Как создать хардверный продукт с нуля на примере «умной» колонки: выбор производства

Вера Козырь, CEO и соосновательница дизайн-хауса NotAnotherOne, продолжает рассказывать об этапах создания хардверного устройства: как выбрать фабрику и на что обратить внимание при заключении контракта.

Здесь вы можете прочитать первую часть наших рекомендаций, касающихся первых этапов разработки — от продуктового исследования до разработки первых прототипов будущего продукта:

После выхода первой статьи мы получили множество запросов на материал, раскрывающий стоимость разработки и запуска производства нового продукта. Мы решили написать отдельную статью на эту тему, так что stay tuned. А пока продолжаем.

1. Выбор фабрики

1.1 Классы и типы фабрик

Существуют разные классы и типы фабрик. Если вы хотите запартнериться с каким-то существующим брендом, например, Samsung или LG, фабрика будет называться OEM, то есть Original Equipment Manufacturing.

У такой фабрики есть собственный бренд, под которым она производит и продает свои продукты. Зачастую возможности сотрудничества с крупными OEM ограничены кобрендингом.

В большинстве случаев разработчики хардверных проектов пользуются услугами фабрик ODM — Original Design Manufacturing. Фабрики этого типа помимо производственных мощностей также имеют собственные инженерные команды, которые смогут помочь вам с компоновкой, разводкой платы, написанием прошивки, закупкой компонентов, а главное — провести полный цикл тестирования ваших прототипов, чтобы выявить дефекты.

Это не отменяет необходимости тщательного контроля разработки на всех этапах проектирования и производства, так и необходимости наличия инженеров в вашей компании.

Если же вы самостоятельно все разработали, спроектировали платы, смоделировали корпус, написали программное обеспечение, разработали всю документацию, сделали первые работающие прототипы и вам осталось только наладить массовое производство, можете обратиться к EMS — Electronics Manufacturing Services, фабрике с производственными мощностями, у которой нет продуктовой инженерной команды.

К данной опции лучше прибегать в том случае, когда вам уже доводилось выпускать продукты с «0», вы уверены в «зрелости» (maturity) разработанного вами решения и точно знаете, какую функциональность и каким образом необходимо тестировать при массовом производстве.

Список топовых EMS-компаний не является секретом. Есть много открытых списков для разных категорий устройств. Один из самых обширных списков, попавшихся нам на глаза, тут.

Отдельно стоит упомянуть американских EMS-гигантов — Sanmina и Jabil. Они считаются одними из самых дорогих контрактных производителей, но они обладают огромными производственными мощностями, распределенными по всему миру, а в случае с Jabil — это десятки заводов.

Если вы планируете производить миллионы устройств и продавать их по всему миру (пользуясь случаем, поздравляем), имеет смысл рассмотреть и этих гигантов.

NotAnotherOne

1.2 Критерии выбора фабрики

Релевантная специализация и технологическое оснащение

По каким параметрам выбирать фабрику? Безусловно она должна быть профильной, то есть иметь опыт в производстве того класса устроиств, которые вас интересуют.

Портфолио «умных» устройств инспектируемой фабрики NotAnotherOne

Большую роль имеет как опыт разработки на необходимых вам платформах (чипсеты, SoC), которые вы выбрали для своего девайса, так и наличие необходимых для разработки лицензий от чипвендора.

Если ваш продукт подразумевает наличие платформы от таких производителеи как Mediatek, Ambarella или Qualcomm, то эти компании требуют наличия лицензий, чтобы вы смогли получить доступ к девелоперской документации платформы, заказать девкиты, вести разработку и, наконец, производить продукт на этой платформе.

Зачастую гораздо проще наити ODM-партнера, у которого уже есть лицензия на нужную вам платформу, и поручить часть проектных работ по проектированию печатной платы и написанию низкоуровневого ПО ему. В противном случае придется компенсировать приобретение лицензии ODM-ом или самостоятельно приобретать лицензию, которая может стоить от $20 до $80 тысяч за каждую из моделей/версий чипсета.

Стоит также помнить, что крупные чипвендоры крайне редко готовы сотрудничать со стартапами, небольшими компаниям и чаще всего имеют требования к количеству приобретаемых компонентов в сотни тысяч штук. В случае же профильного ODM с лицензией данные количества делятся между несколькими клиентами, и есть возможность обсуждать количества в десятки тысяч штук.

Отсутствие угрозы кражи интеллектуальной собственности

Помимо этого, не стоит забывать, что недобросовестные фабрики могут запросто скопировать ваш продукт или даже «позаимствовать» ваши наработки. Стоит оценить потенциальную заинтересованность производственного партнера в самостоятельном выпуске на рынок продукта аналогичного вашему.

Если такая заинтересованность есть, лучше сразу поднять этот вопрос и, например, обсудить с фабрикой условия, на которых она сможет быть вашим представителем на конкретных территориях (тот же Китай), и на какую прибыль она может рассчитывать, если удачно реализует ваш продукт или представит потенциальным клиентам/покупателям. Такие договоренности, конечно же, лучше зафиксировать в договоре.

И еще пара моментов

Другие важные моменты, на которые стоит обращать внимание:

  • Размер фабрики и количество сотрудников: чем больше фабрика, тем она стабильнее и, как правило, производственные процессы и контроль качества настроены лучше. В то же время крупные фабрики менее гибкие, зачастую более дорогие, с ними гораздо дольше решаются любые вопросы и их сложнее заинтересовать небольшими и средними проектами (скажем, с годовым оборотом менее 100–200 тысяч единиц продукта).
NotAnotherOne
  • Наличие необходимого оборудования, специфического для вашего проекта (акустические камеры, пылезащищенные станции для сборки дисплеев или модулеи камеры, оборудование для тестирования радиочасти и так далее);
  • Способность произвести требуемые объемы продукции, наличие необходимых вам производственных мощностей и их загрузка.

Финансовая состоятельность фабрики

Полезно посмотреть на финансовые показатели производства. Это можно сделать, запросив у потенциального партнера данные по оборотам за прошлые годы.

В случае, если фабрика является публичной компанией или, другими словами, компанией, акции которой свободно торгуются на одной из бирж, вы можете посмотреть отчетность/основные финансовые показатели онлайн: публичные компании обязаны публиковать данные в открытых источниках вне зависимости от расположения биржи, на которой они торгуются.

Стоит отметить, что многие компании-производители в Китае публичны. Эта информация поможет не только оценить надежность и стабильность фабрики, но и выработать правильную переговорную позицию для дальнейших обсуждений коммерческих условий.

NotAnotherOne

2. Порядок действий при общении с заводом

Для выбора подрядчика, в нашем случае фабрики, есть общепринятый процесс с определенным набором этапов и документации:

RFI (request for information) — краткая информация о партнере

Сначала формируется RFI-документ, где вы прописываете информацию о себе и краткое описание нужд проекта, зачастую даже без раскрытия конфиденциальнои информации. Документ рассылается нескольким потенциальным фабрикам, обычно от 5 до 10.

Основная цель этого этапа — отобрать компании, потенциально заинтересованных в производстве вашего продукта и получить краткую информацию об их фабриках, портфолио и доступных ресурсах. Обычно их ответ направляется вам в виде презентации.

RFP (request for proposal) – запрос на предварительное коммерческое предложение

Компаниям, прошедшим RFI этап, рассылается RFP — более подробныи документ, описывающии продукт, желаемую модель взаимодеиствия с фабрикои, роли и точки ответственности, необходимыи объем производственных мощностеи, ключевые принципы бизнес-взаимодеиствия, такие как принцип открытого BOM, необходимые гарантииные обязательства.

*Объясним, что такое принцип открытого BOM. BOM, bill of materials, означает список всех компонентов и материалов, необходимых для производства продукта. Открытый BOM значит, что вам будет доступен весь перечень компонентов вашего продукта, вплоть до последнего винтика, включая информацию по их стоимости, производителю, серийным номерам и срокам поставки.

Перед RFP обязательно высылается и подписывается NDA.

RFP обычно подразумевает некую степень свободы ODM/OEM-а порекомендовать собственное решение или видение какого-то элемента системы, соответственно, требования и пакет документации, предоставляемыи фабрике в RFP, неполныи.

Например, вы можете заявить, что вы пока не знаете, какая будет конфигурация микрофонной матрицы, и попросить ODM/OEM-a предложить решение исходя из их опыта.

Именно поэтому RFP-документ, как правило, составляется и высылается в случае взаимодействия с ODM или OEM-партнером. Если вы идете по пути полностью самостоятельной разработки и ищете EMS-партнера, можете сразу переходить к следующему этапу (RFQ), минуя RFP.

Результатом этапа должно стать предварительное предложение от фабрики с возможными вариантами по компонентам продукта, их оценкой стоимости проекта, предварительным BOM и возможной бизнес-моделью.

RFQ (request for quotation) — запрос на коммерческое предложение

RFQ является завершающим этапом по проработке коммерческого предложения на проект и деталей реализации проекта. Результат этого этапа ляжет в основу вашего контракта на производство.

Традиционно RFQ запрос направляется тем фабрикам, ответ которых вам понравился на стадии RFP, на этом этапе обычно число претендентов сводится к 2–3. RFQ-запрос содержит полное описание продукта, включая детальные технические и продуктовые требования PRD, CMF-спецификации, чертежи, требования к тестированию и контролю качества.

Исходные файлы, такие как 3D-модели корпуса и гербер файлы печатной платы, передавать на этом этапе (и до подписания контракта на производство) не следует. Для оценки проекта, как правило, вполне достаточно правильно составленной документации.

В RFQ-запросе также подробно прописываются ваши ожидания по коммерческим условиям и составу необходимых проектных работ, целевои план-график выпуска продукта и целевая стоимость готового продукта.

Если времени мало либо подходящих кандидатов мало, либо и того, и другого :) или же с претендентами уже велась работа ранее, этот процесс может быть сокращен до двух или даже однои стадии.

3. Инспекция производства

Иногда в переписке потенциальная фабрика кажется чуть ли не идеальной, но при личном визите, когда есть возможность проверить все заявления лично, идеальный образ начинает буквально рассыпаться.

По этой причине где-то между RFP- и RFQ-фазами, а чем раньше, тем лучше, непременно стоит съездить на производство лично, познакомиться с руководством и провести инспекцию фабрики.

Спросите про наличие сертификатов ISO 9000 и 14 000, это сразу скажет об уровне компании. ISO 9000 говорит о наличии у фабрики документированной системы менеджмента качества продукции.

Наличие данного сертификата также позволяет вам ознакомиться с задекларированными стандартами менеджмента качества и в дальнейшем требовать полного им соответствия при ведении проекта.

Инспектируем фабрику, участвующей в производстве системы умного дома LifeControl

Система стандартов ISO 14 000 подтверждает соответствие требованиям экологических стандартов.

Эти сертификаты опциональны для производства, однако их наличие означает, что фабрика имеет систему экологического управления и способна выполнять требования по экологичности продукции для основных рынков: маркировка пластиковых компонентов, выполнение требований по контролю за химическим составом компонентов, используемых в производимой продукции, и выполнение требований для успешной переработки материалов (recycling).

Крайне полезны при посещении фабрики бывают чек-листы на соответствие ISO-стандартам. Их можно найти в свободном доступе в интернете.

Лично расспросите про применяемые процессы контроля качества на каждом этапе производства:

  • Есть ли сквозная ERP система на производстве.
  • Как ведется складской учет.
  • Какие части производства закрывают самостоятельно, а какие отдают подрядчикам (тулинг, SMT).

Обратите внимание, если у предприятия есть ISO 9000 сертификация, должен быть доступен архив всех документов СМК (системы менеджмента качества) на английском языке — это обязательное требование.

Камера для обеспыливания или «очистки» перед заходом на SMT линии + проходная карта гостя на производство

Стоит отметить, что наличие своей тулинг-фабрики — это довольно большое преимущество и позволяет значительно упростить контроль за производством пластиковых/металлических компонентов.

В этом случае полную ответственность за подготовку пресс-формы будет нести фабрика, а не какой-то сторонний производитель, зачастую находящийся в нескольких часах езды (или даже лёта) от производства, так как есть тенденция по «выдавливанию» «грязных» производств на периферию.

Наличие же своей SMT-линии практически обязательно. Исключение составляют совсем небольшие производства. Если SMT выполняется на сторонней фабрике, вам придется тратить значительно больше времени на контроль, при этом опять же размывается ответственность.

Еще на этапе предварительного отбора потенциальных партнеров вы запрашиваете огромный пул информации, а инспекция — это отличное время ее валидировать.

Поинтересуйтесь еще раз, публичная ли это компания, как обстоят дела с финансированием, обратите внимание, не пустуют ли линии в производственных помещениях.

Обязательно запросите интервью с потенциальной командой проекта. Узнайте, какие специалисты и в каком количестве будут работать на вашем проекте.

Не допускайте двойной игры

А теперь, казалось бы, банальный совет — убедитесь, что производство действительно принадлежит компании, с которой вы общаетесь.

Нередки случаи, когда компании-посредники без собственных производственных мощностей «продают» мощности фабрик среднего и крупного размера. При этом ответственность за результат размывается из-за появления этой многоуровневой системы.

Помимо этого, фабрики всегда уделяют больше внимания своим клиентам с прямым контрактом и всячески «задвигают» клиентов, приведенных посредниками.

Если вы видите, что название фабрики, которую вы посещаете (обращайте внимание на вывеску, вышивку на халатах сотрудников, документы), не совпадает с названием компании, с которой вы коммуницировали ранее и не фигурирует нигде в документации — это серьезный повод напрячься.

Если есть подозрения, смело их адресуйте возможному партнеру и просите доказательств аффилированности с фабрикой.

Ну и, конечно, всегда выручают здравый смысл и интуиция :)

4. Контракт на производство

После того, как вы наконец выбрали фабрику, необходимо заключить правильный контракт на производство, который четко опишет ответственность каждой из сторон, предусматривает ответственность производителя за срыв сроков и невыполнение требований к качеству производимого продукта, а также защитит вас гарантийными условиями.

Основные моменты, на которые нужно обратить внимание:

  • MOQ — Minimum Order Quantity

В контракте, как правило, прописывается минимальное количество единиц продукта, которое необходимо заказать. Старайтесь свести MOQ к количеству самого первого заказа, который вам необходимо произвести.

Остальные планируемые объемы записывайте как RoFo — rolling forecast, проще говоря, прогноз на ближайшие несколько месяцев. Чаще всего он является лишь индикацией, чтобы фабрика могла планировать закупки компонентов на квартал/полугодие, и не обязывает вас к выкупу компонентов.

Помните, если вы планируете произвести меньше 5000 единиц, то вероятнее всего крупные и средние фабрики не будут с вами разговаривать. 10 000 единиц для первого заказа является неким минимальным MOQ в производстве, на которое фабрики обычно идут.

Чем больше MOQ, тем лучше будет цена продукта из-за себестоимости компонентов и тем охотнее фабрика возьмется за ваш проект. Для сравнения: гиганты типа Foxconn начинают разговор, если вы приходите к ним с заказом минимум в 500 тысяч единиц.

  • План проекта

Лучше всего согласовать детальный план работ и производства с фабрикой заранее и приложить его в качестве дополнения к контракту. Дополнительно в самом контракте обязательно нужно прописать ключевые для вас вехи проекта и обозначить штрафные санкции за срыв этих сроков по вине фабрики.

Например, запуск производства пресс-форм, размещение заказов на компоненты, готовность печатных плат, окончание сборки очередной партии прототипов, начало массового производства и так далее.

Типичный план хардверного проекта 
  • Условия гарантийного обслуживания

Всегда просите 2 года гарантии. Обосновывайте планами по выходу на европейские рынки, где 2 года — это закон. Добавляйте в условия overshipment — количество товара, которое поставляется фабрикой бесплатно к каждой основной партии для замены дефектных устройств.

Overshipment 2% от заказа — нормальная практика. Помимо дефектов, выявленных в процессе эксплуатации продукта, нужно позаботиться об условиях по DOA (Dead on Arrival) продуктов — для тех случаев, когда партия приехала к вам с видимыми повреждениями упаковки либо в ходе проверки после получения были выявлены неисправности/несоответствия спецификациям.

На проверку лучше отводить пару недель после получения. Для AMS (after market services или послепродажного обслуживания) нужно сразу договориться, подлежит ли ваш продукт ремонту, кто будет его осуществлять и будет ли фабрика дополнительно поставлять детали для ремонта.

  • IPR (intellectual property rights)

Интеллектуальная собственность — пожалуй, важнейшее условие. Все права на все разработки должны принадлежать вам. Четко пропишите, какие исходные материалы и когда передаются вами фабрике для нужд производства, ограничьте права на их использование фабрикой только для нужд вашего проекта.

Если ODM берет часть инженерной разработки на себя, все права на результаты этой разработки должны переходить вам. Лучше, если разработанные материалы и права на них будут передаваться вам поэтапно, можно привязать такую передачу к поэтапной оплате услуг ODM-партнера.

  • Детальный BOM (спецификация изделия), включая цену всех компонент, полное их наименование и сроки закупки (lead time)

Очень важно, чтобы в контракте был явным образом прописан тип BOM.

Открытый BOM (или Open BOM): фабрика открывает информацию обо всех компонентах, используемых в устройстве, и цены на них;

Закрытый BOM (closed/proprietary BOM): информация о компонентах недоступна или доступна лишь часть информации, например, есть список основных компонентов с серийными номерами (part numbers), но отсутствует разбивка по стоимости.

Постарайтесь убедить вашего партнера открыть BOM. Во-первых, вы сможете с легкостью проанализировать стоимость компонентов и сравнить ее со среднерыночной стоимостью, запросив информацию у альтернативных дистрибьюторов.

Во-вторых, вы сможете настоять на использовании более конкурентоспособных либо по техническим характеристикам, либо по стоимости компонентов.

  • NRE, Manufacturing Equipment, Tooling

NRE расшифровывается как non-recurring engineering и означает стоимость разработки продукта со стороны фабрики и подготовки/настройки производства.

Зачастую NRE также включает стоимость уникального оборудования, которое используется, например, для тестирования вашего продукта + стоимость разработки пресс-формы и последующих ее доработок.

Убедитесь, что стоимость разработки включает все, что придется делать ODM-у и не включает ничего лишнего, запросите детальную разбивку любых запрашиваемых NRE. Очень важно разбить все выплаты на части и привязать момент оплаты к факту завершения определенного этапа и передаче вам материалов этого этапа (исходники, прототипы и так далее).

Таким образом фабрика будет мотивирована на качественное и своевременное выполнение всех этапов. При наличии претензий этап не закрывается, поэтому оплата соответствующей части не происходит до тех пор, пока фабрика не предоставит результат, соответствующий требованиям контракта.

Крайне аккуратно планируйте стоимость разработки/доработки пресс-формы. Довольно часто в процессе разработки продукта приходится вносить изменения в пресс-форму, и иногда стоимость этих изменений может составлять 30–50% от первоначально озвученной стоимости пресс-формы.

Всегда лучше обговорить с фабрикой допустимость тех или иных изменений пресс-формы, которые могут возникнуть на различных этапах разработки продукта без дополнительной оплаты.

Все, контракт заключили. Теперь можно запускать производство вашего девайса, и буквально через 6–8 месяцев будет готова первая партия. Обо всех этапах производства и тестирования продукта и процессах, которые будут происходить в течение этого периода, мы расскажем в нашей следующей статье.

С уважением,

Вера Козырь и команда NotAnotherOne.

0
18 комментариев
Написать комментарий...
Viacheslav Karpizin

Спасибо, очень интересно. С каким количеством фабрик пообщались? Как выглядела воронка?  (например, написали в 1000 компаний, найденных через baidu .... посетили 10 фабрик, с 1 подписали контракт). Про сертификацию еще интересно. 

Ответить
Развернуть ветку
Igor Mikhnenko

1000 компаний - ого ). Обычно пул не больше 10, Инспекция проводится на максимум 5, по нашему стандарту должны получить не меньше 3-х предложений. При том, что второй лучших из списка, держится либо как бекап в случае проблем с основным, либо для расширения если у основного предвидится проблема со скейлом. Поэтому важно иметь айпи, поставщиков, smt и тулинг под контролем, либо контрактно неограниченных ODM single source. В целом когда занимаешься этим больше 10 лет - всех основных и проверенных игроков знаешь. Но всегда появляются новые продукты или формфакторы, которые не все успевают адаптировать и приходится искать новых. Baidu ли это? Не всегда, у нас есть как в России так и в Китае сотрудники, которые интегрированы в местные экосистемы, что дает им возможность запрашивать рекомендации по производителям не прибегая к онлайн инструментам. 

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Sokolukhin

что-то автор про функциональную безопасность изделия ничего не написала, а так же про европейское соответствие , может не знает про это?

Ответить
Развернуть ветку
Vera Kozyr

Автор знает ) расскажем об этом в следующих статьях, когда перейдем непосредственно к производству и сертификациям.

Ответить
Развернуть ветку
Артур Кудрявцев

Всё так. Заказывали инспекции, но практика показала, что лучше самому приехать в Шеньжень и за неделю облазить всю фабрику, особенно если она новая. Тут есть целый культурный разрыв в понимании качественного продукта.

Ответить
Развернуть ветку
Igor Mikhnenko

Либо иметь сотрудников в Китае, которым доверяешь. 

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Tanygin

Хорошая серия статей, но я не понимаю одного — в вашем контексте фабрика и производит компоненты, и собирает устройство? Просто это ведь далеко не единственный сценарий, и я совсем не уверен что для всех устройств это реально :) Например, можно сурсить компоненты от разных вендоров и собирать в третьем месте.

Ответить
Развернуть ветку
Igor Mikhnenko

Никита, конечно у нас нет такого понимания. Очевидно, что поставщики компонент(ов) внешние. Фабрика в большинстве случаев просто сборщик, сорсинг достоин отдельной темы. Про него больше в следующей статье про настройку производства.

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Tanygin

Если честно, то не очевидно :) Отсюда и комментарий. Пишите еще!

Ответить
Развернуть ветку
Igor Mikhnenko

Ок - постараемся раскрыть эту тему в следующий раз. 

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Omelchenko

Расскажите про доставку изделий

Ответить
Развернуть ветку
Vera Kozyr

Доставка в какие страны вас интересует? В Россию мы не занимаемся доставкой сами, доверяем это дело логистическим компаниям. Документы и сертификаты конечно приходится делать самим, об этом обязательно расскажем в следующих публикациях. 
В США и Европу научились шипить самостоятельно, благодаря Atmotube-у (наш собственный проект).

Ответить
Развернуть ветку
Елизавета Синельник

Неосилила. Текст какой-то SEOшный...

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Skor

Вы в этой жизни многое не осилили, судя по комментариям...

Ответить
Развернуть ветку
Serega T

А если российская компания имеет iso9000 . Она обязана иметь документы СМК на английском языке?

Ответить
Развернуть ветку
Дизайн-хаус notAnotherOne
Автор

Нет, не обязана. Согласно ГОСТ Р ИСО 9001-2015 , российскому аналогу ISO, документации на русском языке достаточно. Но если вы планируете сотрудничать с иностранными клиентами, поставлять свой товар на зарубежный рынок, то могут потребоваться переводы документации на английский.

Ответить
Развернуть ветку
Serega T

А я как заказчик могу требовать проведение аудита своими силами? Есть какой то пункт который накладывает такие обязательства на производителя?

Ответить
Развернуть ветку
Serge Sokolov

Ждем с нетерпением третьей части - маркетинговой. Как создав продукт в точности такой же как полно везде, но дороже в полтора - два раза, вести его успешные продажи на территории Отечества. С кем надо договариваться, кому заносить и как декларировать на таможне серый импорт под видом своей замечательной разработки. 

Ответить
Развернуть ветку
15 комментариев
Раскрывать всегда