{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

Борьба за SIM Статьи редакции

Колонка менеджера по продукту vc.ru о том, как смещается центр силы на рынке мобильной связи.

Еще одна лишняя деталь

Презентации iPhone 7 в сентябре 2016 года многим запомнилась решением Apple отказаться от традиционного разъема для наушников. Он слишком устарел и занимал в корпусе много места, которое в современных смартфонах становится всё более ценным и дефицитным, объяснила тогда компания свой шаг.

Если продолжить эту мысль, то можно легко найти еще один устаревший элемент, который также занимает слишком много дефицитного места в смартфоне — это разъем для SIM-карт.

Однако презентация Apple Watch Series 3 показала, что избавиться от него будет не так легко, как от разъема для наушников. Нужно договориться со всеми операторами связи, а они, судя по всему, пока не горят желанием убивать привычные SIM-карты даже в таком небольшом (с точки зрения трафика) продукте, как «умные» часы.

Кусок пластика с чипом

Основная функция SIM-карты — произвести идентификацию абонента в сети. Для этого на карте, которая представляет собой миниатюрный компьютер, хранится уникальный идентификатор и 128-битный ключ. Данные позволяют мобильной сети понять, что за абонент к ней подключается.

Система идентификации абонентов при помощи SIM-карт создана для того, чтобы пользователи могли без особых проблем менять телефоны — раньше для этого нужно было после покупки аппарата идти к оператору, чтобы тот перепрограммировал устройство.

Какое-то время SIM-карты также использовались для хранения контактов пользователя, однако эту функцию быстро забрали на себя облачные сервисы.

За 20 лет существования телефонные карты претерпели лишь несколько изменений: каждый раз от них отрезали всё больше ненужного пластика, чтобы, наконец, оставить только чип.

Эволюция SIM-карт

Что не так с SIM-картами

Несмотря на то, что SIM-карты были созданы для того, чтобы сделать использование смартфона максимально удобным, сейчас они являются основной преградой для рынка мобильных устройств. Причина не только в их размере, но и в самой идее.

Во-первых, одна SIM-карта — это один номер телефона, один смартфон, который может подключиться к сети. При этом у современного пользователя в большинстве случаев есть еще как минимум одно устройство, которое он постоянно использует — планшет или компьютер. Для этого приходится покупать еще одну карту с бессмысленным номером, по которому не позвонишь.

Во-вторых, SIM-карта жестко привязывает пользователя к одному оператору. Стоит абоненту выехать за пределы домашней сети, он сразу сталкивается с проблемами связи: высокие тарифы в роуминге, необходимость подключаться к местному оператору или использовать какую-нибудь SIM-карту для путешественников.

В-третьих, это небезопасно. Злоумышленник может получить доступ к данным пользователя в различных сервисах, переставив SIM-карту в другой телефон.

И, главное, это неудобно. Можно мгновенно открыть счет в банке, но по-прежнему нельзя сменить оператора за пару кликов.

Операторы vs. производители

Очевидно, что текущая схема выгодна бизнесу мобильных операторов: с каждым новым «умным» аппаратом абонента у оператора появляется новый контракт. При этом пользователь почти никогда не использует свои устройства одновременно — значит, можно не переживать по поводу резкого роста трафика сразу по всем подключениям одного абонента.

Кроме того, наличие физических SIM-карт заставляет пользователей посещать салоны связи, в которых можно предложить дополнительные товары и услуги.

На другой стороне мобильного фронта находятся производители устройств, которые стремятся окружить пользователя как можно большим количеством «умной» техники, постоянно подключенной к облаку. Их бизнес — сервисы и время, которое клиент в них тратит.

Облако устройств Apple для одного пользователя

При этом производители смартфонов, которые стремятся делать все процессы максимально бесшовными, чтобы сохранять высокую конверсию, не могут проделывать то же самое с продажами — все мобильные продукты, которые они продают в своих магазинах, требуют от потребителя дополнительный шаг — привязку к оператору.

Операторы связи для таких производителей воспринимаются как посредники, которые создают дополнительные преграды по выстраиванию экосистем вокруг пользователей. При этом очевидно, что ссориться с такими посредниками нельзя.

Виртуальные SIM

Самый известный борец с посредниками Стив Джобс еще до презентации первого iPhone вынашивал идею отказа от эксплуатации существующих сотовых сетей. Основатель Apple хотел организовать отдельную сеть для смартфонов на базе нелицензируемых частот Wi-Fi-роутеров.

От идеи пришлось отказаться, но Apple всё равно продолжала искать решение и в 2011 году запатентовала систему на основе мобильного виртуального оператора: предполагалось, что с его помощью абонент может в любой момент выбрать любого доступного провайдера для iPhone без посещения офиса оператора.

Первую осторожную попытку выйти на рынок сотовых операторов Apple сделала в 2014 году, представив Apple SIM для iPad. Карта позволяла владельцам планшетов выбирать в меню операционной системы между краткосрочными тарифными планами операторов в США и Великобритании. Многие аналитики восприняли анонс с восторгом, однако дальнейшего глобального развития Apple SIM не последовало — эксперты предполагают, что компания не хотела портить отношения с операторами.

Потенциал eSIM

Новая попытка изменить ситуацию на рынке — стандарт eSIM. Это встроенный в устройство чип, на который можно загрузить информацию об операторе удаленно. Таким образом пользователь может не переставлять SIM-карты, а просто загружать разные профили операторов.

С помощью eSIM ИТ-компании смогут максимально упростить процесс подключения новых устройств к облаку — после покупки очередного «умного» аппарата достаточно выбрать подходящую иконку в меню устройства.

Впрочем, пока производители мобильных устройств действуют очень осторожно, чтобы не испортить отношения с операторами. Первые «умные» часы с поддержкой eSIM выпустила Samsung в 2016 году, в сентябре 2017 года аналогичную функцию добавила Apple в свои Watch Series 3.

Apple Watch Series 3 с поддержкой мобильной связи

Часы дублируют данные со стандартной SIM-карты, встроенной в смартфон. Если компании смогут договориться со всеми операторами о поддержке связи в часах, вполне возможно, что эту функциональность вскоре перенесут и на смартфоны. Однако новый стандарт хранит в себе «опасный» потенциал для рынка.

eSIM смещает центр силы на рынке связи и превращает операторов в поставщиков инфраструктуры для производителей смартфонов.

С отказом от физических карт операторы теряют рычаги удержания клиентов — смена оператора становится такой же простой процедурой, как смена Wi-Fi, а управление связью постепенно может перейти к таким компаниям, как Apple, Google или Samsung.

Например, представьте виртуальный мобильный оператор, который привязан к Apple ID или аккаунту Google и обеспечивает связь сразу на всех устройствах пользователя. Достаточно авторизоваться под своим профилем на смартфоне, и он автоматически подключится к нужному оператору — это абсолютно бесшовное взаимодействие.

Или даже больше — новый оператор сможет работать сразу со всеми сотовыми провайдерами. В каждый момент времени он определяет, какой из операторов обеспечивает лучшую скорость, и использует его мощности.

Такое развитие событий может ударить по амбициям компаний связи, которые не захотят стать простыми поставщиками. Однако инициатива уже перехвачена — производители смартфонов уже давно принуждают провайдеров подстраиваться под их стандарты.

С eSIM может случиться такая же история. Ведь если Apple, Google и Samsung смогли договориться с консервативными банками, то почему бы не сделать то же самое с операторами.

0
45 комментариев
Написать комментарий...

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Филипп Концаренко
Автор

Я думаю, что Google, Samsung и другие производители таким же образом будут договариваться со всеми операторами. То есть вместо условного «Билайн», «МТС» и «Мегафон» могут появиться условные Apple Mobile, Google Mobile и так далее.

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin

Если глядеть на платежные системы - очень на то похоже. Формально чипом NFC для бесконтактных платежей может пользоваться любое банковское приложение (при наличии секьюрного хранилища в телефоне). Но по факту всех тянут в вендорские платежные системы.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Kizer

Нет, не будет такого. Для производителя — это бессмысленный костыль + борьба с местным рынком. Так и оставят на поддержке у операторов. Разница будет лишь в том, что физически оператора и посещать не придется. Подключился к WiFi, зашел в настройки, выбрал оператора и тариф. Примерно так сейчас это и работает на виртуальных симкартах в последних iPad (ЧСХ — только на cellular версиях).

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
К М

Мягко говоря, вы не правы. В мобильных устройствах появится возможность загрузки "виртальной" сим-карты. И никакой привязки к производителю не нужно. Включаете устройство, оно показывает доступных 4 сети, выбираете подходящий, пользуетесь. Уехали во Владик- загрузили профиль другого оператора, пользуетесь.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
К М

Apple, Google и Samsung это не операторы. Для этого в каждой стране присутствия им надо юридически прописываться как операторы, а цели стать "трубой" у них нет. Главная цель производителей- клиент всегда должен быть на связи и пользоваться услугами. Поэтому они хотят реализовать программно-аппаратное решение для быстрого переключения между "трубами". Трубы сопротивляются. Дебилы блядь просто не хотят признать, что они давно просто трубы, тратят туеву хучу денег на всякие сервисы и контент-проекты, а абоненты с той же безразличностью раз за разом их потуги игнорируют.

Ответить
Развернуть ветку
Филипп Концаренко
Автор

Какой Samsung Mobile в iPhone... 😔 Каждая компания будет выстраивать систему только для своих устройств. Что очень логично.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Serge Arsentiev

Да, и они офигели ... Вы вполне подробно описали логику их телодвижений в сторону привязки к себе всеми возможными и невозможными способами.

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin

И тем временем Apple берет по 7 баксов за каждую активную eSIM карту в Apple Watch, каковые расходы оператор радостно перебрасывает на абонента...

Ответить
Развернуть ветку
yoLegi

агентство Одна Муртазин Сказала?
откуда инфа про $7?

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Бусел

6.99

Ответить
Развернуть ветку
Денис Кулагин

Сегодня получение новый SIM-карты — безумно долгий по современным меркам процесс. А поменять симку в другом регионе — вообще отдельная песня.

Другой вопрос, что если нет симки, то контроль за привязкой конкретного телефона к физическому абоненту сразу усложняется и государства не слишком в этом заинтересованы. Так что в реальности мы уже будем ездить на беспилотных автомобилях и заселять Марс, а симки всё так же будут в ходу.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Крылатов

Симка покупается безо всякой идентификации вполне легально. Есть, правда, страна-исключение.

Ответить
Развернуть ветку
Mike Kosulin

Не усложнится, а упростится)

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev

Что автоматически приводит нас к реальному смыслу внедрения Face id

Ответить
Развернуть ветку
Yan Yanov

Тейлефонные номера должны умереть, это старое наследие 20-го века.

Во-первых потому что это исчерпаемый ресурс, который контролируется государством - т.е. с появлением большого количества устройств (планшеты, часы, а ближайшем будущем волна IoT устройств) которым всем нужен выход в инет, номерной емкости может и не хватить.

Во-вторых - потому что номер на самом деле вам безоговорочно не принадлежит.
Уже сейчас операторы экономят и начинают повторно использовать номера, если вы за них не заплатили, потеряли и не смогли восстановить и т.д.
Т.е. чтобы номер был у вас вы должны постоянно платить, так или иначе, такой крючок.
Если вы не смогли восстановить номер симки по каким-то причинам, то WhatsApp например или другой мессенджер - ваши предыдущие контакты не смогут с вами коммуницировать.
Но это же бред какой-то, если разобраться.
Ну и безопасность страдает с номером - можно пробить человека, вычислить привязанную карту для оплаты и много других моментов.

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin

Верное замечание. Хуже того, взлет мессенджеров, автоматически подцепляющих контакты по телефонной книге, смерть этих самых номеров заметно оттянул. И хотя сейчас уже не 2005 и голосом вообще не проблема связаться, зная только мэйл или профиль FB, момент перехода на не-телефонные идентификаторы выглядит упущенным.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Клинуев
>Впрочем, пока производители мобильных устройств действуют очень острожно
>острожно

Какая чудесная описка от слова "острог" :)

Ответить
Развернуть ветку
Reb Rending
eSIM смещает центр силы на рынке связи и превращает операторов в поставщиков. инфраструктуры для производителей смартфонов.​

Ну точно, а сейчас операторы поставщики сим получается, а не инфраструктуры?

Ответить
Развернуть ветку
Lesha Kalachnikov

Cейчас операторы полностью контролируют профиль абонента, который зашит в SIM и ни когда не отдадут этот контроль кому-то в ЛЮБОМ форм-факторе SIM. Помните проект смартфона Xiaomi c Soft SIM? Убит операторами.
А вот уже сделали загрузку профиля по воздуху - те смену оператора в один клик ))
http://www.comfortway.com/

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin

Ну а с программными SIM абонента будут контролировать *и* операторы, *и* вендоры устройств... Не сумеют Xiaomi договориться с Мегафоном о поддержке Yota, например - не будет у вас безлимита.

Ответить
Развернуть ветку
YEVGEN SHEVCHENKO

Какую же х**** я сейчас прочитал? Серьезно, блядь? Автор просто написал тупую безммвсленную телегу чтобы вернуться на тему "что будет после sim". С точки зрения рынка все написанное хуйня от первой до последней буквы. И про "сэкономленное место от беспроводных ушей" хуйня, но главная хуйня это Apple vs операторы. Эти операторы по факту являются главными дистрибьюторами iphone - это они по факту обеспечивают режим рассрочки. Шли бы все iphone по цене Never Locked - закончили бы как Верту уже давно

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev

Извините, зная Apple, несложно догадаться что наличие даже маленькой •чужой• сим-карты в •их• телефоне, ежемесячно кушающей $40-$50 со счета клиента, не сильно им нравится = за 2 года набегает как раз $1200, но ведь и дальше капает. Выбирать вроде особо не из чего (AT&T / Sprint / Verizon / T-mobile), но это как посмотреть.

Ведь Apple обычно если и даёт выбирать, то между ощутимо дорогим, и запредельно дорогим (особенно относится к копеечным аксессуарам, продаваемым за $50-$100)

Мне показалась статья весьма важной - сменой формата симки Apple изматывает прежде всего _мобильных операторов_, которым, как никак, надо их выпускать во всех форматах и переобучать _десятки тысяч_ сотрудников в разных странах мира на тему того, куда какие симки вставляются, а куда нет. Теперь, когда телефонов стало аж 5 (+1 часы), это еще запарнее запомнить.

Знаете как, от всякой зависимости (и об этом пишет автор), в каналах продаж, хочется в первую очередь как можно скорее избавиться, даже если она существует в виде mexican standoff - любой кто первый попробует шевельнутся, всем сделает плохо.

Ответить
Развернуть ветку
YEVGEN SHEVCHENKO

Через 2 года уже пора следующую модель покупать и мобильный оператор опять под это дело даст "рассрочку". История про войны Apple с мобильными операторами это как история про войну кошки с сосисками.

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev

Yevgen, автор статьи заметил конфликт интересов - и подробно описал в чем он заключается и что может происходить дальше.

Вы утверждаете, что конфликта нет, есть симбиоз, и все счастливы.

При этом _точных_ нюансов соглашения Apple с операторами мы не знаем.

Предлагаю на этом остановиться.

Ответить
Развернуть ветку
←Я

Операторы заинтересованы в сотрудничестве потому, что смартфоны сильно стимулируют использование сетей. А если оплата будет происходит через какой-нибудь сервис гугла или эпла, то это будет автоматизировано и удобней чем сейчас. Не все пользуются контрактами с автоматическим списыванием со счетов и операторы теряют деньги, когда симки простаивают с нулевым балансом.

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev

Afaik - тренд в США - это абонентская плата в $50 (и выше) - с включенными безлимитными местными разговорами, и фикс. кол-вом Гб в тарифе, и возм. докупать Гб.

У нас тоже операторы стараются сделать так, только разговоры ограничивают пакетами минут.

Это выгоднее всего для оператора, потому что фокус использования трубок (и планшетов особенно) - переносится на Internet доступ, и различные сервисы поверх него, а голосовой канал грузит сеть меньше, чем интенсивный Интернет траффик.

Ответить
Развернуть ветку
←Я

Знаете какая статистика продаж айфонов без контрактов? У нас понятно, что 100%, а вот интересно какая статистика в UK/US? Я что-то гуглил и не нашел ничего.

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev

А похоже прячут данные об этом ... попробую тоже поискать.

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev

По данным той же статьи - по ссылке выше - у Apple проблемы с фирменными магазинами были (и росли) еще в 2015 году = покупали в них 1/3 от прямых покупок (остальные 2/3 покупали онлайн), что, похоже, не способствовало окупаемости этих точек. Потому что 1/3 от 11% на 287 (на 2015 год) магазинов, это не очень много :(

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev

Apple неплохо шифруется на эту тему. В статистику ставит конечно же общие продажи.
Но по косвенным данным - не сильно они радуются тому что прямые продажи в районе 10% от общих (это в США).

Оригинальная статья об этом на WSJ, а ее копия тут
http://www.marketwatch.com/story/iphone-buyers-increasingly-avoiding-apple-stores-2016-04-08

"Consumer Intelligence Research Partners said 11% of U.S. iPhone buyers purchased phones directly from Apple in 2015, down from 16% two years earlier. Meantime, the share of U.S. iPhones bought at stores and websites operated by wireless carriers rose to 76% from 65% over the period. The remaining phones were purchased from other retailers, such as Best Buy Co."

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Rublev

Интересная инициатива

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
←Я

[здесь будет смешная шутка про ответ на удаленный комментарий]

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Mike Kosulin
это абсолютно бесшовное взаимодействие

Вот нет же.

Ответить
Развернуть ветку
Филипп Концаренко
Автор

Но близко!

Ответить
Развернуть ветку
Филипп Концаренко
Автор

Представь: купил часы, телефон или что у нам там будет еще в будущем, авторизовался и всё — устройство подключилось к нужной сети, облаку.

Ответить
Развернуть ветку
Mike Kosulin

Бесшовное — это если приехал в другую страну, оператор сменился автоматом без вообще твоих действий. А тебе потом просто счёт выкатили, но без предварительных действий. Так ещё и оплатил одним же способом автоматически.

Ответить
Развернуть ветку
Филипп Концаренко
Автор

Да, так и есть. Если условный Apple договориться с большинством операторами в мире (как это сделали с Apple Pay), то такой виртуальный мобильный оператор будет работать везде без необходимости что-то менять в настройках или подключать новую услугу — как TruPhone и подобные.

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev

И без малейшей возможности что-то поменять в Личном Кабинете, и без конкуренции .. Съездил 1 раз в Италию - принудительно включился роуминг пакет Адриатика за $99 в месяц, снятие произведено за год, для Вашего удобства (for your convenience).

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev

Пачпорт (права) засканировал, отпечаток пальца сдал, Face id сверил, небольшой видео IQ тест прошел, получил подтверждение приемки и обработки биологических материалов ближайшим Apple Watch Service ... и звони кому хочешь!

Ответить
Развернуть ветку
CwSim GO!

Ну вот уже почти eSIM www.cwsim.com Те технология, которая внутри работает и с чипом ;) Детали технологии www.tapmobile.one

Ответить
Развернуть ветку
CwSim GO!

Взлёт aSIM 2020 где-то. Но кому интересно, например, в любое мобильное приложение уже сейчас включать модуль мобильной связи, давайте обсудим ;)

Ответить
Развернуть ветку
Kremnev Alexandr

Все так и у всех все правда! Самое важное и ценное во всех схемах - это персональные данные человека. Они уникальные и нескончаемые - бесконечный ресурс. Вот что должно быть на первом месте. Все остальные - операторы, производителе железа и контента - это обслуга. И она должна обслуживать персональные данные.
Капнул капельку крови в смартфон и там у тебя сразу и связь и банк, и медицина

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev

Александр, про капельки интересно сказали :) Отпечатки пальцев, сетчатки, 3d модель лица, половых органов и кхм, афедрона = действительно уникальны, а кровь всего нескольких групп.

Далее про кровь -
Тетенька, которая _всего_ за $100 предлагала по 1 мл крови делать клинический анализ (это в 5-10 раз дешевле чем в среднем в Штатах), в итоге громко обанкротилась - анализ возможен только на бОольшем объеме материала, требующего особых условий взятия, хранения и перевозки.

Если про выплаты донорам в РФ - "объем крови в 30 мл, сданный для анализа, не считается и не оплачивается". Если донор соотв. ограничениям, то "800 рублей за одну порцию крови (450 мл)" http://nsovetnik.ru/donory/kak_stat_donorom_krovi_pravila_sdachi_krovi_skolko_platyat_lgoty/

Это я все к тому, что персональные данные нищебродов имеют нулевую ценность, в отличие от их предпочтений в марках лапши быстрого приготовления :)

Ответить
Развернуть ветку
33_rublya
>> у современного пользователя в большинстве случаев есть еще как минимум одно устройство, которое он постоянно использует — планшет или компьютер. Для этого приходится покупать еще одну карту с бессмысленным номером, по которому не позвонишь.

Что, простите?

Ответить
Развернуть ветку
42 комментария
Раскрывать всегда