Музыкальная империя Болливуда: история индийского лейбла T-Series, создавшего самый популярный YouTube-канал в мире Статьи редакции
Почему канал T-Series стал самым популярным на YouTube и как лейбл планирует противостоять вторжению Amazon, Netflix и Facebook в Индию.
Конспект материала Bloomberg Businesweek.
В марте 2019 года канал индийского музыкального лейбла T-Series стал самым популярным на YouTube, обогнав шведского блогера PewDiePie. Быстрый рост T-Series многих застал врасплох — до него на YouTube доминировали шутники, блогеры и королевы красоты из США и Европы, с которыми не мог соревноваться ни один продюсер или медиа, особенно из Азии.
Взлёт T-Series на YouTube произошёл благодаря дешёвому интернету: Индия за пару лет стала страной с крупнейшим числом интернет-пользователей в мире — более 600 млн. При этом рынок активно растёт, так как около половины населения Индии ещё не подключены к интернету.
Netflix, Amazon, Facebook и другие компании пытаются получить прибыль на индийском рынке: в июле 2019 года Netflix выбрала Индию в качестве первой страны, в которой доступна подписка исключительно для мобильных устройств. А Facebook хочет использовать Индию в качестве тестовой площадки для платежей через WhatsApp.
Для главы T-Series Бхушана Кумара интерес интернет-компаний — не только угроза, но и возможность роста. Благодаря технологиям и бюджетам они могут стать как проблемой для индийских производителей контента, так и партнерами, которым нужны данные о рынке Индии — их может предоставить только компания уровня T-Series.
Кумар считает, что сработает второй вариант. Его компания — самодостаточная экосистема, в которой YouTube-каналы продвигают песни, песни продвигают фильмы и сериалы, а когда те становятся хитами — пользователи возвращаются на YouTube, чтобы переслушивать песни, делая бизнес T-Series «неприступным».
А поскольку болливудский контент становится популярнее на Ближнем Востоке, Юго-Восточной Азии и других рынках, T-Series может в дальнейшем стать глобальным игроком.
«Вы можете спросить любого, знают ли они T-Series, и все подтвердят. Скоро все нас узнают по всему миру», — заявляет Кумар.
Как создавался T-Series
Бхушан Кумар — сын основателя T-Series Гулшана Кумара, который был убит в 1997 году. В Гулшана выстрелили 16 раз при выходе из индуистского храма — якобы за сопротивление рэкету со стороны банды, связанной с Давудом Ибрагимом, самым известным боссом преступного мира Мумбаи.
Кумар до сих пор говорит об отце в настоящем времени и считает, что Гулшан продолжает направлять T-Series. Каждый фильм T-Series начинается надписью «Гулшан Кумар представляет», а Кумар заявляет, что чувство вкуса в определении будущих хитовых песен он получил от отца — большого любителя музыки.
Ещё одна черта отца, унаследованная Кумаром, — технологическое видение. Во времена Гулшана «технологией завтрашнего дня» были аудиокассеты, поэтому в 1970-х он открыл небольшой магазин. Гулшан продавал альбомы и экспериментировал с музыкой, нанимая певцов для записи песен о его любимой индуистской святыне.
Когда его кассеты начали перепродаваться среди фанатов, Гюлшан отправился в Гонконг, Японию и Южную Корею, чтобы узнать больше о технологии записи звука. Он смог заключить сделку по импорту магнитных лент. В 1980 году открыл компанию Super Cassettes Industries по производству аудиокассет, многие из которых выпускались с музыкой, записанной им ранее.
Гулшан изменил индийский рынок аудиозаписи, демпингуя и распространяя кассеты со скидками в круглосуточных магазинах и киосках. Он заказывал альбомы на региональных языках, например, пенджабском и бходжпурском диалектах, которые его конкуренты на рынке считали слишком небольшими по аудитории и игнорировали.
Он получил репутацию манипулятора с авторскими правами, так как использовал лазейки в законодательстве, чтобы записывать кавер-версии к самым популярным индийским песням.
Дистрибьютрская сеть Гулшана помогла ему попасть в Болливуд и начать записывать саундтреки к фильмам. В середине 1980-х годов Гулшан основал лейбл T-Series, названный в честь бога Шивы, которого обычно изображают с трезубцем.
В 1990 году лейбл вошел в число лидеров музыкальной индустрии Индии после выхода саундтрека к музыкальному роману «Жизнь во имя любви», который до сих пор остается бестселлером в стране.
Гулшан также воспользовался авторским правом на болливудские саундтреки T-Series, чтобы собрать их на своём лейбле — продюсеры фильмов соглашались отдать права на песни, так как распространение музыки увеличивало шансы на её популярность, что в свою очередь способствовало продажам фильмов. Гулшан любил кино так же сильно, как и музыку, поэтому T-Series запустила собственную студию по производству сериалов.
После убийства Гулшана во главе T-Series встал 19-летний Бхушан Кумар. Чтобы упрочить место T-Series, он сосредоточился на музыке, продолжая скупать болливудские песни по стратегии отца.
В 2019 году T-Series стало принадлежать 70% всей музыки Болливуда, выпущенной за последние 30 лет, подсчитал киноаналитик Комал Нахта.
Эпоха рингтонов и переход к YouTube
В развитых странах история музыкального бизнеса делится на эпоху «до и после 1999 года», когда программист Шон Паркер стал соучредителем первого файлообменного сервиса Napster и начался «золотой век пиратства», практически уничтоживший музыкальную индустрию.
Затем появление Apple iTunes открыло рынок легальной цифровой музыки и «подготовило» пользователей к запуску Spotify и других стриминговых сервисов.
В Индии рынок развивался иначе: пиратство было распространено, но iTunes не получил большой популярности. Вместо этого индийцы покупали рингтоны, вышедшие из моды на Западе после появления iPhone.
Для индийцев рингтоны стали сенсацией, предложившей легальный, дешёвый и удобный способ покупки популярной музыки. В семьях со средним заработком появились мобильные телефоны, на которых обязательно устанавливался персональный рингтон, купленный за 10 рупий (14 центов) — это стало «незаменимым символом личного стиля».
В 2003 году неназванный интернет-сервис предложил Кумару $500 тысяч за право создавать рингтоны из каталога T-Series. Он отказался и запустил собственную продажу ригтонов, выставляя всё более высокие лицензионные сборы с каждого рингтона телеком-операторам и контент-провайдерам.
T-Series вырезала каждую строку песни и продавала их в виде рингтонов. К концу 2000-х годов рингтоны стали крупнейшим источником дохода музыкального подразделения T-Series.
Переход к YouTube
По мере того, как популярность рингтонов приближалась к своему пику, T-Series обнаружила, что песни лейбла появились на YouTube, и в 2007 году подала иск против американской компании за нарушение авторских прав.
По условиям иска регулятор потребовал от YouTube научить T-Series размещать на видеохостинге собственные видеоматериалы и предоставлять «щедрые доходы» от рекламы во время воспроизведения роликов.
В 2011 году, когда продажи рингтонов пошли на спад, T-Series загрузила первое видео на YouTube — клип на песню Laung Da Lashkara, тем не менее всё ещё предлагая купить рингтон в описании к видео.
Видео стало хитом и началом эпохи музыкальных лейблов на YouTube, в то время как звукозаписывающие студии в Санта-Монике или Мумбаи не воспринимали это направление всерьёз. T-Series же загрузила весь каталог песен на YouTube.
Несмотря на численность людей Индии, количество пользователей интернета на то время было небольшим — мобильным интернетом пользовались около 25% населения. Из-за долгого развития инфраструктуры мобильной связи, консервативных операторов связи и огромного числа людей, живущих за чертой бедности, страна отстала от большей части Азии по использованию смартфонов.
Доступ в интернет стал массовым только с появлением общенациональной сети Reliance Jio миллиардера Мукеши Амбани. Компания предложила бесплатные звонки и дешевые тарифы на передачу данных, что привлекло 100 млн клиентов за пять месяцев работы. Стоимость трафика упала до самого низкого в Индии уровня — около 26 центов за 1 ГБ.
За последние три года в Индии появилось около 300 млн новых пользователей интернета, менее образованных, более бедных и живущих в сёлах. Они исповедуют несколько религий, говорят на разных языках, но, как правило, есть одна общая черта — их объединяет любовь к YouTube.
Поддержание популярности на YouTube — игра вдолгую. Если канал часто загружает новые видео — он лучше рекомендуется и рекламируется площадкой и на него подписывается больше зрителей.
Благодаря бэк-каталогу клипов, фильмов и 160 тысячам песен T-Series, записанных в течение последнего десятилетия, компания может загружать новые видеоролики два-три раза в день.
Новые песни — ещё более надежный источник кликов: сначала публикуется видеотизер, а после релиза загружаются несколько модифицированных версий для привлечения дополнительных зрителей.
Лейбл предлагает большой объём видео на выбор: от аудио для пользователей с небольшим объемом трафика до версий с английскими субтитрами для не говорящих на индийском, чтобы песни могло петь как можно больше людей. Музыка для богослужений сопровождается слайд-шоу с изображением богов и святынь, а также портретами Гулшана Кумара.
Всю видеоимперию T-Series на YouTube и других стриминговых платформах поддерживают 10 сотрудников, каждый отвечает за загрузку видео и песен одного жанра или языка.
По мнению Кумара, попадание в технологический тренд стриминговых сервисов или консервативное управление своим присутствием на YouTube — не основные причины популярности T-Series. Он считает, что главное достижение — это попасть под настроение и восприятие слушателей качественной музыкой.
Показателей качества музыки Кумара два, они не изменились со времен отца: «романтические песни», вызывающие эмоции, и «музыка под биты», которая заставляет танцевать. Оба вида используют простые мелодии и запоминающиеся тексты.
По данным, предоставленным T-Series индийскому правительству, с 2016 по 2018 год доходы выросли на 18,5% до $109 млн, без учета роста подписчиков на YouTube. В 2018 финансовом году прибыль компании составила $29 млн.
Как T-Series планирует конкурировать с западными компаниями
По мере замедления темпов роста на развитых рынках технологические компании начинают развитие на потенциально прибыльных рынках, таких как Индия. Например, Netflix в 2019 году потратила $15 млрд на контент и поддержала около 40 индийских фильмов и сериалов, несколько из которых сняла самостоятельно. Сейчас у индийцев более 15 стриминговых сервисов на выбор, некоторые из которых стоят меньше $1 в месяц.
Кумар считает, что у T-Series нет причин бояться вторжения, и даже не из-за доминирования на YouTube. Компания удвоила производство фильмов в Болливуде, выпустив с начала 2017 года более 24 фильмов. Два релиза в этом году входят в десятку лучших в индийском прокате.
Популярность T-Series должна сделать компанию предпочтительным партнёром для тех, кто хочет знать, что смотрят и слушают в Индии, заявляет Кумар. По его словам, он ведёт переговоры о создании нескольких сериалов с Amazon и Netflix, которые «пришли к нему, потому что хотят сериалов с музыкой». Обе компании отказались комментировать Bloomberg заявление Кумара.
Несмотря на то, что Болливуд начал снимать больше немузыкального контента, чтобы покорить индийцев, нужно петь. «Если в театре звучит популярная песня, множество зрителей так возбуждаются, что начинают разбрасываться деньгами. В прямом смысле», — говорит Кумар.
Невозможно предсказать, сохранит ли T-Series лояльность индийцев с ростом активности западных компаний, так как их онлайн-возможности будут расширяться, пишет издание Bloomberg. Но для миллионов из них, для кого появление интернета стало поворотной точкой в жизни, основная платформа лейбла YouTube стала синонимом развлечений.
Bloomberg приводит в качестве примера перепродавца одежды Исмаила Модана с зарплатой $200. Он живёт в трущобах Дарави, у его семьи до 2017 года не было доступа к интернету.
Он потратил огромную для семьи сумму в $70 на подержанный смартфон Samsung Galaxy J7, который занял центральное место в его жизни.
Если раньше Модану приходилось ходить по домам и объявлять о новых поступлениях товара, то сейчас ему достаточно обновить статус WhatsApp, и покупатели придут к нему сами. Его жена Яснмин начала использовать интернет для поиска рецептов и новых дизайнов для своего швейного бизнеса.
Старый телевизор над детской кроваткой в значительной степени заменила библиотека YouTube. В большинство вечеров семья располагается вокруг 5,5-дюймового экрана смартфона, чтобы посмотреть музыкальные клипы и вирусные видео.
Иногда они подключают Bluetooth-колонки, чтобы послушать музыку с YouTube-каналов T-Series и других компаний и спеть песни. «Если раньше мы встречались с друзьями, чтобы провести время, то теперь просто сидим дома и смотрим YouTube», — улыбаясь, говорит Модан.
Индия в будущем безусловно подвинет Китай в плане экономического и технического прогресса. Понятный западу менталитет, политическое устройство, нет идиотов коммунистов, блокирующих все подряд. Надеюсь, Китай в ближайшем будущем откроет глаза, а не то, лишится всего, что ему дали западные страны
Западные страны блокируют не меньше комуннистов, и вообще западный мир это прошлое ни чего они лишить не могут ни Китая ни Индии.
Ага, ага. Huawei был лидером по поставкам телекоммуникационного оборудования, с более более 50%, сейчас уже лидер Samsung, а Huawei отдал даже вторую строчку Ericsson :)
Как страшно это для Китая? Что в Китае не могут сделать, что делают на западе смартфон, поезд, ракету или быть может самолет? Ой это все делают в Китае. Потуги США притормозить экономику Китая с помощью Huawei, на данный момент выглядят, как цирковые фокусы пуделя, а рост его экономики по прежнему в два раза быстрее роста экономики США.
Все процессоры Huawei, которая она вставляет в свои смартфоны основаны на архитектуре британской компании ARM, то есть это фактически полностью остановит производство мобильного подразделения. Телекоммуникационный бизнес уже лишился огромной доли в своей отрасли. ZTE до сих пор не может оправится от санкций.
все, что остаётся китайцам - копировать технологии, так как китайскому правительство плевать на интеллектуальную собственность. А падающие темпы роста в экономике КНР лишь указывают на структурные проблемы в этой стране. Китай может рвануть в самое ближайшее время из-за внутреннего необеспеченного долга в сфере строительства. А это десятки миллионов рабочих мест, которые останутся на улице. Поэтому социальная напряжённость в Китайской экономике только продолжит расти
Если Китай [по санкциям] закроет свои фабрики для AMD, бриташкам просто некуда будет пихать свою архитектурку. А темпы роста западных стран уже давно не идут ни в какое сравнение с темпами роста китайской экономики. Если смотреть не по условным цифрам макроэкономических мультипликаторов, а по количеству реальных производственных мощностей и занятости населения.
Должен вас расстроить. Китайская экономика в настоящее время находится в стагнации, о чем говорят данные по росту. Момент номер 2: а можно ли верить даже этим показателям? Вряд ли, темпы банкротств китайских компаний поражают воображение. Пузыри и перегрев возникают во все больших отраслях экономики. ЦБ Китая переходит все границы в стимулировании своих банков, активы которых пухнут как американские в 2006-2008 году. Постоянно девальвировать юань с каждым разом будет все тяжелее. Китайцам придётся принять любую торговую сделку, чтобы хоть как-то выиграть время. Хотя с такой экономической политикой — им это не поможет
Я же сказал, условные макроэкономические показатели, нарисованные в сомнительных статотчетах, меня не интересуют.
Что же касается стагнации, то западным странам тут вообще лучше помалкивать. И в Европе, и в Америке сейчас далеко не лучшие времена.
Ясно, мамкин экономист. Красиво получается, смотри сколько заводов, проходов, жаль только, что это все поздний СССР, раздувающий пузырь из всего, чего мог. А денежная масса в Китае в 1.7 раз больше США, что показывает, как будет весело со всей этой занятостью и производственной мощностью
Вот на личности ты зря перешел.
И опять все эти условные макроэкономические показатели, я же просил засунуть их в ... У США чудовищный внешний долг, и если кредиторы потребуют его погасить, США мгновенно сдуются. Да вообще способов опустить США - великое множество. Если эти способы до сих пор не использовали, то только потому, что не хотят рушить мировую экономику. Но уже идет процесс постепенного отказа от доллара, и как только он перейдет определенную границу, необходимость в долларе отпадет СОВСЕМ. При этом, Китай останется со своими многочислеными производственными мощностями и торговыми путями, а у опущенных США не останется ничего, ибо доллар - все, что у них вообще есть.
То США скажут "Нахер сходите"
Не не не. Есть все же мировое право, есть определеные процедуры, есть дефолт/банкротство, и простым "нахер сходите" США тут не отделаются.
В крайнем случае - да, все сходят нахер, и США станет независимой страной, т.е. страной, от которой ничего не зависит, потому что все свалили нахер.
Никто никуда не пойдёт. Потому что никому не охота обесценивать свои вложения в те же доллары. Особенно китайцам.
Это пока доллар имеет ценность и удобен в использовании. Опять же, все не вечно, уясни уже.
Все не вечно, руки мой перед едой, трава зеленая. Спасибо за ценную информацию.
Доллар не просто удобен, он ещё и ликвиден. Вечности там не надо. Достаточно ещё сотни лет. Пока сборочный цех не порвёт экологией, внутренними противоречиями и старением населения.
К сожалению, еще 100 лет доллар, скорее всего, не протянет. А если и протянет, то употреблять его в пищу вместо хлеба и говядины как-то не очень. Поэтому многие все же делают ставку на производства и торговые пути, думаю это правильный выбор. Новейшие разработки всегда можно украсть, а вот производство и торговлю - не украдешь.
Не знаю, кто там и на что желает ставки, вы же свои источники не раскрываете. А доллар, конечно же, потянет, потому что предпосылок к иному нет.
А производство... Пользовать Китай как большой вонючий цех, конечно, неплохо. Но, думаю, удорожание китайского труда и роботизация окончательно простимулируют решоринг.
Ну и напоследок картинка из публикации на www.migrationpolicy.org, которая ярко демонстрирует нам, что жизнь на Западе гавно, а ехать надо в Китай, там будущее.
Мой дорогой, ну как же предпосылок нет )) Вы наверное и мюнхенскую речь Путина не слушали, и новости с полей мировых торгово-финансовых войн не читаете.
Что касается иммигрантов - миллионы мух, конечно же, не могут ошибаться (сарказм). Лично мне это кажется диким - ехать куда-то в чужой мир, где к тебе будут относиться как к человеку третьего сорта, жить как раб и работать на износ для удовлетворения хотелок "старших товарищей", это как минимум себя не уважать. Тем более, возможности для самореализации сегодня есть везде, если ты не смог добиться успеха в своей стране - на Западе ты точно ничего не добъешься.
Слушал Мюнхенскую речь. Я вообще фантастику люблю. Вот прям так - когда человек сам себе чего-то придумал, и всем потом об этом рассказывает, и прям верит. Некоторые, правда, над ним смеются. Но они просто дураки, так ведь? Потому что он ведь правду говорит. Хоть вся эта правда только у него в голове.
Финансовые новости читаю регулярно. Битв там не наблюдаю. Хотя есть люди, которые, например, древне-русские руны в штукатурке видят. Но это не для меня.
"где к тебе будут относиться как к человеку третьего сорта, жить как раб и работать на износ для удовлетворения хотелок "старших товарищей"
Вот это вы отлично про Китай написали. Всё так и есть.
Миллионы мух. С каждым годом, причём, на полмиллиона больше. Валят из прекрасного Китая в отсталые США. Дебилы. И китайская элита всё детей то в США, то в Англию учиться отправляет. Тоже не понимают, что у них лучше. Что доллар скоро рухнет, и США кирдык. Один вы это понимаете. Так объяснили бы им, дуракам.
Насчет мух - не я один это понимаю, кто-то едет в США, кто-то остается, и тех и тех миллионы. В этом плане каждый решает самостоятельно.
Насчет Мюнхена - это был манифест, сейчас тема развивается. Все больше политиков хотят расчеты в нацвалюте, а не в долларах - так безопаснее, нет жесткой зависимости от капризов американских банкиров.
Насчет битв - протрите глаза, в мире идет третья мировая война, в том числе и в экономической и финансовой сферах. Про санкции даже не слышали? ))
И куда там тема то развивается? С тех пор кирдыкнулась Венесуэла и обнищало население России. Ах, да, доллар с 30 рублей на 70 скакнул ещё. Ну, нормально идём. Уверенно.
Про санкции я слышал. Давно, причём. Их только в 20 веке столько раз вводили и отменяли. Видимо, все это время шла война. Как в том анекдоте - а ты даже не знал, что воюешь.
Я понимаю, что хочется, чтобы в жизни как в книжках и фильмах были красивые складные сюжеты, злодеи и герои, интриги и пр. Но жизнь показывает, что складных сюжетов в ней нет, сложные операции придумываются пост-фактум с целью поиметь за них, а злодеи и герои всегда условные и текучие, да и вообще это не один человек, а много.
Я вообще не против, чтобы вы игрались в свою войнушку. Экзистенциальный ужас не все могут пережить. Да и игра - главный способ обучения любого ребёнка. Просто многие из ваших это делают на госдолжностях за мой, в частности, счёт. Вот это напрягает. Ведь могли бы уже Марс колонизировать.
Все это так, разумеется. Только в войнушку играем не мы, она навязана, не утихает а разрастается, и не участвовать в ней к сожалению невозможно, а раз так - стабильности не будет, в том числе и доллар под угрозой, и ставить на него в 100-летней перспективе я бы не стал. Да просто он многих утомил уже, его хозяева все наглее и агрессивнее, все меньше придерживаются международных законов и элементарных правил, а следовательно доллар становится просто опасен. От него будут отказываться, как только появится адекватная альтернатива, а ее сейчас почти все ищут.
Так я то вам говорю, что нет никакой войнушки. Что вы сами её создали из цепочки разрозненных событий. Мозг человеческий ленив и труслив. Поэтому он любит стройные истории с понятным сюжетом. Потому что иначе придётся признать, что жизнь непонятна и малопредсказуема. И вот тут вас накроет этот самый экзистенциальный ужас. Поэтому вы и будете продолжать лепить теории, нанизывая на цепочку не связанные события и забывая про то, которые вашу теорию ставят под сомнения. Так уж мы устроены.
https://versia.ru/sotrudniki-specsluzhb-provalivayutsya-po-gluposti-i-legkomysliyu
Вот хотя бы тут хорошо написано, какие удивительные люди заняты плетением сложных операций. Они рассказывают нам прл заговоры, сети и пр. И не то чтобы они прям специально врут. Просто так уж устроен наш мозг.
Доллар никуда не денется. Он удобен. Это главное. Финансисты - люди практичные.