Как создавать IoT-устройства: методика и примеры

На первый взгляд разработка «железных» продуктов мало чем отличается от IoT-устройств.

Имея опыт работы в менеджменте производства мобильных терминалов, а потом и устройств интернета вещей, Алексей Пышкин, R&D-директор notAnotherOne, рассуждает о методологии разработки IoT-продуктов. Речь пойдет об удобной и простой системе, которая считает деньги, оценивает технологии и при этом понятна клиенту.

Проработав более 10 лет в различных компаниях, занимающихся производством мобильных телефонов и смартфонов, к IoT у меня сложилось своеобразное отношение. Интернет вещей казался легким и простым. Это отношение жило со мной до моего первого IoT-продукта.

По плану разработка должна была занять 6 месяцев, но в итоге затянулась до 11. Задержка и приведшие к ней вызовы натолкнули меня на определенную рефлексию и поиск ответов: чем же отличается IoT от другого хардвера, и есть ли наработанные подходы и методологии разработки. Перебирая различные методики, я утвердился во мнении, что IoT – система систем, и методология нужна соответствующая.

Система систем — это объединение систем в сеть на определенный период времени для достижения определенной более высокой цели рамках общей системы; при этом, каждая из систем является независимой и работоспособной.

Djamshidi, 2009

Основные критерии IoT как системы систем

У IoT-продукта есть свои особенности:

  1. Отсутствие единого product owner-a или ответственного за всю систему.
  2. Повышенные требования к полезности / ценности устройства – устройство должно обязательно добавлять ценность. Никто не собирается платить за устройство или подписку на услугу, если:

    — Устройство или сервис не работает должным образом;

    — Не привносит ценности в жизнь или работу пользователя;

    — Заставляет пользователя постоянно думать и заботиться об устройстве;

    — Не выглядит органично в каждодневной жизни пользователя.

  3. В разы увеличены сложность, цена ошибки и зависимости от всех смежных систем, по сравнению с другой электроникой. К примеру, если встроенный датчик гироскопа в девките не работает должным образом, то на выходе мы получаем неправильную информацию о положении продукта в пространстве.
  4. Повышенные требования к безопасности + многочисленные отраслевые требования и стандарты. Российский рынок не сильно зарегулирован, в то время как на Западе существуют тонны всяческих стандартов - это особенно применимо к IIoT (Industrial IoT).
  5. Мультидисциплинарность.

В разработку вовлечены представители разных направлений от компьютерных инженеров до UX-инженеров, необходимо дружить разным командам.

Типичные фейлы в разработке IoT-устройств

  • Члены команды не общаются друг с другом. Инженеры не общаются с дизайнерами и наоборот. К примеру, в устройстве с мониторингом качества воздуха поменяли краску корпуса на более стойкую сенсоры летучих органических веществ реагируют на так называемый outgassing и показывают завышенные данные.
  • Команда переоценивает свои возможности и не пытается аутсорсить экспертизу, не отдавая себе отчет в оценке финансовых и человеческих ресурсов.
  • В погоне за определенными целями команда забывает о UX и о потребностях конечных пользователей.
  • Продукт делается для никого или «connected, потому что так модно». Например, «умные» солонки и грохотки для яиц скорее создают больше проблем, чем решают их.
  • Устройство не future-proof, то есть не проработаны механизмы OTA (обновление по воздуху, on-the-air), недостаточно ресурсов для крупных обновлений. В этом контексте меня всегда забавляют обещания cloud- или IoT- компаний, сулящих пожизненный сервис. Непонятно, чей жизненный цикл они подразумевают: жизнь конечного пользователя, бизнес-активность своей компании, или работу API?
  • Устройство не работает или работает неправильно без подключения к сети.
  • Устройство не работает без облака.
  • Устройство перестает работать, если появляется проблема у партнеров (библиотека/модуль, API, облачный сервис).

Есть жизненный рассказ на данную тему. Речь идет о подключенном доме, который полностью вышел из строя из-за действий грабителей. В целях самозащиты хозяйка схватилась за пистолет, но он отказался стрелять. Причина до смешного банальна: на каждый выстрел требовалась авторизация, а ее невозможно было пройти, так как отсутствовало подключение к сети.

Как избежать типичных фейлов

Мы уже выяснили, что имеем дело с системой систем, поэтому возникает новая сущность — та, которая контролирует все системы и взаимодействия между ними. Если опираться на литературу, то это это некий system engineer (инженер систем). Кроме этого появляются product owners для отдельных систем (облако, железо, приложения и т.д.)

Еще один подход — выбор конкретной методологии, в соответствии с которой происходит обмен информацией, оценка рисков и принятие решений. Важно, чтобы методология применялась и в коммуникациях с клиентом, чтобы разговаривать с ним на одном языке. При этом важно не уходить в технические детали и доносить информацию как можно проще, так как клиенты попадаются разные.

Выбор методологии

Industrial Internet Architecture framework

Источник: Industrial Internet Consortium

Этот фреймворк достаточно всеобъемлюще описывает взаимодействие различных команд. Основная проблема — он не покрывает некоторые предметные области, не раскрывает тему дизайна + сложная терминология для клиента.

MBSE, Model-Based System Engineering

Тоже достаточно всеобъемлющая и развитая методология, но представляющая техническую сложность для не ИТ-специалистов. Она предполагает рекомендованные связки в виде UML2/SysML + DoDAF/TOGAF/ OpenUP UMD + TODEF и другие узкоспециализированные приложения, которые трудно использовать, если речь идет о внешнем клиенте.

IoT Management Framework

Это более-менее простой и удобоваримый фреймворк, так как он не требует от стейкхолдеров специальных знаний, например, UML и использования специального софта. Первым его описывал Дэниэл Элизальде, один из авторов по теме IoT, в том числе промышленного интернета вещей.

Основная цель – декомпозировать основные составляющие и разобрать влияние тех или иных предметных областей на основные компоненты. Причем драфт фреймворка можно адаптировать под свои потребности.

Например, у автора не вынесены этапы ID/MD, то есть разработка промышленного дизайна и разработка механической структуры как составляющие разработки, поэтому мы вынесли эти этапы в отдельный пункт.

ID/MD — больная тема для нас как дизайн-хауса. Когда речь заходит про промышленные устройства интернета вещей, то чаще всего всплывает такая аббревиатура как IoUH, по-другому, Internet of Ugly Housings, или интернет страшных корпусов. Со своей стороны, отметим, что «промышленное» не значит «некрасивое».

Например, уличная станция измерения качества воздуха. Слева типовой дизайн. Справа один из прототипов для стационарной установки для контроля качества воздуха Atmotube.

Модель Build vs Buy vs Partner

Ниже представлен полный цикл разработки продукта. Все начинается с идеи. На следующем этапе — исследование, проверка концепции, патентование, разработка промышленного дизайна и инженерной документации, прототипирование.

Через несколько инженерных итераций получаем MVP, потом переходим в выбору и настройке производства, прогоняем продукт через несколько циклов тестирования, и в конце запускаем массовое производство.

notAnotherOne

Если представить этот цикл в более высокоуровневом варианте, то у нас возникает такая картина:

notAnotherOne

Первым этапом идет исследование, то есть продуктовый анализ, анализ конкурентов, анализ и проработка фич. На данном этапе разработчикам важно провести оценку, как они будут производить это устройство. Будет ли это сборка с нуля, либо переиспользование железа и каких-то модулей, либо партнерство. Условно назовем это противостояние Build vs Buy vs Partner.

Матрица принятия решений для Build vs Buy vs Partner

Чтобы выбрать правильный подход, надо ответить на следующие вопросы:

  • В каких именно составляющих ваша компания может привнести ценность?
  • Целевая бизнес-модель: как планируете зарабатывать с помощью этого устройства;
  • Имеющиеся ресурсы: человеческие, опыт, финансы и т.д.;
  • Time to market: как быстро вы хотите выпустить устройство;
  • Наличие на рынке готовых решений;
  • Intellectual property — требования.

Если вы хотите выпустить продукт в кратчайшие сроки, скажем, в течение нескольких месяцев, то надо смотреть в сторону готового решения. Если же вы затеваете полноценную разработку, то мы говорим о 6-10 месяцах плотной работы.

Также важно наличие готовых решений на рынке с искомым функционалом. Если у вашего устройства нет конкурентов, то это серьезный повод напрячься. Это значит, исследование и конкурентный анализ проводились небрежно, либо ниша не столь привлекательна, и стоит задуматься о целесообразности затеи.

Если вы хотите владеть продуктом и всей интеллектуальной собственностью, связанной с ним, например, source-коды прошивки, тулинг, source-коды софта, то лучше создавать продукт с нуля.

Структура расходов

Есть фиксированные издержки, которые не зависят от количества устройств. Конечно, есть исключения, например как лицензии на софт или определенные модули. Фиксированные издержки состоят они из R&D-расходов, так называемых NRE (non-recurring engineering), расходов на продажи, маркетинговые активности и операционные косты. Плюс есть переменные издержки: стоимость каждого произведенного устройства.

Buy vs Build vs Partner на примере

Давайте рассмотрим, как обновленный фреймворк по IoT Management работает в процессе принятия решений для “Buy vs Build vs Partner” на примере датчика полива растений. Это простое устройство с большим количеством потребительских моделей.

ID/MD: Вероятно дизайн устройства будет главным новшеством.

Hardware: Плата достаточно простая, и все принципы действия уже хорошо изучены, и нового ничего не будет.

Firmware: Прошивка уже стабилизирована бесконечными релизами, апдейтами, и все шишки уже набиты.

Communications: В плане передачи данных скорее всего устройство работает с хабом, чтобы иметь возможность непрерывно рапортовать об уровне влажности почвы. Тут ничего нового.

Cloud: Здесь есть к чему стремиться, и не хотелось бы пользоваться китайскими проприетарными облачными сервисами. Можно улучшить пользовательский опыт, переведя работу с данными на один из крупных облачных провайдеров или использовать open cloud.

Apps: Чаще всего проприетарные приложения для датчика не обладают расширенной функциональностью и приятным интерфейсом, поэтому это еще одна область для улучшения UX.

Проделав довольно поверхностный анализ, делаем вывод, что для широко распространенных категорий устройств с простым функционалом не стоит изобретать велосипед. Стоит всерьез задуматься о полном или частичном переиспользовании готовой «начинки» и привнести ценность, улучшив пользовательский опыт, будь то простая первоначальная настройка устройства, интуитивно понятный интерфейс, интересный дизайн, выгодно отличающийся от конкурентов и т.п.

Если же вы, детально изучив конкурентов, уверены на 100%, что сможете сделать продукт с нуля лучше и/или дешевле, чем все доступные на рынке, и у вас есть для этого необходимые ресурсы – дерзайте. При этом не забудьте взвесить все возможные затраты - см. раздел «Бизнес».

Матрица принятия решений

К циклу разработки добавляется матрица принятия решений. В идеальном мире основные решения должны происходить параллельно с разработкой продуктовой стратегии, так как существует очень много пересечений.

notAnotherOne

Так выглядит матрица:

Каждую их составляющих мы разбираем по областям принятия решений. А именно UX, данные, бизнес, технологии и безопасность.

UX в матрице решений

UX — ради улучшения пользовательского опыта мы и планируем запускать это устройство.

Чтобы понять потребность пользователя, мы должны сформировать персонифицированную модель или user persona. Это понятие пришло в хардвер из дизайна.

Этот собирательный образ вашего пользователя помогает минимизировать пристрастность всех причастных к разработке и помогает донести потребности вашего пользователя до разных команд. Описание пользователя содержит четкое описание целей, которые он планирует достичь с помощью вашего устройства.

Отталкиваясь от personas, можно наполнять так называемый «день в жизни» (a day in the life) — описание типичного дня пользователя, со всеми рутинными действиями, а уже потом переходить к более детальному анализу user job stories/user scenarios, где будут рассмотрены все боли пользователя, которые вы планируете решить и все сценарии использования вашего будущего устройства.

Алексей Пышкин

Разберем UX влияет на принятие решений по каждой составляющей разработки на примере браслета с измерением пульса.

ID/MD дизайн:

  • Корпус и ремешок должны быть из гипоаллергенной резины;
  • Вариативность цветов;
  • Пыле- и влагозащита.

Hardware:

  • Определение частоты пульса и оксидации крови;
  • Легкий вес для удобного ношения на руке;
  • Отображение результатов измерений на экране;
  • Энергоемкость батареи, чтобы держать заряд как минимум неделю.

Firmware:

  • Обработка данных в реальном времени;
  • Простота настройки.

Список требований к прошивке можно продолжить исходя из основных целей и условий использования.

Communications:

  • Постоянное подключение к сети, чтобы не потерять момент изменения пульса или снижения кислородного насыщения крови - для этого, устройство должно быть постоянно подключено к сети, без полагания на смартфоны. О Bluetooth мы не говорим, а говорим о каком-то другом протоколе, который позволит устройству обмениваться данными без смартфона – примером может быть Wi-Fi (но в этом случае устройство становится зависимым от WiFi-покрытия), встроенный LTE-модем (повлияет на автономность устройства и потребует дополнительных настроек и предоплаченной SIM), либо что-то из LPWAN (LoRA, NB-IoT, etc.).

Cloud:

  • Интеграция со сторонними платформами, например, API медицинских сервисов;
  • Приватность данных;
  • Хранение истории, например, глубиной в месяц.

Apps:

  • Приложения для основных операционных систем Android/iOS;
  • Базовый функционал по построению графиков, список контактов для отправки истории.

Бизнес в матрице принятия решений

Говоря о бизнесе, прежде чем приступить к разработке продукта, нужно сформировать четкое представление:

  • На чем будем зарабатывать, то есть монетизация;
  • На что будем тратить. Тут стоит обратить внимание модель Buy VS Build VS Partner.

Рассмотрим детальнее возможные издержки.

ID/MD/Hardware:

Мы объединили траты на ID/MD и hardware. Все пункты обязательны, если вы решили создавать продукт самостоятельно. Единственный опциональный пункт — дизайн-патент. Многие предпочитают не тратить несколько тысяч долларов. Мы ратуем за патентование, так как заимствования встречаются сплошь и рядом.

Firmware:

Если рассчитывать стоимость разработки прошивки, то они могут покрывать сервис как сторонней команды, либо работу вашей.

Кроме этого необходимо приобрести лицензию на программные компоненты, если говорить не об open source. Отчисления могут занимать большой процент в расходах.

И опять же стоит упомянуть сертификации к прошивкам. Как пример подойдет сертификация Android-устройств. Если в устройстве планируется использовать GMS (Google Mobile Services), тогда необходимо провести сертификацию с упором на софт у одного из официальных партнеров Google.

Communications:

Считаем стоимость передачи данных, если речь идет о сетях wide area networks, таких как GSM, LTE, либо стоимость построения Wi-Fi/LPWAN инфраструктуры.

Cloud:

Абонентская плата, стоимость за поддержку, стоимость процессорного времени, лицензия на аналитику, сторонние компоненты и модули.

Apps:

Разработка, использование сторонних компонентов, модулей и лицензии.

Ниже схема, как заработать на своем IoT-устройстве.

Данные в матрице принятия решений

Технологии в матрице принятия решений

В заключение кратко подытожим написанное:

  1. Ранняя и всесторонняя проработка проекта позволяет многократно снизить риски на более поздних этапах;
  2. IoT – история про партнерства. Не стоит изобретать велосипед, если есть сомнения, удастся ли превзойти существующие решения по функционалу и/или стоимости. Это касается аппаратных и программных модулей;
  3. Постарайтесь предусмотреть сценарий работы с минимальной зависимостью работоспособности устройства от сети, сторонних сервисов, облака;
  4. Исходите из самого худшего сценария. Произойти может все, что угодно: полное прекращение поддержки сервиса партнером или невозможность обеспечить работу облачной инфраструктуры вами. В этом случае устройство должно выполнять основной функционал в режиме оффлайн. К сожалению, это применимо не ко всем категориям устройств, но если такая возможность есть, то к ней надо стремиться;
  5. Постарайтесь вырастить в команде как owner-ов по каждому из направлений (HW, SW, ID/MD), так и owner-а системы. Последний сможет оценить влияние изменений внутри одной системы на другие.

*Подготовил этот материал в рамках участия в конференции, посвященной IoT-разработке – IoT Focus Tech Conference (Минск, Беларусь).

0
48 комментариев
Написать комментарий...
Serg Yurski

За абзац про типичные фейлы отдельное спасибо

Ответить
Развернуть ветку
Ed Bigman

Достали уже эти московские метросексуалы и их бизнес-модели как бы купить что-то в Китае подешевле и продать здесь подороже. Пока сами делать не научитесь от начала до конца, не поймёте, в чём смысл. 
Иначе заработать сможете только на распиле бабла или на конферециях. Так как ваши потенциальные клиенты и сами в Китае купят. 

Ответить
Развернуть ветку
Art

Достали уже эти провинциальные комментаторы про то какие они умные и при этом бедные.. Пока сами не научитесь делать продукты с нуля, и успешно продавать, не поймете в чем смысл. Иначе никогда в жизни не заработаете нормальных денег, и так и будет строчить ваши никчемные токсичные комментарии.

Ответить
Развернуть ветку
Ed Bigman

Я как раз руковожу командой, которая делает электронику с нуля. И она продаётся с 2014 года, и не только в России. Оборот растёт не так быстро, как хотелось бы (на данный момент десятки тысяч долларов в месяц) но зато не распил и не Сколково. 
Проводите свои пустые конференции дальше. 

Ответить
Развернуть ветку
Art

Ого пару мультов в месяц в месяц, да ты крупняк.  
Что за команда?  Дайте ссылку, я заценю.

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Корольков

Ну если чистой прибыли десяток тысяч в месяц, то это весьма неплохо. Это гораздо лучше, чем десяток тысяч убытков, что происходит у 99% стартапов после запуска.

Ответить
Развернуть ветку
Art

вы знаете разницу между терминами оборот и прибыль? 

Ответить
Развернуть ветку
Ed Bigman

Цифра недалека от истины, только это не прибыль, а, скажем так, EBITDA, которая постоянно реинвестируется в НИОКР и рост оборота. 
А насчёт стартапов, не очень понятно, где они. Чтобы перечислить реальные частные проекты мирового уровня в электронике в России, пальцев на руках хватит. Причём у двух из этих компаний - учредители в тюрьме по надуманным причинам. 

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Корольков

с каких пор воровство стало "надуманной причиной"?

Ответить
Развернуть ветку
Ed Bigman

Опанасенко ничего не украл. Второе дело в прессе не освещалось, но тоже о воровстве речь не идёт. 

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Корольков

Ну как же? А кто за откаты пилил бюджетные деньги совместно с чинами из МВД, которые тоже по этому делу пошли?

Ответить
Развернуть ветку
Art

"Оборот растёт не так быстро, как хотелось бы (на данный момент десятки тысяч долларов в месяц) но зато не распил и не Сколково." 

Ну так оборот или ebitda ? И чо с ссылкой, хочу у вас проект заказать.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Пешков

Полюбопытствуйте. Фирма Playrix. Из провинции.

Ответить
Развернуть ветку
Art

каким образом это игровое гавно относится к теме? 

Ответить
Развернуть ветку
Александр Пешков

Очень просто. Вы же "зацениваете" по деньгам. Я привёл пример, как выросла провинциальная компания. Ни на что не намекаю. Просто факт. 

Ответить
Развернуть ветку
Art

ты наркоман это очевидно

Ответить
Развернуть ветку
Шамиль Джанболатов

"Если у вашего устройства нет конкурентов, то это серьезный повод напрячься" - Как изобретатель скажу вам, что вы написали бред, мягко говоря. А патентование я считаю атавизмом 19-го века. Собираюсь создать клуб-фонд бесплатных лицензий на изобретения, и вообще авторские права, но только для членов клуба, чтобы продающие лицензии на авторские права не смогли паразитировать на бесплатных лицензиях этого клуба-фонда

Ответить
Развернуть ветку
Art

Если у вашего устройства нет конкурентов то ваши шансы 0.00000000001 на успех.
Вы как изобретатель конечно же можете поделиться примером успеха, какое устройство не имеющее конкурентов вы вывели на рынок? 

Ответить
Развернуть ветку
Serge Sokolov

Может. Если в YotaPhone ухитрились наделать убытков на сотни миллионов долларов, то человек который по крайней мере в нулях, может считать вышеупомянутую сумму своей относительной прибылью.  

Ответить
Развернуть ветку
Art

откуда вы такие беретесь, а? 

Ответить
Развернуть ветку
Serge Sokolov

Мне встать или сидя покраснеть? 

Ответить
Развернуть ветку
Art

убить себя об стену

Ответить
Развернуть ветку
Serge Sokolov
Ответить
Развернуть ветку
Шамиль Джанболатов

Сначала мне нужно создать фонд, а для этого тоже нужны деньги, как ни странно. Денег пока нет из-за коронавируса я не хочу работать. Вы вообще читали мой комментарий?

Ответить
Развернуть ветку
Art

я запутался, вы изобретатель же? У меня к вам вопрос вы что успешного и не имеющего аналогов изобрели? 

Ответить
Развернуть ветку
Шамиль Джанболатов

Вам показать мои тетради с моими изобретениями? Это только за деньги. А если говорить про успешность, посмотрите фильм "Джой", и почитайте мои статьи на этой сайте

Ответить
Развернуть ветку
Art

понятно, очередной психически нездоровый персонаж. я у тебя блять спросил за конкретику, а ты мне за тетради. 

Ответить
Развернуть ветку
Шамиль Джанболатов

Ты тролль? Я тебе конкретно ответил где у меня изобретения , часть в облаке

Ответить
Развернуть ветку
Шамиль Джанболатов

Это дело не такое простое, особенно в России. Если бы Зворыкину не пришлось уехать в США, или Сикорскому, если бы не повезло найти там нужных людей, останься они в СССР, они были бы расстреляны. Патентные тролли - борьба с ними, патентование в нескольких странах, или же просто открытый патент как дар обществу - все это надо обдумать. если просто подарить обществу, то те, кто берет деньги за свои изобретения (в плохом смысле), патентные тролли, будут только в выигрыше, а обществу в целом пользы почти не будет. Поэтому и надо создать фонд-клуб условно бесплатных изобретений (бесплатно только тем, кто сам делится изобретениями), и ему уже передать мои изобретения. Конечно, я упускаю время, и пока я тяну время, меня опережают другие, что немного обидно. Критикуешь - предлагай. Что вы предлагаете? Если говорить о патентных троллях, вот представьте, что вы что-то проглядели, и вот они патентуют то же самое, но немного другое, по сути занимаясь "копирайтерством". Ваши действия в этой ситуации?

Ответить
Развернуть ветку
Art

посмотрел статьи. 
1) список лучших программ
2) принцип полета НЛО

Откуда вы такие беретесь?
Мне тебя жаль, убей себя, очисти планету от свих генов, хотя, тебе и так никто не даст сто пудов.

Ответить
Развернуть ветку
Шамиль Джанболатов

А какие твои статьи ?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Савинов

Это все ограничено по времени действия.
Деньги кто на поддержку(патентов итп ) будет тратить ?

Ответить
Развернуть ветку
Шамиль Джанболатов

Члены клуба, естественно. Думаете, кто тратить деньги на создание бесплатных или платных стандартов, конечно члены альянсов производителей и инженеров, спонсоры. Линукса эволюцию кто оплачивает?

Ответить
Развернуть ветку
Asf

патентование, не столь дорогая процедура (если заниматься самому, но времени тратится....) поддержка патента - это вы о 3к в год??)

Ответить
Развернуть ветку
Александр Савинов

Вы исключительно в РФ собрались патентовать или речь о международном праве и, по хорошему, "персональных" патентах в странах ес, китае, сша итп, поскольку те очень неоднозначно относятся к наличию патентов в каких-либо других странах ?

Ответить
Развернуть ветку
Asf

Я этот момент не понял из контекста  сообщения.  Скажи, не поделитесь информацией и стоимости поддержания в ЕС и северной Америке?)

Ответить
Развернуть ветку
Александр Савинов

Яндекс / Гугл в помощь.
Когда-то давно этими нюансами интересовался, там получается все нифига не просто.. и совсем не 3 тыс руб / год( даже чисто услуги соотв консультантов итп ).. 

Ответить
Развернуть ветку
Asf

суммарно, у меня вышло 30+ (там исходя из "формулы" изобретения...  Что касается поддержания патента - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_168406/075ef4feb2c2ff0324813dc80ded039db0fcd019/
смотрите, даже меньше.....

Ответить
Развернуть ветку
Шамиль Джанболатов

Если патентовать во всех странах, то выходит 200 000р, вроде. Кроме того, надо делать патенты или подпатенты на несколько возможных вариаций одного изобретения - во избежание воровства со стороны патентных троллей, в общем мороки много, гораздо проще все это делать через такой клуб. Я знаю, есть ассоциация изобретателей, но чем они занимаются, фиг знает. Не слышал, чтобы от нее хоть куму-то был бы толк

Ответить
Развернуть ветку
Serge Sokolov

Я через Linkedin член трех или четырех ассоциаций американских изобретателей. В некоторых довольно долго приходилось ждать приглашения. Там довольно известные люди, но это не значит, что они так прямо к себе и подпустят, даже если вы с ними член одного клуба. Из полезных знакомств которые можно завязать, там много патентных адвокатов, которые довольно усиленно продвигают свои услуги. Это кстати не такие уж бесполезные люди, учитывая как некоторые наши РОСТЕХовцы, в частности господин Коршунов, который думал, что для чуда Российского Авиастроения вполне приемлемо украсть американскую конструкцию двигателя, да еще и запатентовать ее как свою, теперь этот господин весьма непредусмотрительно отправившийся в свое время отдыхать в Солнечную  Италию, теперь сидит  там  и ждет экстрадиции,. И сидеть ему не пересидеть лет 9, или платить штраф в размере тройной прибыли от всей эксплуатации МС-21.  Почему тот сейчас и стоит тихо на приколе. Потому что просто спереть, это контрафакт, а патентовать как свое - это уже патентная уголовщина. С точки зрения американских законов. 

Ответить
Развернуть ветку
Шамиль Джанболатов

Согласен. У китайских и российских судов властей другое поведение, недавно были получены авторские права на российский бренд по части бытовой электроники BQ, несмотря на протесты испанской BQ. Но когда арестовывают хитрожирнож... детей российских чиновников, которые занимаются взломом и другими махинациями в США, думая, что за пределами США им ничего не будет основные СМИ поднимают ужасный вопль. Недавно в Прибалтике был арестован один россиянин, который совершил в США преступление (многие россияне считают американцев наивными дурачками), и бежал оттуда, так российские государственные СМИ орали, что его поиск и арест ушло больше денег чем сумма, на которую было совершено преступление, только вот безнаказанность приводит к еще более тяжким преступлениям. И большинство людей понимают только по плохому, какие полуживотные, что ли, которых надо дрессировать пряником и дубиной.

Ответить
Развернуть ветку
Serge Sokolov

Вот еще на Хабре лучшая статья за месяц. Добавить к комментариям совершенно нечего. 
https://habr.com/ru/post/507498/

Ответить
Развернуть ветку
Шамиль Джанболатов

Спасибо, прочту

Ответить
Развернуть ветку
Шамиль Джанболатов

Мдаа, вот это распилово, и как это ФСБ пропустило?

Ответить
Развернуть ветку
Serge Sokolov

Без крыши со стороны Полковника ни один такой бизнес не обходится. 

Ответить
Развернуть ветку
Шамиль Джанболатов

А, понятно , да, спасибо, кошмар

Ответить
Развернуть ветку
Serge Sokolov

Представился Генри Форд, как он вместо того что бы собирать свою первую коляску без лошади, ходит по соседям (фермерам и ковбоям) и на полном серьезе предлагает опросник, что лучше? -  лошади, на которых они с детства ездят  или куча  непонятных слов - шасси, цилиндры, колен-вал. 

Ответить
Развернуть ветку
Артем Моховиков

У автора серьезные проблемы с русским языком, читать это - невозможно.

Ответить
Развернуть ветку
45 комментариев
Раскрывать всегда