Зачем нужны трекеры AirTag и почему лидер рынка маячков обвиняет Apple в нечестной борьбе Статьи редакции

Стартап Tile занял 90% рынка трекеров США, но появление AirTag может изменить ситуацию за счёт уникальных функций, недоступных конкурентам Apple.

От редакции: материал обновлён 21 апреля 2021 года после презентации Apple, на которой компания представила AirTag.

20 апреля 2021 года Apple провела онлайн-презентацию, на которой представила маячки AirTag для отслеживания и поиска потерянных вещей. Аксессуар можно прикрепить к кошельку, ключам или другим вещам и найти их с помощью приложения «Локатор». Стоимость одного трекера — 2990 рублей

Что предлагают другие производители трекеров, какие недостатки их устройств может исправить Apple в AirTag и какой ценой — коротко.

Маячки Tile

Tile: лидер c 90% рынка США

В 2013 году стартап запустил краудфандинг через сервис Selfstarter, чтобы не платить комиссию Kickstarter и аналогам. Он привлёк на производство маячков $2,6 млн от 50 тысяч покупателей вместо необходимых $20 тысяч. Также компания получила $200 тысяч от инкубатора Tandem Capital.

Пользователей и инвесторов заинтересовала идея распределённой сети Tile, в которую включены все маячки. Если потеряна вещь с маячком и отправлен сигнал об утере, её автоматически начнут «искать» все владельцы Tile, подключённые к сети.

Если другой пользователь Tile входит в зону действия потерянного предмета, смартфон определит местоположение и отправит уведомление о находке владельцу — без нарушения конфиденциальности.

Из-за наплыва желающих компания не смогла вовремя выпустить Tile, он поступил владельцам только в 2014 году. В 2015 году вышло второе поколение маячков, в котором звук трекера стал в три раза громче (90 децибел) и появилась функция «Найти смартфон», похожая на функцию «Локатора» Apple: по двойному нажатию на маячок телефон начинал звонить.

Tile заявляет, что к концу 2019 года было продано 26 млн устройств: ежедневно маячки находят около 6 млн предметов в 195 странах мира. Компания занимает около 90% рынка bluetooth-трекеров в США, пишет The New York Times.

В 2020 году линейку продуктов Tile составляют четыре модели:

  • Tile Sticker — самый маленький трекер компании, 27 на 7,3 мм. Клеится к пластику и металлу, водостойкий. Радиус действия — 45 метров, работает от встроенной батареи около трёх лет. Стоимость — $40 за две штуки.
Sticker
  • Tile Pro — квадратный стикер 42 на 42 мм с отверстием для крепления. Самый громкий и мощный в линейке: радиус действия около 120 метров. Работает от батарейки-таблетки, которую нужно менять раз в год. Стоимость — $34,99.
Pro
  • Tile Mate — более дешёвая и тихая версия Pro размером 35 на 35 мм, радиус действия — 61 метр. Тоже работает от батарейки-таблетки и тоже год. Стоимость — $24,99.
  • Tile Slim — трекер размером с кредитную карту для поиска кошелька или кардхолдера. Радиус действия — 60 метров, работает от встроенной батареи около трёх лет. Стоимость — $29,99.

Все Tile работают через приложение для Android и iOS, поддерживают Alexa и Google Assistant. Пользователи могут спросить у голосовых помощников точное местоположение потерянных вещей.

В 2018 году Tile запустила подписку Tile Premium за $3 в месяц ($30 в год), которая расширяет функциональность приложения и обслуживание устройств. В подписку входят:

  • Функция Smart Alerts — уведомляет, когда пользователь выходит за пределы радиуса действия Tile. Она пригодится, если владелец случайно уходит из дома без ключей или кошелька.
  • История местоположений — карта со всеми адресами, где были вещи с Tile за последний месяц.
  • Возможность открывать доступ к Tile друзьям и семье.
  • Приоритетное обслуживание по телефону.
  • Программа замены батареек для Mate и Pro раз в год.
  • Расширенная программа трёхлетней гарантии.
Реклама Tile Premium

Tile развивает и b2b-направление, поставляет партнёрам свою технологию отслеживания вещей. Среди клиентов — Herschel, Bose, Nomad, Skullcandy, Sennheiser, Qualcomm, Google, Intel, Dialog, Nordi.

В 2018 году аэропорт Сан-Хосе заключил соглашение с Tile и начал искать потерянные вещи пассажиров. Стратегическим партнёром и инвестором Tile стала Comcast, которая подключила технологию трекера к своим маршрутизаторам.

Также Tile планирует интегрировать технологию в чипы Bluetooth Low Energy от Qualcomm и других производителей. Таким образом новые устройства с BLE будут автоматически поддерживать Tile.

Компания заявляет, что не берёт плату за лицензирование технологии и планирует частично окупать расходы через подписку. Число подписчиков Tile не называет.

Минусы Tile

Журналисты Digital Trends, Review Geek, Tom’s Guide, NYT и других изданий называют продукцию Tile лучшей на рынке — у неё практически нет недостатков, линейка устройств позволяет подобрать оптимальный маячок для любой вещи.

Самые заметные минусы Tile — в монетизации. В версиях Slim и Sticker несменяемая батарейка, и компания предлагает заменить разряженные трекеры на новые по программе reTile со скидкой 30–40%, но только раз в год.

Функция Smart Alerts всё ещё находится в бете и на тестах работала нестабильно и с большой задержкой, из-за которой теряется её смысл. Уведомление, что проездной остался дома, могло сработать, когда владелец уже сел в автобус. При этом Smart Alerts — платная услуга, доступная только по подписке.

Chipollo — лучшие «не-Tile»-трекеры

Словенский стартап также запустился на краудфандинговой платформе в 2013 году и собрал на Kickstarter $293 тысячи от 5300 покупателей.

  • Основной продукт компании — трекер Chipolo One в форме монеты. Похож по характеристикам на Tile Mate и Pro и работает год от плоской батарейки. Заявленный радиус действия — около 60 метров, громкость — 120 дБ. Стоимость — $25.
Маячок Chipolo
  • Также Chipolo продаёт трекер для кошельков Card со встроенной батареей, которой хватает на год работы. Радиус действия — 60 метров, громкость — 95 дБ. Стоимость — $39.

Журналисты называют Chipolo One лучшим альтернативным трекером: он также поддерживает iOS и Android, подключается к распределённой сети владельцев Chipolo, ищет смартфон нажатием кнопки, диапазон сопоставим с Tile Mate. Но стоит маячок дешевле. Также Chipolo поддерживает Siri, Google Assistant и Alexa.

Кроме этого, в Chipolo учтён главный недостаток Tile, часть функций которого работает только по подписке. Все функции приложения Chipolo бесплатные, включая семейный доступ и аналог Smart Alerts, который работает лучше и быстрее, отмечает Tom's Guide.

Пользователи могут также воспользоваться веб-версией сервиса для просмотра вещей на карте. Ещё одна особенность Chipolo — функция дистанционной съёмки селфи на телефоне нажатием кнопки трекера.

Минусы Chipolo

Основными недостатками Chipolo One обозреватели называют небольшой радиус действия по сравнению с конкурентами: из заявленных 60 метров трекер стабильно работает только в радиусе 18 метров.

Кроме этого, у Chipolo около 5 млн пользователей — в пять раз меньше, чем у Tile, а значит, распределённая сеть работает менее надёжно. Менять батарею неудобно: пластиковый маячок туго разбирается и его легко поцарапать.

Orbit, Cube и другие производители

Есть множество других bluetooth-трекеров — от TrackR, Pubbleebee, Cube, Samsung и Orbit но все они проигрывают Chipolo и Tile по радиусу действия, надёжности работы или количеству функций, отмечает The New York Times.

Маячки Wuvo, Tile, TrackR и Chipolo

Orbit — один из аналогов, который предлагает несколько вариантов трекеров:

  • Самоклеящийся Stick за $19,99.
  • Stick Keys для ключей за $24,99.
  • Card для кошелька за $34,99.
  • Glasses — специальный трекер для очков за $39,99.

Обозреватель NYT потерял очки с трекером Orbit в Нью-Йорке и не смог получить помощи от других пользователей. В другом случае Orbit Card не уведомил о разряде батареи. Если бы кошелёк потерялся, его было бы не найти с маячком.

Также устройства могут разорвать bluetooth-соединение со смартфоном и не восстановить его, а радиус действия оказался меньше, чем у конкурентов — 10–13 метров, заявляло издание Tom's Guide в 2018 году. Этот же недостаток у маячков TrackR и Cube.

Что предлагает Apple в AirTag

Впервые о том, что Apple разрабатывает собственный маячок, сообщило издание 9to5Mac в апреле 2019 года. В октябре 2019 года упоминание AirTag обнаружили в iOS 13.2.

Также в октябре Apple купила торговый знак AirTag у российской компании ISBC и в апреле 2020 года упомянула технологию в одном из видео. Но представила трекер только в 2021 году.

AirTag

Одна из особенностей AirTag — интеграция с экосистемой Apple: пользователи смогут видеть местоположение всех своих маячков на карте в приложении «Локатор» на Mac, iPhone и iPad. AirTag подключится к iCloud-профилю, как AirPods и другие устройства Apple.

В отличие от Tile и других трекеров, работающих через Bluetooth, Wi-Fi или LTE, AirTag будет поддерживать технологию сверхширокополосной связи Ultra Wideband (UWB). Маячок сможет передавать информацию с низкой затратой энергии, высокой скоростью и точностью до 5–10 сантиметров. Точность Bluetooth и Wi-Fi — около 5 метров.

Apple называет технологию «GPS для комнат». U1 позволяет передавать данные другим пользователям iOS просто наводя смартфон на их устройства

Благодаря высокой точности UWB компания предложит поиск вещей с дополненной реальностью. Владелец сможет использовать ARKit в «Локаторе» для отслеживания предмета с помощью визуальных подсказок, например, стрелок на экране.

Когда пользователь окажется рядом с вещью, iPhone укажет направление на метку с помощью «Локатора» — через камеру, метку в дополненной реальности и гироскоп. Пользователи также могут попросить Siri найти предмет, а AirTag подаст звуковой сигнал, если находится поблизости.

iPhone, Mac и iPad обмениваются своим местоположением через Bluetooth, если находятся рядом с другим устройством с активированной функцией «Сеть Локатора». Данные о местоположении анонимны и зашифрованы, утверждает Apple.

Если вещь потеряна (у AirTag выставлен статус «потерян»), маячок сможет использовать единую распределенную сеть устройств Apple для своего обнаружения.

Если AirTag обнаружит одно из устройств сети, владелец вещи получит уведомление. В AirTag можно зашить информацию о владельце, которую получит нашедший вещь, если коснется AirTag своим смартфоном.

Владельцев iOS-устройств в мире — около 1,5 млрд, что значительно увеличивает шанс найти пропавшую вещь в сравнении с 25 млн владельцев Tile.

У AirTag есть защита от слежки за человеком: если кто-то подложит свой AirTag другому человеку, и маячок будет перемещаться вместе с ним, то iPhone «отслеживаемого» отправит уведомление о чужом AirTag поблизости.

Автоматическое уведомление срабатывает только тогда, когда рядом с AirTag нет владельца — например, оно не сработает, если в попутчиков в поезде тоже есть метка.

Но эта же функция может сработать и в обратную сторону: если вещь украли у владельца, вор получит уведомление на iPhone о том, что на украденном есть метка AirTag и сорвёт трекер, чтобы его не нашли.

Как будет работать AirTag в России — пока неясно

Сейчас технологию U1 поддерживают линейки iPhone 11 и iPhone 12 с чипом U1. В России U1 отключен и в российском описании AirTag не указана поддержка U1 — только Bluetooth.

Это означает, что «российские» метки могут не работать в режиме точного поиска вещи через iPhone и дополненную реальность. Но детально об особенностях «российских» AirTag будет известно только после выхода устройства на рынок — пока дата старта продаж в России не объявлена.

Стоимость одного маячка 2990 рублей, комплект из четырёх AirTag — 9990 рублей. Брелок для AirTag стоит от 3290 рублей.

Противостояние c Tile

Рынок трекеров и их популярность растут благодаря доступности, удобству и возможности вернуть дорогую вещь обратно. Общая стоимость потерянных вещей за год составляет около $47 млрд, а поиск вещи без трекеров занимает около года, заявляет Tile.

Вместе с Cipollo компания создала новое направление «умных» трекеров, которые не только прикрепляются к вещам, но и интегрируются в устройства, чтобы найти пропажу можно было быстро и где угодно.

Ещё до потенциального анонса AirTag, в апреле 2020 года, Tile обвинила Apple в нарушении антимонопольного законодательства и обратилась к регуляторам США и Европы.

Компания заявляет, что если раньше отношения с Apple были дружескими, по мере выхода на рынок трекеров Apple начала пользоваться своим положением: выпустила приложение «Локатор», дублирующее функции Tile, а также готовит свой трекер.

Кроме того, в июне 2019 года Apple прекратила продажу трекеров Tile в Apple Store, переманила инженера компании и заблокировала доступ сторонним производителям к чипу U1 в iPhone 11, заявляет Tile.

За последний год Apple предприняла несколько шагов, чтобы полностью поставить в невыгодное положение Tile, в том числе усложнив для потребителей использование наших продуктов и услуг.

Из заявления Tile

По мнению Tile, аналогичный продукт Apple получит больший доступ к системе и будет обладать нечестными преимуществами:

  • Приложение «Локатор» — часть iOS, тогда как Tile можно удалить.
  • Функции «Локатора» активируются ещё во время настройки смартфона — он уже готов к работе с AirTag, тогда как настройки Tile скрыты в общих настройках iOS.
  • AirTag может использовать UWB-диапазон и чипы U1, тогда как у других разработчиков нет к ним доступа. UWB даёт возможность автоматически давать оповещения, что владелец отошёл от предмета с меткой, и предоставлять информацию с точностью до сантиметров.
  • Приложению «Локатор» не нужно периодически запрашивать постоянный доступ к местоположению.

Tile заявляет, что в iOS 13 Apple ухудшила работу геолокации в фоновом режиме для сторонних разработчиков. Например, заменила параметр «Всегда разрешать» на «Разрешить один раз» — теперь приложения должны запрашивать у пользователей доступ к геолокации каждый раз, когда это необходимо.

Этот запрет — одна из самых серьёзных угроз для бизнеса Tile, так как для бесперебойной работы трекеров нужно постоянно взаимодействовать с пользователем в фоновом режиме. Без этого некоторые функции Tile становятся бесполезными, к примеру, Smart Alerts, тогда как «Локатору» разрешение не требуется.

Apple отрицает заявления Tile: по мнению компании, её действия направлены на улучшение конфиденциальности пользователей. Tile же, «вместо того, чтобы обсуждать проблему конфиденциальности по существу, начала бесполезную атаку». Также Apple пообещала предоставить надёжным разработчикам опцию «Всегда разрешать» доступ к геолокации.

0
101 комментарий
Написать комментарий...
Igor Filippov

А если потерял время, поможет найти утраченные годы?

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Zaynulin

Конечно, там только громкость поменьше, в основном голос в твоей голове говорит что «ты все про...»

Ответить
Развернуть ветку
98 комментариев
Раскрывать всегда