{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Музыкальная империя Болливуда: история индийского лейбла T-Series, создавшего самый популярный YouTube-канал в мире Статьи редакции

Почему канал T-Series стал самым популярным на YouTube и как лейбл планирует противостоять вторжению Amazon, Netflix и Facebook в Индию.

Конспект материала Bloomberg Businesweek.

В марте 2019 года канал индийского музыкального лейбла T-Series стал самым популярным на YouTube, обогнав шведского блогера PewDiePie. Быстрый рост T-Series многих застал врасплох — до него на YouTube доминировали шутники, блогеры и королевы красоты из США и Европы, с которыми не мог соревноваться ни один продюсер или медиа, особенно из Азии.

Глава T-Series Бхушан Кумар

Взлёт T-Series на YouTube произошёл благодаря дешёвому интернету: Индия за пару лет стала страной с крупнейшим числом интернет-пользователей в мире — более 600 млн. При этом рынок активно растёт, так как около половины населения Индии ещё не подключены к интернету.

Netflix, Amazon, Facebook и другие компании пытаются получить прибыль на индийском рынке: в июле 2019 года Netflix выбрала Индию в качестве первой страны, в которой доступна подписка исключительно для мобильных устройств. А Facebook хочет использовать Индию в качестве тестовой площадки для платежей через WhatsApp.

Для главы T-Series Бхушана Кумара интерес интернет-компаний — не только угроза, но и возможность роста. Благодаря технологиям и бюджетам они могут стать как проблемой для индийских производителей контента, так и партнерами, которым нужны данные о рынке Индии — их может предоставить только компания уровня T-Series.

Кумар считает, что сработает второй вариант. Его компания — самодостаточная экосистема, в которой YouTube-каналы продвигают песни, песни продвигают фильмы и сериалы, а когда те становятся хитами — пользователи возвращаются на YouTube, чтобы переслушивать песни, делая бизнес T-Series «неприступным».

А поскольку болливудский контент становится популярнее на Ближнем Востоке, Юго-Восточной Азии и других рынках, T-Series может в дальнейшем стать глобальным игроком.

«Вы можете спросить любого, знают ли они T-Series, и все подтвердят. Скоро все нас узнают по всему миру», — заявляет Кумар.

Как создавался T-Series

Бхушан Кумар — сын основателя T-Series Гулшана Кумара, который был убит в 1997 году. В Гулшана выстрелили 16 раз при выходе из индуистского храма — якобы за сопротивление рэкету со стороны банды, связанной с Давудом Ибрагимом, самым известным боссом преступного мира Мумбаи.

Кумар до сих пор говорит об отце в настоящем времени и считает, что Гулшан продолжает направлять T-Series. Каждый фильм T-Series начинается надписью «Гулшан Кумар представляет», а Кумар заявляет, что чувство вкуса в определении будущих хитовых песен он получил от отца — большого любителя музыки.

Ещё одна черта отца, унаследованная Кумаром, — технологическое видение. Во времена Гулшана «технологией завтрашнего дня» были аудиокассеты, поэтому в 1970-х он открыл небольшой магазин. Гулшан продавал альбомы и экспериментировал с музыкой, нанимая певцов для записи песен о его любимой индуистской святыне.

Когда его кассеты начали перепродаваться среди фанатов, Гюлшан отправился в Гонконг, Японию и Южную Корею, чтобы узнать больше о технологии записи звука. Он смог заключить сделку по импорту магнитных лент. В 1980 году открыл компанию Super Cassettes Industries по производству аудиокассет, многие из которых выпускались с музыкой, записанной им ранее.

Гулшан изменил индийский рынок аудиозаписи, демпингуя и распространяя кассеты со скидками в круглосуточных магазинах и киосках. Он заказывал альбомы на региональных языках, например, пенджабском и бходжпурском диалектах, которые его конкуренты на рынке считали слишком небольшими по аудитории и игнорировали.

​Студия звукозаписи T-Series

Он получил репутацию манипулятора с авторскими правами, так как использовал лазейки в законодательстве, чтобы записывать кавер-версии к самым популярным индийским песням.

Дистрибьютрская сеть Гулшана помогла ему попасть в Болливуд и начать записывать саундтреки к фильмам. В середине 1980-х годов Гулшан основал лейбл T-Series, названный в честь бога Шивы, которого обычно изображают с трезубцем.

В 1990 году лейбл вошел в число лидеров музыкальной индустрии Индии после выхода саундтрека к музыкальному роману «Жизнь во имя любви», который до сих пор остается бестселлером в стране.

Гулшан также воспользовался авторским правом на болливудские саундтреки T-Series, чтобы собрать их на своём лейбле — продюсеры фильмов соглашались отдать права на песни, так как распространение музыки увеличивало шансы на её популярность, что в свою очередь способствовало продажам фильмов. Гулшан любил кино так же сильно, как и музыку, поэтому T-Series запустила собственную студию по производству сериалов.

После убийства Гулшана во главе T-Series встал 19-летний Бхушан Кумар. Чтобы упрочить место T-Series, он сосредоточился на музыке, продолжая скупать болливудские песни по стратегии отца.

Бхушан Кумар с портретом отца

В 2019 году T-Series стало принадлежать 70% всей музыки Болливуда, выпущенной за последние 30 лет, подсчитал киноаналитик Комал Нахта.

Эпоха рингтонов и переход к YouTube

В развитых странах история музыкального бизнеса делится на эпоху «до и после 1999 года», когда программист Шон Паркер стал соучредителем первого файлообменного сервиса Napster и начался «золотой век пиратства», практически уничтоживший музыкальную индустрию.

Затем появление Apple iTunes открыло рынок легальной цифровой музыки и «подготовило» пользователей к запуску Spotify и других стриминговых сервисов.

В Индии рынок развивался иначе: пиратство было распространено, но iTunes не получил большой популярности. Вместо этого индийцы покупали рингтоны, вышедшие из моды на Западе после появления iPhone.

Для индийцев рингтоны стали сенсацией, предложившей легальный, дешёвый и удобный способ покупки популярной музыки. В семьях со средним заработком появились мобильные телефоны, на которых обязательно устанавливался персональный рингтон, купленный за 10 рупий (14 центов) — это стало «незаменимым символом личного стиля».

В 2003 году неназванный интернет-сервис предложил Кумару $500 тысяч за право создавать рингтоны из каталога T-Series. Он отказался и запустил собственную продажу ригтонов, выставляя всё более высокие лицензионные сборы с каждого рингтона телеком-операторам и контент-провайдерам.

T-Series вырезала каждую строку песни и продавала их в виде рингтонов. К концу 2000-х годов рингтоны стали крупнейшим источником дохода музыкального подразделения T-Series.

Переход к YouTube

По мере того, как популярность рингтонов приближалась к своему пику, T-Series обнаружила, что песни лейбла появились на YouTube, и в 2007 году подала иск против американской компании за нарушение авторских прав.

По условиям иска регулятор потребовал от YouTube научить T-Series размещать на видеохостинге собственные видеоматериалы и предоставлять «щедрые доходы» от рекламы во время воспроизведения роликов.

В 2011 году, когда продажи рингтонов пошли на спад, T-Series загрузила первое видео на YouTube — клип на песню Laung Da Lashkara, тем не менее всё ещё предлагая купить рингтон в описании к видео.

Видео стало хитом и началом эпохи музыкальных лейблов на YouTube, в то время как звукозаписывающие студии в Санта-Монике или Мумбаи не воспринимали это направление всерьёз. T-Series же загрузила весь каталог песен на YouTube.

Несмотря на численность людей Индии, количество пользователей интернета на то время было небольшим — мобильным интернетом пользовались около 25% населения. Из-за долгого развития инфраструктуры мобильной связи, консервативных операторов связи и огромного числа людей, живущих за чертой бедности, страна отстала от большей части Азии по использованию смартфонов.

Доступ в интернет стал массовым только с появлением общенациональной сети Reliance Jio миллиардера Мукеши Амбани. Компания предложила бесплатные звонки и дешевые тарифы на передачу данных, что привлекло 100 млн клиентов за пять месяцев работы. Стоимость трафика упала до самого низкого в Индии уровня — около 26 центов за 1 ГБ.

За последние три года в Индии появилось около 300 млн новых пользователей интернета, менее образованных, более бедных и живущих в сёлах. Они исповедуют несколько религий, говорят на разных языках, но, как правило, есть одна общая черта — их объединяет любовь к YouTube.

Поддержание популярности на YouTube — игра вдолгую. Если канал часто загружает новые видео — он лучше рекомендуется и рекламируется площадкой и на него подписывается больше зрителей.

Благодаря бэк-каталогу клипов, фильмов и 160 тысячам песен T-Series, записанных в течение последнего десятилетия, компания может загружать новые видеоролики два-три раза в день.

Новые песни — ещё более надежный источник кликов: сначала публикуется видеотизер, а после релиза загружаются несколько модифицированных версий для привлечения дополнительных зрителей.

Лейбл предлагает большой объём видео на выбор: от аудио для пользователей с небольшим объемом трафика до версий с английскими субтитрами для не говорящих на индийском, чтобы песни могло петь как можно больше людей. Музыка для богослужений сопровождается слайд-шоу с изображением богов и святынь, а также портретами Гулшана Кумара.

Всю видеоимперию T-Series на YouTube и других стриминговых платформах поддерживают 10 сотрудников, каждый отвечает за загрузку видео и песен одного жанра или языка.

По мнению Кумара, попадание в технологический тренд стриминговых сервисов или консервативное управление своим присутствием на YouTube — не основные причины популярности T-Series. Он считает, что главное достижение — это попасть под настроение и восприятие слушателей качественной музыкой.

Показателей качества музыки Кумара два, они не изменились со времен отца: «романтические песни», вызывающие эмоции, и «музыка под биты», которая заставляет танцевать. Оба вида используют простые мелодии и запоминающиеся тексты.

По данным, предоставленным T-Series индийскому правительству, с 2016 по 2018 год доходы выросли на 18,5% до $109 млн, без учета роста подписчиков на YouTube. В 2018 финансовом году прибыль компании составила $29 млн.

Как T-Series планирует конкурировать с западными компаниями

По мере замедления темпов роста на развитых рынках технологические компании начинают развитие на потенциально прибыльных рынках, таких как Индия. Например, Netflix в 2019 году потратила $15 млрд на контент и поддержала около 40 индийских фильмов и сериалов, несколько из которых сняла самостоятельно. Сейчас у индийцев более 15 стриминговых сервисов на выбор, некоторые из которых стоят меньше $1 в месяц.

Кумар считает, что у T-Series нет причин бояться вторжения, и даже не из-за доминирования на YouTube. Компания удвоила производство фильмов в Болливуде, выпустив с начала 2017 года более 24 фильмов. Два релиза в этом году входят в десятку лучших в индийском прокате.

В центре — Бхушан Кумар, справа композитор и певец Танишк Багчи, слева —президент T-Series Нирадж Калян

Популярность T-Series должна сделать компанию предпочтительным партнёром для тех, кто хочет знать, что смотрят и слушают в Индии, заявляет Кумар. По его словам, он ведёт переговоры о создании нескольких сериалов с Amazon и Netflix, которые «пришли к нему, потому что хотят сериалов с музыкой». Обе компании отказались комментировать Bloomberg заявление Кумара.

Несмотря на то, что Болливуд начал снимать больше немузыкального контента, чтобы покорить индийцев, нужно петь. «Если в театре звучит популярная песня, множество зрителей так возбуждаются, что начинают разбрасываться деньгами. В прямом смысле», — говорит Кумар.

Невозможно предсказать, сохранит ли T-Series лояльность индийцев с ростом активности западных компаний, так как их онлайн-возможности будут расширяться, пишет издание Bloomberg. Но для миллионов из них, для кого появление интернета стало поворотной точкой в жизни, основная платформа лейбла YouTube стала синонимом развлечений.

Bloomberg приводит в качестве примера перепродавца одежды Исмаила Модана с зарплатой $200. Он живёт в трущобах Дарави, у его семьи до 2017 года не было доступа к интернету.

Он потратил огромную для семьи сумму в $70 на подержанный смартфон Samsung Galaxy J7, который занял центральное место в его жизни.

Если раньше Модану приходилось ходить по домам и объявлять о новых поступлениях товара, то сейчас ему достаточно обновить статус WhatsApp, и покупатели придут к нему сами. Его жена Яснмин начала использовать интернет для поиска рецептов и новых дизайнов для своего швейного бизнеса.

Семья Модана смотрит видео на смартфоне

Старый телевизор над детской кроваткой в значительной степени заменила библиотека YouTube. В большинство вечеров семья располагается вокруг 5,5-дюймового экрана смартфона, чтобы посмотреть музыкальные клипы и вирусные видео.

Иногда они подключают Bluetooth-колонки, чтобы послушать музыку с YouTube-каналов T-Series и других компаний и спеть песни. «Если раньше мы встречались с друзьями, чтобы провести время, то теперь просто сидим дома и смотрим YouTube», — улыбаясь, говорит Модан.

0
65 комментариев
Написать комментарий...
Кирилл Половинкин

Индия в будущем безусловно подвинет Китай в плане экономического и технического прогресса. Понятный западу менталитет, политическое устройство, нет идиотов коммунистов, блокирующих  все подряд. Надеюсь, Китай в ближайшем будущем откроет глаза, а не то, лишится всего, что ему дали западные страны 

Ответить
Развернуть ветку
Василий Королевский

Западные страны блокируют не меньше комуннистов,  и вообще  западный мир это прошлое  ни чего они  лишить не могут ни  Китая ни Индии.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Половинкин

Ага, ага. Huawei был лидером по поставкам телекоммуникационного оборудования, с более более 50%, сейчас уже лидер Samsung, а Huawei отдал даже вторую строчку Ericsson :) 

Ответить
Развернуть ветку
Василий Королевский

Как страшно это для Китая? Что в Китае не могут сделать,  что делают на западе смартфон, поезд, ракету или быть может самолет?  Ой это все делают в Китае.  Потуги США притормозить экономику Китая с помощью Huawei, на данный  момент выглядят,  как цирковые фокусы пуделя, а  рост его экономики по прежнему  в два раза быстрее роста экономики США.

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Petrukhin

В Китае могут сделать все, что угодно, если оперативно сопрут R&D на Западе. Назовите мне принципиально новое устройство, сервис и пр., придуманные в Китае. Я не смог вспомнить, все прилежно скопировано.

Что касается роста экономики, то Китай ещё только подходит к тем кризисам, которые Запад научился преодолевать. Одни только старение населения и экология неплохо так могут его укатать. 

Ну и важный вопрос - культурное доминирование. Как думаете, может сравниться мировая популярность западной музыки или кино с китайскими? 

Ответить
Развернуть ветку
vic buynoff

Копирование. Да, своего не изобрели, ну и что? Зато сделали, быстрее и дешевле.
Кризисы. Это какие из них Запад научилмся преодолевать? Там кризисов после Великой Депрессии и не было вообще, а депрессию они не преодолели, а еле пережили.
Культура. В Китае - не сравнится, разумеется. Там все китайское популярнее. В Рашке, конечно, американское популярнее, потому что своего нет.

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Petrukhin

Ну и что? Да то что так и останутся сборочным цехом. Несмотря на все потуги, с оригинальностью у китайцев труба. Мне думается, что там дело в их коллективистском менталитете. А значит они были и будут вторичны. 

Запад преодолел целую череду кризисов. От великой депрессии и нефтяного кризиса 70-х до кризиса 1998 года. И изобрёл центральные банки, страхование вкладов, МВФ и современный фондовый рынок. Китай всего этого не знал, потому что у него, считай, не было нормальной экономики. 

А что касается культуры, то вы читайте внимательнее. Не надо рассказывать про популярность китайской культуры внутри Китая. Было бы странно, если бы это было не так. За пределами Китая, каким бы он большим ни был, она почти никому не известна. В том числе потому, что очень специфична. 

Мы знаем, как китайцы придумывают тысячелетнюю историю зданиям, построенным в позапрошлом веке, или всякой хрени типа фен-шуй. А уж этот дикий шаманский бред - народная китайская медицина... Вот он, истинный Китай. А все остальное принесли европейцы. И китайцы это копируют, как могут. 

Ответить
Развернуть ветку
vic buynoff

Максим, не надо про коллективистский менталитет китайцев. Я там был неоднократно, и уверяю - пронырливых индивидуалов там больше, чем в любой западной стране. Именно за счет таких персонажей Китай смог в кратчайшие сроки стать одной из ведущих экономик мира. Все, что там осталось от коммунизма - все в политических верхах, в остальном там совершенно дикий капитализм, где китаец китайцу волк. Вся эта западная бумажная волокита типа патентов и изобретений их мало интересует, они  просто используют их в своих целях. Они хитры, умны и невероятно энергичны, они учатся в лучших западных университетах. аккумулируют знания и лучшие практики, и везут это к себе домой в Китай, не оставляя Западу ничего. Запад по сравнению с Китаем сегодня - это старик по сравнению с накачанным гормонами студентом. Запад может сколько угодно вещать с позиции босса, вводить санкции и размахивать патентами, это все равно что пугать ежа голой жопой. Несерьезно и не возымеет никакого эффекта. Пока Запад тупит со своим раздутым самомнением, а Россия просто тупит, Китай без лишнего шума занял уже почти всю Африку с ее полезными ископаемыми, и строит новый Шелковый путь в Европу, а это ппц какие мощные активы, доллар нервно курит в сторонке. Через полсотни лет Китай наверняка будет единоличным мировым лидером, все идет к этому.

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Petrukhin

Ну это какая то кучка обобщений. Есть ли там "пронырливые индивидуалы"? Конечно, есть. Означает ли, что это не насквозь коллективистская страна массы? Конечно нет. 
Бумажная волокита - это процедуры и институты. На них можно плевать свысока на стадии бурного роста. Но вот когда она заканчивается, выясняется, что без них построить нормальное общество практически нереально. Именно поэтому маленький Гонконг с институтами вертит большой Пекин на известном органе. А если такое даже в меньших масштабах начнётся в Китае? Запад, как я уже говорил, умеет переживать кризисы. На что повлияли протесты жёлтых жилетов во Франции? Или в той же Барселоне? Ни на что, страна существует, экономика работает. Китай такие выступления тупо подавляет. И рано или поздно это его накроет

Да, учатся в университетах, очень прилежно. Везут домой, копируют. Но сами новое сделать не могут. Поэтому снова едут и снова копируют. Иначе зачем ездить то? 

Фраза "Китай занял почти всю Африку" действительности не соответствует. Есть у них там проекты. Ещё бы, они ведь прекрасно понимают, что кроме сборочного цеха им миру нечего предложить, а цех уже не так хорош. Но влияние Европы на Африку все еще гораздо сильнее. 

Ответить
Развернуть ветку
62 комментария
Раскрывать всегда