{"id":14262,"url":"\/distributions\/14262\/click?bit=1&hash=8ff33b918bfe3f5206b0198c93dd25bdafcdc76b2eaa61d9664863bd76247e56","title":"\u041f\u0440\u0435\u0434\u043b\u043e\u0436\u0438\u0442\u0435 \u041c\u043e\u0441\u043a\u0432\u0435 \u0438\u043d\u043d\u043e\u0432\u0430\u0446\u0438\u044e \u0438 \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u0435 \u0434\u043e 1,5 \u043c\u043b\u043d \u0440\u0443\u0431\u043b\u0435\u0439","buttonText":"\u041f\u043e\u0434\u0440\u043e\u0431\u043d\u0435\u0435","imageUuid":"726c984a-5b07-5c75-81f7-6664571134e6"}

«Вы больше не владеете вещами, которые покупаете»: Vice о том, как производители искусственно состаривают устройства Статьи редакции

Почему желание Sonos перевести пользователей на новые аудиосистемы может ударить по экологии и безопасности данных.

Перевод колонки Vice.

В современную интернет-эпоху всё очевиднее факт, что потребители больше не владеют купленными вещами. Вместо этого мы тратим большие деньги на продукты, которые могут легко потерять функции или, что ещё хуже, — перестать работать исключительно по прихоти производителя. Например:

  • Хабы управления «умным» домом за $300 Revolv перестали работать после того, как производителя купила Google.
  • Sony отключала функциональность игровой консоли PlayStation 3 после продажи.
  • Без объяснения причин прекращается доступ к купленным электронным книгам и цифровым копиям фильмов.
  • Принтеры перестают печатать без платной подписки на чернила.

Последний пример — компания Sonos, которая 22 января объявила клиентам по почте, что с мая 2020 года перестанет поддерживать «устаревшие» звуковые системы: они не будут получать обновления безопасности и программного обеспечения.

«Устаревшие продукты были представлены в период между 2005 и 2011 годами. Учитывая возраст технологии, они не имеют достаточно памяти или вычислительной мощности для поддержки будущих инноваций», — говорится в электронном письме Sonos.

При этом «умные» колонки всё ещё работали, а пользователи, выложившие за них сотни и тысячи долларов, восприняли новость негативно.

I've been "investing" in @Sonos since 2007. Now they want to cripple my WHOLE Sonos ecosystem and obsolete the rest of my devices!

Do they really think a few years later I will now buy a whole new £3000+ system from them again?

Absolutely NOT! Never again!

#boycottSonos

В своём блоге Sonos заявляет, что у владельцев устаревшего оборудования есть два варианта: они могут продолжать пользоваться продуктами, понимая, что больше не получат новых функций, исправления ошибок или обновлений.

Или же воспользоваться программой trade-in старых устройств с получением 30% скидки на покупку новой аудиосистемы Sonos.

Первый вариант потенциально может создавать клиентам проблемы с безопасностью, так как устройства интернета вещей регулярно взламывают. В октябре 2019 года Sonos запустила программу trade-in, но в январе 2020 года компанию обвинили в расточительности из-за условий соглашения.

Пользователи старых аудиосистем могут активировать услугу trade-in и мгновенно получить скидку в 30%, но при этом на старом устройстве автоматически запускается 21-дневный обратный отсчёт для перехода в «режим переработки».

В этом режиме не только стираются данные пользователя — устройство отключается и становится полностью неработоспособным. Затем пользователь должен самостоятельно отнести устройство в пункт переработки или отправить его в Sonos.

Sonos не разрешает повторно активировать или продавать продукты, в которых запущен «режим переработки». Это делает практически бесполезной программу trade-in, которая была создана с целью минимизировать воздействие на окружающую среду.

Решение Sonos оставить покупателям два невыгодных варианта символизирует всю технологическую индустрию, в которой безопасность, устойчивое развитие и права потребителей остаются на заднем плане, считает эксперт Натан Проктор. Он руководит кампанией «Право на ремонт» организации Public Interest Research Group, которая призывает ремонтировать устройства, а не утилизировать.

«Эта проблема становится эпидемией», — сказал Проктор, отметив, что миллионы неподдерживаемых и устаревших устройств, подключённых к интернету, создают серьёзные риски безопасности в сфере интернета вещей, тогда как эту индустрию и так критикуют за недостаточную конфиденциальность и безопасность данных пользователей.

По словам Проктора, принудительное устаревание не только побуждает людей отказываться от хорошей и рабочей техники, но и создает её «срок годности», о котором потребителей не предупреждают во время покупки.

Должна быть некоторая прозрачность вокруг устаревания устройств. Нужно придумать, для чего можно использовать эти устройства, если они не могут быть постоянно подключены к интернету.

Я думаю, что производители должны нести ответственность за то, чтобы у них был план действий, а не просто создание устройств-зомби.

Натан Проктор

Некоторые компании разрабатывают специальные сервисы для переквалифицирования устаревших устройств. Так, в 2017 году Samsung совместно с iFixit запустила инициативу Galaxy Upcycling, в которой предложила разработчикам использовать старые устройства в сторонних задачах, например, создании майнинг-фермы или игровых аркадных автоматов.

А уже несуществующий производитель «умных» часов Pebble выпустил исходный код прошивки, чтобы привлечь сообщество разработчиков и подарить старым часам вторую жизнь.

​Переработка iPhone Apple

Но большинство компаний гораздо больше заинтересованы в поднятии интереса и продаже следующей линейки продуктов, чем тратить деньги на то, чтобы старые клиенты остались довольны.

Эти компании просто пренебрегают [старыми покупателями]. Ситуация с Sonos похожа на первый выстрел. Вероятно, будет волна похожих случаев в ближайшие пару лет. И в итоге люди начнут серьёзно переживать из-за этого.

Натан Проктор

Эксперты по безопасности, например Брюс Шнайер, давно утверждают, что интернет вещей — это сломанный рынок, который создаёт как видимое, так и «невидимое» загрязнение.

Например, устаревшая «умная» камера может быть взломана и задействована во время распределённой атаки на популярный сервис. И когда-нибудь атака будет достаточно серьёзной, чтобы общественность обратила внимание на эту угрозу, считает Шнайер.

До этого момента разрозненные организации пытаются сформировать принципы устойчивости, безопасности и конфиденциальности пользователей.

Например, ежемесячный журнал Consumer Reports с обзорами продуктов работает над открытым стандартом, который будет включать в себя оценку безопасности и конфиденциальности. Это может помочь покупателям избежать недобросовестных производителей, прежде чем подключать к интернету новое устройство.

В целом большинство компаний и правительств остаются безразличными к этой угрозе. Но пока у людей ещё есть шанс придумать систему, которая поможет не причинить огромного урона планете в обмен на одноразовые вещи, считает Проктор.

0
149 комментариев
Написать комментарий...
Syzygy

Статья весьма манипулятивная.

1. За купленный книги MS деньги вернула. Никто никого не кинул.
2. Отсутствие обновлений - это стандартная практика у всех. Начиная с какого-то времени устройства больше не поддерживаются.
3. Если вы купили устройство, а затем оно перестало работать - это повод для обращения в суд. В течении срока гарантии производитель обязан его поддерживать. Та же самая ситуация, что и с простым железом. Попробуйте добиться заводского ремонта, если гарантийный срок вышел. Фиг добьётесь.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Викторович

1. При чем здесь книги и MS?

2. Да

3. Ставим срок гарантии месяц. Через 3 месяца вырубаем дивайс. Заставляем купить новый. Так нормально считаете? 

Ответить
Развернуть ветку
Вы в федеральном розыске

А кто ставит срок гарантии месяц? Правильно, никто

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Викторович
в России ведь 2 года на законодательном уровне.

Пруф в студию

Ответить
Развернуть ветку
Denis Fedorez

Почитайте, я прицепил ссылку на сайт Apple - там есть, и внутри статьи ссылки на ЗоЗПП. Со своей стороны скажу что это реально работает - таки да, два года. Мне по гарантии меняли айфон ,которому было год и 10 месяцев, также меняли наушник (правый) от AirPods которому было больше года. Продавцы в магазинах морозятся обычно, а официальный авторизованный сервис(список на сайте Apple) принимает без проблем. Это по идее не только к яблокам относится, но  я сталкивался только с ними ,потому и пример.

Ответить
Развернуть ветку
146 комментариев
Раскрывать всегда