Конкурс по машинному обучению
С призовым фондом в 100 млн рублей
Условия
Рубрика развивается при поддержке HP logo

eSIM: «большая проблема, которая заявилась на рынок не в самый простой год»

Если о чем и пожалели операторы связи в период пандемии, так это о том, что не успели внедрить eSIM. Если бы технология уже использовалась, это бы помогло еще больше продвинуться к продажам SIM-карт в онлайне. Однако встроенные SIM мобильные операторы до сих пор встречают в штыки ─ причем как российские, так и зарубежные.

В закладки

Хочу порассуждать о том, так ли болезненно добровольно-принудительное внедрение eSIM в России и какое будущее оно нам сулит.

Краткий экскурс: Apple, Tele2 и поднебесная

Небольшой обзор того, как сейчас обстоят дела с eSIM в России и мире вообще. Идею встроенной SIM-карты из сегмента m2m подхватил Apple, воплотив ее в модифицированном виде Apple SIM. Теперь чипы есть не только в последних моделях айфонов и айпадов, но и в устройствах Google, Samsung и Huawei.

Производители еще не осмеливаются лишать гаджеты стандартного слота ─ чип eSIM используется в основном в качестве дополнительной фичи. Крупные зарубежные операторы уже вовсю поддерживают технологию: подключить тариф без симки можно у AT&T, T-Mobile, Verizon, Truphone, EE, O2 и Vodafone. Truphone, например, разошелся и продает международные тарифные планы eSIM в 80 странах.

В России с eSIM дебютировал Tele2, однако для подключения виртуальной симки все равно нужно было идти в салон связи. Тем не менее желающих опробовать новинку оказалось немало: клиенты записывались в лист ожидания, а контакт-центр оператора оборвали звонками с вопросами, когда технология дойдет до регионов.

Более продвинутым оказался MVNO Easy4, который получил разрешение от ФСБ и для продажи использовал мобильное приложение, интегрированное с порталом Госуслуг. Следующим прогрессивным оператором стал Тинькофф Мобайл, который не изменил своим традициям и организовал полностью дистанционную активацию eSIM.

А вот китайцы решили, что иностранный eSIM им не к чему, поэтому в китайских версиях айфонов нет встроенных чипов — только слоты для двух SIM-карт. И тем, кто решит после карантина отправиться в Китай, не повезло — воспользоваться технологией там невозможно. Зато поднебесная проводит тестирование собственной экосистемы eSIM — разумеется, полностью изолированной. Скорее всего через год на AliExpress уже будут продавать смартфоны с поддержкой китайской версии eSIM, но подозреваю, что пользователи будут разочарованы тотальной несовместимостью технологии.

Что хорошего принесет eSIM

  1. Встроенная SIM — это неотделимая часть устройства, так что при потере или краже устройства заблокировать можно не только номер, но и весь гаджет. Телефон/планшет/часы превратятся в кирпич, а номер при этом можно будет восстановить и использовать на другом устройстве.
  2. Изначальная задумка eSIM — это экономия места, поэтому повсеместное внедрение технологии позволит делать устройства еще меньше, а у смартфонов и планшетов освободится место для более мощной батареи и памяти.
  3. eSIM точно полюбят те, кто часто путешествует или использует две и более SIM-карт. Не нужно заморачиваться с покупкой симок местных операторов по прилету — добавить профиль зарубежного оператора можно еще из дома.
  4. Одна eSIM соберет вокруг себя целую экосистему: планшеты, смартфоны, умные часы, умный автомобиль и другие умные гаджеты. Все будет подключено к одному номеру.
  5. Плюс для операторов связи — не затратное внедрение новой технологии с точки зрения биллинга и железа. Наша компания уже работает с операторами, использующими eSIM, так что могу сказать, что на уровне BSS в части тарификации и оказания услуг разницы особо нет. Меняется только процесс подключения, вот тут изменения принципиальные и потребуют переработки части бизнес-процессов.

А теперь о неприятном

Никто из операторов не встретит внедрение eSIM с распростертыми объятиями. Технология оказалась выгодна для абонентов, но совершенно невыгодна для операторов мобильной связи. Мало того, операторы будут давить и на производителей — в большинстве своем те зависят от дистрибьюторских каналов продаж VNO и вынуждены подстраиваться под условия.

  • eSIM оказалась неведомым зверьком для ряда государств — непонятно, как регулировать технологию, как контролировать и идентифицировать абонентов. На Ближнем Востоке, в Индии и Азии установили строгие правила относительно eSIM. В России 8-ой отдел ФСБ сначала противился, но сейчас уже прорабатываются варианты законодательных изменений для eSIM.
  • Главная боль операторов во внедрении eSIM — глобальные изменения всех классических схем дистрибуции. Абонент больше не покупает симки, реже посещает «островки» и салоны продаж, сам выбирает оператора прямо в аэропорту. Чтобы компенсировать это, нужно создавать или перестраивать существующее модели продаж и подключений, дополнять приложения, чтобы через него можно было удобно активировать профиль.
  • Подтверждение операций и по SMS и двухфакторная аутентификация — один из лучших способов защиты от мошенников. Но вся безопасность может оказаться под угрозой из-за уязвимости криптографического приложения. Если хакеры украдут профиль, то финансовые операции, доступы к аккаунтам, мобильный банкинг — все окажется под угрозой.

Ближайшее будущее: чего ждать и что делать

Скорее всего, уже в течение года eSIM окончательно зайдет на российский рынок. Переход на новую технологию не будет революционным — все еще не готовы.

Государству нужно продумать алгоритм управления и контроля, операторам — подготовиться к упрощению возможной миграции абонентов, изменить стратегию удержания абонентов, протестировать соответствующее оборудование и программное обеспечение, а пользователям ─ сменить аппараты, которые будут поддерживать eSIM.

Потенциал у eSIM огромный: она будет применяться в поколении компьютеров, подключенных к LTE, захватит рынок M2M и изменит наше представление о роуминге, который станет гораздо удобнее и дешевле. И раз уж внедрение eSIM неизбежно, хочу дать несколько рекомендаций операторам.

  • Строить экосистему и привязывать абонентов комплексными предложениями и партнерскими сервисами. Сменить оператора станет очень просто, подав электронное заявление, сможет даже ленивый — так что это новый вызов для проработки лояльности собственной абонентской базы.
  • Комплексно подходить к переходу на eSIM. Не ограничиваться базовыми решениями типа QR-кода, а работать с технологией, зная, что в конечном итоге она заменит пластиковую карту.
  • Перестроить схему покупки и поддержки SIM. Пластиковая карточка — это понятно, это знакомо, все знают, что с ней делать и как пользоваться. eSIM — это новинка, подружите пользователя с ней. Абоненты ждут унифицированного и мгновенного отклика при выполнении каждого нового действия. Нам последнее время приходится часто консультировать операторов по схемам трансформации существующих моделей дистрибуции и адаптации их к современным методам продаж.
  • Примите eSIM как нечто глобальное и широкое — как то, что станет сопровождать абонента дома и в поездках, в рабочих и личных звонках. Один виртуальный чип заменит личный номер, корпоративный номер, номер для привязки к банковской карте, номер «для звонков родителям» и множество SIM-карт зарубежных операторов. Выбирайте комплексный и стратегический подход. Поддержка клиента должна учитывать все, с чем он столкнется, используя eSIM.
  • eSIM — это не только про потребительский рынок. Это про M2M, про корпоративный сектор, который захочет загружать виртуальные SIM на устройства сотрудников и использовать технологии MDM. Все три рынка связаны между собой, и нужна экосистема, которая позволит управлять eSIM во всех областях.

Да, eSIM — это большая проблема, которая заявилась на рынок не в самый простой год, да еще и в условиях развертывания сетей 5G и выполнения требований «Пакета Яровой». Пока не все понимают, что с этим делать, но точно понимают, как сильно технология изменит рынок.

Как и любое радикальное изменение, ее можно принять по-разному — или как головную боль, или как точку роста. Поэтому, как говорится, через тернии к звездам: eSIM это большая проблема современных операторов, за которой стоит большое будущее.

{ "author_name": "Сергей Сапрыкин", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 47, "likes": 19, "favorites": 17, "is_advertisement": false, "subsite_label": "tech", "id": 129371, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Sun, 24 May 2020 19:39:53 +0300", "is_special": false }
Создан для будущего Узнайте больше HP Neverstop Laser HP Neverstop Laser
Объявление на vc.ru
0
47 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
6

Еще один плюс e-sim - не нужно искать иголку, чтобы открыть лоток с симкой. Наконец-то этим дебилизмом можно будет не пользоваться!
По опыту с e-sim от тинькофф - я справился для установки в айфоне, но все-таки это не "один раз кликнуть", так что может вызвать сложности у некоторых категорий пользователей.

Ответить
2

Для установки профиля нужен лишь QR-код, который мы показываем в приложении Мобайла, а шаги настройки зависят от операционной системы и могут отличаться. Как правило, все интуитивно понятно, но если что, всегда готовы помочь. Кстати, для Андройда сделали автоматическую установку eSIM из приложения Мобайла.

Ответить
4

было бы мега-удобно, если бы вы разрешили переносить номера, которые уже являются вашими абонентами с SIM на eSIM.

Ответить
2

Над этим активно работаем. Планируем реализовать такую возможность в будущем.

Ответить
0

Так вроде же можно?)

Ответить
1

спрашивал месяц назад в чате в приложении, сказали, что нельзя.

Ответить
1

Блин. Весь мой план сломался. Тогда вообще печально :(

Ответить
1

Нет, не все так уж просто.
Qr-код на телефоне, который нужно отсканировать камерой телефона?))

Проведите эксперимент: попросите девушку выбрать "красивый" номер в Тинькофф Мобайл для установки в качестве e-sim. Я вот на 99% уверен, что из 10 человек справятся сходу не больше половины.
Могу ошибаться, но моя половина не справилась. Речь про айфон.

Ответить
2

Эксперимент интересный, подумаем, как можно упростить эти моменты. Спасибо за наводку😉

Ответить
0

А перенести номоер другого оператора на esim возможно?

Ответить
0

Да. Сначала оформите eSIM, потом можно начать перенос номера.

Ответить
1

Я себе qr-код на почту высылал :-) (фэйспалм.жпг)

Ответить
1

Что будет, если купить новый телефон находясь за рубежом, возможно ли привязать е-sim к новому устройству и отвязать от старого?

Ответить
1

Купил айфон в Европе и в Москве купил новый e-sim от Тинькофф. Перенос e-sim со старого телефона на новый не делал, но не думаю, что будут сложности.

Ответить
5

Пока перенести eSIM с одного телефона на другой нельзя, но в ближайшем будущем планируем такую возможность дать. Сейчас, если требуется замена eSIM - можем выпустить на пластик.

Ответить
1

Тот сдувай когда меньше какая процедура тогда утери дивайса, купил новый и ....

Ответить
0

По часам когда начнёте тестировать?

Ответить
2

Все зависит от Apple.

Ответить
0

Ух ты, вот это поворот!
А если сейчас пластик sim ТинькоффМ, то потом можно будет перевести его на e-sim?

Ответить
0

Сейчас нет, но скоро будет можно :)

Ответить
1

Тинькофф, будет ли возможность подключить Apple Watch e-sim?

Ответить
0

Пока нет информации. На текущий момент Apple Watch с eSIM не работают в России.

Ответить
0

Скоро это когда?

Ответить
1

Сам процесс уже на подходе. В самое ближайшее время уже сделаем.
Если вам необходимо раньше, то пришлите на почту mobile.help@tinkoff.ru ваше ФИО, номер телефона и ссылку на этот комментарий. Поможем.

Ответить
0

Точных сроков назвать не готовы, увы :(

Ответить
0

Я трезв!) это все айфон!)))
А какая сейчас процедура в случае потери дивайса. Потерял, купил новый и ...

Ответить
0

По обращению в поддержку можем выпустить утраченную eSIM на пластик.

Ответить
0

Ну то есть если у меня сим занят уже физической картой, то потерять не получится )
А когда сделаете что бы можно было переносить есим?

Ответить
1

Уже работаем над этим💪

Ответить
1

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
0

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
0

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
0

Крутая статья. Раз уж такая возможность - yesim.app. Крутое приложение для заинтересованных в eSIM технологии!

Ответить
0

когда весь мир перейдет на эту технологию - никуда операторы не денутся

Ответить
0

Надо быть полным "имбецилом" что бы не увидеть в технологии E-sim просто огромный рынок и гигантские денежные потоки оператору, по сравнению с традиционной sim.
1) Персональное "облака" для чего хочешь с чем хочешь.
2) "Умный дом, квартира, сарай))) Да что угодно умное"
3) Интеграция в автомобили, да любую передвижную технику
4) Про корп. уже выше сказали
5) Встройка в любую бытовую технику (запусти стрирку, приготовь кофе не вставая с кровати)
6) Услуга по отключению рекламы (DNS сервер оператора)
Много чего можно понапридумывать реально полезного для пользователя, что он даже в сторону другого оператора вообще не поглядит.

Странно читать что пчёлы против мёда. Просто отечественные операторы, по моему мнению, настолько заплыли жиром, что разучились думать, тем более думать о рядовом пользователе. От прогресса не убежишь))) Посмотрим кто сорвёт "Куш"

Ответить
0

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
0

Потому что хочу) Хочу запускать стирку не вставая с "дивана", готовить кофе не отрываясь от сериала. А по сути, наш мир становится всё более гедони́стическим, а раз так, то почему бы эту потребность не удовлетворить?)

Ответить
0

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
0

для М2М устройств, вроде счетчиков, е-сим реальная тема, еще нужен универсальный есим оператор, который бы работал со всеми операторами связи (где-то ловит мегафон, где-то билайн, где-то только мтс) с безлимитным тарифом 64 или 128 кбит рублей за 50 в мес или как у мегафона с единаразовой оплатой пожизненного тарифа.    

Ответить
0

Операторы с такими тарифами и поддержкой нескольких операторов уже есть, но пока без поддержки esim.

Ответить
0

Я подключил Тинькофф на S20 Ultra за несколько секунд, без QR, через приложение. А вот с белорусской симкой А1 пришлось повозиться. Делал всё находясь в России. Написал в чат поддержки оператора, сотрудники толком ничего объяснить не смогли. Не знали точно где и что искать. Но покопавшись на сайте нашел информацию, добрался до личного кабинета (если до этого ЛК не был зарегистрирован, то процесс удалённого получения esim невозможен). Выпустил себе esim в виде QR, отправил на другой телефон и отсканировал. В итоге у меня три симки в телефоне и карта памяти.

Ответить
0

Ну на Apple Watch недоступно не потому что Apple такая плохая и не позволяет работать, а потому что по российскому законодательству запрещено клонирование sim-карт. Работа Apple Watch с сотовым модулем и технологией eSIM как раз и реализована так, что клонируется sim-карта с телефона.
Вот тут и стоит вопрос в воровстве профиля: сейчас операторы при обнаружении клона sim-карты блокируют сразу такой номер, а как это контролировать в случае, если клонирование разрешить, — пока не придумали. С другой стороны, в странах, где это у решено работает, как-то массово люди не стали жертвами воровства номеров. Стоит законодателям обратиться к их опыту регулирования в данном вопросе.

Ответить
–1

Для начала надо внести изменения в законодательство. Дистанционный способ продажи сим-карт официально до сих пор под запретом. Просто особо «ушлые» желтые операторы невнимательно читают закон и продают сим-карты с нарушением.
Сейчас лежат уже поправки. Возможно, к концу лета их примут для мобильных операторов. А остальные услуги связи так и останутся за бортом прогресса. 

Ответить
0

Не ушлые, а клиентоориентированные. Ушлые у нас другие товарищи тормозящие закон)

Ответить
–1

Ну ч бы с такими заявлениями в адрес ФСБ был бы более аккуратным. 

Ответить
0

Я про госдуму))

Ответить
0

А тормозят не они. Почитай отзыв ФСБ - согласование с ними должно пройти. Госдума только печатает на принтере закон.

Ответить

Комментарии

null