренция бывает разного вида. Если вы хотите сделать новую поисковую систему и посоревноваться с Google, то не советую так поступать. У Google миллиарды долларов и миллионы пользователей.

В моей нише с разведёнными родителями есть приложения других компаний, но у всех у них десятки или сотни тысяч (в лучшем случае) пользователей.

Я знаю, что разведённых родителей в Америке около 20 млн человек. Понятно, что далеко не все они пользуются приложениями, которые разработали мои конкуренты.

Моя ниша не занята крупными игроками, а значит, можно пробовать штурмовать рынок.

Ни одна из компаний-конкурентов не расположена в Сан-Франциско, это тоже плюс для меня. Они находятся в разных местах и по-другому подходят к приложению. Естественно, я изучала конкурентов: их бизнес, продукт, сколько инвестиций они привлекали и так далее.

Когда у вас совсем нет конкуренции, то это означает, что нет и рынка. Когда конкурентная фирма выиграла игру, то невозможно с ними конкурировать. Если у вас появилась новая идея или подход к проблеме, то конкуренты — это хорошо. Значит, спрос и рынок есть.

Entrepreneur Camp от Apple

В конце 2018 года Apple объявила о программе для женщин-предпринимателей Entrepreneur Camp.

Когда я узнала о программе, то подумала, что это не для меня. Условия участия были такими: женщина должна быть предпринимательницей и иметь в команде одного мобильного разработчика-женщину. А в моей команде все программисты были мужчинами.

Если бы я сама была программистом, то могла бы подать заявку. Найти номинальную женщину-программистку и вместе податься на программу тоже не выходило: нужно было обязательно лично приехать в Apple Camp.

Apple Entrepreneur Camp

Через несколько дней мне написала женщина, которая тоже искала партнёра в команду, чтобы учиться в лагере. Так нашлась команда, и мы вместе подали заявление. Мы начали работать вместе за несколько месяцев до Apple Camp, а потом поехали в лагерь. Сначала она работала с нами на фрилансе, а теперь перешла на неполный рабочий день.

Мы попали в первый набор. Всего Apple выбрала 11 компаний из нескольких тысяч. Было очень приятно оказаться в числе счастливчиков: услышать «да», когда так часто слышишь «нет». Мы были единственные из Калифорнии, а остальные из других штатов или стран.

Программа была серьёзная и длилась две недели. Занятия проходили с 9 часов утра и до 17 часов.

Менторы на курсе учили программистов в командах работать над продуктом, дизайном, разработкой. Для меня это тоже полезно — я ведь работаю с программистами, формулирую им задачи.

Если посмотреть на статистику инвестиционных фондов, то можно узнать, что только 2,2% денег идут в стартапы, созданные женской командой. Это слишком мало. Apple делает всё, чтобы помочь — советами, поддержкой и менторством. В июне этого года мы посетили WWDC, нас пригласили бесплатно.

Пять советов для предпринимателей

Первый урок — нужно быть уверенной в себе и принимать риски. У меня было столько страхов, начиная с самого приезда в США. Ведь я ни разу не была за границей и даже не знала, как выглядит доллар.

Я психолог по образованию и могу подтвердить, что мужчины и женщины по-разному ищут и подают резюме на вакансии. Мужчина изучает список критериев на должность и откликается, даже если имеет всего 50% навыков от нужных. Женщина стесняется подать заявку, если её компетенции расходятся с требованиями компании всего на 5%.

Если вам хочется получить работу и у вас есть какие-то навыки, пробуйте.

Если вы не поднимите руку, то вас точно никто не пригласит.

Будьте уверены в себе. Да, случится много неудач и рисков, но когда вы пытаетесь, открываются новые дороги и возможности. Под лежачий камень вода не течёт — это точно.

Второй урок — нужно всю жизнь продолжать учится, не только в школе или в университете. Как предпринимательница я шучу, что CEO — это не chief executive officer, а chief everything officer. Я делаю всё, что нужно для моей компании. Чаще всего понятия не имею, что нужно делать. Но я не могу для каждого задания нанимать специалиста с окладом $200 тысяч в год.

Есть два вида людей в профессиональной жизни — предприниматели и все остальные. Предприниматель — это уникальный вид человека. Это мазохист, который может переносить страдания. Но он оптимист и видит возможности там, где другие люди видят проблемы и риски.

Это упрямый человек, который настолько уверен, что со временем найдёт выход из любого положения, и идея сработает. Но с другой стороны, он гибкий и может учиться тому, что необходимо.

Третий урок — найти баланс между профессиональной, семейной и личной жизнью. Это важно. Мне нравится, что как предпринимательница я сама решаю, где работать и сколько.

У всех всегда загруженное расписание, но главное — ежедневно уделяйте время действительно важным для вас вещам.

Хотите писать книгу — пишите каждый день, даже если немного.

Так у меня получилось стать инструктором по зумбе. Хотя я предпринимательница, мать двоих детей, жена и дочь пожилых родителей.

Четвёртый совет — не бояться просить о помощи. Когда я была моложе, стеснялась этого. Психологическая установка была такая: если тебе чем-то помогли, то будешь обязан. На самом деле, это не так. Обоюдная помощь — нормальное явление. Некоторые люди обожают помогать другим, так они чувствуют себя нужными.

Пятый совет — не сдавайтесь, особенно если вы решили стать предпринимателем. Большинству я советую не заниматься бизнесом, потому что это сложно, энергозатратно и дорого. Если бы я могла, то пошла бы на корпоративную работу. Я знаю, что в любой момент могу пойти в Google или Facebook, но не хочу.

Уже пять лет, работая на себя, я принимаю самостоятельные решения и больше не хочу быть наёмным сотрудником.

Свою компанию я основала в 43 года, а сейчас мне 48 лет. Оказалось, что я всю жизнь к этому готовилась. В профессиональном плане я делаю то, для чего родилась, — помогаю людям.

.

0
22 комментария
Написать комментарий...
Pavel Osadchuk
Россиянка
В 1990 году поехала учиться в США и осталась в стране.

ну камон

Ответить
Развернуть ветку
Leonid Lapidus

А в чём проблема?

Ответить
Развернуть ветку
Марьяна Дверская

наверное, в том, что она никогда не жила в России

Ответить
Развернуть ветку
Leonid Lapidus

В советское время была такая страна - Россия (РСФСР, а до того Российская ССР), так что всё ок

Ответить
Развернуть ветку
John Doe

ну технически нет - она получается "советский человек". О... текст уже поправили )

Ответить
Развернуть ветку
Стартапер-пессимист

Радует, что приложение решает какую-либо проблему. Мало таких бывает на этом сайте.

Ответить
Развернуть ветку
Lina Vine

Спасибо, что поделились ценным опытом. Удачи вам!

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Orlov

На официальном сайте WeParent Елены Краснопёровой нет в списке основателей.

Ответить
Развернуть ветку
Galhina Kalhugaena

Я на weparent.app вообще не нашла списка основателей.

Ответить
Развернуть ветку
Yaacov Ozer

"Изначально вложила в разработку собственные деньги — не могу назвать точную сумму, но для меня она была внушительной."

А в чем проблема озвучить сумму? Страх перед IRS?

Ответить
Развернуть ветку
Anastasiya Skrynnikova

Мне кажется, у всех предпринимателей в Долине такая политика, совсем не хотят про цифры говорить. Да и наши уже неохотно распространяются. Чем конкретно это обосновано, неясно.

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Прекрасная

Захлёбываюь от восторга, какая эта Лена умница! Но она в Америке, их устроенный быт и условия для ведения бизнеса с нашими не сравнятся! И меня восхитили возможности WeParent! В РФ трудно протолкнуть такое!

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Leonid Lapidus

Спасибо. На своих шишках подтвердили теорию. Но пока сам по граблям не пройдёшь - ничего не поймёшь.

А вы PdM нанимаете?

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Orlov

"Моя ниша не занята крупными игроками, а значит, можно пробовать штурмовать рынок."
- С 2000 года запущен сайт https://www.ourfamilywizard.com/

Ответить
Развернуть ветку
Nice Man

Имеется ввиду рынок без явного лидера.

Ответить
Развернуть ветку
Ware Wow

Как я понял пока об окупаемости речи не идет?

Ответить
Развернуть ветку
Anastasiya Skrynnikova

Пока да, ну они только пару месяцев как запустились

Ответить
Развернуть ветку
Eugene I. Bel

работа занимала около 100 часов в неделю, и так было почти 5 лет...
...то есть 14 часов ежедневно 1800 дней подряд.

хм.

а в целом интересно.

Ответить
Развернуть ветку
Анна Бондаренко

В консалтинге и больше часов работают 🤷‍♀️

Ответить
Развернуть ветку
Eugene I. Bel

как вы себе это представляете?

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Rozhkov

Клёвая цепь. Солидная.

Ответить
Развернуть ветку
Ждан Жуланов

Цепура что-то совсем какая-то...

Ответить
Развернуть ветку
19 комментариев
Раскрывать всегда