«Российский инвестор не сможет купить "Рольф"»: Сергей Петров о борьбе за компанию, инвестициях, каршеринге и Tesla Статьи редакции

Главное из интервью основателя «Рольф» проекту «Русские норм».

Основательница проекта «Русские норм» Елизавета Осетинская побеседовала с Сергеем Петровым — основателем «Рольф», крупнейшего автодилера в России. В июне 2019 года Следственный комитет возбудил против Петрова уголовное дело, его подозревают в незаконном выводе денег за рубеж.

По версии следствия, в 2014 году Петров вступил в сговор с руководителями «Рольфа» и кипрской компании Panabel Limited, которая принадлежит ему. Бизнесмен и другие подозреваемые якобы завысили стоимость акций компании «Рольф Эстейт» (структура «Рольфа) до 4 млрд рублей, чтобы затем приобрести их же у своей кипрской организации.

В интервью Петров рассказал:

  • О подробностях уголовного дела и защите.
  • О планах по развитию группы «Рольф» и выходе на IPO.
  • Об инвестициях и вреде протекционизма.
  • О продажах электроавтомобилей и общении с Tesla.
  • Об угрозе автодилерам со стороны каршеринга.

О причинах уголовного дела

У меня нет точных данных. Возможно, что это комбинация моей самостоятельной политической позиции и желание кого-то что-то здесь заработать. Сам характер совершенно нелепого дела свидетельствует, что его кто-то инициирует. Естественно, ко мне обращались какие-то компании, предлагали: «давай объединимся или мы вас купим».

Я думаю, что все эти люди [инициаторы дела] должны быть наказаны. Потому что это бьет не только по имиджу и инвестиционному климату, но и по людям и человеческим отношениям. Этого не должно быть.

В интервью Сергей Петров называет автодилера «Авилон» возможным интересантом его уголовного дела, но после запроса The Bell Петрову позвонил сооснователь «Авилона» Александр Варшавский и, по словам Петрова, полностью переубедил его.

Об объединении с автодилером «Авилон»

Мы когда-то вели переговоры о возможном объединении. Вопрос стоял в том, кто эффективнее будет управлять [компанией]. Мы не могли понять и даже наняли «Сбербанк», чтобы оценить, кто эффективнее, но они не смогли нам сказать — было одинаково. Нам казалось, что мы эффективнее, а им [«Авилону»], что они.

О невозможности возвращения в Россию

После того, как люди изобрели телефоны — это не является проблемой. Но, конечно, это одно из затруднений [для работы компании].

Почему Петров покинул совет директоров «Рольфа»

Это решение кипрских директоров, потому что мы там «токсичны» для бизнеса. Они решили нас убрать, потому что мешаем. Но это [уголовное] пустяковое дело, оно будет развалено даже не в суде, а до него. Я не вижу в нем никакой перспективы.

О позиции защиты по уголовному делу

У нас сейчас есть достаточно ресурсов, чтобы объяснить, если надо, и президенту: «Посмотрите, какие последствия будут, посмотрите, кто на этом наживается». Нужен режим максимальной огласки. Если мы сейчас не будем сопротивляться, то нас всех ждет такое же [дело].

Если выяснится, что какая-то компания участвовала в этом, то тут должен быть хайп. Этой компании ни производители не должны давать контракты, ни клиенты не должны там ничего покупать. Мы должны показать, что так нельзя. Это очень серьёзно.

У нас есть много желающих присоединиться, есть поддержка от ассоциаций, например, ассоциации Renault и других, но поддержка зависит от того, как мы будем объяснять свою позицию, и как сумеем доказать.

Банки-кредиторы «Рольфа» [«Сбербанк», «Открытие», ВТБ и «Газпромбанк»] не отреагировали плохо, там есть сейлы, которые за нас, и есть рисковики, которым нужно подождать. Но никто не «дефолтит».

О вреде протекционизма

Когда у нас создают условия, якобы для бизнеса, всё время говорят: «Надо защитить наш бизнес, чтобы у нас производилось своё». Значит нужны пошлины, нужно закрыть и не пускать. И все время забываем, что у каждого решения есть интересанты. Это плохой менеджмент тех вещей, которые они производят.

И они будут производить всё то же, всё так же плохо, но дороже. И это будет им позволять защита, тарифы, протекционизм. Это позволяет министерствам создавать новые комиссии, проверять куда пошли дотации, государственные деньги, а это всё огромное количество бюрократической работы.

Об инвестициях

У меня здесь нет ничего, чем бы я управлял сам. Я могу выступать как инвестор, инвестиции не связаны с автомобильным бизнесом. Это отельные курорты как Бад-Гаштайн, бассейны, соляные [пещеры], гроты. Эта тема, к сожалению, меня не занимает, потому что я непосредственно не вникаю в бизнес, который не знаю. Поэтому я в нем не участвую.

У меня был драйв запустить бизнес в другой стране, но я пока не могу найти точку применения. Он есть на очень маленьких масштабах, есть попытки, но для этого вначале нужно было познакомиться, изучить язык.

Нужно убеждать людей, а для этого нужно и цитату из фильма бросить, или что-то ещё, а когда ты это делаешь через пень-колоду — это так не сработает. Нужно знать местные особенности. Тут нельзя просить людей работать дольше. Поэтому все условия требуют адаптации.

О развитии «Рольфа»

Во первых, сейчас в России ты ничего не продашь. Потому что бизнес-климат такой сейчас, что не способствует продаже чего-либо кому-либо. Нужно ловить окно — момент, когда нужно разместиться. Рынок сам по себе очень нестабилен. Это надо, чтобы западный инвестор вдруг почувствовал, что мы собираемся меняться, и в этот момент пытаться продать. Российский инвестор не сможет купить [«Рольф»]. Это либо дорого, либо тяжело, я не знаю кто может купить.

Насколько я знаю, компания не искала каких-то предложений. Она хорошо развивается, активно платит большие налоги, дивиденды. Это очень серьезный бизнес, где работает более 9 тысяч человек, очень хрупкий и чувствительный.

Компания может выйти на IPO, может быть частью какого-то международного холдинга, может сама стать российским холдингом, почему нет. Будущее очень непосредственно связано с российской экономикой. Можно искать окно, выйти на IPO, по-моему, компания этим занимается.

Об инвестициях «Рольфа»

Инвестиционные возможности сужаются. Рынок был почти 3 млн [машин], а сейчас миллион. Сложно развиваться в этом направлении, когда рынок уменьшается, сейчас он снова падает и довольно интенсивно. В целом, компания очень много инвестирует в Россию.

Даже при довольно высоких дивидендах ежегодно от 2 до 2,5 млрд рублей тратим на инвестиции в России, а потом нужно обязательно добавить рабочего капитала к этому, а это, как правило, в два раза больше: 4-5 млрд рублей. Потому что любая инвестиция требует не просто открытия новых точек и центров. И в основном нас интересует будущее — это создание большой секонд-хенд компании.

Людям нужно гарантировать, что никто ничего не будет скручивать, подсовывать битое. У нас это ещё бывает. Это бизнес, который не зажат производителями новых машин, поэтому маржинальность там ещё более высокая. Он просто более интересен.

Когда-нибудь мы сможем убедить, что есть рынок «честных» вторичных машин с репутацией. Автомобильный секонд-хенд — это тренд. Во первых, потому что многие люди не могут позволить себе [новую машину], падают доходы уже пятый год. При этом на рынке есть [определенный] объем вторичных и новых машин, он не меняется, просто из «дикого» переходит в какую-то цивилизованную форму.

Секонд-хенд как был, так и остается [по количеству людей]. Только раньше это делали через газету, через друг друга, а сейчас больше обращаются к дилерам.

О продаже электромобилей

По моему, «Рольф» уже продал, если не тысячу, то сотню [электрокаров]. Электрические у нас пока не так популярны, но в целом этот процесс идет. Вопрос в дальности хода — пока 400 км маловато. Много энергии тратится в пробках, на обогрев и кондиционер, например.

Плюс в России электромобили, Tesla, например, официально не продают. Я слышал, что Илон Маск сказал, что не хочет продавать в России. Мы, как дистрибьюторы, обращались, но Tesla пока не считает, что это стоит того. Может быть из-за рынка, а может Маск не любит наше поведение.

Мы первыми начали продавать маленькую электрическую Mitsubishi, покупали её в основном как вторую или третью машину, ездить по гольф-полю.

О том, является ли каршеринг угрозой автодилерам

Посмотрим цены: есть 150 рублей — люди ездят на автобусе, метро по 50 рублей, за 600 рублей можно на Uber до края Москвы доехать, а между ними, около 350 рублей — это каршеринг. Из этой ниши он не может выйти, невыгодно, он там и останется.

По крайней мере, в Америке они не растут, зона не дает ему расти, нет экономического смысла. Каршеринг, конечно, дорастет до определенной цифры, скажем, 25 тысяч машин, а дальше стабилизируется, как это происходит на других рынках. Мы не видим в нём какой-то угрозы. А затрат на него очень много: нелояльные клиенты могут его и без руля оставить, что угодно.

У нашего автомобильного рынка есть фора в 10-15 лет смотреть на западные рынки, и у нас есть возможность увидеть, что пока даже в Америке нет проблемы [с каршерингом]. Он скорее вытесняет такси.

Каким бизнесом мог бы заняться вместо «Рольфа»

Наверное, медийный бизнес в России, потому что там можно быстрее двигать то, что я бы хотел: чтобы люди приучились заниматься самоуправлением, ответственностью за себя. По крайней мере, научить их слушать две точки зрения.

Это не так просто, на самом деле, иногда не хотят слушать вторую точку зрения. Это, скорее, про культуру. Мне нравится выражение «наша обязанность — говорить людям то, что они не желают слушать». Иногда людям нужно объяснять, что ваше несопротивление или поведение приносят такие-то проблемы, и вы должны это знать.

0
33 комментария
Написать комментарий...
Leonid Sobchenko

В РФ почти исчез рэкет бандитский, но зато вырос гораздо более опасный рэкет и рейдерство со стороны силовиков и чиновников. От всей души болею за то, чтоб Петров добился справедливости в судах, хотя веры в это мало.

Ответить
Развернуть ветку
ЯжПрограммист

Не иссчез а переоделся в косстюмы и пересел в кабинеты. Кто пережил 90-е ушли либо в бизнес либо во власть, а кто-то успел уже и там и там, либо побыв в одном ушел в другое. В общем, у них менталитет 90ых, просто ввиду наличия бабла и полномочий немного другие инструменты.

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev

2005 год. Жмурки от Балабанова... Ещё рекомендую почитать Сорокина. Последний вообще провидец. Читая его трилогии 2003 года, понимаешь, что сейчас разыгрывается эта карта: феодализм, идолопоклонство, вражеские шпиЁны, китайцы...

Ответить
Развернуть ветку
Bulat Ziganshin

достаточно почитать учебник истории. феодалы - это и есть конституированные бандиты. они захватили всю европу, объявили себя властью и просто отнимали всё произведённое населением

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev

это не молодёжно.

Ответить
Развернуть ветку
vlad kriloff

Бандит от бандитов пострадал. Пичалька. Плак

Ответить
Развернуть ветку
Максим Калинин

Депутат V и VI созывов Государственной Думы от политической партии «Справедливая Россия», член Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам. Думал, наверное, что сможет схематозить при таком положении... Но ничего, сейчас станет очередной иконой либералов как узник совести. Очередной алко магазин появится в Лондоне. Как-то нет к нему сопереживания.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Sergey

Отлично подмечено! Петров «тот еще» гусь, так же топил и отжимал, а вот теперь его топят и отжимают его. Ни разу не жалко, годюка жрет сама себя!

Ответить
Развернуть ветку
Matvey Sofyin

там что-то про жабу и гадюку было

Ответить
Развернуть ветку
Балкон.Ру

Я бизнесом не управляю, сын тоже не управляет, он там сам как-то управляется. А то, что сижу я в австрийском замке, и 4 млрд выводили тоже за границу - просто совпадение.

В России ужас и трэш, и в это время я был депутатом госдумы и не кричал об этом на каждом углу - тоже само как то получилось.

Я такой супер бизнесмен, поэтому из всех бизнесов в конкурентной стране могу только выбрать, какие обои поклеить в купленном отеле.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Denis Kiselev

Я так понимаю - Тесла нигде не хочет продавать через дилеров

Ответить
Развернуть ветку
Нюргун Бурцев

Верно. Концепция у теслы такая. Петров, видимо, просто не в курсе.

Ответить
Развернуть ветку
Alexandre Svergoun

У Теслы нет дилеров. Только свои магазины. Зачем он вообще их даже спрашивал ?

Ответить
Развернуть ветку
Nick Sugar

Рынок такая вещь. Что где-то от концепции по соображениям этого самого рынка можно от нее отказаться, например - готовая площадка, риски инвестиций и тд

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Григорий Лыщицкий

Не официально.

Ответить
Развернуть ветку
Nick Sugar

По каршерингу все верно. Самое интересное, что на автомобильных сайтах совсем этого не понимают. Каршеринг сейчас - какой-то очередной способ вывести деньги как по мне. Ибо в таком виде как сейчас он убыточен, это факт.

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev

8 рублей минута 60*24 = 11520 рублей при полной загрузке. Такого не будет. Делим на 3. 3840 руб в день. На бензин там выйдет 300-400 рублей. Мойка 250, но не каждый день. Итого - всё равно больше 3000 рублей. Таксистам авто, которое катается на убой даётся за 1500-2000 рублей в день (часто КАСКО включена). На тысячу рублей меньше и это очень выгодно! Машина окупается за 1,5 года максимум. Средний срок накатки до убивания - 2,5-3 года.

Ответить
Развернуть ветку
Nick Sugar

Вы забыли Каско+Осаго+ТО+Ремонты+Парковки+ПО+ЗП сотрудникам+Налоги. Это так навскидку, я еще что-то упустил.

Плюс ваши расчеты не верны - 8 часов - это примерно 200 км по городу. 20 литров бенза = 92ой уже 900 рублей.

Таксист (на арендованной машине) не важно сколько зарабатывает, важно сколько зарабатывает автопарк, который владеет машиной.

Возможно каршеринг и работает немного в +, но с учетом нынешних реалий это максимум Москва и СПБ. Но я все-таки думаю, что там все в минус идет. По, крайней мере ни разу не видел, чтобы хоть кто-то из всех этих делимобилией, драйвов и тд выдал хотя бы приблизительную точку окупаемости. Наверное, потому что ее нет.

Ответить
Развернуть ветку
Vitaly Andreev

Ужасная подача информации, вырывание из контекста и искажение

Ответить
Развернуть ветку
Георгий Николаевич

соглашусь, вырвизглазная подача текста.

Ответить
Развернуть ветку
Al Dunkan

"ассоциации Reno"
Renault, видимо

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Токарев

когда говорит владелец крупного капитала, всегда следует помнить разницу в своем капитале и в его - и исходя из этого строить предположения

когда говорит владелец крупного капитала, его следует внимательно слушать, но если сам не стоишь на таком же уровне - вряд ли что можно адекватно даже понять

когда говорит владелец крупного капитала, который вел его долгие годы - следует помнить, что такой человек четко помнит, что в его интересах, и говорить он будет только то, что в его интересах

у малых мира сего такая стратегия тоже применима, но реже, к примеру в судах следует говорить только то, что советует грамотный адвокат и независимо от того, судят тебя или ты пытаешься засудить

Респект Сергею Петрову, как истинному барону

О том же, что произошло между баронами, а иногда происходит между баронами и императором, я не могу точно знать, но знаю, что в любом случае - пока я сам не барон - любой исход их схватки не будет учитывать интересы меня, простолюдина

Ответить
Развернуть ветку
Art Kha

да просто GR и всякая крыша типа миллиардеры-фсбшники присели, вот и бизнес рухнул.

Ответить
Развернуть ветку
Serge Sokolov

И он Хороший человек, и те кто тоже Хорошие. Милые. А если бы не успел вовремя унести ноги. Сожрали бы. С Говном бы сожрали.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Иванов

Суд давно превратился в ментовскогэбэшную подстилку, Петров там правды не найдёт. Бандиты в погонах пока страну не разрушает не успокоятся.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Matvey Sofyin

Несколько раз агрился в интервью на вопросы про, видимо, больные темы :(

Ответить
Развернуть ветку
Пророк Не-Идентифицирован

О вреде протекционизма "И они будут производить всё то же, всё так же плохо, но дороже . И это будет им позволять защита, тарифы, протекционизм." - из теории возникновения понятия Откат .

Ответить
Развернуть ветку
Denis Kiselev

Когда бизнесом владеют основатели, они редко могут согласиться со справедливой ценой: они слишком эмоционально вовлечены в бизнес. Поэтому такой бизнес продаётся только на кризисах. Кмк

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Nazaruk

Не поделился с кем надо походу

Ответить
Развернуть ветку
Роман Иванов

Борьба, борьба, инвестиции, инвестиции, политика, бабло и тд бла, бла, бла... Что ж я не могу на завтра записаться на ТО? Все кинулись резко масло поменять в роольфе?

Ответить
Развернуть ветку
Andrei K

"Людям нужно гарантировать, что никто ничего не будет скручивать, подсовывать битое. У нас это ещё бывает. Это бизнес, который не зажат производителями новых машин, поэтому маржинальность там ещё более высокая. Он просто более интересен."

Есть уже проекты которые могут эту проблему закрыть. Например vinchain.io . Но без масс адопшен самими пользователями конечно проблему не закрыть.

Ответить
Развернуть ветку
30 комментариев
Раскрывать всегда