«Вы больше не владеете вещами, которые покупаете»: Vice о том, как производители искусственно состаривают устройства Статьи редакции

Почему желание Sonos перевести пользователей на новые аудиосистемы может ударить по экологии и безопасности данных.

Перевод колонки Vice.

В современную интернет-эпоху всё очевиднее факт, что потребители больше не владеют купленными вещами. Вместо этого мы тратим большие деньги на продукты, которые могут легко потерять функции или, что ещё хуже, — перестать работать исключительно по прихоти производителя. Например:

  • Хабы управления «умным» домом за $300 Revolv перестали работать после того, как производителя купила Google.
  • Sony отключала функциональность игровой консоли PlayStation 3 после продажи.
  • Без объяснения причин прекращается доступ к купленным электронным книгам и цифровым копиям фильмов.
  • Принтеры перестают печатать без платной подписки на чернила.

Последний пример — компания Sonos, которая 22 января объявила клиентам по почте, что с мая 2020 года перестанет поддерживать «устаревшие» звуковые системы: они не будут получать обновления безопасности и программного обеспечения.

«Устаревшие продукты были представлены в период между 2005 и 2011 годами. Учитывая возраст технологии, они не имеют достаточно памяти или вычислительной мощности для поддержки будущих инноваций», — говорится в электронном письме Sonos.

При этом «умные» колонки всё ещё работали, а пользователи, выложившие за них сотни и тысячи долларов, восприняли новость негативно.

I've been "investing" in @Sonos since 2007. Now they want to cripple my WHOLE Sonos ecosystem and obsolete the rest of my devices!

Do they really think a few years later I will now buy a whole new £3000+ system from them again?

Absolutely NOT! Never again!

#boycottSonos

В своём блоге Sonos заявляет, что у владельцев устаревшего оборудования есть два варианта: они могут продолжать пользоваться продуктами, понимая, что больше не получат новых функций, исправления ошибок или обновлений.

Или же воспользоваться программой trade-in старых устройств с получением 30% скидки на покупку новой аудиосистемы Sonos.

Первый вариант потенциально может создавать клиентам проблемы с безопасностью, так как устройства интернета вещей регулярно взламывают. В октябре 2019 года Sonos запустила программу trade-in, но в январе 2020 года компанию обвинили в расточительности из-за условий соглашения.

Пользователи старых аудиосистем могут активировать услугу trade-in и мгновенно получить скидку в 30%, но при этом на старом устройстве автоматически запускается 21-дневный обратный отсчёт для перехода в «режим переработки».

В этом режиме не только стираются данные пользователя — устройство отключается и становится полностью неработоспособным. Затем пользователь должен самостоятельно отнести устройство в пункт переработки или отправить его в Sonos.

Sonos не разрешает повторно активировать или продавать продукты, в которых запущен «режим переработки». Это делает практически бесполезной программу trade-in, которая была создана с целью минимизировать воздействие на окружающую среду.

Решение Sonos оставить покупателям два невыгодных варианта символизирует всю технологическую индустрию, в которой безопасность, устойчивое развитие и права потребителей остаются на заднем плане, считает эксперт Натан Проктор. Он руководит кампанией «Право на ремонт» организации Public Interest Research Group, которая призывает ремонтировать устройства, а не утилизировать.

«Эта проблема становится эпидемией», — сказал Проктор, отметив, что миллионы неподдерживаемых и устаревших устройств, подключённых к интернету, создают серьёзные риски безопасности в сфере интернета вещей, тогда как эту индустрию и так критикуют за недостаточную конфиденциальность и безопасность данных пользователей.

По словам Проктора, принудительное устаревание не только побуждает людей отказываться от хорошей и рабочей техники, но и создает её «срок годности», о котором потребителей не предупреждают во время покупки.

Должна быть некоторая прозрачность вокруг устаревания устройств. Нужно придумать, для чего можно использовать эти устройства, если они не могут быть постоянно подключены к интернету.

Я думаю, что производители должны нести ответственность за то, чтобы у них был план действий, а не просто создание устройств-зомби.

Натан Проктор

Некоторые компании разрабатывают специальные сервисы для переквалифицирования устаревших устройств. Так, в 2017 году Samsung совместно с iFixit запустила инициативу Galaxy Upcycling, в которой предложила разработчикам использовать старые устройства в сторонних задачах, например, создании майнинг-фермы или игровых аркадных автоматов.

А уже несуществующий производитель «умных» часов Pebble выпустил исходный код прошивки, чтобы привлечь сообщество разработчиков и подарить старым часам вторую жизнь.

​Переработка iPhone Apple

Но большинство компаний гораздо больше заинтересованы в поднятии интереса и продаже следующей линейки продуктов, чем тратить деньги на то, чтобы старые клиенты остались довольны.

Эти компании просто пренебрегают [старыми покупателями]. Ситуация с Sonos похожа на первый выстрел. Вероятно, будет волна похожих случаев в ближайшие пару лет. И в итоге люди начнут серьёзно переживать из-за этого.

Натан Проктор

Эксперты по безопасности, например Брюс Шнайер, давно утверждают, что интернет вещей — это сломанный рынок, который создаёт как видимое, так и «невидимое» загрязнение.

Например, устаревшая «умная» камера может быть взломана и задействована во время распределённой атаки на популярный сервис. И когда-нибудь атака будет достаточно серьёзной, чтобы общественность обратила внимание на эту угрозу, считает Шнайер.

До этого момента разрозненные организации пытаются сформировать принципы устойчивости, безопасности и конфиденциальности пользователей.

Например, ежемесячный журнал Consumer Reports с обзорами продуктов работает над открытым стандартом, который будет включать в себя оценку безопасности и конфиденциальности. Это может помочь покупателям избежать недобросовестных производителей, прежде чем подключать к интернету новое устройство.

В целом большинство компаний и правительств остаются безразличными к этой угрозе. Но пока у людей ещё есть шанс придумать систему, которая поможет не причинить огромного урона планете в обмен на одноразовые вещи, считает Проктор.

0
149 комментариев
Написать комментарий...
Дмитрий Александрович

Странная статья, сначала мимоходом упоминается реальное хамство производителей в виде отключения функций оплаченных потребителем устройств, а затем спускают всех собак на Sonos, который всего-навсего прекращает выпускать программные апдейты для устройств, выпущенных 15 (!!!) лет назад. При этом никак не ограничивая их дальнейшее использование.

Кто находит такую практику возмутительной - тому, видимо, повезло никогда в жизни не держать в руках технику Xiaomi, на которую обновления перестают прилетать уже спустя полгода-год после релиза (имею на руках Mipad, который так и не обновился с андроида 4.4, сетевой спикер, последнюю прошивку к которому выпустили нарочно запоротой, и сяомовский роутер свежего поколения, который, судя по всему, идеальным с конвейера вышел, т.к. за последний год на него ни одного апдейта не прилетело).

Ответить
Развернуть ветку
Anton Volnykh

Все не совсем так. В моём случае от поддержки отключается устройство, которое перестали производить в 2016м, и ему совсем не 15 лет. Дальнейшее использование ограничивается тем, что вы не сможете использовать «старое» устройство в связке с «новыми» — Сонос заявили что сейчас работают над планом как именно это разграничение будет работать. 

Ответить
Развернуть ветку
Eugene Gultyaev

Пишут же, что старым считается устройства, выпущенные до 2011. Вам прислали сообщение,что ваше устройство 2016 выпуска года перестанут поддерживать?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Eugene Gultyaev

Возможно. Но это просто зашкварнейшая дичь. Железяке 3 года и они прекращают поддержку.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Volnykh

Да, у меня Сонос Коннект и мне прислали такое письмо. В профайле на сайте девайс значится как Legacy. 

Ответить
Развернуть ветку
Eugene Gultyaev

Ахренеть. Предвижу массу интересных вопросов от клиентов, которым поставили Сонос.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Volnykh

Там скорее вопросы от людей которые в разное время покупали разные компоненты, тк непонятно как они будут работать вместе после разделения. 

Ответить
Развернуть ветку
Cooler Sollt

эм, Сонос купил Эйпл? А то чёт, сильно смахивает на них

Ответить
Развернуть ветку
146 комментариев
Раскрывать всегда