{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Пошаговая инструкция по настройке профессионального оборудования для прямых эфиров

Данная статья будет полезна тем пользователям и компаниям, которым хотелось бы улучшить качество вещания на вебинарах и видеоконференциях.

Следует понимать, что в первую очередь качество будет зависеть от технического ресурса, а также от стабильности интернет соединения, которое будет использоваться Вами и Вашими коллегами для проведения подобных эфиров.

И если по поводу стабильности интернет соединения всё довольно просто: лучше использовать провод, и чтобы скорость интернета была достаточной для передачи качественной картинки и звука (от 10 мб/с); то о техническом ресурсе мы бы хотели подробней поговорить в данной статье.

Основополагающим фактором качественной трансляции является – видеоизображение. Если вы хотите добиться улучшения уровня восприятия слушателями ваших мероприятий, то следует обеспокоиться улучшением качества картинки. В первую очередь нужно определиться с оборудованием.

Шаг 1 - выбираем камеру

Первым шагом будет – купить хорошую веб камеру. Например, Logitech c930e – её цена на рынке около 100$ (не используем цены в рублях для тех читателей, которые живут в других странах, да и сами цены на устройства колеблются в зависимости от значения доллара).

Какие параметры при выборе веб камеры нам следует выбирать?

Тут всё довольно просто:

  • Качество видео - 1080p (то, что выше, например – 4К, который сейчас так популярен – нет смысла использовать, так как у слушателей может не хватать интернет трафика для просмотра таких ресурсоемких материалов);
  • Максимальное разрешение видео - 1920x1080 Full HD (данный параметр необходим для того, чтобы запись Ваших эфиров имела приемлемое качество и хорошо смотрелась при воспроизведении с разных устройств и в разных соц. сетях).
  • Скорость записи камеры лучше выбирать от 30FPS, так как чем больше кадров в секунду (fps) будет передавать камера, тем плавней и приятней будет картинка для восприятия.

Это те параметры, которые обеспечат нам отличный уровень картинки. Остальное будет зависеть от качества вашего интернета и от пропускной способности платформы, где вы проводите вещание. Для примера, Pruffme поддерживает максимальный битрейт до 2000 кбит/с (битрейт - количество бит, используемых для передачи/обработки данных в единицу времени.) Битрейт принято использовать при измерении эффективной скорости передачи потока данных по каналу, то есть минимального размера канала, который сможет пропустить этот поток без задержек.).

Но очень часто качества детализации веб камеры бывает недостаточно. С этим могут столкнуться пользователи и компании, чья деятельность связана с визуализацией: рисование, дизайн и прочее (даже самая хорошая веб камера может «съедать» качество линий и оттенков на картинах, которые рисуют во время таких трансляций).

Тут имеет смысл обзавестись отдельной камерой. Ценовой диапазон таких камер очень широк (от 200 до 1000+ $), но у них тоже имеется ряд параметров, на которые следует обращать внимание при выборе:

  • У выбираемой камеры обязательно должен быть разъем HDMI OUT (именно с помощью данного разъема мы будем связывать камеру с компьютером через карту захвата, о которой поговорим позже);
  • Желательно, чтобы в камере была возможность ручной настройки (данный функционал редко встречается в любительском сегменте, но его наличие может быть ключевым фактором при выборе аналогичных моделей);
  • Следует обращать внимание на наличие выхода для внешнего микрофона, так как встроенные микрофоны имеют не очень качественное звучание, данный выход позволяет подключить к камере внешний микрофон, тем самым улучшив качество звука (о звуке мы поговорим позже);
  • Должна быть возможность записи в HD, этого более чем достаточно. Не следует ориентироваться на наличие 4K режима в камерах, так как это не имеет смысла, если ваша аудитория предпочитает просматривать материалы или трансляции через экраны мобильных телефонов или простых компьютеров (сейчас 4K встречается в телевизорах и дисплеях, но это далеко не распространенная вещь);
  • Следует присмотреться к моделям, для которых предусмотрено зарядное устройство с длинным шнуром в комплекте на случай, если ваши съемки будут продолжительными. Обычных батарей может не хватить, поэтому следует подключать камеру к постоянному источнику питания;
  • Обращайте внимание на наличие настройки ухода в спящий режим, если на конкретной модели её нельзя отключить, то это вызовет неудобства при длительных съемках;
  • Если вы разбираетесь в камерах, то остальные параметры, связанные с кодеками, линзами и другими более профессиональными элементами вы сможете подобрать в зависимости от специфики своего проекта.

Если веб камеру можно прикрепить на монитор, то для отдельной камеры следует присмотреть штатив. Простой штатив можно приобрести примерно за 20$. Главное, чтобы его устойчивости хватало для того, чтобы выдержать камеру, а остальное значения не имеет.

Шаг 2 - подключаем оборудование

При использовании веб камеры, достаточно просто подключить USB-кабель к компьютеру. Камера будет определена автоматически и её уже можно будет использовать для подключения (в редком случае нужно будет подождать, пока будут установлены дополнительные драйвера).

Если же ваш выбор пал на отдельную камеру, то тут подключение будет более замысловатое, но необходимое:

В первом пункте рекомендуемых параметров для выбора камеры мы указали, что у неё должен быть разъем HDMI OUT. Дело в том, что для подключения камеры к компьютеру через HDMI разъем одним проводом не обойтись, так как HDMI разъем на компьютере тоже является OUT и подразумевает ВЫВОД изображения на дополнительные источники (например, на второй монитор). Следовательно, по логике, если подключить камеру к этому разъему, то она будет пытаться распознаваться системой компьютера, как этот самый второй монитор. Но нашей задачей является передать картинку С камеры НА устройство, следовательно, нам нужно еще одно устройство, которое поможет передать изображение с камеры на наш компьютер.

Таким устройством является - карта захвата.

Шаг 3 - выбираем карту захвата

Она нужна для передачи видеоизображения на компьютер, отсюда и происходит её название.

Есть внешние и внутренние карты захвата. Внутренние встраиваются в системный блок, а, следовательно, подходят только для стационарных устройств, в то время как внешние подключаются через коммутацию (как правило через USB-провод), после чего к ним подключаются видеокамеры (через кабель HDMI – HDMI mini).

Ценовой диапазон карт захвата варьируется от 100 до 1000 $ (в зависимости от наличия особых возможностей и «навороченности»)

Самые популярные бренды на рынке следующие:

  • Blackmagicdesign (имеется линейка карт, которая подойдет для пользователей продукции Apple, так как там используется специальный кабель – thunderbolt);
  • AVerMedia (бренд ориентирован на игровую индустрию, так как в «стримминге» видеоигр вопрос о качественной передаче картинки игры и картинки самого стримера стоит острее, чем в других случаях).

В зависимости от используемого вами софта имеется ряд рекомендуемых разработчиками карт захвата:

Вся необходимая коммутация и драйвера будет входить в комплекте с картой захвата, кроме провода HDMI-HDMI mini (out), его следует докупить в любом магазине электроники (но обращайте внимание на его длину, так как очень короткие провода могут помешать установить камеру на необходимом по высоте уровне). В редких случаях драйвера можно будет скачать с сайта производителя, стоит лишь указать нужную модель.

Пару слов о компьютере, который вы будете использовать, как «базу» для подключения всех других устройств. Так как у разных пользователей разные конфигурации, то есть 4 основных пункта, на которые стоит обращать внимание при использовании устройства (компьютера или ноутбука) для online трансляций, а именно:

  • Частота процессора в Гц (чем больше, тем лучше)
  • Наличие видеокарты (интегрированная в процессор видеокарта – плохое решение, лучше, чтобы видеокарта была отдельным элементом в составе компьютера или ноутбука, у таких видеокарт есть параметр памяти он должен быть, желательно, от 2 Гб)
  • Сам процессор (как правило должно хватать i5, 5-6 поколения, а очень старые процессоры могут не потянуть работу с таким количеством устройств и с трансляцией).
  • Наличие актуальной операционной системы (на момент написания данной статьи - это Windows 10). Так как устаревшие версии могут конфликтовать с программным обеспечением современного оборудования.

В итоге, общая схема подключения камеры к компьютеру выглядит следующим образом:

Следует учитывать, что если вы предусматриваете трансляцию с несколькими камерами, то и карт захвата должно быть по количеству используемых камер (2 камеры = 2 карты захвата), это необходимо для того, чтобы компьютер определил ваши камеры, как 2 разных устройства. Так как, в основном, на карте захвата имеется разъем для подключения только одной камеры единовременно.

После того, как вы успешно подключили камеры через карту захвата к вашему компьютеру (некоторые карты захвата можно подключать прямо в телефон через специальные переходники, но такие телефоны должны быть достаточно мощными и современными, на бюджетных моделях такое может не получиться, но вы всегда сможете это проверить), нужно попробовать вывести изображение с камеры на экран.

Для работы с профессиональным (полупрофессиональным) оборудованием мы обычно рекомендуем использовать такие программы, как OBS, но если при вещании на платформе Pruffme вы захотите использовать камеру, подключенную к карте захвата, то Вам достаточно войти в вебинарную комнату и нажать на шестеренку в окне «Видео», после чего нажать на «выбор камеры» и найти в списке название вашей карты захвата:

Далее, достаточно обновить страницу и выйти в эфир, нажав на значок камеры, который находится левее от шестерни на скриншоте выше. Вы увидите себя в окне «видео».

Следует учитывать, что у разных платформ для трансляции - разный максимум по битрейту (как говорилось ранее, на Pruffme данный максимум, на момент написания статьи, является около 2000 кбит/с).

На что это влияет? Если вы захотите подключить очень дорогое устройство, которое снимает со скоростью 60 FPS (кадров в секунду) в UltraHD качестве, то скорее всего качество картинки будет срезаться об максимальный битрейт платформы.

Именно поэтому мы рекомендуем использовать программу OBS или её аналоги для того, чтобы выводить изображение с камеры туда, а уже потом, через функцию «Виртуальная камера» подключать картинку с OBS в вебинарную комнату (ссылка на ролик по настройке OBS: https://www.youtube.com/watch?v=5GZ9Db65qVM).

Шаг 4 - настраиваем свет

Наличие качественной камеры, к сожалению, - еще не всё. Рекомендуется приобрести дополнительное освещение.

Достаточно иметь накамерный свет (150 диодов) для освещения одного спикера. Свет, помимо своей основной функции, нужен еще и для того, чтобы картинка не смотрелась плоской. При выборе светового устройства рекомендуется смотреть на:

  • наличие регулятора мощности;
  • на сменяемость так называемых Диффузоров (это накладки, которые могут быть разных цветов, тем самым изменяя оттенок освещения);
  • наличие батарей с возможностью подзарядки тоже следует считать преимуществом при выборе устройства;
  • Есть модели разных размеров, а размер следует подбирать под нужды ваших проектов.

Стойки для крупных устройств освещения, как правило, нужно покупать отдельно.

Шаг 5 - выбираем микрофон

А теперь поговорим о внешнем звуке.

Следует ознакомиться с данным вопросом, так как зачастую во время трансляций игнорируется проблема звуков, «проникающих» в микрофон помимо голоса ведущего. Наблюдая за известными (и не очень) блогерами можно обратить внимание на то, что помимо голоса, ничего лишнего в микрофон не попадает. Такой эффект достигается, если использовать направленный настольный микрофон или же микрофон-петличку.

Микрофон-петличка – оптимальный вариант в случае, если ваши эфиры или видео проводятся в формате одного ведущего, так как эту петличку можно подключить к видеокамере (напоминаем о важности наличия разъема для аудио входа на такой камере). Ценовой диапазон – от 20$.

Настольный USB - микрофон можно подключить напрямую к компьютеру и это будет отличным решением, если формат подразумевает 2-3 человека в кадре. Ценовой диапазон – от 100$.

Радиомикрофон – помимо того, что данный тип оборудования является довольно затратным с финансовой точки зрения, для его подключения необходимо еще и дополнительно оборудование, которое позволит связать его с компьютером. Таким оборудованием может выступать микшер или внешняя звуковая карта.

К радиомикрофону следует прибегать в том случае, если вам необходимо провести мероприятие, где подразумевается значительное отдаление ведущего от устройства, которое передает трансляцию. Там, где не хватит длины обычного провода, беспроводные микрофоны – отличное решение, хоть и стоят они тоже прилично (цена комплекта из приёмника, микрофона и базы может начинаться от 300$).

Что следует знать, если ваш выбор пал на приобретение радиомикрофона?

Для начала разберем два основных типа устройства, которые необходимы, чтобы подключить радиомикрофон к нашему компьютеру.

Звуковая карта

*- на картинке представлен примерный вид устройства, разные модели выглядят по-разному и имеют разные габариты.

Плюсы:

1) Как правило довольно компактная вещь. Отлично подходит для стационарного использования. Имеет минимальные настройки выходного сигнала, которые можно настроить под постоянного спикера и быть уверенным, что они всегда будут оставаться неизменными.

2) Помимо использования для подключения микрофонов, отлично подходит для широкого спектра софтов, которые специализируются на работе со звуком. Если перед вами стоит задача по записи музыкальных инструментов, то это можно организовать, имея данное устройство.

3) У некоторых моделей питание происходит через подключение к USB, без лишних проводов, что довольно удобно.

Минусы:

1) У многоканальных внешних звуковых карт очень высокая стоимость (от 300$, когда как простую одноканальную можно найти от 100-200$). Чем больше каналов – тем больше устройств (микрофонов) можно подключить.

2) Требуется установка доп. драйверов для начала работы (один раз), но драйвера, как правило всегда входят в комплект (в крайнем случае актуальные драйвера всегда можно найти на сайте производителя, указав модель устройства).

3) В отличие от микшера, звуковая карта лишена дополнительных «крутилок» с возможностью регулировки частот (вернее они есть, но их функционал ограничивается уровнем входного сигнала устройства). Это может быть минусом при выборе для живых трансляций со сменяющимися спикерами, где возникает необходимость регулировать частоты в зависимости от особенностей голосов разных ведущих.

Современные модели в большинстве своём имеют USB-подключение, что делает их универсальными для любого устройства (компьютера; ноутбука, а иногда и планшета с телефоном)

Для кого подойдет:

Если ваш проект подразумевает съемку или проведение трансляций в одном и том же месте, с одним и тем же устройством, а спикеров не планируется больше 1-2 человек, то звуковая карта – ваш выбор.

Общая схема подключения радиомикрофона к компьютеру через звуковую карту:

Микшер

*- на картинке представлен примерный вид устройства, разные модели выглядят по-разному и имеют разные габариты

Плюсы:

1) Удобен с точки зрения контроля звука, так как имеет больше каналов (в зависимости от выбранной модели), а следовательно – больше «крутило» для детальной настройки под каждого спикера (чем больше каналов – тем больше устройств можно подключить).

2) Можно найти недорогую модель (как правило неплохие микшеры стоят меньше, чем средняя звуковая карта).

3) В основном не требуется установка дополнительных драйверов (при подключении ваше устройство будет распознавать микшер автоматически, что довольно удобно)

4) Имеются модели с подключением к компьютеру через USB-кабель, но при выборе микшера нужно обращать внимание на наличие такого типа подключения (так как в основном все микшеры работают автономно, без необходимости подключаться к компьютеру и не у всех есть возможность подключения через USB).

Минусы:

1) Блок питания очень привередлив, рекомендуется втыкать в заземленную розетку, чтобы избежать ненужных шумом при использовании микрофонов (особенно радиомикрофонов). В противном случае в эфир или запись через микрофон будут просачиваться разные шумы, которые будут влиять на общее качество звука.

2) Некоторые модели лишены возможности посылать звук на компьютер для его записи (это относится к бюджетным версиям, так как если присматривать микшер от 250-300$, то там такая возможность уже будет встречаться. Проще говоря, в некоторых моделях есть отдельная кнопка, при нажатии на которую на компьютере будет записываться всё, что подключено к микшеру (но это может потребовать установки дополнительных программ, которые, как правило, входят в комплект к таким микшерам). В целом, отсутствие данной возможности – не критично.

Для кого подойдет:

Если ваш проект подразумевает съемку в разных местах, где всегда будет больше 2-3 человек, то микшер может оказаться очень полезным решением. Возможность детальной настройки звука по частотам в режиме реального времени отлично компенсирует довольно большие габариты подобных устройств.

Общая схема подключения радиомикрофона к компьютеру через микшер:

Шаг 6 - выбираем программу для проведения трансляции

Мы рекомедуем использовать программу OBS, так как она является бесплатной и позволяет реализовать все, что необходимо. В видео ниже мы показываем как настроить трансляцию на примере платформы Pruffme.com, но Вы можете использовать эту видеоинструкцию для любых платформ, где поддерживается трансляция через OBS.

Шаг 7 - планируем расходы

Если разобрать улучшение качества с точки зрения затрат на приобретение, то минимальная сумма будет следующая:

Веб камера – от 100$Свет, вместе со штативом – от 100$Звук (петличный микрофон) – от 20$

Итого: около 220$ За минимальный набор для неплохого качества трансляции.

Если же усложнить схему, то получаем следующее (берем минимальные пороги цен):

Камера (отдельная) – от 200$Штатив – от 20$Карта захвата – от 100$Свет, вместе со штативом – от 200$ (освещение для 2-3 человек)Звук (настольный USB-микрофон) – от 100$

Итого: около 620$ за более продвинутый набор, который значительно увеличить качество проведения трансляций.

Для выхода на полупрофессиональный (а возможно и профессиональный) уровень, сумма точно будет выше 1000-2000$.

Ни в коем случае не рекомендуем закупать оборудование по принципу «дорого – значит хорошо». В большинстве случаев траты на то или иное оборудование могут быть лишними, особенно, если в процессе съемок выяснится, что самая навороченная и дорогая аппаратура – не подходит под ваши нужды.

Постепенный и планомерный апгрейд - будет лучшим решением, так как именно во время самого процесса мы понимаем - что нам действительно будет необходимо для достижения желаемого уровня.

0
7 комментариев
Написать комментарий...
Artemiy Zaramenskikh

А как сделать ретрансляцию на YouTube или на Facebook?)

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Novikov

Там есть видео в "Шаг 6", в нем имеется ответ на этот вопрос (следуй за таймкодами) =)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Борис Васильев

Как обычно, ни слова не сказано:
- о цветовом оформлении картинки, зависящем от цвета стен и фона;
- о звуковом оформлении трансляции (отсутствии эха и шумов), зависящем от подготовки окружения (стен, потолков, пола).

Ответить
Развернуть ветку
Vyacheslav Teplyakov

Наличие любой игровой карты от nvidia, позволяет положить болт и на карту захвата и на процессор. Нагрузка минимальная. Через неё же шумоподавление микрофона, если нужно. Остальное прекрасно вывозит obs. Процессор и карта нужны если вы игровой стример и каждый фпс на счету. Остальное бред.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Novikov

Вячеслав, добрый день!

Карта захвата нужно в большей степени для того, чтобы Ваша профессиональная (полупрофессиональная) камера могла передавать картинку на Ваше устройство. Так как у таких камер имеется HDMI(mini) выход (OUT), то её не удастся подключить к HDMI разъему на компьютере, так как это тоже выход (OUT). Это в случае использования камер.

Со стримерами та же история. Стример высокого уровня (назовем их так) использует 2 компьютера. Первый - для самой игры, а второй для стриминга (их вроде еще называют стрим машинами).
И чтобы основной комп не перегружался от передачи данных на твитч (например), к нему поключают карту захвата (через разъем HDMI), а с другой стороны карту захвата подключают к "Стрим машине", чтобы картинка с основного компа передавалась на стримящий.

Если вы просто купите хорошую камеру (не вебку), то без карты захвата вам не получится подключить её так, чтобы она передавала картинку на комп.

Ответить
Развернуть ветку
Vyacheslav Teplyakov

Допускаю необходимость карты захвата, если реально использовать камеру с выходом на hdmi, но ограничением станет канал и битрейт. А вот в случае двух компов, карта снова не нужна. Есть протокол ndi. Первый комп захватывает поток, не занимаясь транскодингом по гигабитной сети шлёт все сырое на стрим машину, а та уже транскодирует и стримит. Но опять же, если там nv кодек аппаратный, то не особо то она и напрягается. Вот если стримить с приставки надо, то да, карта захвата маст хэв.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Kostowetzky

Нужен человек, который поможет собрать и настроить весь комплекс для трансляции спортивных мероприятий. Может и за деньги. Обращаться в почту или личку.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Раскрывать всегда