{"id":14274,"url":"\/distributions\/14274\/click?bit=1&hash=fadd1ae2f2e07e0dfe00a9cff0f1f56eecf48fb8ab0df0b0bfa4004b70b3f9e6","title":"\u0427\u0435\u043c \u043c\u0443\u0440\u0430\u0432\u044c\u0438\u043d\u044b\u0435 \u0434\u043e\u0440\u043e\u0436\u043a\u0438 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0433\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0441\u0442\u0430\u043c?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"6fbf3884-3bcf-55d2-978b-295966d75ee2"}

Музыкальная империя Болливуда: история индийского лейбла T-Series, создавшего самый популярный YouTube-канал в мире Статьи редакции

Почему канал T-Series стал самым популярным на YouTube и как лейбл планирует противостоять вторжению Amazon, Netflix и Facebook в Индию.

Конспект материала Bloomberg Businesweek.

В марте 2019 года канал индийского музыкального лейбла T-Series стал самым популярным на YouTube, обогнав шведского блогера PewDiePie. Быстрый рост T-Series многих застал врасплох — до него на YouTube доминировали шутники, блогеры и королевы красоты из США и Европы, с которыми не мог соревноваться ни один продюсер или медиа, особенно из Азии.

Глава T-Series Бхушан Кумар

Взлёт T-Series на YouTube произошёл благодаря дешёвому интернету: Индия за пару лет стала страной с крупнейшим числом интернет-пользователей в мире — более 600 млн. При этом рынок активно растёт, так как около половины населения Индии ещё не подключены к интернету.

Netflix, Amazon, Facebook и другие компании пытаются получить прибыль на индийском рынке: в июле 2019 года Netflix выбрала Индию в качестве первой страны, в которой доступна подписка исключительно для мобильных устройств. А Facebook хочет использовать Индию в качестве тестовой площадки для платежей через WhatsApp.

Для главы T-Series Бхушана Кумара интерес интернет-компаний — не только угроза, но и возможность роста. Благодаря технологиям и бюджетам они могут стать как проблемой для индийских производителей контента, так и партнерами, которым нужны данные о рынке Индии — их может предоставить только компания уровня T-Series.

Кумар считает, что сработает второй вариант. Его компания — самодостаточная экосистема, в которой YouTube-каналы продвигают песни, песни продвигают фильмы и сериалы, а когда те становятся хитами — пользователи возвращаются на YouTube, чтобы переслушивать песни, делая бизнес T-Series «неприступным».

А поскольку болливудский контент становится популярнее на Ближнем Востоке, Юго-Восточной Азии и других рынках, T-Series может в дальнейшем стать глобальным игроком.

«Вы можете спросить любого, знают ли они T-Series, и все подтвердят. Скоро все нас узнают по всему миру», — заявляет Кумар.

Как создавался T-Series

Бхушан Кумар — сын основателя T-Series Гулшана Кумара, который был убит в 1997 году. В Гулшана выстрелили 16 раз при выходе из индуистского храма — якобы за сопротивление рэкету со стороны банды, связанной с Давудом Ибрагимом, самым известным боссом преступного мира Мумбаи.

Кумар до сих пор говорит об отце в настоящем времени и считает, что Гулшан продолжает направлять T-Series. Каждый фильм T-Series начинается надписью «Гулшан Кумар представляет», а Кумар заявляет, что чувство вкуса в определении будущих хитовых песен он получил от отца — большого любителя музыки.

Ещё одна черта отца, унаследованная Кумаром, — технологическое видение. Во времена Гулшана «технологией завтрашнего дня» были аудиокассеты, поэтому в 1970-х он открыл небольшой магазин. Гулшан продавал альбомы и экспериментировал с музыкой, нанимая певцов для записи песен о его любимой индуистской святыне.

Когда его кассеты начали перепродаваться среди фанатов, Гюлшан отправился в Гонконг, Японию и Южную Корею, чтобы узнать больше о технологии записи звука. Он смог заключить сделку по импорту магнитных лент. В 1980 году открыл компанию Super Cassettes Industries по производству аудиокассет, многие из которых выпускались с музыкой, записанной им ранее.

Гулшан изменил индийский рынок аудиозаписи, демпингуя и распространяя кассеты со скидками в круглосуточных магазинах и киосках. Он заказывал альбомы на региональных языках, например, пенджабском и бходжпурском диалектах, которые его конкуренты на рынке считали слишком небольшими по аудитории и игнорировали.

​Студия звукозаписи T-Series

Он получил репутацию манипулятора с авторскими правами, так как использовал лазейки в законодательстве, чтобы записывать кавер-версии к самым популярным индийским песням.

Дистрибьютрская сеть Гулшана помогла ему попасть в Болливуд и начать записывать саундтреки к фильмам. В середине 1980-х годов Гулшан основал лейбл T-Series, названный в честь бога Шивы, которого обычно изображают с трезубцем.

В 1990 году лейбл вошел в число лидеров музыкальной индустрии Индии после выхода саундтрека к музыкальному роману «Жизнь во имя любви», который до сих пор остается бестселлером в стране.

Гулшан также воспользовался авторским правом на болливудские саундтреки T-Series, чтобы собрать их на своём лейбле — продюсеры фильмов соглашались отдать права на песни, так как распространение музыки увеличивало шансы на её популярность, что в свою очередь способствовало продажам фильмов. Гулшан любил кино так же сильно, как и музыку, поэтому T-Series запустила собственную студию по производству сериалов.

После убийства Гулшана во главе T-Series встал 19-летний Бхушан Кумар. Чтобы упрочить место T-Series, он сосредоточился на музыке, продолжая скупать болливудские песни по стратегии отца.

Бхушан Кумар с портретом отца

В 2019 году T-Series стало принадлежать 70% всей музыки Болливуда, выпущенной за последние 30 лет, подсчитал киноаналитик Комал Нахта.

Эпоха рингтонов и переход к YouTube

В развитых странах история музыкального бизнеса делится на эпоху «до и после 1999 года», когда программист Шон Паркер стал соучредителем первого файлообменного сервиса Napster и начался «золотой век пиратства», практически уничтоживший музыкальную индустрию.

Затем появление Apple iTunes открыло рынок легальной цифровой музыки и «подготовило» пользователей к запуску Spotify и других стриминговых сервисов.

В Индии рынок развивался иначе: пиратство было распространено, но iTunes не получил большой популярности. Вместо этого индийцы покупали рингтоны, вышедшие из моды на Западе после появления iPhone.

Для индийцев рингтоны стали сенсацией, предложившей легальный, дешёвый и удобный способ покупки популярной музыки. В семьях со средним заработком появились мобильные телефоны, на которых обязательно устанавливался персональный рингтон, купленный за 10 рупий (14 центов) — это стало «незаменимым символом личного стиля».

В 2003 году неназванный интернет-сервис предложил Кумару $500 тысяч за право создавать рингтоны из каталога T-Series. Он отказался и запустил собственную продажу ригтонов, выставляя всё более высокие лицензионные сборы с каждого рингтона телеком-операторам и контент-провайдерам.

T-Series вырезала каждую строку песни и продавала их в виде рингтонов. К концу 2000-х годов рингтоны стали крупнейшим источником дохода музыкального подразделения T-Series.

Переход к YouTube

По мере того, как популярность рингтонов приближалась к своему пику, T-Series обнаружила, что песни лейбла появились на YouTube, и в 2007 году подала иск против американской компании за нарушение авторских прав.

По условиям иска регулятор потребовал от YouTube научить T-Series размещать на видеохостинге собственные видеоматериалы и предоставлять «щедрые доходы» от рекламы во время воспроизведения роликов.

В 2011 году, когда продажи рингтонов пошли на спад, T-Series загрузила первое видео на YouTube — клип на песню Laung Da Lashkara, тем не менее всё ещё предлагая купить рингтон в описании к видео.

Видео стало хитом и началом эпохи музыкальных лейблов на YouTube, в то время как звукозаписывающие студии в Санта-Монике или Мумбаи не воспринимали это направление всерьёз. T-Series же загрузила весь каталог песен на YouTube.

Несмотря на численность людей Индии, количество пользователей интернета на то время было небольшим — мобильным интернетом пользовались около 25% населения. Из-за долгого развития инфраструктуры мобильной связи, консервативных операторов связи и огромного числа людей, живущих за чертой бедности, страна отстала от большей части Азии по использованию смартфонов.

Доступ в интернет стал массовым только с появлением общенациональной сети Reliance Jio миллиардера Мукеши Амбани. Компания предложила бесплатные звонки и дешевые тарифы на передачу данных, что привлекло 100 млн клиентов за пять месяцев работы. Стоимость трафика упала до самого низкого в Индии уровня — около 26 центов за 1 ГБ.

За последние три года в Индии появилось около 300 млн новых пользователей интернета, менее образованных, более бедных и живущих в сёлах. Они исповедуют несколько религий, говорят на разных языках, но, как правило, есть одна общая черта — их объединяет любовь к YouTube.

Поддержание популярности на YouTube — игра вдолгую. Если канал часто загружает новые видео — он лучше рекомендуется и рекламируется площадкой и на него подписывается больше зрителей.

Благодаря бэк-каталогу клипов, фильмов и 160 тысячам песен T-Series, записанных в течение последнего десятилетия, компания может загружать новые видеоролики два-три раза в день.

Новые песни — ещё более надежный источник кликов: сначала публикуется видеотизер, а после релиза загружаются несколько модифицированных версий для привлечения дополнительных зрителей.

Лейбл предлагает большой объём видео на выбор: от аудио для пользователей с небольшим объемом трафика до версий с английскими субтитрами для не говорящих на индийском, чтобы песни могло петь как можно больше людей. Музыка для богослужений сопровождается слайд-шоу с изображением богов и святынь, а также портретами Гулшана Кумара.

Всю видеоимперию T-Series на YouTube и других стриминговых платформах поддерживают 10 сотрудников, каждый отвечает за загрузку видео и песен одного жанра или языка.

По мнению Кумара, попадание в технологический тренд стриминговых сервисов или консервативное управление своим присутствием на YouTube — не основные причины популярности T-Series. Он считает, что главное достижение — это попасть под настроение и восприятие слушателей качественной музыкой.

Показателей качества музыки Кумара два, они не изменились со времен отца: «романтические песни», вызывающие эмоции, и «музыка под биты», которая заставляет танцевать. Оба вида используют простые мелодии и запоминающиеся тексты.

По данным, предоставленным T-Series индийскому правительству, с 2016 по 2018 год доходы выросли на 18,5% до $109 млн, без учета роста подписчиков на YouTube. В 2018 финансовом году прибыль компании составила $29 млн.

Как T-Series планирует конкурировать с западными компаниями

По мере замедления темпов роста на развитых рынках технологические компании начинают развитие на потенциально прибыльных рынках, таких как Индия. Например, Netflix в 2019 году потратила $15 млрд на контент и поддержала около 40 индийских фильмов и сериалов, несколько из которых сняла самостоятельно. Сейчас у индийцев более 15 стриминговых сервисов на выбор, некоторые из которых стоят меньше $1 в месяц.

Кумар считает, что у T-Series нет причин бояться вторжения, и даже не из-за доминирования на YouTube. Компания удвоила производство фильмов в Болливуде, выпустив с начала 2017 года более 24 фильмов. Два релиза в этом году входят в десятку лучших в индийском прокате.

В центре — Бхушан Кумар, справа композитор и певец Танишк Багчи, слева —президент T-Series Нирадж Калян

Популярность T-Series должна сделать компанию предпочтительным партнёром для тех, кто хочет знать, что смотрят и слушают в Индии, заявляет Кумар. По его словам, он ведёт переговоры о создании нескольких сериалов с Amazon и Netflix, которые «пришли к нему, потому что хотят сериалов с музыкой». Обе компании отказались комментировать Bloomberg заявление Кумара.

Несмотря на то, что Болливуд начал снимать больше немузыкального контента, чтобы покорить индийцев, нужно петь. «Если в театре звучит популярная песня, множество зрителей так возбуждаются, что начинают разбрасываться деньгами. В прямом смысле», — говорит Кумар.

Невозможно предсказать, сохранит ли T-Series лояльность индийцев с ростом активности западных компаний, так как их онлайн-возможности будут расширяться, пишет издание Bloomberg. Но для миллионов из них, для кого появление интернета стало поворотной точкой в жизни, основная платформа лейбла YouTube стала синонимом развлечений.

Bloomberg приводит в качестве примера перепродавца одежды Исмаила Модана с зарплатой $200. Он живёт в трущобах Дарави, у его семьи до 2017 года не было доступа к интернету.

Он потратил огромную для семьи сумму в $70 на подержанный смартфон Samsung Galaxy J7, который занял центральное место в его жизни.

Если раньше Модану приходилось ходить по домам и объявлять о новых поступлениях товара, то сейчас ему достаточно обновить статус WhatsApp, и покупатели придут к нему сами. Его жена Яснмин начала использовать интернет для поиска рецептов и новых дизайнов для своего швейного бизнеса.

Семья Модана смотрит видео на смартфоне

Старый телевизор над детской кроваткой в значительной степени заменила библиотека YouTube. В большинство вечеров семья располагается вокруг 5,5-дюймового экрана смартфона, чтобы посмотреть музыкальные клипы и вирусные видео.

Иногда они подключают Bluetooth-колонки, чтобы послушать музыку с YouTube-каналов T-Series и других компаний и спеть песни. «Если раньше мы встречались с друзьями, чтобы провести время, то теперь просто сидим дома и смотрим YouTube», — улыбаясь, говорит Модан.

0
65 комментариев
Написать комментарий...
Кирилл Половинкин

Индия в будущем безусловно подвинет Китай в плане экономического и технического прогресса. Понятный западу менталитет, политическое устройство, нет идиотов коммунистов, блокирующих  все подряд. Надеюсь, Китай в ближайшем будущем откроет глаза, а не то, лишится всего, что ему дали западные страны 

Ответить
Развернуть ветку
Василий Королевский

Западные страны блокируют не меньше комуннистов,  и вообще  западный мир это прошлое  ни чего они  лишить не могут ни  Китая ни Индии.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Половинкин

Ага, ага. Huawei был лидером по поставкам телекоммуникационного оборудования, с более более 50%, сейчас уже лидер Samsung, а Huawei отдал даже вторую строчку Ericsson :) 

Ответить
Развернуть ветку
Василий Королевский

Как страшно это для Китая? Что в Китае не могут сделать,  что делают на западе смартфон, поезд, ракету или быть может самолет?  Ой это все делают в Китае.  Потуги США притормозить экономику Китая с помощью Huawei, на данный  момент выглядят,  как цирковые фокусы пуделя, а  рост его экономики по прежнему  в два раза быстрее роста экономики США.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Половинкин

Все процессоры Huawei, которая она вставляет в свои смартфоны основаны на архитектуре британской компании ARM, то есть это фактически полностью остановит производство мобильного подразделения. Телекоммуникационный бизнес уже лишился огромной доли в своей отрасли. ZTE до сих пор не может оправится от санкций.
все, что остаётся китайцам - копировать технологии, так как китайскому правительство плевать на интеллектуальную собственность. А падающие темпы роста в экономике КНР лишь указывают на структурные проблемы в этой стране. Китай может рвануть в самое ближайшее время из-за внутреннего необеспеченного долга в сфере строительства. А это десятки миллионов рабочих мест, которые останутся на улице. Поэтому социальная напряжённость в Китайской экономике только продолжит расти

Ответить
Развернуть ветку
vic buynoff

Если Китай [по санкциям] закроет свои фабрики для AMD, бриташкам просто некуда будет пихать свою архитектурку. А темпы роста западных стран уже давно не идут ни в какое сравнение с темпами роста китайской экономики. Если смотреть не по условным цифрам макроэкономических мультипликаторов, а по количеству реальных производственных мощностей и занятости населения.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Половинкин

Должен вас расстроить. Китайская экономика в настоящее время находится в стагнации, о чем говорят данные по росту. Момент номер 2: а можно ли верить даже этим показателям? Вряд ли, темпы банкротств китайских компаний поражают воображение. Пузыри и перегрев возникают во все больших отраслях экономики. ЦБ Китая переходит все границы в стимулировании своих банков, активы которых пухнут как американские в 2006-2008 году. Постоянно девальвировать юань с каждым разом будет все тяжелее. Китайцам придётся принять любую торговую сделку, чтобы хоть как-то выиграть время. Хотя с такой экономической политикой — им это не поможет 

Ответить
Развернуть ветку
vic buynoff

Я же сказал, условные макроэкономические показатели, нарисованные в сомнительных статотчетах, меня не интересуют.
Что же касается стагнации, то западным странам тут вообще лучше помалкивать. И в Европе, и в Америке сейчас далеко не лучшие времена.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Половинкин

Ясно, мамкин экономист. Красиво получается, смотри сколько заводов, проходов, жаль только, что это все поздний СССР, раздувающий пузырь из всего, чего мог. А денежная масса в Китае в 1.7 раз больше США, что показывает, как будет весело со всей этой занятостью и производственной мощностью 

Ответить
Развернуть ветку
vic buynoff

Вот на личности ты зря перешел. 

И опять все эти условные макроэкономические показатели, я же просил засунуть их в ... У США чудовищный внешний долг, и если кредиторы потребуют его погасить, США мгновенно сдуются. Да вообще способов опустить США - великое множество. Если эти способы до сих пор не использовали, то только потому, что не хотят рушить мировую экономику. Но уже идет процесс постепенного отказа от доллара, и как только он перейдет определенную границу, необходимость в долларе отпадет СОВСЕМ. При этом, Китай останется со своими многочислеными производственными мощностями и торговыми путями, а у опущенных США не останется ничего, ибо доллар - все, что у них вообще есть.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Половинкин

Очередной свидетель госдолга США. Не вижу смысла дальше разговаривать, но отвечу так. Увеличивающийся долг более чем на 50% выкупается ФРС в рамках QE так что США должны сами себе)))

Ответить
Развернуть ветку
Василий Королевский

Кирилл, а вы не свидетель ли китайского долга : )?
Или опять западный долг  он и не долг,  не то что китайский 

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Половинкин

Нет, конечно, так как факты указывающие на пузыри имеются 

https://www.ft.com/content/4fd8f9c2-c984-11e9-af46-b09e8bfe60c0

Ответить
Развернуть ветку
vic buynoff

Действительно, разговор не имеет смысла, если собеседник не в состоянии понять, что всемирное финансовое мошенничество с долларом не может продложаться вечно, собственно оно уже сейчас катится под откос - очень уж надоело многим.

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Petrukhin

Это финиш, канеш, про всемирное финансовое мошенничество... Люди покупают доллары, потому что в них верят. Потому что за ними институты, культура и бизнес. Потому что это удобно. Никто не даст в долг тому, кому не верит. 
Столкнуть доллар в пропасть вообще легче лёгкого. Устойчивая демократия, гибкая экономика, огромное культурное влияние - и все уже побежали покупать ваши деньги. Но проще и понятнее, конечно, видеть за этим заговор и мошенничество. Победим жидомасонов, и все у нас наладится... 

Производственные мощности, прости Господи. Вот есть у вас конструкторское бюро и сборочный цех. Может бюро найти себе другой цех? Да легко, рабочих набрать и обучить не так сложно. А цех так же смогет? Да. И будет следующие 10 лет собирать все то же самое. Потому что мозги - они из ниоткуда и за короткое время не появляются. 

Ответить
Развернуть ветку
vic buynoff

Петрухин - свидетель устойчивой американской демократии? 

Жаль, что пузырь под названием "демократия" совсем потерял смысл и обесценился, и "гибкая экономика" - всего лишь неопределенное словосочетание, и мировое доверие к американской финансовой инфраструктуре падает с каждым годом.

Что касается цехов - не смешите, Китай потому и стал мировой фабрикой, что их цех - дешевле. И это такой железный аргумент, что альтернативы китайским фабрикам нет и в ближайшее время не будет.

Что касается моэгов - появляются, и за короткое время, и из ниоткуда. Кто бы мог подумать, что в дремучей Индии, стране йогов и нищебродов, появятся мозги не хуже западных? Появились, и уже рулят крупнейшими западными корпорациями. Могут рулить и своими региональными, если понадобится.

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Petrukhin

Помнится мне кто-то тут возмущался переходом на личности. Не вы, случайно? 

Вы так и не удосужились источниками поделиться. Например, утверждения про падение доверия к американским финансам. Видимо, поэтому Китай держит основные деньги в американском долге. Вполне логично, ага. 

И вы все верно пишете. Китайский труд был дешевле. Это самый важный фактор. Не лучше, не умнее, а просто дешевле. Но самое главное - БЫЛ. И теперь все больше смотрят на Вьетнам, Малайзию и все ту же Индию. И ещё раз, цех перенести не долго. А вот мозги сами собой не растут. 

Вы все избегаете моего самого неудобного вопроса. Что там с оригинальной китайской разработкой. Хоть одну то назовите. Огромная страна, тьма народу, учёные чот там пишут, патентуют тысячами - где оригинальный продукт?

Ответить
Развернуть ветку
vic buynoff

А нафига вам оригинальные разработки? Патенты, права, прочая юридическая мутотень? Важен лишь результат - готовый продукт, которым пользуются на Шарике, и который произведен в Китае.
Почему вообще такие вещи как радио, тв, интернет должны быть чьей-то частной собственностью, когда ими пользуется все человечество, изобретателей много, а патент види те ли у одного, самого ушлого? Как минимум несправедливо. То же касается и остальных плодов прогресса.

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Petrukhin

Потому что без оригинальных разработок цех так и останется цехом. И делать будет то и так, как ему скажут старшие товарищи на Западе. Я же писал уже - цех несамостоятелен и заменяем. 

Что касается справедливости, то у вас с ней как по жизни? Делитесь всем нажитым с теми, кому не так повезло, как вам?

Ответить
Развернуть ветку
vic buynoff

Что касается "старших товарищей" на Западе, то Китай успешно кладет на них с прибором уже много лет, без проблем. Что касается справедливости - да, делюсь, конечно.

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Petrukhin

Со мной тогда поделитесь, мне очень надо. Я вам номер Яндекс.кошелька пришлю.

Можно приметы, когда Китай там чего-то на кого то кладёт? 

Я пока, например, вижу успехи китайской армии. На парадах и на видео в сети. И сдается мне, что эта самая армия примерно такой же фуфел, как и китайские "древности". 

Ответить
Развернуть ветку
vic buynoff

Я с вами поделюсь, конечно, если докажете что вы действительно в бедственном положении и самостоятельно справиться не в силах. 

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Petrukhin

А вот не надо заднюю включать. Вы выше писали, что делиться надо, и ни слова про чьё то бедственное положение. Открыл - обобобществляй. Заработал - делись.
И кстати, что там с отважным Китаем. Вот Гонконг давайте возьмём. Где большой и страшный Пекин чот там робко тявкает. Очень страшно. 

Ответить
Развернуть ветку
62 комментария
Раскрывать всегда