Talkbank

Будущее российского финтеха в новой реальности: окно возможностей для новых финтех-продуктов

Сегодня Россия – рекордсмен по введенным против нее санкциям. В мае этот показатель достиг уже 10 000. Если пандемия дала мощный толчок финтеху, то какие перспективы у российского рынка финансовых услуг сейчас?

В России прекратили работу платежные системы Visa и Mastercard. Перестали работать с российскими картами Apple Pay, Google Pay, Samsung Pay. В AppStore и Google Play уже удалили мобильные приложения банков, оказавшихся под санкциями. И нет никаких гарантий, что это не затронет и другие приложения российских разработчиков.

Рассмотрим, какие ниши для предпринимателей и компаний открываются сегодня, меры поддержки государства ИТ-отрасли, а также будущее российской инфраструктуры финансовых услуг.

Будущее инвестиций в финтех

Финтех в России капиталоемкий, наиболее крупные вложения требуются на самом старте: в инфраструктуру, в ее защищенность, соответствие регуляции — то, с чем в меньшей степени сталкиваются стартапы в других отраслях. Для финтеха это принципиально важно — это вопрос безопасности денег и клиентских данных. Но при этом высокие риски в самом начале сохраняются, поэтому находить инвесторов сложно, многим бизнес ангелам не хватает объема, чтобы финансировать такие проекты.

С началом спецоперации ситуация усложнилась — круг инвесторов ограничился только отечественными участниками. Ожидается, что больше вкладываться в стартапы станет государство, а также частные инвесторов. Вторых станет больше, так как санкции повлияли и на их привычный быт — сейчас не получится вкладываться в проекты или имущество за рубежом, и необходимо искать новые пути развития.

Большинство отечественных стартапов хотят работать или уже работают с крупными корпорациями, которые уже имеют всю развитую инфраструктуру и опыт. Поэтому компании создают бизнес-инкубаторы и акселераторы, где фаундеры могут показать свою идею как можно большему количеству инвесторов.

Сейчас в России более 100 акселераторов, помогающих развиваться стартапам. Самые крупные и известные участники рынка в нише ИИ в России это 500 Startups и «Сбер», ФРИИ, Fintech Lab, Philtech, Mendeleev. Помимо них

в число основных участников рынка, развивающих ИТ, входят и такие крупные компании, как МТС, «Газпром нефть», «Яндекс», VK и РФПИ.

Акселераторы дают мощный толчок стартапам: опыт, полезные контакты, поддержку наставников, позволяют быстро протестировать проект и понять, насколько он силен. Подобные программы и дальше будут набирать обороты: многим стартапам не выжить в текущих реалиях без мощной поддержки со стороны опытных компаний.

Какие меры поддержки вводит государство

В 2022 году на поддержку ИТ-отрасли государство направит 21,5 млрд рублей. 14 млрд из них пойдет на гранты отечественным разработчикам программного обеспечения. В первую очередь, речь идет о проектах по замещению зарубежных ПО, о сервисах финтеха, EdTech и других.

Для сравнения, за прошлые два года гранты от государства получили 378 проектов на общую сумму 12,5 млрд рублей. И если раньше подобные гранты выделялись на условиях 50% софинансирования со стороны получателя, то сейчас государство готово покрыть до 80% стоимости разработки, включая затраты на маркетинг.

Другая часть средств — 1,5 млрд рублей — пойдет на льготную ипотеку для сотрудников ИТ-компаний. Для них снизят процентную ставку до 5% годовых по кредитам, взятым в 2020-2022 годах.

Помимо этого из резервного фонда Правительства финансирование выделят на субсидирование процентной ставки по кредитам для компаний, которые работают в сфере информационных технологий. Такая процентная ставка не будет превышать 3%.

Также ИТ-компании смогут оформить отсрочку от армии для своих специалистов. Подать заявление может сам работодатель через Госуслуги. Отсрочка предоставляется сотрудникам до 27 лет, если они получили высшее образование из утвержденного перечня специальностей, устроены по трудовому договору и работают в компании не меньше года.

Еще одно направление поддержки — это проект «Цифровые профессии» от Минцифры. Отбор образовательных организаций, которые обучают желающих ИТ-специальностям, уже начали. Такое обучение доступно во всех российских регионах, а государство компенсирует от 50% до 100% затрат на обучение. Подать заявку через Госуслуги могут граждане трудоспособного возраста со средне-специальным образованием, либо студенты ВУЗов и колледжей.

Как повлияли санкции

Конечно, санкции вредят всем. В текущих реалиях сложно быть полностью вне их действия — дорожают услуги, доступ к технологиям ограничивают, сложнее становится комплаенс и международные операции.

Благодаря созданию Центробанком НСПК и замыканию в ее контуре всех платежей Mastercard и Visa мы можем спокойно пользоваться картами на территории России даже после ухода зарубежных платежных систем. Сегодня ЦБ активно развивает Систему быстрых платежей, а также совместно с другими органами власти разрабатывает регулирование криптовалют.

С другой стороны, с ограничениями все больше сталкиваются компании из бизнеса, что рождает спрос на технологии. TalkBank предоставляет ряд преимуществ, начиная от повышения эффективности бизнеса и его цифровизации, заканчивая замещением мобильных приложений, которые удаляются из маркетов.

Еще одна реализовавшаяся угроза — удаление мобильных приложений санкционных банков из магазинов онлайн-приложений. 14 апреля стало недоступным для скачивания в App Store приложение «Сбербанк Онлайн», ранее из магазинов Apple и Google были удалены сервисы Промсвязьбанка, ВТБ и Альфа-банка. Сейчас нет гарантий, что в санкционный список не внесут еще несколько банков.

Особенно остро эта проблема стоит для банков. Единственной альтернативой является чат-бот, который уже имеет весь банковский функционал и позволяет работать в любом мессенджере, например, в VK.

За счет роботизации, которая достигает 95%, компаниям нужно в 20 раз меньше затрат на обслуживание клиентов, что для крупных банков играет огромную роль. Тем более, когда у них нет мобильного приложения, а клиенты звонят круглые сутки, пытаясь выяснить баланс или совершить банковскую операцию. Сегодня этот вопрос стал острым перед банками и другими организациями.

Какие финансовые сервисы будут актуальны

Мы видим на опыте Китая, как хорошо работает оплата по QR-коду. Учитывая, что более 90% платежей в Китае проходит через WeChat и Alipay, можно ожидать, что QR-коды будут иметь хорошее применение в платежах в России. Во время пандемии потребители уже оценили такой способ оплаты, и он набрал популярность.

Также прогнозируется развитие NFC-сервисов. Для пользователей Android сейчас есть большое количество провайдеров NFC-сервисов — Mir Pay, провайдеры от банков, технологических компаний. В случае с IOS единственный NFC-сервис — это Apple Pay. Сторонним разработчикам не обеспечили доступа к необходимому программному и аппаратному обеспечению, позволяющему создавать собственные платежные сервисы на базе NFC-чипов. Закрытость системы Apple объясняет особенностями экосистемы и безопасностью пользователей.

Если раньше пользователи привыкли к одному сквозному сервису, который можно использовать и онлайн, и офлайн, то сейчас это перестает работать. Для онлайн-платежей необходимы платежные сервисы от технологических компаний и банков.

Здесь важную роль играет возможность скачать банковские приложения или платежный сервис. Скачивание приложения с сайта также доступно только для пользователей Android. Для проведения платежных операций банки советуют клиентам использовать веб-версию онлайн-банка. Но клиенты уже привыкли пользоваться полным платежным функционалом в смартфоне. Необходимость использовать для привычных сервисов интернет-банк создает дополнительный барьер и неудобство для клиента.

Компаниям нужно задуматься, как вернуть удобство клиентам. Открывается окно возможностей, которое позволяет новым игрокам финансовых услуг предложить свой продукт пользователям. Если клиенты видят, что их проблема будет решена, они попробуют этот сервис. Но это не продлится долго, например, к оплате картой уже снова начинают привыкать.

Наиболее устойчивыми в условиях санкций остаются социальные сети и мессенджеры. В чат-бот Telegram можно перенести любые финансовые инструменты и реализовать сервис для таких сегментов бизнеса, как банки, страхование, инвестиции, МФО, ритейл, маркетплейсы, работа с самозанятыми и других. Чат-бот в мессенджере позволяет принимать платежи, совершать переводы, регистрироваться в качестве самозанятого, оформлять страховку, проходить онлайн-идентификацию, оплачивать услуги.

Инновационные финансовые решения в мессенджере предоставляет финтех-платформа TalkBank. Возможности платформы позволяют реализовать любой интерфейс и мобильный сервис в рамках мессенджера и чат-бота и обслуживать клиентов компаний, взаимодействовать с сотрудниками, проводить любые транзакции, принимать и отправлять платежи, управлять банковскими продуктами. Подробнее: https://business.talkbank.io/

Если хотите комплексное Bank-as-a-service решение, мы в TalkBank умеем выстраивать готовую финансовую инфраструктуру для компаний при помощи API и наших банковских технологий. Эмитируем кобрендовые карты, реализуем чат-бот системы, предоставляем сервис «электронный кошелек», регистрацию самозанятых, удаленную идентификацию, настраиваем прием платежей, интернет-эквайринг и многое другое.

Узнайте, как TalkBank использует финтех в бизнесе с помощью нашего умного бота в WhatsApp👇🏼👇🏼👇🏼

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null