«Вы больше не владеете вещами, которые покупаете»: Vice о том, как производители искусственно состаривают устройства Статьи редакции
Почему желание Sonos перевести пользователей на новые аудиосистемы может ударить по экологии и безопасности данных.
Перевод колонки Vice.
В современную интернет-эпоху всё очевиднее факт, что потребители больше не владеют купленными вещами. Вместо этого мы тратим большие деньги на продукты, которые могут легко потерять функции или, что ещё хуже, — перестать работать исключительно по прихоти производителя. Например:
- Хабы управления «умным» домом за $300 Revolv перестали работать после того, как производителя купила Google.
- Sony отключала функциональность игровой консоли PlayStation 3 после продажи.
- Без объяснения причин прекращается доступ к купленным электронным книгам и цифровым копиям фильмов.
- Принтеры перестают печатать без платной подписки на чернила.
Последний пример — компания Sonos, которая 22 января объявила клиентам по почте, что с мая 2020 года перестанет поддерживать «устаревшие» звуковые системы: они не будут получать обновления безопасности и программного обеспечения.
«Устаревшие продукты были представлены в период между 2005 и 2011 годами. Учитывая возраст технологии, они не имеют достаточно памяти или вычислительной мощности для поддержки будущих инноваций», — говорится в электронном письме Sonos.
При этом «умные» колонки всё ещё работали, а пользователи, выложившие за них сотни и тысячи долларов, восприняли новость негативно.
В своём блоге Sonos заявляет, что у владельцев устаревшего оборудования есть два варианта: они могут продолжать пользоваться продуктами, понимая, что больше не получат новых функций, исправления ошибок или обновлений.
Или же воспользоваться программой trade-in старых устройств с получением 30% скидки на покупку новой аудиосистемы Sonos.
Первый вариант потенциально может создавать клиентам проблемы с безопасностью, так как устройства интернета вещей регулярно взламывают. В октябре 2019 года Sonos запустила программу trade-in, но в январе 2020 года компанию обвинили в расточительности из-за условий соглашения.
Пользователи старых аудиосистем могут активировать услугу trade-in и мгновенно получить скидку в 30%, но при этом на старом устройстве автоматически запускается 21-дневный обратный отсчёт для перехода в «режим переработки».
В этом режиме не только стираются данные пользователя — устройство отключается и становится полностью неработоспособным. Затем пользователь должен самостоятельно отнести устройство в пункт переработки или отправить его в Sonos.
Sonos не разрешает повторно активировать или продавать продукты, в которых запущен «режим переработки». Это делает практически бесполезной программу trade-in, которая была создана с целью минимизировать воздействие на окружающую среду.
Решение Sonos оставить покупателям два невыгодных варианта символизирует всю технологическую индустрию, в которой безопасность, устойчивое развитие и права потребителей остаются на заднем плане, считает эксперт Натан Проктор. Он руководит кампанией «Право на ремонт» организации Public Interest Research Group, которая призывает ремонтировать устройства, а не утилизировать.
«Эта проблема становится эпидемией», — сказал Проктор, отметив, что миллионы неподдерживаемых и устаревших устройств, подключённых к интернету, создают серьёзные риски безопасности в сфере интернета вещей, тогда как эту индустрию и так критикуют за недостаточную конфиденциальность и безопасность данных пользователей.
По словам Проктора, принудительное устаревание не только побуждает людей отказываться от хорошей и рабочей техники, но и создает её «срок годности», о котором потребителей не предупреждают во время покупки.
Некоторые компании разрабатывают специальные сервисы для переквалифицирования устаревших устройств. Так, в 2017 году Samsung совместно с iFixit запустила инициативу Galaxy Upcycling, в которой предложила разработчикам использовать старые устройства в сторонних задачах, например, создании майнинг-фермы или игровых аркадных автоматов.
А уже несуществующий производитель «умных» часов Pebble выпустил исходный код прошивки, чтобы привлечь сообщество разработчиков и подарить старым часам вторую жизнь.
Но большинство компаний гораздо больше заинтересованы в поднятии интереса и продаже следующей линейки продуктов, чем тратить деньги на то, чтобы старые клиенты остались довольны.
Эксперты по безопасности, например Брюс Шнайер, давно утверждают, что интернет вещей — это сломанный рынок, который создаёт как видимое, так и «невидимое» загрязнение.
Например, устаревшая «умная» камера может быть взломана и задействована во время распределённой атаки на популярный сервис. И когда-нибудь атака будет достаточно серьёзной, чтобы общественность обратила внимание на эту угрозу, считает Шнайер.
До этого момента разрозненные организации пытаются сформировать принципы устойчивости, безопасности и конфиденциальности пользователей.
Например, ежемесячный журнал Consumer Reports с обзорами продуктов работает над открытым стандартом, который будет включать в себя оценку безопасности и конфиденциальности. Это может помочь покупателям избежать недобросовестных производителей, прежде чем подключать к интернету новое устройство.
В целом большинство компаний и правительств остаются безразличными к этой угрозе. Но пока у людей ещё есть шанс придумать систему, которая поможет не причинить огромного урона планете в обмен на одноразовые вещи, считает Проктор.
Нужно сроки эксплуатации техники принимать как мировой стандарт. К примеру смартофон должен работать и получать обновления прошивки в течении 3-5 лет. Холодильник, стиралка и другая домовая техника 8-10 лет.
Чем больше срок тем выше класс будет оборудования ... А если что то сломалось из-за производителя, то снять с него последнее штаны покупатели должны.
Вы заплатить-то за это готовы или на лишь словах не против, а как надо будет деньги отстегнуть, сразу купите с алиэкспресса без поддержки, но вдвое дешевле? Саппорт, внезапно, стоит компании денег и та, не желая нести убытки, переложит расходы на пользователя.
А если что то сломалось из-за производителя, то снять с него последнее штаны покупатели должны.Тот же вопрос. Усиление проверки качества / риски судебного разбирательства — это прогнозируемые расходы, которые будут заложены в цену.
Как заметили ниже в комментариях, существуют компании, которые продадут вам товар вдвое дороже аналога, но будут поддерживать его годами и это происходит без дополнительного регулирования. Вы может просто быть их клиентом, а не пытаться заставлять остальных оплачивать свои левацкие фантазии.
Мы живем как бы не в СССР, где производитель мог добавить букву М или Н к названию и цену поднять. И народ все равно брал. Капитализм как бы. Если поднимут цены, будут брать у честных, но не наглых производителей
Суппорт конечно нужен будет, но если делать реальный продукт, то он и не понадобиться ... Вот только не нужно говорить, что это фантастика. Те же холодильники 90-х годов нормально до сих пор работают, стиралки стирают и мобильники работают. .
У меня стирала Bosch их 90-х проработала 15 лет. Вот сейчас следующей за ней стиралке Bosch уже 12. Никакого регулирования не надо.
Хотите, чтобы по 30 лет работали? Покупайте Miele.
У меня холодильник бош проработал 4 года. Сейчас эта модель стоит 80 тыс. Поэтому на замену Аналогичный Атлант купил за 17. Даже если он тоже проработает 4 года будет в 4 раза менее обидно.
А потому что бош не делает кайфовых холодильников, как и посудомоек. Посудомойки у него ломаются через 1 месяц после окончания гарантии. Потому что неудачная конструкция нагревателя и помпы. Поэтому я купил посудомойку аристон. У неё правда тоже помпу пришлось заменить через 2 года, но сама машинка стоит в 2.5 раза дешевле боша.
В общем, я хотел сказать, что все производители делают "реальный продукт", с учётом ценовой категории, просто получается по-разному. Кто-то делает много R&D и выпускает хороший продукт, и он вынужден ставить цену выше. Потому что сроки разработки длиннее, больше прототипов и тестов, больше денег надо потратить на специалистов-разработчиков.
Другие сдирают с конкурентов, метят в нижний ценовой сегмент. Экономят на всем. Странно ждать от таких производителей надежности и инноваций.
Локомотивы индустрии тоже не застрахованы от косяков. У Либхера несколько лет назад были проблемы с холодильниками - вздувались через год. Не надо думать, что это "запланированное устаревание". Это форс-мажор и удар по репутации.
Херня. Советские холодильники до сих пор пашут. Хотите сказать что немцы внезапно разучились делать компрессоры к холодильникам?
В холодильнике еще много чего есть, помимо компрессора. Не знаю, из-за чего сломался холодильник бош у вас, у либхера была проблема с тем, что они вздувались и из них вытекал хладагент. Это не ремонтируется.
Просто требования энергоэффективности часто прямо противоречат требованиям надежности.
да ну. а сколько энергии надо, чтобы на производстве сделать новый холодильник? так себе экономия..
как-то был обзор какого-то узла в Шкоде. там пластмассовая шестеренка, которая работает при температуре порядка 90 градусов и к 100 тыс крошится и выходит из строя. узел надо менять целиком. спец сказал - если эту несчастную шестеренку сделать из металла, она проходит 500 тыс без проблем. причем здесь энергоэффективность?