Другая реальность Рони Эйбовица: основатель ​Magic Leap обвинил коронавирус в бедах стартапа, но тот пал жертвой амбиций Статьи редакции

Компания привлекла $3,5 млрд инвестиций, но её многообещающая AR-гарнитура провалилась в продажах. О причинах провала и попытках спасти Magic Leap — в пересказе материала Bloomberg.

Magic Leap

В мае 2020 года генеральный директор Magic Leap Рони Эйбовиц объявил об уходе из компании — после девяти лет работы над AR-шлемом, который провалился в продажах.

Когда-то Magic Leap считался «Apple от мира виртуальной реальности». Инвесторов, среди которых китайская Alibaba Group, AT&T, Google и компания-изготовитель чипов Qualcomm, впечатляли закрытые показы новой технологии и грандиозные планы Magic Leap. В эти планы входило создать устройство, построить завод для масштабного производства, разработать операционную систему, видеоигры, сделать фильмы — и стать авторами новой индустрии контента.

После того как шлем Magic Leap ценой в $2300 оказался неудачным, стартап сузил специализацию — презентовал устройства как профессиональные. Следом безуспешно попытался продаться и уволил больше половины сотрудников. За двенадцать месяцев (к июню 2020 года) инвесторы уменьшили свои доли в среднем на 94% — падение более резкое, чем было у WeWork.

На место Эйбовица пришла Пегги Джонсон, которая пытается спасти компанию с помощью сотрудничества с Amazon. По словам источников, близких к переговорам, облачные сервисы Amazon планируется установить в Magic Leap по умолчанию. Представители обеих компаний от комментариев отказались.

Сам же Эйбовиц вместо ответа на запрос об интервью прислал лишь ссылку на исследование, утверждающее рост рынка дополненной реальности в долгосрочной перспективе.

Коллеги Эйбовица, судя по всему, не удивились уходу директора. Интервью с десятками людей, среди которых бывшие и нынешние сотрудники, инвесторы и бизнес-партнеры, позволяют сделать вывод о том, что запредельные амбиции Эйбовица все дальше и дальше уходили от реальности компании.

Все это привело к тому, что один из самых интригующих ИТ-стартапов Кремниевой долины превратился в поучительную историю о том, как недостаточно иметь многообещающую технологию — важно ещё уметь её монетизировать.

Примерно в 2010 году Эйбовиц выдумал целую вселенную, которую назвал Hour Blue, и вскоре захотел превратить её в бизнес. Сначала он планировал сделать фильм или игру, но вскоре его захватила идея создать шлем дополненной реальности.

Рони Эйбовиц Брайан Ач / Getty Images

Вскоре после основания Magic Leap в 2011 году о компании заговорила вся ИТ-индустрия. Во многом благодаря атмосфере странности и таинственности, созданной генеральным директором. Например, в 2012 году на конференции TEDx выступление Эйбовица состояло из танца в скафандре в окружении мохнатых монстров. А секретность создавалась с помощью строжайших соглашений о неразглашении, которые потенциальные инвесторы подписывали. Затем они получали возможность опробовать прототип шлема и подписать крупный чек.

Эйбовиц привлекал в компанию самых разных людей благодаря своей харизме, богатому воображению и искренней «вере в магию», как сказал один из бывших сотрудников — всё это, однако, не делало его хорошим управленцем. Он часто заставлял команды Magic Leap соревноваться друг с другом, поручая им разрабатывать конкурирующие версии схожих идей, а потом, вместо того чтобы выбрать победителя, проекты просто ставились на паузу. Создавалось ощущение, что компания парализуется — из-за отсутствия возможностей для совершенствования и нежелания умерить амбиции.

Ещё одной проблемой стало производство. Эйбовиц был одержим идеей собственного завода, несмотря на то, что компоненты бытовой электроники зачастую собираются на узкоспециализированных фабриках, многие из которых располагаются в Азии. Производить их в США дорого, но Эйбовиц принял решение, хоть некоторые инвесторы и менеджеры компании сомневались в его целесообразности.

Цепочка поставок Magic Leap по масштабности могла бы сравняться с международной корпорацией. Линзы и другие компоненты создавались во Флориде и отправлялись в Мексику, где компания-партнёр собирала шлемы и отсылала их обратно в США.

Непонятно, почему никто не сказал, что продукт на этом этапе нельзя выкатывать. Все купились на прототип, а когда я впервые надел готовый шлем, то подумал: «Вот дерьмо. Вы, ребята, не сдержали обещание».

один из первых инвесторов Magic Leap

Лучшие умы Кремниевой долины долгое время пытаются сделать технологию дополненной реальности полезной. Google Glass провалилась, и компания нацелила её на работников сферы медицины. HoloLens от Microsoft выглядел впечатляюще, но был слишком дорогим. Теперь его целевая аудитория — бизнес. Apple работает над продуктом, который должен объединить в себе виртуальную и дополненную реальности, с 2015 года, но прогресса не наблюдается.

Magic Leap тоже не удалось перенести волшебство массивных прототипов в настоящий продукт. Шлем, который компания выпустила два года назад, обладал узким полем зрения, а значит, цифровые изображения должны были быть маленькими. Magic Leap I выглядел немного лучше, но предлагал разве что игрушки, а не нечто революционное и применимое ко многим сферам жизни.

Участники конференции игровых разработчиков тестируют Magic Leap I. Сан-Франциско, 2019 год Дэвид Пол Моррис

Эксперты в области дополненной реальности, например, сооснователь Oculus VR Палмер Лаки сказал, что Magic Leap использует «те же технологии, что и все остальные последние несколько лет». Свои сомнения в полезности высказывали и инженеры компании, считая, что для бытовой электроники шлем потребляет слишком много электричества и поглощает слишком много света.

В конце 2019 года топ-менеджмент компании всерьёз задумался о продаже, но в итоге решил собрать больше капитала. Но вскоре началась пандемия, и инвесторы отказывались даже рассматривать возможность больших вложений. Весной 2020 Magic Leap снова безуспешно попытались продать, а затем стали увольнять сотрудников. В своём прощальном видео для коллег Эйбовиц винил коронавирус в неудаче — утверждение, которое показалось ложным многим зрителям.

Что же собирается предпринять новый директор? Джонсон предпочитает действовать, её нельзя назвать визионером. Поэтому, скорее всего, она уведёт компанию в сторону применения технологии для медицинских и промышленных нужд — рынок дополненной реальности, который уже существует. Стартап уже подписал контракты с несколькими корпоративными клиентами, и первоочередной задачей Джонсон станет заключить сделки, которые остались на стадии переговоров, в том числе и партнёрское соглашение с Amazon.

0
49 комментариев
Написать комментарий...
Tema Borisenko

Очень похоже на типичный стартап - крутая идея, инвесторы ведутся, ты сколько-то врмени работаешь, получаешь зп, бонусы там себе какие-то... а потом такой - ой, ребята, извините, ну не шмагла я. И все. Даже в лес никто не вывозит в багажнике. Чудные дела!

Ответить
Развернуть ветку
Aleks B

3 cash out
4 bro down

Ответить
Развернуть ветку
Maksim Shcheglov

Сколько таких ещё будет

Ответить
Развернуть ветку
Алексис Второй

VR/AR не нужон массам: массы не знают что это, зачем это им и уж точно не понимают, почему они за это должны выкладывать пачку купюр (не считая второй пачки купюр, которую часто надо выложить за подходящую пеку). Плюс полное непонимание влияния данных устройств на зрение. Если у чего-то ближайшие перспективы только в узких специфических сферах и в среде энтузиастов, то как тут можно рассчитывать на громкий успех именно сейчас, а не через 15+ лет при удачном стечении обстоятельств?
 
Если кто-то хотел ворваться в жизни людей как айфон 2G и создать новый рынок, то надо быть очевидным образом полезным всем и каждому и иметь доступную стоимость в $500, а не вот это вот «купи нашу непонятную херню за $2k+ и, возможно, ты придумаешь зачем она тебе».

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Montana

Фейсбук недавно уже второй шлем Квест2 VR выпустил за 299 баксов полностью автономный от ПК , без кабеля, первую версию полностью раскупили

Ответить
Развернуть ветку
Rodeus

Коллега вчера продал Vive и купил Quest2. Те коллеги, у которых не было даже Go, купили Quest2. А тема, которой мы занимаемся, только косвенно относится к 3D и VR. Но явный качественный прирост по сравнению с Go и Quest1, а также уже более чем доступная цена для разработчиков, побуждает к покупке. Это еще не массовость, но уже заметное оживление прироста владельцев конечных устройств.

Ответить
Развернуть ветку
Алексис Второй

А каким образом коллеги используют Квест2? Преимущественно для работы или для развлечений? К компьютеру подключают или автономно?

Ответить
Развернуть ветку
Rodeus

У нас веб-проекты, поэтому подключение даже не нужно (которое нужно тяжелому 3D приложению). Или из браузера просмотр или, если это видео 360, то можно залить файлы и смотреть через плеер. У нас работа с текстурами высокой детализации, поэтому нас очень впечатлил прирост плотности пикселей в Quest 2. А мощность устройства для нас избыточна. Нам гораздо важнее автономность, ну и снизившийся вес тоже порадовал. Легкое удержание на голове без постоянного подтягивания конструкции на разные головы полезно на выставочных стендах, когда устройство ходит по рукам.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Voynov

Уважаемый Родион, а что за проект у вас? Разумеется без секретов, просто интересно

Ответить
Развернуть ветку
Rodeus

Никаких секретов нет. Проекты разные. Виртуальные туры на основе 360-градусного контента. С показом в Web и VR-очках. Для самых разных заказчиков. Для музеев и выставок и вообще для Министерства Культуры, до различных предприятий страны иногда и иностранных компаний, для коммерческих заведений, где нужно показать интерьер, для рынка недвижимости и пр. Лично у меня 17-летний опыт в этой сфере. Карантин
подстегнул интерес к 360-градусному контенту. Уже появились виртуальные выставки (реально смонтированная выставка снимается, делается подробный гидированный виртуальный тур, затем выкладывается в веб, бесплатно или с доступом по оплате), рынок недвижимости зашевелился, пытаясь сократить количество холостых просмотров объектов. Разработчики не спят, появился функционал ассистирования совместного просмотра виртуальных туров (для недвижимости и выставок). И т.д. Интересное время для нас сейчас.

Ответить
Развернуть ветку
Rodeus

Отстаете от событий

Ответить
Развернуть ветку
Labeling

Про компьютеры в 1970-е тоже также говорили.

Правда развитие ПК шло гораздо более быстрее - от первых моделей домашних компьютеров в середине 70-х до развитой индустрии к середине 80-х.

Ответить
Развернуть ветку
Лев Щенин

Если регулярно читать подобные истории, венчурные инвестиции становятся похожими на экстра-корпоральное оплодотворение.
Когда женщина не может забеременеть обычным путём - её пичкают гормонами, подсаживают ей оплодотворённые эмбрионы  с большим запасом. (часто "из пробирки" рождаются двойни и тройни).
Если фаундер не может "обычным способом" открыть своё предприятие - он привлекает венчурных инвесторов, которые обеспечивают  ускоренный рост производства не обращая внимание на возражения будущих покупателей.
Что из этого "может пойти не так" - читайте в статье автора.
"Безумству храбрых поём мы песню!" (с)
(впервые опубликовано 5 марта 1895 года - а звучит так современно...)

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Bazarkin

Да все в итоге сводится к отсутствию контента. Купишь ты шлем, поиграешь в 3-4 нормальных игры и все. Купивший железку будет страдать, потому что это игрушка на пару раз, а не центр развлечений. Ничего нет из контента

Ответить
Развернуть ветку
Anton Z.

"благодаря атмосфере странности и таинственности"
"секретность создавалась с помощью строжайших соглашений о неразглашении"

инвесторы любят когда им в уши ссут. Theranos 2.0

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Мануйленко

Напомните, плиз, почему провалился Google Glass? Что с Оккулусом сейчас?

Ответить
Развернуть ветку
Vlad

Потому что стоили около $1500 за устройство с нулевой автономностью, багованным софтом + в них нельзя было заходить во многие заведения.

У окулуса все заебись, недорогие шлемы линейка quest), которые сметают с прилавков как пирожки.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Мануйленко

Недорогие - это сколько $?

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Алексей Лисовицкий

Glass не запустились почти по той же причине, что и ML1: у потребителя нет потребности в ещё одном крайне дорогом устройстве.

Для Glass в копилку добавилась необходимость заряжать ещё один гаджет, платить за его больше, чем за смартфон, а также хрупкость, тормозящий интерфейс и нервирующая фиксация взгляда вашего собеседника на камере у ваших глаз. И непонятно, зачем всё это в непривычном виде, если есть часы. 

Для сравнения, ML вышли в мире, где без внятного кейса должны составить конкуренцию обычным компьютерам, консолям, портативным консолям, смартфонам, планшетам, очкам виртуальной реальности. Для такого крестового похода они должны быть ультимативно необходимы, должны снимать жуткую боль с потребителя. Но не делают этого, оставаясь в нише.

Если бы Абовиц сразу позиционировал продукт как нишевый для бизнеса, вопросов бы не было, он бы даже успешно начал продажи. Но чушь про домашнее использование раскрывается, стоит только надеть устройство. Оно просто не способно вас заинтересовать. А ещё были потрачены огромные деньги на офисы, сотрудников и производство, при этом без всякого внимания к промышленному рынку, единственно возможному для устройства на таком этапе. Не сформировался пул промышленного софта, не оказалось прочного корпуса, крепления к шлемам. 

Я года с 2015 ждал, когда ML выкатит устройство для промышленного сегмента и начнёт монетизацию. Планы по захвату домашнего сегмента рынка очень крутые; даже сейчас они не выглядят глупо, если проект сможет реализовывать их при работающей монетизации в проме. Но шаг в сторону реального потребителя компания сделала лишь в 2020 году. Управление очень сильно оторвалось от реальности, а в это время нужно было проводить постоянный кастдев. 

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Мануйленко

Мне интересно посмотреть как реально применяются технологии виртуальной и дополненной реальности в промышленности... Также какое-то время следил за производителями 3D-дисплеев, но реальное их применение на производстве пока не удалось увидеть...
Вот, например, читал, что сборщики Боинга пользуются планшетами с 3D-моделями, так как сборочные чертежи стали уже слишком сложными, но про применение шлемов виртуальной реальности или очков дополненной реальности у них не слышал...

Ответить
Развернуть ветку
Максим Малыгин

Я сидел одно время в русском чате по UE, там было несколько людей, которые разрабатывали проекты для промышленности.
Мне запомнилась презентация бурильной установки, которая представляла из себя симулятор оператора этой установки с подсказками.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Лисовицкий

Практически каждое крупное промышленное предприятие уже интегрирует эти технологии. Боинг, Сименс работают с ними ежедневно на постоянной основе, много российских промышленных групп тестируют. На моём сайте сотни новостей о той или иной стадии внедрения: https://holographica.space/tag/industry

Ответить
Развернуть ветку
Максим Малыгин

Гласс провалился потому что в нём не было функций.
Я был рад, когда они закрыли этот проект, потому что это профанация AR.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Мануйленко

Не было функций? Странно... А мне тут наоборот рассказали, что какой-то человек чуть в суд на другого не подал за то, что де "Он отсканировал меня Google Glass-ом, всё обо мне выяснил и нашёл мой профиль в Фейсбуке!"

Ответить
Развернуть ветку
Максим Малыгин

Гугл глас имел функционал шторки от андроид телефона

Ответить
Развернуть ветку
Пётр Радищев

AR шлем? А чем он от VR отличается? Названием?)))

Ответить
Развернуть ветку
Rostislav Achilov

В AR ты видишь окружающий реальный мир, в VR — нет

Ответить
Развернуть ветку
Пётр Радищев

Ааааа, понял, спасибо. 

Ответить
Развернуть ветку
Варвара Артемьева

Сейчас бы такое не знать...

Ответить
Развернуть ветку
Aleks B

достаточно просто расшифровать ар и вр) ¯\_(ツ)_/¯

Ответить
Развернуть ветку
Пётр Радищев

Зачем, если здесь спросить можно?)

Ответить
Развернуть ветку
Пётр Радищев

Да ладно вам, ребят)

Ответить
Развернуть ветку
Denis Kiselev

В VR ты видишь только нарисованный мир. В AR нарисованный мир интегрируют в окружающий реальный, что сложнее ввиду необходимости для устройства «понимать» окружающий реальный мир.

Довольно неплохо это делает айфон, к слову. В последнем поколении даже лидар есть

Ответить
Развернуть ветку
Aleks B

для этого лидары и сделали эппл, построить инфраструктуру и собрать данные для маппинга

Ответить
Развернуть ветку
Denis Kiselev

Ну - я кагбэ понимаю, зачем лидары. Только не уловил - что за инфраструктура должна быть построена?

По мне так просто с лидаром удобнее, проще и достовернее распознать окружающую обстановку, да. Обычным видео зрением они до этого только поверхности распознавали.

Ответить
Развернуть ветку
Aleks B

Маппинг местности, как гугл стрит вью

Ответить
Развернуть ветку
Denis Kiselev

Эппл этого не делает и я не уверен, что лидары в устройствах Эппл нормально работают на открытом воздухе на расстояниях более 10-15м.

Ответить
Развернуть ветку
Артём А.

Довольно неплохо это делала моя старенькая нокиа н97 в первобытное время при игре в тир с пришел цами в реальном времени. Айфон должен это делать очень хорошо

Ответить
Развернуть ветку
Denis Kiselev

Он и делает - хорошо. То, что заявлено - вообще отлично работает. Но не волшебно: раньше нельзя было зайти в комнату, взмахнуть айфоном - и получить 3D карту помещения. Сейчас на 12pro с лидаром это реальнее.

Думаю, софт будет только развиваться - и скоро архитекторы на новостройках именно так будут делать замеры помещений - я бы на месте производителей лазерных рулеток немного бы грустил. А в телефоне к крутой лазерной рулетке ещё и довольно крутой компьютер прикручен! Всяко получается дивайс поинтереснее

Ответить
Развернуть ветку
Артём А.

Как немножко знакомый с темой различных датчиков, вынужден разочаровать, архитекторы не скоро смогут пользоваться айфоном как основным рабочим инструментом. А в дополнении к основным - хоть сейчас, пожалуйста

Ответить
Развернуть ветку
Denis Kiselev

Почему? Точность в миллиметры уже сейчас есть, кмк. А больше и не нужно для целей дизайна.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Малыгин

Согласен. Для нужд строителей технология уже сейчас подходит.
Это нам, производителям мебели, эти инструменты сейчас как дубины австралопитеков.

Передаю привет строителям, которые считают, что если сделали стенку по лазерному уровню, то она "ровная", хе-хе.

Ответить
Развернуть ветку
Denis Kiselev

Я даже думаю что после обработки сетями точность измерений текущего поколения дивайсов на габаритах 10-15 м находится в пределах сантиметра. Потому как базовый датчик имеет что нибудь вроде 2-3% на расстоянии 7-15м при 90% коэфф отражения.

Ответить
Развернуть ветку
SocialWarrior

магией

Ответить
Развернуть ветку
Пётр Радищев

Интересно...

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Мануйленко

Господа, глупый вопрос: а чем сейчас Фейсбук занимается в плане компьютерной графики, виртуальной и дополненной реальностей, что у них за продукты и как у них успехи?

Ответить
Развернуть ветку
Максим Малыгин

Я не знаю всего их спектра работ в этих направлениях, но они как минимум купили окулюс, и с тех пор очень хорошо разрабатывают железную часть: их шлемы сейчас по соотношению цена/качество лучшие. (но стоит отметить, что программная часть подкачала — анальная привязка шлемов к аккаунтам фейсбука, из-за чего некоторые люди получают нерабочий шлем после бана их аккаунта за просто так)

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Мануйленко

Купили Оккулус? Вот это поворот... Бедный Майкл Абраш, не везёт ему с проектами (за исключением первого Квейка)... Почему-то у меня реакция на то, что Фейсбук полез в компьютерную графику такая же, как была у Стива Джобса, когда он узнал, что Гугл купила Андроид: "Мы же не лезем в поиск, так чего они лезут в мобильные устройства!")

Ответить
Развернуть ветку
46 комментариев
Раскрывать всегда