{"id":14274,"url":"\/distributions\/14274\/click?bit=1&hash=fadd1ae2f2e07e0dfe00a9cff0f1f56eecf48fb8ab0df0b0bfa4004b70b3f9e6","title":"\u0427\u0435\u043c \u043c\u0443\u0440\u0430\u0432\u044c\u0438\u043d\u044b\u0435 \u0434\u043e\u0440\u043e\u0436\u043a\u0438 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0433\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0441\u0442\u0430\u043c?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"6fbf3884-3bcf-55d2-978b-295966d75ee2"}

Музыкальная империя Болливуда: история индийского лейбла T-Series, создавшего самый популярный YouTube-канал в мире Статьи редакции

Почему канал T-Series стал самым популярным на YouTube и как лейбл планирует противостоять вторжению Amazon, Netflix и Facebook в Индию.

Конспект материала Bloomberg Businesweek.

В марте 2019 года канал индийского музыкального лейбла T-Series стал самым популярным на YouTube, обогнав шведского блогера PewDiePie. Быстрый рост T-Series многих застал врасплох — до него на YouTube доминировали шутники, блогеры и королевы красоты из США и Европы, с которыми не мог соревноваться ни один продюсер или медиа, особенно из Азии.

Глава T-Series Бхушан Кумар

Взлёт T-Series на YouTube произошёл благодаря дешёвому интернету: Индия за пару лет стала страной с крупнейшим числом интернет-пользователей в мире — более 600 млн. При этом рынок активно растёт, так как около половины населения Индии ещё не подключены к интернету.

Netflix, Amazon, Facebook и другие компании пытаются получить прибыль на индийском рынке: в июле 2019 года Netflix выбрала Индию в качестве первой страны, в которой доступна подписка исключительно для мобильных устройств. А Facebook хочет использовать Индию в качестве тестовой площадки для платежей через WhatsApp.

Для главы T-Series Бхушана Кумара интерес интернет-компаний — не только угроза, но и возможность роста. Благодаря технологиям и бюджетам они могут стать как проблемой для индийских производителей контента, так и партнерами, которым нужны данные о рынке Индии — их может предоставить только компания уровня T-Series.

Кумар считает, что сработает второй вариант. Его компания — самодостаточная экосистема, в которой YouTube-каналы продвигают песни, песни продвигают фильмы и сериалы, а когда те становятся хитами — пользователи возвращаются на YouTube, чтобы переслушивать песни, делая бизнес T-Series «неприступным».

А поскольку болливудский контент становится популярнее на Ближнем Востоке, Юго-Восточной Азии и других рынках, T-Series может в дальнейшем стать глобальным игроком.

«Вы можете спросить любого, знают ли они T-Series, и все подтвердят. Скоро все нас узнают по всему миру», — заявляет Кумар.

Как создавался T-Series

Бхушан Кумар — сын основателя T-Series Гулшана Кумара, который был убит в 1997 году. В Гулшана выстрелили 16 раз при выходе из индуистского храма — якобы за сопротивление рэкету со стороны банды, связанной с Давудом Ибрагимом, самым известным боссом преступного мира Мумбаи.

Кумар до сих пор говорит об отце в настоящем времени и считает, что Гулшан продолжает направлять T-Series. Каждый фильм T-Series начинается надписью «Гулшан Кумар представляет», а Кумар заявляет, что чувство вкуса в определении будущих хитовых песен он получил от отца — большого любителя музыки.

Ещё одна черта отца, унаследованная Кумаром, — технологическое видение. Во времена Гулшана «технологией завтрашнего дня» были аудиокассеты, поэтому в 1970-х он открыл небольшой магазин. Гулшан продавал альбомы и экспериментировал с музыкой, нанимая певцов для записи песен о его любимой индуистской святыне.

Когда его кассеты начали перепродаваться среди фанатов, Гюлшан отправился в Гонконг, Японию и Южную Корею, чтобы узнать больше о технологии записи звука. Он смог заключить сделку по импорту магнитных лент. В 1980 году открыл компанию Super Cassettes Industries по производству аудиокассет, многие из которых выпускались с музыкой, записанной им ранее.

Гулшан изменил индийский рынок аудиозаписи, демпингуя и распространяя кассеты со скидками в круглосуточных магазинах и киосках. Он заказывал альбомы на региональных языках, например, пенджабском и бходжпурском диалектах, которые его конкуренты на рынке считали слишком небольшими по аудитории и игнорировали.

​Студия звукозаписи T-Series

Он получил репутацию манипулятора с авторскими правами, так как использовал лазейки в законодательстве, чтобы записывать кавер-версии к самым популярным индийским песням.

Дистрибьютрская сеть Гулшана помогла ему попасть в Болливуд и начать записывать саундтреки к фильмам. В середине 1980-х годов Гулшан основал лейбл T-Series, названный в честь бога Шивы, которого обычно изображают с трезубцем.

В 1990 году лейбл вошел в число лидеров музыкальной индустрии Индии после выхода саундтрека к музыкальному роману «Жизнь во имя любви», который до сих пор остается бестселлером в стране.

Гулшан также воспользовался авторским правом на болливудские саундтреки T-Series, чтобы собрать их на своём лейбле — продюсеры фильмов соглашались отдать права на песни, так как распространение музыки увеличивало шансы на её популярность, что в свою очередь способствовало продажам фильмов. Гулшан любил кино так же сильно, как и музыку, поэтому T-Series запустила собственную студию по производству сериалов.

После убийства Гулшана во главе T-Series встал 19-летний Бхушан Кумар. Чтобы упрочить место T-Series, он сосредоточился на музыке, продолжая скупать болливудские песни по стратегии отца.

Бхушан Кумар с портретом отца

В 2019 году T-Series стало принадлежать 70% всей музыки Болливуда, выпущенной за последние 30 лет, подсчитал киноаналитик Комал Нахта.

Эпоха рингтонов и переход к YouTube

В развитых странах история музыкального бизнеса делится на эпоху «до и после 1999 года», когда программист Шон Паркер стал соучредителем первого файлообменного сервиса Napster и начался «золотой век пиратства», практически уничтоживший музыкальную индустрию.

Затем появление Apple iTunes открыло рынок легальной цифровой музыки и «подготовило» пользователей к запуску Spotify и других стриминговых сервисов.

В Индии рынок развивался иначе: пиратство было распространено, но iTunes не получил большой популярности. Вместо этого индийцы покупали рингтоны, вышедшие из моды на Западе после появления iPhone.

Для индийцев рингтоны стали сенсацией, предложившей легальный, дешёвый и удобный способ покупки популярной музыки. В семьях со средним заработком появились мобильные телефоны, на которых обязательно устанавливался персональный рингтон, купленный за 10 рупий (14 центов) — это стало «незаменимым символом личного стиля».

В 2003 году неназванный интернет-сервис предложил Кумару $500 тысяч за право создавать рингтоны из каталога T-Series. Он отказался и запустил собственную продажу ригтонов, выставляя всё более высокие лицензионные сборы с каждого рингтона телеком-операторам и контент-провайдерам.

T-Series вырезала каждую строку песни и продавала их в виде рингтонов. К концу 2000-х годов рингтоны стали крупнейшим источником дохода музыкального подразделения T-Series.

Переход к YouTube

По мере того, как популярность рингтонов приближалась к своему пику, T-Series обнаружила, что песни лейбла появились на YouTube, и в 2007 году подала иск против американской компании за нарушение авторских прав.

По условиям иска регулятор потребовал от YouTube научить T-Series размещать на видеохостинге собственные видеоматериалы и предоставлять «щедрые доходы» от рекламы во время воспроизведения роликов.

В 2011 году, когда продажи рингтонов пошли на спад, T-Series загрузила первое видео на YouTube — клип на песню Laung Da Lashkara, тем не менее всё ещё предлагая купить рингтон в описании к видео.

Видео стало хитом и началом эпохи музыкальных лейблов на YouTube, в то время как звукозаписывающие студии в Санта-Монике или Мумбаи не воспринимали это направление всерьёз. T-Series же загрузила весь каталог песен на YouTube.

Несмотря на численность людей Индии, количество пользователей интернета на то время было небольшим — мобильным интернетом пользовались около 25% населения. Из-за долгого развития инфраструктуры мобильной связи, консервативных операторов связи и огромного числа людей, живущих за чертой бедности, страна отстала от большей части Азии по использованию смартфонов.

Доступ в интернет стал массовым только с появлением общенациональной сети Reliance Jio миллиардера Мукеши Амбани. Компания предложила бесплатные звонки и дешевые тарифы на передачу данных, что привлекло 100 млн клиентов за пять месяцев работы. Стоимость трафика упала до самого низкого в Индии уровня — около 26 центов за 1 ГБ.

За последние три года в Индии появилось около 300 млн новых пользователей интернета, менее образованных, более бедных и живущих в сёлах. Они исповедуют несколько религий, говорят на разных языках, но, как правило, есть одна общая черта — их объединяет любовь к YouTube.

Поддержание популярности на YouTube — игра вдолгую. Если канал часто загружает новые видео — он лучше рекомендуется и рекламируется площадкой и на него подписывается больше зрителей.

Благодаря бэк-каталогу клипов, фильмов и 160 тысячам песен T-Series, записанных в течение последнего десятилетия, компания может загружать новые видеоролики два-три раза в день.

Новые песни — ещё более надежный источник кликов: сначала публикуется видеотизер, а после релиза загружаются несколько модифицированных версий для привлечения дополнительных зрителей.

Лейбл предлагает большой объём видео на выбор: от аудио для пользователей с небольшим объемом трафика до версий с английскими субтитрами для не говорящих на индийском, чтобы песни могло петь как можно больше людей. Музыка для богослужений сопровождается слайд-шоу с изображением богов и святынь, а также портретами Гулшана Кумара.

Всю видеоимперию T-Series на YouTube и других стриминговых платформах поддерживают 10 сотрудников, каждый отвечает за загрузку видео и песен одного жанра или языка.

По мнению Кумара, попадание в технологический тренд стриминговых сервисов или консервативное управление своим присутствием на YouTube — не основные причины популярности T-Series. Он считает, что главное достижение — это попасть под настроение и восприятие слушателей качественной музыкой.

Показателей качества музыки Кумара два, они не изменились со времен отца: «романтические песни», вызывающие эмоции, и «музыка под биты», которая заставляет танцевать. Оба вида используют простые мелодии и запоминающиеся тексты.

По данным, предоставленным T-Series индийскому правительству, с 2016 по 2018 год доходы выросли на 18,5% до $109 млн, без учета роста подписчиков на YouTube. В 2018 финансовом году прибыль компании составила $29 млн.

Как T-Series планирует конкурировать с западными компаниями

По мере замедления темпов роста на развитых рынках технологические компании начинают развитие на потенциально прибыльных рынках, таких как Индия. Например, Netflix в 2019 году потратила $15 млрд на контент и поддержала около 40 индийских фильмов и сериалов, несколько из которых сняла самостоятельно. Сейчас у индийцев более 15 стриминговых сервисов на выбор, некоторые из которых стоят меньше $1 в месяц.

Кумар считает, что у T-Series нет причин бояться вторжения, и даже не из-за доминирования на YouTube. Компания удвоила производство фильмов в Болливуде, выпустив с начала 2017 года более 24 фильмов. Два релиза в этом году входят в десятку лучших в индийском прокате.

В центре — Бхушан Кумар, справа композитор и певец Танишк Багчи, слева —президент T-Series Нирадж Калян

Популярность T-Series должна сделать компанию предпочтительным партнёром для тех, кто хочет знать, что смотрят и слушают в Индии, заявляет Кумар. По его словам, он ведёт переговоры о создании нескольких сериалов с Amazon и Netflix, которые «пришли к нему, потому что хотят сериалов с музыкой». Обе компании отказались комментировать Bloomberg заявление Кумара.

Несмотря на то, что Болливуд начал снимать больше немузыкального контента, чтобы покорить индийцев, нужно петь. «Если в театре звучит популярная песня, множество зрителей так возбуждаются, что начинают разбрасываться деньгами. В прямом смысле», — говорит Кумар.

Невозможно предсказать, сохранит ли T-Series лояльность индийцев с ростом активности западных компаний, так как их онлайн-возможности будут расширяться, пишет издание Bloomberg. Но для миллионов из них, для кого появление интернета стало поворотной точкой в жизни, основная платформа лейбла YouTube стала синонимом развлечений.

Bloomberg приводит в качестве примера перепродавца одежды Исмаила Модана с зарплатой $200. Он живёт в трущобах Дарави, у его семьи до 2017 года не было доступа к интернету.

Он потратил огромную для семьи сумму в $70 на подержанный смартфон Samsung Galaxy J7, который занял центральное место в его жизни.

Если раньше Модану приходилось ходить по домам и объявлять о новых поступлениях товара, то сейчас ему достаточно обновить статус WhatsApp, и покупатели придут к нему сами. Его жена Яснмин начала использовать интернет для поиска рецептов и новых дизайнов для своего швейного бизнеса.

Семья Модана смотрит видео на смартфоне

Старый телевизор над детской кроваткой в значительной степени заменила библиотека YouTube. В большинство вечеров семья располагается вокруг 5,5-дюймового экрана смартфона, чтобы посмотреть музыкальные клипы и вирусные видео.

Иногда они подключают Bluetooth-колонки, чтобы послушать музыку с YouTube-каналов T-Series и других компаний и спеть песни. «Если раньше мы встречались с друзьями, чтобы провести время, то теперь просто сидим дома и смотрим YouTube», — улыбаясь, говорит Модан.

0
65 комментариев
Написать комментарий...
Кирилл Половинкин

Индия в будущем безусловно подвинет Китай в плане экономического и технического прогресса. Понятный западу менталитет, политическое устройство, нет идиотов коммунистов, блокирующих  все подряд. Надеюсь, Китай в ближайшем будущем откроет глаза, а не то, лишится всего, что ему дали западные страны 

Ответить
Развернуть ветку
Василий Королевский

Западные страны блокируют не меньше комуннистов,  и вообще  западный мир это прошлое  ни чего они  лишить не могут ни  Китая ни Индии.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Половинкин

Ага, ага. Huawei был лидером по поставкам телекоммуникационного оборудования, с более более 50%, сейчас уже лидер Samsung, а Huawei отдал даже вторую строчку Ericsson :) 

Ответить
Развернуть ветку
Василий Королевский

Как страшно это для Китая? Что в Китае не могут сделать,  что делают на западе смартфон, поезд, ракету или быть может самолет?  Ой это все делают в Китае.  Потуги США притормозить экономику Китая с помощью Huawei, на данный  момент выглядят,  как цирковые фокусы пуделя, а  рост его экономики по прежнему  в два раза быстрее роста экономики США.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Половинкин

Все процессоры Huawei, которая она вставляет в свои смартфоны основаны на архитектуре британской компании ARM, то есть это фактически полностью остановит производство мобильного подразделения. Телекоммуникационный бизнес уже лишился огромной доли в своей отрасли. ZTE до сих пор не может оправится от санкций.
все, что остаётся китайцам - копировать технологии, так как китайскому правительство плевать на интеллектуальную собственность. А падающие темпы роста в экономике КНР лишь указывают на структурные проблемы в этой стране. Китай может рвануть в самое ближайшее время из-за внутреннего необеспеченного долга в сфере строительства. А это десятки миллионов рабочих мест, которые останутся на улице. Поэтому социальная напряжённость в Китайской экономике только продолжит расти

Ответить
Развернуть ветку
vic buynoff

Если Китай [по санкциям] закроет свои фабрики для AMD, бриташкам просто некуда будет пихать свою архитектурку. А темпы роста западных стран уже давно не идут ни в какое сравнение с темпами роста китайской экономики. Если смотреть не по условным цифрам макроэкономических мультипликаторов, а по количеству реальных производственных мощностей и занятости населения.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Половинкин

Должен вас расстроить. Китайская экономика в настоящее время находится в стагнации, о чем говорят данные по росту. Момент номер 2: а можно ли верить даже этим показателям? Вряд ли, темпы банкротств китайских компаний поражают воображение. Пузыри и перегрев возникают во все больших отраслях экономики. ЦБ Китая переходит все границы в стимулировании своих банков, активы которых пухнут как американские в 2006-2008 году. Постоянно девальвировать юань с каждым разом будет все тяжелее. Китайцам придётся принять любую торговую сделку, чтобы хоть как-то выиграть время. Хотя с такой экономической политикой — им это не поможет 

Ответить
Развернуть ветку
vic buynoff

Я же сказал, условные макроэкономические показатели, нарисованные в сомнительных статотчетах, меня не интересуют.
Что же касается стагнации, то западным странам тут вообще лучше помалкивать. И в Европе, и в Америке сейчас далеко не лучшие времена.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Половинкин

Ясно, мамкин экономист. Красиво получается, смотри сколько заводов, проходов, жаль только, что это все поздний СССР, раздувающий пузырь из всего, чего мог. А денежная масса в Китае в 1.7 раз больше США, что показывает, как будет весело со всей этой занятостью и производственной мощностью 

Ответить
Развернуть ветку
vic buynoff

Вот на личности ты зря перешел. 

И опять все эти условные макроэкономические показатели, я же просил засунуть их в ... У США чудовищный внешний долг, и если кредиторы потребуют его погасить, США мгновенно сдуются. Да вообще способов опустить США - великое множество. Если эти способы до сих пор не использовали, то только потому, что не хотят рушить мировую экономику. Но уже идет процесс постепенного отказа от доллара, и как только он перейдет определенную границу, необходимость в долларе отпадет СОВСЕМ. При этом, Китай останется со своими многочислеными производственными мощностями и торговыми путями, а у опущенных США не останется ничего, ибо доллар - все, что у них вообще есть.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Ивахнов
 и если кредиторы потребуют его погасить, США мгновенно сдуются.

То США скажут "Нахер сходите"

Ответить
Развернуть ветку
vic buynoff

Не не не. Есть все же мировое право, есть определеные процедуры, есть дефолт/банкротство, и простым "нахер сходите" США тут не отделаются.
В крайнем случае - да, все сходят нахер, и США станет независимой страной, т.е. страной, от которой ничего не зависит, потому что все свалили нахер.

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Petrukhin

Никто никуда не пойдёт. Потому что никому не охота обесценивать свои вложения в те же доллары. Особенно китайцам. 

Ответить
Развернуть ветку
vic buynoff

Это пока доллар имеет ценность и удобен в использовании. Опять же, все не вечно, уясни уже.

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Petrukhin

Все не вечно, руки мой перед едой, трава зеленая. Спасибо за ценную информацию. 

Доллар не просто удобен, он ещё и ликвиден. Вечности там не надо. Достаточно ещё сотни лет. Пока сборочный цех не порвёт экологией, внутренними противоречиями и старением населения. 

Ответить
Развернуть ветку
vic buynoff

К сожалению, еще 100 лет доллар, скорее всего, не протянет. А если и протянет, то употреблять его в пищу вместо хлеба и говядины как-то не очень. Поэтому многие все же делают ставку на производства и торговые пути, думаю это правильный выбор. Новейшие разработки всегда можно украсть, а вот производство и торговлю - не украдешь.

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Petrukhin

Не знаю, кто там и на что желает ставки, вы же свои источники не раскрываете. А доллар, конечно же, потянет, потому что предпосылок к иному нет. 
А производство... Пользовать Китай как большой вонючий цех, конечно, неплохо. Но, думаю, удорожание китайского труда и роботизация окончательно простимулируют решоринг. 

Ну и напоследок картинка из публикации на www.migrationpolicy.org, которая ярко демонстрирует нам, что жизнь на Западе гавно, а ехать надо в Китай, там будущее. 

Ответить
Развернуть ветку
vic buynoff

Мой дорогой, ну как же предпосылок нет )) Вы наверное и мюнхенскую речь Путина не слушали, и новости с полей мировых торгово-финансовых войн не читаете.
Что касается иммигрантов - миллионы мух, конечно же, не могут ошибаться (сарказм). Лично мне это кажется диким - ехать куда-то в чужой мир, где к тебе будут относиться как к человеку третьего сорта, жить как раб и работать на износ для удовлетворения хотелок "старших товарищей", это как минимум себя не уважать. Тем более, возможности для самореализации сегодня есть везде, если ты не смог добиться успеха в своей стране - на Западе ты точно ничего не добъешься.

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Petrukhin

Слушал Мюнхенскую речь. Я вообще фантастику люблю. Вот прям так - когда человек сам себе чего-то придумал, и всем потом об этом рассказывает, и прям верит. Некоторые, правда, над ним смеются. Но они просто дураки, так ведь? Потому что он ведь правду говорит. Хоть вся эта правда только у него в голове.

Финансовые новости читаю регулярно. Битв там не наблюдаю. Хотя есть люди, которые, например, древне-русские руны в штукатурке видят. Но это не для меня. 

"где к тебе будут относиться как к человеку третьего сорта, жить как раб и работать на износ для удовлетворения хотелок "старших товарищей"
Вот это вы отлично про Китай написали. Всё так и есть. 

Миллионы мух. С каждым годом, причём, на полмиллиона больше. Валят из прекрасного Китая в отсталые США. Дебилы. И китайская элита всё детей то в США, то в Англию учиться отправляет. Тоже не понимают, что у них лучше. Что доллар скоро рухнет, и США кирдык. Один вы это понимаете. Так объяснили бы им, дуракам. 

Ответить
Развернуть ветку
vic buynoff

Насчет мух - не я один это понимаю, кто-то едет в США, кто-то остается, и тех и тех миллионы. В этом плане каждый решает самостоятельно. 
Насчет Мюнхена - это был манифест, сейчас тема развивается. Все больше политиков хотят расчеты в нацвалюте, а не в долларах - так безопаснее, нет жесткой зависимости от капризов американских банкиров.
Насчет битв - протрите глаза, в мире идет третья мировая война, в том числе и в экономической и финансовой сферах. Про санкции даже не слышали? ))

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Petrukhin

И куда там тема то развивается? С тех пор кирдыкнулась Венесуэла и обнищало население России. Ах, да, доллар с 30 рублей на 70 скакнул ещё. Ну, нормально идём. Уверенно. 

Про санкции я слышал. Давно, причём. Их только в 20 веке столько раз вводили и отменяли. Видимо, все это время шла война. Как в том анекдоте - а ты даже не знал, что воюешь. 

Я понимаю, что хочется, чтобы в жизни как в книжках и фильмах были красивые складные сюжеты, злодеи и герои, интриги и пр. Но жизнь показывает, что складных сюжетов в ней нет, сложные операции придумываются пост-фактум с целью поиметь за них, а злодеи и герои всегда условные и текучие, да и вообще это не один человек, а много. 

Я вообще не против, чтобы вы игрались в свою войнушку. Экзистенциальный ужас не все могут пережить. Да и игра - главный способ обучения любого ребёнка. Просто многие из ваших это делают на госдолжностях за мой, в частности, счёт. Вот это напрягает. Ведь могли бы уже Марс колонизировать. 

Ответить
Развернуть ветку
vic buynoff

Все это так, разумеется. Только в войнушку играем не мы, она навязана, не утихает а разрастается, и не участвовать в ней к сожалению невозможно, а раз так - стабильности не будет, в том числе и доллар под угрозой, и ставить на него в 100-летней перспективе я бы не стал. Да просто он многих утомил уже, его хозяева все наглее и агрессивнее, все меньше придерживаются международных законов и элементарных правил, а следовательно доллар становится просто опасен. От него будут отказываться, как только появится адекватная альтернатива, а ее сейчас почти все ищут.

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Petrukhin

Так я то вам говорю, что нет никакой войнушки. Что вы сами её создали из цепочки разрозненных событий. Мозг человеческий ленив и труслив. Поэтому он любит стройные истории с понятным сюжетом. Потому что иначе придётся признать, что жизнь непонятна и малопредсказуема. И вот тут вас накроет этот самый экзистенциальный ужас. Поэтому вы и будете продолжать лепить теории, нанизывая на цепочку не связанные события и забывая про то, которые вашу теорию ставят под сомнения. Так уж мы устроены. 

https://versia.ru/sotrudniki-specsluzhb-provalivayutsya-po-gluposti-i-legkomysliyu

Вот хотя бы тут хорошо написано, какие удивительные люди заняты плетением сложных операций. Они рассказывают нам прл заговоры, сети и пр. И не то чтобы они прям специально врут. Просто так уж устроен наш мозг. 

Доллар никуда не денется. Он удобен. Это главное. Финансисты - люди практичные. 

Ответить
Развернуть ветку
62 комментария
Раскрывать всегда