VAIO, Xperia, Ericsson, Walkman: почему закрывались бренды электроники от Sony и на чём она зарабатывает сейчас Статьи редакции

Компания потеряла несколько направлений, но продолжает развиваться — за счет игр, медиа и камер для iPhone и других смартфонов.

Смартфоны Sony Ericsson и Xperia

В 2001 году концерны Sony и Ericsson объединили мобильные подразделения, чтобы снизить издержки и закрепиться на рынке мобильных телефонов.

Совместная компания выпускала множество устройств, нацеленных на мультимедийные функции, которых не было у конкурентов: воспроизведение музыки, съёмку фото, большой и цветной экран, поддержку GPRS и электронной почты.

За счет этого Sony Ericsson стала новатором на мобильном рынке, её доля росла, а в 2003 году появилась первая прибыль — $45 млн за квартал.

Основными популярными семействами Sony Ericsson стали:

  • Камерофоны серий C и K (Cyber-shot).
  • Музыкальные телефоны серии W (Walkman).
  • Смартфоны серии P на базе Symbian.
  • Универсальные телефоны серии T с акцентом на дизайн.
  • Смартфоны Xperia на базе Windows Mobile и Android.

На пике своего развития в 2009 году Sony Ericsson занимала 9% мирового рынка телефонов и была четвертым по величине производителем. Но прибыль от продажи мобильных телефонов резко сократилась — за 2009 год компания понесла убытки более, чем на 750 млн евро.

К 2011 году ситуация усугубилась: смартфон превратился из нишевого продукта в массовое устройство, но Sony Ericsson не успела адаптироваться к изменениям. Её рыночная доля упала до 2%, и компания занимала лишь 11 место в списке производителей устройств, пишет BBC.

Что пошло не так c Xperia и как Sony исправила ситуацию

В конце октября 2011 года Ericsson продала свою долю в Sony Ericsson за 1,05 млрд евро. С 2012 года эти смартфоны продаются под брендом Sony.

По мнению опрошенных BBC аналитиков, партнерство компаний исчерпало себя с приходом смартфонов. У Ericsson не было подходящих технологий для смартфонов, и она тормозила развитие Sony, а необходимость утверждать изменения в продуктах у Ericsson замедляла скорость вывода на рынок новых устройств.

В 2013 году Sony переместилась с шестого на третье место на мировом рынке смартфонов с долей около 5%. Она обогнала Nokia, HTC и Blackberry, которые теряли свои позиции в борьбе с Apple и Samsung, пишет The Wall Street Journal.

Бывший глава Sony Каз Хираи заявлял, что компания обладает необходимыми возможностями и активами, чтобы удерживать третье место в быстрорастущем сегменте смартфонов.

В 2015 году Sony получила самую высокую прибыль на смартфон ($26,17) и самую высокую среднюю цену продаваемого телефона среди всех производителей Android-смартфонов — $421,1.

Но по доле рынка компания выпала из первой десятки одновременно с Microsoft: с каждым годом Sony продавала всё меньше смартфонов после рекордных 39 млн в 2013-2014 году.

В мае 2018 года Sony признала, что не может добиться поставленных целей по продажам смартфонов, потому что «недостаточно быстро внедряет инновации».

В частности, компания указала на длительные сроки разработки и принятия решений — так в 2017 году многие производители смартфонов показали устройства с дисплеями 18:9, тогд как Sony догнала рынок лишь год спустя — с выходом Xperia XZ2 и XZ2 Compact.

Android Authority выделяло и другие проблемы смартфонного бизнеса Sony:

  • Ценообразование. В 2018 году Sony выпустила Xperia XZ2 Premium за $1000 — кроме 4К-экрана в смартфоне не было ничего, чтобы выделиться на переполненном рынке премиальных устройств. В «обычном» XZ2 журналисты отмечали отличный дисплей и «фантастического» качества звук, но в США его цена составляла $800, а в Индии — $1060. В компактном Xperia XZ2 Compact за $600 не было «ничего полезного», кроме размеров — конкуренты стоили дешевле и предлагали больше.
  • Выход новых флагманов два раза в год, выпуск множества похожих друг на друга моделей, и в некоторых случаях устаревшее на момент выхода «железо» устройства.
  • Слабые рекламные кампании и отсутствие партнерских отношений с операторами связи в США. Это не способствовало узнаваемости бренда: «Если люди не знают, что вы продаёте смартфоны, то вы не будете продавать смартфоны».
  • Отсутствие агрессивной стратегии продвижения — компании было нечем выделиться среди конкурентов. Sony нужно было рисковать, снижать цены, быстрее внедрять отраслевые стандарты — это могло помочь улучшить положение смартфонного бизнеса, считали журналисты.

В первом квартале 2021 года мобильному подразделению Sony удалось впервые за пять лет показать прибыль: $254 млн за 2020 финансовый год.

При этом Sony продала в 2020-м меньше смартфонов, чем за любой год последнего десятилетия — всего 2,9 млн. В пике в 2014-м Sony продала 39,1 млн устройств.

Объем продаж Sony Xperia с 2011 по 2020 год

Чтобы выйти на прибыль, Sony сократила производственные затраты и повысила среднюю цену смартфонов: Sony Xperia 1 III стоит $1299. Но главное, что сделала компания — нашла свою нишу, отмечает Android Authority.

C моделью Xperia 1 Sony окончательно переориентировалась с массового рынка на нишевые премиальные мультимедийные устройства, которые служат демонстрацией технологий других подразделений компании или предназначены для работы с фото и видео.

Например, она вернула аудиоразъем 3,5мм, задействует фирменные технологии обработки звука, использует 4K OLED HDR-дисплеи Bravia, а также технологии линейки фирменных камер Sony Alpha.

Sony Xperia 1 III

Для профессиональной съемки видео в полевых условиях Sony выпустила смартфон Xperia Pro за $2499, который можно использовать в качестве внешнего монитора для фото- и видеокамер.

Для этого смартфон оснащен HDMI-портом для подключения к внешним источникам и 6,5-дюймовым 4K HDR экраном с поддержкой стандарта BT.2020 для точной передачи изображения с камеры.

Sony Xperia Pro

В результате Sony всё ещё продолжает производить смартфоны, которые начали приносить прибыль — несмотря на то, что в прошлом президенты Sony несколько раз обещали полностью закрыть направление.

Сейчас развитие Xperia важно Sony для другого направления бизнеса — разработки и производства мобильных сенсоров для смартфонов. Само мобильное подразделение перешло под «надзор» специалистов Sony Alpha.

Walkman

В 1979 году Sony представила компактный кассетный плеер Walkman, который захватил музыкальный рынок и стал всемирным хитом. К 1989 году Sony продала более 100 млн плееров, к 1999 году — 186 млн, а к 2004 году — 330 млн плееров.

Walkman стал синонимом слова «музыкальный плеер» и символом миниатюризации и технологий, которые позволяли слушать музыку в уединении.

Sony Walkman TPS-L2

Но в ноябре 2001 года Apple выпустила iPod — универсальный mp3-плеер с интуитивно понятным интерфейсом, встроенным аккумулятором и жестким диском, на котором хранились песни — а не на дисках или кассетах. А в 2003 году появился iTunes.

Стив Джобс называл iPod «Walkman 21-го века» — упрощенной версией плеера Sony, в котором не просто удобно слушать музыку, но и покупать и скачивать её.

Началась эпоха MP3-плееров, в которой Sony уступила Apple iPod — во многом из-за бизнес-модели, пишет Vox.

Apple предлагала покупать музыку через iTunes и собственную экосистему, тогда как Sony не хотела вредить своему музыкальному бизнесу и поддерживать формат MP3, в котором музыку легко пиратить, считает издание.

Например, устройства Sony были привязаны к программе SonicStage, через который нужно было конвертировать песни в формат Sony ATRAC3.

Другой причиной постепенного перехода с Walkman на iPod стало удобство использования. На плеер Apple можно было загрузить тысячу песен, все механические функции вроде перемотки песни «легли» на ПО, а постоянно обновляемая и дешевая библиотека iTunes позволила «легитимизировать» iPod в глазах лейблов, которые видели угрозу в MP3.

Если летом 2004 года продажи CD-плееров вдвое превышали продажи MP3-плееров, то к 2005 году продажи iPod выросли на 616%, а к 2008 году Apple захватила 48% рынка MP3-плееров. Его ближайший конкурент SanDisk Sansa обладал лишь 8%.

Постепенно iPhone и другие смартфоны вытеснили с массового рынка MP3-плееры — сейчас они в основном пользуются популярностью только у аудиофилов.

Ноутбуки VAIO

В 1996 году Sony решила возродить направление персональных компьютеров, которые выпускала в Японии в восьмидесятых. Компания делала ставку на мультимедийные возможности — аббревиатура VAIO расшифровывалась как "Video Audio Integrated Operation" (встроенная поддержка работы с видео и аудио).

Первый компьютер VAIO PCV-90 отличался псевдотрехмерным рабочим столом, с помощью которого пользователь мог получить доступ к встроенным медиафункциям. В 1997 году Sony выпустила ноутбук VAIO PCG-707 с 12.1-дюймовым TFT-экраном, док-станцией с портом FIEE 1394 (FireWire) и сверхтонкий на тот момент (24 мм) ноутбук VAIO PCG-505 в магниевом корпусе.

А в 1998 году компания выпустила первый ультрапортативный ноутбук PCG-C1 с 8,9-дюймовым 480p дисплеем. Он весил 1,1 кг, внутри была встроенная веб-камера, FireWire, модем и CD-R привод. Это был первый нетбук на рынке — за 9 лет до того, как Intel начала развивать направление компактных ноутбуков.

Sony VAIO C1

В дальнейшем ноутбуки серии VAIO также отличались от конкурентов своим дизайном, эргономикой и временем работы. Sony выпускала тонкие, компактные и мощные ноутбуки, которые пользовались популярностью в нишевом бизнес-сегменте.

Но значимую долю рынка Sony завоевать не смогла — она колебалась в пределах 1-3% от всех продаж ПК.

В 2014 году японский автор, пишущий про Apple, Нобуюки Хаяси рассказал, что Стив Джобс рассматривал возможность выпуска VAIO с macOS.

Тот встречался с бывшим президентом Sony Кунитаке Андо в 2001 году на Гавайах и был готов «сделать для Sony исключение» и разрешить использовать macOS. Но переговоры ни к чему не привели.

Что пошло не так с VAIO

В феврале 2014 года Sony продала ПК-бизнес японскому инвестфонду JIP за 40-50 млрд йен. У компании осталось 5% акций новой фирмы. Сама JIP планировала выпускать компьютеры под брендом VAIO на японском рынке.

Продажа Vaio была связана с постоянными операционными убытками подразделения Mobile Products & Communications, которое занималось продажами компьютеров. С октября по декабрь 2013 года убыток подразделения составил 12,6 млрд йен — в 2012 году он составлял 21,3 млрд йен.

У Sony было несколько причин для отказа от VAIO, отмечало издание PC World в 2014 году:

  • В то время рынок ПК очень сильно сокращался, рос спрос на планшеты, а производители мало зарабатывали на продаже компьютеров и ноутбуков.
  • Чтобы компенсировать падение, устройства VAIO последних лет представляли собой гибриды: ноутбук-планшет, планшет-моноблок и так далее. Покупателей они не заинтересовали.
  • «VAIO были элегантными и инновационными устройствами, но с фатальным недостатком — большая их часть была удивительно дорогой», пишет PC World.

Издание проанализировало свои обзоры на устройства VAIO с 2008 года и выявило тенденцию — Sony неоправданно завышала цены на ноутбуки даже в бюджетном сегменте.

Иногда «шокирующая» цена на VAIO мелькала в заголовках обзоров на устройства, вроде «Чрезмерно завышенная цена для такой производительности» или «Ждите падения цены»:

  • 2008 год: «Sony VAIO VGN-Z598U впечатляет, но со всеми дополнительными функциями стоит столько же, сколько подержанный автомобиль».
  • 2009 год: «Суперсексуальный тонкий VAIO X обладает размерами нетбука, достойными характеристиками и серьёзной ценой в $1300. А что насчет более доступного нетбука Vaio W? Его цена недостаточно низкая с учетом того, за что Sony просит $500».
  • 2010 год: «Sony VAIO VPCY218FX — легкий, компактный и очень стильный, но он стоит дорого для той производительности, что в нём есть».
  • 2011 год: «VAIO Y — хороший баланс между нетбуком и ультрапортативным ПК, но мы ожидали, что с таким набором функций и производительностью платить придётся меньше».

Ценовую политику Sony сравнивали с «налогом на Apple»: VAIO предлагала привлекательные устройства, но дизайна и исполнения было недостаточно, чтобы оправдать цены и заниженную производительность по сравнению с конкурентами.

Построить вокруг VAIO такой же ажиотаж, как вокруг Mac, не удалось: на тот момент Apple захватила около 90% всего рынка ноутбуков, стоимостью от $1000 — тот сегмент, на который целилась Sony, отмечает PC World.

Средняя стоимость Windows-устройства составляла менее $500, ПК-индустрия сокращалась, а нишу недорогих устройств заняли планшеты. Поэтому Sony отказалась от премиального, но убыточного бренда Vaio и сосредоточилась на растущем спросе на рынке мобильных устройств, заключило издание.

Необычные устройства «золотой эпохи» VAIO

Издание PC Mag собрало самые инновационные устройства линейки VAIO за первые 10 лет существования бренда.

Потеря лидерства на рынке телевизоров: переход от Trinitron к Bravia

В 1959 году Sony выпустила первый в мире транзисторный телевизор TV8-301, а в 1968 году запустила торговую марку Trinitron для инновационных ЭЛТ-телевизоров, а затем и мониторов.

Телевизоры Trinitron обладали на 25% более ярким изображением, чем другие варианты той эпохи, а общее высокое качество позволяло Sony выставлять более высокую цену, чем у конкурентов.

Sony прекратила производство Trinitron в 2008 году — за 40 лет компания продала около 280 миллионов аналоговых телевизоров, бренд имел «безукоризненную репутацию», пишет CNET.

Но с 2006 года лидером рынка телевизоров стала Samsung — компания занимает это место уже 15 лет.

На это было несколько причин:

  • Sony упустила рынок в пользу других азиатских производителей, которые быстро переключились на производство ЖК-дисплеев и постоянно улучшали качество экранов и сборки телевизоров. Таким образом покупатели всё реже переплачивали за «японское качество».
  • Южнокорейские Samsung и LG, а также китайские TCL и HiSense нарастили поставки и предлагали дешевые ЖК-телевизоры по всему миру на фоне падения спроса и финансового кризиса в Европе. Это быстро выбило Sony с первого места по продажам телевизоров на третье, а затем и на пятое.
  • В 2012 году ухудшились условия ведения бизнеса в Японии: из-за землетрясения произошла нехватка электроснабжения, нарушилась цепочка поставок из-за наводнения в Тайване, и укрепление йены усилило стоимость экспорта товаров.
  • С переходом на 4К-панели Sony акцентируется на премиальных OLED-панелях и не развивает бюджетные модели, поэтому занимает меньшую долю рынка, чем LG и Samsung.

В 2014 году бывший президент Sony Каз Хираи выделил телевизионное направление в отдельную компанию, чтобы снизить издержки Sony и исправить её показатели: за 10 лет убыток от телевизионного бизнеса составил $7,8 млрд.

В первом квартале 2021 года Samsung занимала 32,9% мирового рынка телевизоров. У LG — 19,2%, у Sony — 8%.

На чем Sony зарабатывает сейчас

С 2015 года Sony выделила три наиболее перспективных направления, которые стали основными.

  • Игровой бизнес Sony Interactive Entertainment: занимается выпуском консолей PlayStation, игр, онлайн-сервисами и игровыми аксессуарами. Основное денежное подразделение Sony: в первом квартале 2020 года оно принесло 48% всей прибыли корпорации.
  • Медиабизнес Sony Entertainment. Включает в себя киностудию Sony Pictures, вторую по величине в мире звукозаписывающую компанию Sony Music и другие подразделения. В первом квартале 2020 года эти направления принесли 24% прибыли компании. По итогам 2020 года операционная прибыль кинобизнеса составила $762 млн, музыкального направления — $1,74 млрд.
  • Sony Semiconductor Solutions — производство датчиков изображений (CMOS) для устройств Apple, смартфонов на Android и других устройств. На конец 2020 года Sony занимала около 46% рынка CMOS. На втором месте — Samsung. Это направление приносит около 10% прибыли. Выручка по итогам 2020 года — $9,1 млрд (1,01 трлн йен).
  • Ещё два больших направления Sony — финансовые услуги на рынках Азии и Sony Electronics Corporation, которая занимается производством потребительской и профессиональной электроники (камеры, телевизоры, смартфоны и аудиотехника). К концу 2020 года направление электроники стало вторым по выручке после игрового.

Выручка Sony в 2020 году составила $82,6 млрд (8,5 трлн йен). Из них $22,7 млрд принесло игровое подразделение — это рекордный показатель для игровой индустрии. Операционная прибыль Sony Interactive Entertainment за 2020 год — около $3,4 млрд, всей компании — $8,9 млрд.

Финансовые показатели Sony по итогам 2020 года

Основную выручку игровое подразделение получает с продажи цифровых версий игр и онлайн-сервисов — в первом финансовом квартале 2020 года они занимали 83%.

В 2021 году Sony продолжает ставить рекорды: компания ожидает рекордную среди платформодержателей выручку от игр в $26,4 млрд и свою вторую лучшую прибыль в $2,96 млрд.

Успешно продаются и консоли: выпущенная в конце 2020 года PlayStation 5 стала самой быстропродаваемой домашней консолью Sony — её поставки к концу июля 2021 года достигли 10,1 млн. Отгрузки PlayStation 4 за всё время составляют 116,4 млн.

0
175 комментариев
Написать комментарий...
Андрей

Сейчас ещё и PlayStation позиции терять начнёт. И Microsoft за ум взялись с Xbox и рынок портативных консолей не дремлет

Ответить
Развернуть ветку
Qwerty54321

Но на хбокс нету интересных игр

Ответить
Развернуть ветку
Влад

Суть в том, что на ps5 практически из нет тоже, так как sony не умеет в обратную совместимость, мы уже давно поняли что в плане софта эта компания сделать ничего адекватного не может. В длинном горизонте это ужасно, мне лично даже лучше тогда тот же xbox купить, чисто из-за того что игры от series x/s (как мы уже поняли) будут работать даже на консоле следующего поколения. Так как обратная совместимость это будущее

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Naumov

Только Сони это не мешает каждое поколение уделывать майков. Правда в том, что совместимость нафиг никому не сдалась в практическом плане. Все хотят играть в новые игры с новыми возможностями и графикой. 99% не будет переигрывать PS3 игры на своей PS5 - это какая-то дурь. Если что-то из старой библиотеки настолько цепляет, что вызывает желание переиграть - можно купить PS3 за 3 рубля или Сони ремастерят это в цифре за 5 копеек.

Какую-то Вы ерунду пишете, уважаемый. За совместимостью будущее. Прямо все спят и видят, как бы им Photoshop 8.0 на 11 винде запустить и на PS5 в первый Tekken поиграть, это ведь охренеть как важно, за этим будущее.

Ответить
Развернуть ветку
Влад

Подожди, ну с каких пор каждое поколение?
ps3 vs xbox 360, тут победил xbox.

И говорить, что никому не нужна совместимость это очень глупо, так как многим людям, которые к примеру имели ps2 или ps3 хотели бы иметь возможность поиграть в игры тех лет на новой консоли. Почему на PC и Xbox такая штука есть, а на божественной консоли от sony нет? Это очень важно, так как куча тех же эксклюзивов от sony , которые просто забыты. Это не правильно.

И купить ps3 официально сейчас нельзя, притом что если ты играешь на xbox или pc качество картинки от старых игр в разы лучше. И покупать старое железо глупо.

И не нужно сравнивать Photoshop и Игры. Это так же глупо как сравнивать  Photoshop и Фильмы.

Вы ведь смотрите старые фильмы ,да? Какой-нибудь Титаник или Побег от шоушенка. Это уже старые фильмы если что. Но их значимость и смотрибельность не иссякла.

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Naumov

Не надо сравнивать фильмы и игры - совершенно разные медиа. Half-Life величайшая игра, но играть в неё в 2021 - невозможно. Tekken - величайший файтинг своего времени, но играть в него в 2021 - невозможно. Кому нужны затраты на обратную совместимость, если выхлоп от этого стремится к нулю? У Вас всё глупо, но глупо вкладывать миллионы долларов в поддержку функции, которая будет востребована малым процентом пользователей и то на первых годах жизни консоли.

По поводу PS3 и 360. Да, в этом поколении де-факто победил иксбокс. С перевесом в несколько сот тысяч при объемах продаж около 80 миллионов и форе в один год. Молодцы. Правда молодцы.

У майков совместимость не занимает столько ресурсов, потому что они по большей части используют PC архитектуру. Сони создаёт проприетарное железо, порой сильно отличающееся от поколения к поколению.

Люди во всём мире, голосуя своими кровными давно показали, что обратная совместимость для них не стоит во главе угла по сравнению с другими плюсами, которые предлагает "божественная" консоль.

Ответить
Развернуть ветку
Влад

Откуда инфа про малый процент юзеров? К примеру gta4 тоже работает по обратной совместимости, или red dead redemption. И таких огромное количество, если Вы говорите, тогда проверяйте инфу и не выдумывайте.

И суть не в ресурсах в обратной совместимости, а в том чтоб делать ПО , которое работает без нареканий. Где такая разработка от sony?

И повторюсь откуда инфа про то, что никто не пользуется обратной совместимостью? Я жду статистику.

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Naumov

А никакой статистики не нужно и не будет. Простая логика и объемы продаж консолей без обратной совместимости, которые растут от поколения к поколению и бьют рекорды. Ну хотя да, в этом поколении обратная совместимость с прошлым появилась.

Но в прошлых, судя по объемам продаж, это никого не останавливало.

Ответить
Развернуть ветку
Влад

Вы понимаете, что мир меняется? И объемы продаж нужно смотреть в долгосрочном промежутке. Вы понимаете почему это так?

То что более выгодно для пользователя в большинстве случаев выигрывает, особенно если это играется в долгую. Я не вижу выгоды от компании sony. Увы.

И то что было нормальным 10 лет назад, уже не нормально в новом десятилетии. Увы, вера в компактные смартфоны и вера в поколение консолей уже исчерпала себя.

Ответить
Развернуть ветку
Влад

Особенно это хорошо видно по их другим другим подразделениям.
Они как правило не выдерживают конкуренции с другими производителями.

Playstation4 жутко повезло в том, что xbox one вышет ТАКИМ ужасным. Поэтому она и продалась столько. Но и то microsoft уже очухалась.

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Naumov

Вы имеете в виду производство сенсоров для камер и смартфонов? Или их киноподразделение? А, нет, вы наверное про музыкальный бизнес? Или подождите, нет, я понял, вы конечно про отделение занятое в производстве киноаппаратуры. Ааа, нет, про фотоаппараты. Постойте, или про финансовую структуру? Или про стриминговые сервисы? Или про телевизоры? Или про аудио? Чего то дохрена у Сони прибыльных отделений, что они не выдерживают конкуренции с другими.

Ответить
Развернуть ветку
Влад

Я про мобильное подразделение, про подразделение Телевизоров, их плееров, их компьютерное подразделение. Я про эти.

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Naumov

А в каком месте их мобильное подразделение и телевизоры не выдерживают конкуренции? Они вроде растут год к году, по крайней мере в последние годы и приносят прибыль.

Не путайте рыночную долю и прибыльность. Когда не выдерживают конкуренции - закрываются. Эти отделения у Сони в прибыли и растут.

Плееры и компьютеры ничего уже давно не выдарживают ибо их попросту нет. Плееры изжили себя сами. Компьютеры - да, закрыли.

Ответить
Развернуть ветку
Влад

Вы даже статью не читали. МОБИЛЬНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ SONY ЗАКРЫЛОСЬ ИЗ-ЗА УБЫТКОВ. Лол.

Ответить
Развернуть ветку
Влад

На всякий случай оставлю тут, а то может быть человек решит отредактировать коммент.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
172 комментария
Раскрывать всегда