«Вы больше не владеете вещами, которые покупаете»: Vice о том, как производители искусственно состаривают устройства Статьи редакции

Почему желание Sonos перевести пользователей на новые аудиосистемы может ударить по экологии и безопасности данных.

Перевод колонки Vice.

В современную интернет-эпоху всё очевиднее факт, что потребители больше не владеют купленными вещами. Вместо этого мы тратим большие деньги на продукты, которые могут легко потерять функции или, что ещё хуже, — перестать работать исключительно по прихоти производителя. Например:

  • Хабы управления «умным» домом за $300 Revolv перестали работать после того, как производителя купила Google.
  • Sony отключала функциональность игровой консоли PlayStation 3 после продажи.
  • Без объяснения причин прекращается доступ к купленным электронным книгам и цифровым копиям фильмов.
  • Принтеры перестают печатать без платной подписки на чернила.

Последний пример — компания Sonos, которая 22 января объявила клиентам по почте, что с мая 2020 года перестанет поддерживать «устаревшие» звуковые системы: они не будут получать обновления безопасности и программного обеспечения.

«Устаревшие продукты были представлены в период между 2005 и 2011 годами. Учитывая возраст технологии, они не имеют достаточно памяти или вычислительной мощности для поддержки будущих инноваций», — говорится в электронном письме Sonos.

При этом «умные» колонки всё ещё работали, а пользователи, выложившие за них сотни и тысячи долларов, восприняли новость негативно.

I've been "investing" in @Sonos since 2007. Now they want to cripple my WHOLE Sonos ecosystem and obsolete the rest of my devices!

Do they really think a few years later I will now buy a whole new £3000+ system from them again?

Absolutely NOT! Never again!

#boycottSonos

В своём блоге Sonos заявляет, что у владельцев устаревшего оборудования есть два варианта: они могут продолжать пользоваться продуктами, понимая, что больше не получат новых функций, исправления ошибок или обновлений.

Или же воспользоваться программой trade-in старых устройств с получением 30% скидки на покупку новой аудиосистемы Sonos.

Первый вариант потенциально может создавать клиентам проблемы с безопасностью, так как устройства интернета вещей регулярно взламывают. В октябре 2019 года Sonos запустила программу trade-in, но в январе 2020 года компанию обвинили в расточительности из-за условий соглашения.

Пользователи старых аудиосистем могут активировать услугу trade-in и мгновенно получить скидку в 30%, но при этом на старом устройстве автоматически запускается 21-дневный обратный отсчёт для перехода в «режим переработки».

В этом режиме не только стираются данные пользователя — устройство отключается и становится полностью неработоспособным. Затем пользователь должен самостоятельно отнести устройство в пункт переработки или отправить его в Sonos.

Sonos не разрешает повторно активировать или продавать продукты, в которых запущен «режим переработки». Это делает практически бесполезной программу trade-in, которая была создана с целью минимизировать воздействие на окружающую среду.

Решение Sonos оставить покупателям два невыгодных варианта символизирует всю технологическую индустрию, в которой безопасность, устойчивое развитие и права потребителей остаются на заднем плане, считает эксперт Натан Проктор. Он руководит кампанией «Право на ремонт» организации Public Interest Research Group, которая призывает ремонтировать устройства, а не утилизировать.

«Эта проблема становится эпидемией», — сказал Проктор, отметив, что миллионы неподдерживаемых и устаревших устройств, подключённых к интернету, создают серьёзные риски безопасности в сфере интернета вещей, тогда как эту индустрию и так критикуют за недостаточную конфиденциальность и безопасность данных пользователей.

По словам Проктора, принудительное устаревание не только побуждает людей отказываться от хорошей и рабочей техники, но и создает её «срок годности», о котором потребителей не предупреждают во время покупки.

Должна быть некоторая прозрачность вокруг устаревания устройств. Нужно придумать, для чего можно использовать эти устройства, если они не могут быть постоянно подключены к интернету.

Я думаю, что производители должны нести ответственность за то, чтобы у них был план действий, а не просто создание устройств-зомби.

Натан Проктор

Некоторые компании разрабатывают специальные сервисы для переквалифицирования устаревших устройств. Так, в 2017 году Samsung совместно с iFixit запустила инициативу Galaxy Upcycling, в которой предложила разработчикам использовать старые устройства в сторонних задачах, например, создании майнинг-фермы или игровых аркадных автоматов.

А уже несуществующий производитель «умных» часов Pebble выпустил исходный код прошивки, чтобы привлечь сообщество разработчиков и подарить старым часам вторую жизнь.

​Переработка iPhone Apple

Но большинство компаний гораздо больше заинтересованы в поднятии интереса и продаже следующей линейки продуктов, чем тратить деньги на то, чтобы старые клиенты остались довольны.

Эти компании просто пренебрегают [старыми покупателями]. Ситуация с Sonos похожа на первый выстрел. Вероятно, будет волна похожих случаев в ближайшие пару лет. И в итоге люди начнут серьёзно переживать из-за этого.

Натан Проктор

Эксперты по безопасности, например Брюс Шнайер, давно утверждают, что интернет вещей — это сломанный рынок, который создаёт как видимое, так и «невидимое» загрязнение.

Например, устаревшая «умная» камера может быть взломана и задействована во время распределённой атаки на популярный сервис. И когда-нибудь атака будет достаточно серьёзной, чтобы общественность обратила внимание на эту угрозу, считает Шнайер.

До этого момента разрозненные организации пытаются сформировать принципы устойчивости, безопасности и конфиденциальности пользователей.

Например, ежемесячный журнал Consumer Reports с обзорами продуктов работает над открытым стандартом, который будет включать в себя оценку безопасности и конфиденциальности. Это может помочь покупателям избежать недобросовестных производителей, прежде чем подключать к интернету новое устройство.

В целом большинство компаний и правительств остаются безразличными к этой угрозе. Но пока у людей ещё есть шанс придумать систему, которая поможет не причинить огромного урона планете в обмен на одноразовые вещи, считает Проктор.

0
149 комментариев
Написать комментарий...
Alex

Ловко сонос всех нахлобучил. В первый раз когда увидел их «умную» колонку пару лет назад - сразу было понятно: лохотрон. В мире HiFi всегда была акустика отдельно, ресиверы отдельно. Те, кто вкинул тысячи евро в этот зоопарк - наивные фантики.

А если серьезно, будет весело лет через 10 посмотреть, как боинг и аэйрбас будут сажать самолеты на землю, а ловкие ребята джейлбречить какой-нибудь 737 max.

Что лично меня радует, так это то, что с таким системным подходом, разработчикам дефицит работы не грозит

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Малахов

В авиации очень важна сертификация и документы.

Технически джейлбречить можно и сейчас, но нести эти риски никто не готов.

Ответить
Развернуть ветку
Alex

По-моему 737 max и не долетели, потому что заказчики не докупили важный апдейт

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Малахов

Совершенно не из за этого.
Было бы так просто - боинг бы им всем раздал все программные апдейты, это на порядке проще пересертификации.
Там к основной системе была тьма заплаток  и проверялись именно они, а не работа "в комплексе" .
После катастроф  и проверок попали на огромную работу по переписке и тестированию софта.

Ответить
Развернуть ветку
Alex

Там абсолютно точно был момент, что какой-то аддон не давал системе неверно рассчитывать угол атаки, просто этот аддон не шел в базе и те, кто на нем сэкномили - немного не долетели.

То, что их заставили переписывать - это последствия катастроф, без них они бы просто выпустили еще один патч.

Все это ни разу не весело, потому что одно дело отсутсвие апдейтов на двухлетний айфон, другое дело когда на высоте 11км вылазит BSOD. 

Зная как пишется и развивается софт, страшно даже подумать, что еще может произойти. Не думаю, что у эйрбаса дела многим лучше.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Малахов

Как раз bsod бывает и есть процедуры перезагрузки.
А вот неверная по логике работа гораздо опаснее.

Ответить
Развернуть ветку
Alex

BSOD на эшелоне еще ОК, на взлете\посадке уже не так весело.

Там много писали, что они раздали на аутсорс индусам разработку, а те, кто хоть раз сталкивался с индусским кодом в курсе, что это неминуемый путь в ад.

Это работает в короткой перспективе, но в длинных забегах приводит любой продукт к гибели. Эффективные менеджеры for the win!

Ответить
Развернуть ветку
146 комментариев
Раскрывать всегда