Бизнес на откачке канализации: сколько можно заработать и что для этого нужно Статьи редакции

Ассенизатор Егор Польне — о том, как пришёл в профессию, где ищет клиентов и от чего зависит его заработок.

Почему стал ассенизатором

Я живу в небольшом городе с населением около 20 тысяч человек. Большого выбора для трудоустройства здесь нет. До того, как стать ассенизатором, я работал водителем-грузчиком на молочной ферме, развозил молоко по магазинам и детским садам.

Это была довольно тяжёлая работа: приходилось вставать в 3–4 часа ночи, ездить до 12–13 часов дня. Потом я отсыпался, а ночью опять приезжал на работу. Мало того, что приходилось трудно физически, на предприятии ещё и задерживали зарплату. Когда долг передо мной достиг 150 тысяч рублей, я решил, что не буду работать, пока не получу выплаты.

В итоге на то, чтобы вытрясти свои кровные, ушло примерно полгода. Через какое-то время после увольнения бывший коллега предложил мне поработать на его ассенизаторской машине. Поскольку альтернативы у меня не было, я согласился.

Первый день ездил с ним в качестве стажёра: он объяснял мне все нюансы работы — с какой стороны лучше подъехать к объекту, как заводить насос. На следующий день я уже работал самостоятельно.

В этой профессии я уже три года и альтернативы для себя пока не вижу.

С чего начать работу ассенизатором:

  • Первое, что нужно сделать, — изучить рынок в городе, узнать, какая в нём конкуренция, какие ниши ещё не заполнены, и составить бизнес-план.
  • Затем купить или арендовать ассенизаторскую машину. Покупка обойдётся как минимум в 200 тысяч рублей (если бывшая в употреблении и с небольшим баком), аренда — в среднем около 1000 рублей в сутки. Я плачу около 20 тысяч рублей в месяц.
  • Оформить ИП.
  • Обратиться в Водоканал и заключить с ним договор на слив отходов в специально отведённое для этого место.

После заключения договора раз в месяц, как коммуналка, приходят квитанции от Водоканала. Их размер определяется объёмом бочки в ассенизаторской машине.

Например, стандартная цена за бочку на 1 м³ (это 1000 литров) — 20–25 рублей, если в бочке 3 м³, как в нашей машине, то выходит 60 рублей. В месяц мы выполняем около 100 заказов, то есть каждый раз выводим по 3 м³ отходов. Получается, что в месяц мы платим около 6000 рублей Водоканалу, в год — 72 тысячи рублей. Ещё 30 тысяч рублей в год мы платим в виде взносов ИП.

Какой это приносит доход

За каждый заказ (откачка канализации и слив собранных отходов на специальной сливной станции) мы берём с клиента по 600 рублей. Из них мы вычитаем следующие пункты расходов:

  • 60 рублей идёт Водоканалу.
  • 40 рублей — на взносы ИП.
  • 150 рублей — на заправку машины.
  • 50 рублей — на непредвиденные расходы, например на запчасти для ремонта.
  • 150 рублей я отдаю владельцу ассенизаторской машины за аренду.

Около 150 рублей с заказа остаётся мне в виде дохода.

Как правило, в месяц я обрабатываю примерно 100 заявок. Получается, мой заработок колеблется в районе 15–20 тысяч рублей в месяц. Для нашего города это вполне нормальный доход, учитывая мой свободный график.

В Невьянске есть ассенизаторы, которые зарабатывают больше — до 50 тысяч рублей в месяц, но, во-первых, у них собственные машины, во-вторых, с большим объёмом бака, а в-третьих, они работают без выходных полные дни по 12 часов.

В Екатеринбурге доход ассенизатора может доходить до 100 тысяч рублей в месяц, но там и за выезд берут совсем другие суммы. Минимальная ставка за откачку даже небольшой ямы, как правило, начинается с 1000 рублей.

Стоимость услуг ассинезатора с объемом бочки до 4 м³ составляет:

— от 500 до 1800 рублей в Екатеринбурге;
— от 550 до 3200 рублей в Москве;
— от 650 до 3000 рублей в Санкт-Петербурге;
— от 600 до 1300 рублей в Краснодаре;
— от 500 до 900 рублей в Новосибирске;
— от 500 до 2000 во Владивостоке;

справка vc.ru

Как найти клиентов

Когда мы входили в ассенизаторский бизнес, никакой базы клиентов у нас не было. Я начал регулярно давать объявления в газетах, а также на «Авито» и «Юле». Но выхлопа с них довольно мало — около пяти заказов в месяц.

Примерно 20–25% клиентов приходят ко мне благодаря моим знакомым — бывшим ассенизаторам, которые давно ушли из этой сферы, но сохранили клиентскую базу. Им по-прежнему звонят клиенты, которых они теперь направляют ко мне, а я плачу им по 50 рублей за каждую заявку.

Но всё-таки большая часть клиентов появляется благодаря «сарафанному радио»: клиенты передают мои контакты из рук в руки своим знакомым.

Начинал я с 15–20 заявок в месяц, а сейчас выполняю стабильно 100–110. Но не думаю, что клиентура будет расти: у нас маленький город, и у каждого ассенизатора уже есть свои наработанные годами клиенты. Случается, что они уходят к конкурентам, когда те, например, снижают цену с 600 до 500 рублей за выезд, но когда период «акции» заканчивается, клиенты возвращаются обратно.

Постоянно удерживать планку в 500 рублей за заказ ассенизатору элементарно невыгодно, поэтому они завлекают клиентов, снижая цену на первых порах.

В среднем по городу ассенизаторы берут 600 рублей за заказ, но есть и те, кто завышает цены до 700–800 рублей. Так может поступить владелец большой ассенизаторской машины с баком объёмом, например 5 м³. А те, кто вывозит по 7 м³, берут за свои услуги 1000 рублей.

Как выбрать машину

Поскольку я работаю на машине с баком объёмом 3,5 м³, мои клиенты — это в основном жители частного сектора, дома которых не подключены к центральной канализации. Соответственно, у них на участках есть выгребные ямы, которые нужно периодически откачивать.

С юридическими лицами я не работаю именно из-за возможностей машины. Представьте: у них яма с отходами объёмом в 20 м³, а моя машина позволяет вывезти 3,5 м³ за один раз. Гораздо проще в этом случае нанять три машины с баками, вмещающими 7 м³, чем я буду ездить туда и обратно шесть раз. Это будет и быстрее, и выгоднее по финансам.

Но и у больших машин есть свой минус: когда владельцу машины с объёмом бака 7 м³ поступает заказ на выкачку 3,5 м³ отходов, Водоканал не учитывает, что бак наполнен только наполовину, и берёт за слив отходов цену, равную 7 м³.

Поэтому, выбирая ассенизаторскую машину, нужно понимать, с какими клиентами вы планируете работать.

Самая простая машина обойдётся примерно в 200 тысяч рублей, но это, скорее всего, будет взрослый конструктор — по уровню сложности, частые ремонты обеспечены — минимум раз в месяц.

Более-менее нормальная по качеству машина будет стоить от 400 тысяч рублей, например дизельный ЗИЛ с бочкой 5 м³. Премущества: экономия за счёт дизеля, хорошая мощность в сравнении с бензиновым двигателем и более вместительная бочка.

Покупать или арендовать

Если есть финансовая возможность, то, конечно, выгоднее купить свою машину и работать на ней, но нужно понимать, что для этого требуется место для стоянки, ремонта и хранения запчастей и инструментов.

Мой доход был бы в два раза выше, если бы я купил ассенизаторскую машину, но вот почему я до сих пор этого не сделал: живу в квартире, гаража у меня нет. Рядом с домом ставить машину негде. У хозяина ассенизаторской машины, на которой я работаю, свой частный дом, именно там я и паркуюсь.

Жители частного сектора иногда покупают ассенизаторские машины не для заработка, а для того, чтобы своевременно выкачивать отходы со своего участка.

Они могут два–три раза в месяц выкачивать отходы у соседей или знакомых и зарабатывать на этом условно 1000 рублей. Но это не самоцель. Просто им удобнее не вызывать специальную службу, а решать проблему очистки канализации самостоятельно.

Конечно, те, кто хочет заработать на ассенизаторской машине, могут арендовать гараж в черте города, но на это будет уходить 10–15 тысяч рублей ежемесячно. С текущими доходами я считаю это нерентабельным. Получится та же сумма, что я зарабатываю сейчас.

Срок окупаемости ассенизаторской машины обычно очень небольшой: если выполнять те же 100 заказов в месяц, то машина стоимостью 250 тысяч рублей — например, ГАЗ-53 — окупится примерно за десять месяцев.

Но для этого плана нужна база клиентов: я такого количества заказов достиг только спустя пару лет после начала работы. Если покупать машину и начинать бизнес с нуля, она не окупится раньше чем через два года.

Типичный рабочий день ассенизатора

В первой половине дня я нахожусь дома и принимаю заявки. Формирую график так, чтобы выезжать сразу на несколько адресов. Затем где-то с 14:00 езжу по заказам, как правило, это занимает четыре–шесть часов.

В среднем на каждую заявку я трачу 40 минут: приехав к клиенту, выкачиваю отходы, отвожу их в слив для ассенизаторских отходов. Затем — к следующему клиенту.

У нас в городе только одно специально приспособленное для ассенизаторских отходов место (ни в коем случае нельзя сливать нечистоты в центральную канализацию или, скажем, в лес). Дорога к нему просто ужасная, ухабистая, раз в год её ремонтируют, но дожди всё размывают. Приходится постоянно по ней ездить.

Больше всего заявок на услуги ассенизатора поступает в межсезонье, но если лето выдаётся дождливым, то и заказов, соответственно, много. У меня есть клиент, к которому обычно выезжаю раз в месяц–полтора, а этим летом дождь так размывал яму на его участке, что работа сошла на нет уже через неделю.

Мой график совершенно ненапряжённый, я работаю себе в удовольствие, оставляя время для записи музыки и ведения YouTube-канала, где, помимо прочего, выкладываю ролики о своей работе. Как-то раз пришла идея сделать пародию на «Тает лёд», только с сюжетом ассенизаторской работы.

Ролик посмотрело более 100 тысяч человек, после этого мне периодически стали задавать вопросы о тонкостях работы ассенизатором.

Зачем люди идут в эту сферу

Когда я только начинал, в нашем городе было очень мало ассенизаторов, сейчас их около десяти. Для населения в 20 тысяч человек эта ниша уже переполнена. Есть ассенизаторские компании, у которых по две машины, но работает только одна, а вторая стоит в гараже — как запасная на случай поломки первой. Потому что предложение уже превышает спрос.

Почему все повально пошли в эту сферу? Я думаю, что, поработав по найму и «наевшись» такими проблемами, как произвол начальства, задержка зарплат, неудобный график, люди нашли для себя выход из положения. На мой взгляд, это вполне спокойная работа, я не сталкиваюсь здесь с какими-то проблемами.

Максимум — это когда люди забывают платить за оказанные услуги. Иногда мы идём навстречу клиентам и откачиваем канализацию в долг — до зарплаты или пенсии клиента. А они — намеренно или нет — забывают произвести оплату.

Сама по себе эта ситуация неприятна, но при этом я не могу припомнить ни одного инцидента, чтобы пришлось насильно выбивать из кого-то деньги — напоминаешь клиенту, и он сразу расплачивается.

У некоторых сложились негативные стереотипы и предубеждения в отношении работы ассенизатора, например многие полагают, что машина и одежда пропитывается запахом нечистот. Но это бывает очень редко, только в случае, когда отскакивает шланг во время выкачки отходов или в другой чрезвычайной ситуации.

Моя одежда после работы пахнет бензином, потому что машина, на которой работаю, уже старенькая.

Мне кажется очень странным, когда коллеги стыдятся своей работы. Чего может быть постыдного в честном труде? А у тех, кто испытывает брезгливость к такому способу заработка, я хочу спросить: вы ходите в туалет в противогазах?

0
164 комментария
Написать комментарий...
Станислав Курочкин

Это не бизнес, это самозанятость.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Chukanov

Так понимаю, самозанятость от бизнеса отличается невозможностью масштабирования. Например, художник, продающий свои картины.
А тут легко можно нанять ещё человека или 10, просто невыгодно. Только экспансия

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Вполне возможно, надо покупать такие машины и сдавать в аренду, что и делает хозяин автомобиля, статью было бы интереснее именно про него почитать.

Ответить
Развернуть ветку
Denis Kiselev

Надо сдавать "под выкуп". Самая веселая тема!

Ответить
Развернуть ветку
Igor Novák

На всех говна не хватит. Чувак же пишет , что все сортиры поделены уже... Все это предел. 

Ответить
Развернуть ветку
161 комментарий
Раскрывать всегда