Производители дешёвых «умных» телевизоров зарабатывают больше на торговле данными, чем на продаже техники Статьи редакции

Разработчики сохраняют информацию о том, что покупают, ищут и смотрят пользователи, и передают её Google, Facebook, Netflix и Spotify.

Американская компания Vizio производит дешёвые «умные» телевизоры стоимостью от $139. Вдобавок она отслеживает действия пользователей и передаёт данные рекламодателям: за девять месяцев 2021-го это принесло ей $57,3 млн валовой прибыли, а с продаж техники она получила в два раза меньше — $25,6 млн.

Vizio не единственная, кто так зарабатывает — этим занимаются также Samsung, LG, производитель цифровых медиаплееров Roku и другие. В 2017 году Roku получил $225 млн, или две трети от своей выручки, от продаж данных и рекламы.

Дешёвых телевизоров без «умного» ПО на рынке становится всё меньше — потребителям нужны устройства, которые позволяют смотреть контент стриминговых сервисов. Поэтому растёт рынок данных и рекламы: по прогнозам аналитиков, в 2021 году LG, Samsung и Vizio выручат от них $1,37 млрд, а в 2026-м — $6,17 млрд.

Какие данные собирают

В 2019 году SecureWorld проанализировало заявления о конфиденциальности Samsung и Vizio. Всю информацию о сборе данных компании распределили по нескольким документам — так, чтобы понять масштаб слежки было трудно, пишет издание.

Аналитики выяснили, что телевизоры Samsung официально собирают данные о том:

  • Что смотрят пользователи.
  • Какой контент покупают и загружают.
  • Как и какие приложения используют.
  • Что ищут.
  • На какие кнопки и когда нажимают.

Компания также записывает голосовые команды и может передать их стороннему поставщику для расшифровки. Техника Samsung и Vizio запоминает IP-адреса пользователей и информацию из cookie-файлов. Так она может:

  • Определить местоположение пользователя.
  • Сохранить данные о сайтах, посещённых с телевизора.
  • Находить другие устройства в одной Wifi-сети.

Производители телевизоров также разрешают приложениям сторонних поставщиков, установленных на устройство, собирать данные о действиях пользователей и предупреждают в заявлении о конфиденциальности, что не несут ответственности за их действия.

Например, программа рекламно-аналитической компании Samba TV предлагает «умные» подсказки по выбору контента пользователям телевизоров Sony, Sharp, TCL, Philips и других. Но также она сохраняет информацию об активности людей и выгружает её на свои сервера.

В 2018 году Samba TV заявила, что собрала данные с 13,5 млн устройств. К марту 2021 аналитики компании получили доступ к сведениям о 46 млн телевизоров по всему миру, 28 млн из которых были в США.

Как выяснила New York Times, расширение Samba Interactive TV могла собирать данные даже из игр и запоминать, смотрят ли пользователи чаще «консервативные» или «либеральные» каналы. В 2016 году один из бывших руководителей Samba TV сообщил, что более 90% пользователей активировали их ПО при первом запуске телевизора.

Слайд с презентации Samba TV, на примере которого представитель компании объяснил, какие данные она может получить с одного «умного» телевизора The New York Times

LG, Samsung и Vizio используют в своих телевизорах технологию распознавания контента ACR. Благодаря ней можно определить, что в данный момент просматривает или во что играет пользователь, даже если он запускает видео или программы из браузера или с USB-флешек.

Но даже отсутствие «умного» телевизора не всегда может спасти от слежки. В декабре 2017 года журналисты New York Times выяснили, что ряд приложений для iOS и Android использовали микрофон смартфона для прослушивания телевизионной рекламы и шоу, чтобы отследить поведение пользователей при просмотре и передать эти данные аналитикам.

Кто использует информацию

Из политики конфиденциальности Samsung следует, что производитель может передать собранную информацию своим филиалам, деловым партнёрам, поставщикам услуг и правоохранительным органам. В клиентскую базу дочернего рекламного агентства компании Cheil Worldwide входят, например, Coca-Cola, Starbucks, eBay, Adidas, Absolut и Chevrolet.

Собранная производителями информация при подключении телевизора к интернету автоматически передаётся на сервера крупных компаний, таких как Google, Facebook, Microsoft, Netflix, Akamai и Spotify, а также аналитическим агентствам. При этом невозможно узнать, какие именно данные получают корпорации — техника перед отправкой чаще всего шифрует их.

Так выглядит схема распространения данных от производителей техники к крупным компаниям Financial Times

Исследование специалистов из Северо-Восточного университета и Имперского колледжа Лондона показало, что в 2019 году почти все «умные» телевизоры при первом подключении к интернету связывались с Netflix и передавали информацию о модели телевизора и его местоположении. Это происходило даже в случаях, когда пользователь не пользовался стриминговыми сервисами.

Vizio предупреждает, что её партнёры могут связать информацию о пользователях с другими данными. Так они могут улучшить таргетинг. А Samba TV утверждала, что соблюдает правила конфиденциальности Федеральной торговой комиссии США и не продаёт собранную информацию напрямую рекламодателям.

Но последние всё равно могут узнать о том, что смотрят пользователи, без доступа к базе данных об их действиях и привычках. Например, если на экране телевизора с Samba Interactive TV появлялась реклама Apple, система могла заметить это и отправить на телефон сообщение от конкурента — Samsung.

Воспользоваться функциями для сбора данных могут не только производители, но и злоумышленники. Об уязвимости телевизоров для хакерских атак в 2018 году сообщило исследование Consumer Reports. Защититься от взломщиков пользователям может помочь появление кнопки для отключения интернета от «умных» устройств, чтобы иногда они могли становиться «тупыми», как раньше, писала CNet.

Кто следит за сбором данных

Деятельность производителей «умных» телевизоров в США контролирует Федеральная торговая комиссия. Компании могут собирать данные и передавать их до тех пор, пока они «честны с потребителями» — предупреждают их о работе с информацией в пользовательских соглашениях.

Нарушение этого правила становится поводом для судебного разбирательства. В 2017 году Vizio признали виновной в сборе и продаже данных пользователей без их согласия, компания выплатила штраф в размере $2,2 млн.

Многим производителям разрешают монетизировать информацию даже в тех случаях, когда пользователям намеренно усложняют отказ от слежки — «прячут» от них нужные настройки в разных разделах и вводят в заблуждение короткими описаниями сервисов, пишет Mashable.

Условия использования Samba Interactive TV в 2018 году, к примеру, состояли из 6500 слов, а в политике конфиденциальности было ещё 4000 слов. А на экране телевизора при запуске появлялось только окно с предложением активировать рекомендации, коротким описанием и кнопкой регистрации на первом месте.

Против сбора информации выступают общественные объединения и некоммерческие организации. Они требуют от крупных компаний ограничить наблюдения за пользователями и предоставить им инструменты для отключения слежки.

Мы за юридические и технологические решения для защиты людей и их данных от эксплуатации и считаем, что должны знать всё о сборе наших данных, иметь над ними контроль и обеспечивать их защиту.

Правозащитная организация Privacy International

По мнению основателя компании по кибербезопасности Pen Test Partners Кена Манро, производителей нужно обязать запрашивать явное согласие на сбор данных при первом запуске. Для этого стоит разработать стандарт информированного согласия для цифровых исследований, считает журнал Nature.

От производителей могут потребовать предупреждать пользователей о целях сбора данных и рисках их использования. Исследователи также предлагают обязать компании указывать, кому они отправляют информацию и маркировать её, чтобы пользователи смогли отслеживать распространение своих данных.

0
44 комментария
Написать комментарий...
Man

Я был бы рад если бы существовал телевизор с возможностью отключить отслеживание, но стоил при этом чуть дороже.

P.S. Да, я понимаю что об этом можно соврать и что сами приложения могут это делать, но так мне будет чуть спокойней.

Ответить
Развернуть ветку
sardelkin

борись с системой, используй тв как монитор)

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Mintsev

+++
Покупаем "умный" телевизор за немного денег, блокируем ему доступ в интернет (не подключаем провод, дропаем вифи). Профит. Получаем монитор, к которому уже подключаем что хотим (это оно, конечно, тоже данные собирает и отправляет, но хотя бы не телевизор)
Хотя, по hdmi же цифра идет, супер умный телевизор по потоку hdmi наверняка понимает, что в него передают. Правда вот передать (наверное) никуда не сможет эту информацию. Но это не точно

Ответить
Развернуть ветку
Галкин Никита

От части вы правы, если перекрыть доступ в интернет, он по факту и понимать ничего не будет.

Ответить
Развернуть ветку
Thomas Gephard

Покупаешь телек на андроид и прошиваешь кастомной прошивкой, из которой выпилено все лишнее.
Только вот все эти спотифаи и прочие и сами не прочь поделиться твоими данными за бабло, поэтому ставишь на телек Ютуб вансед и Тор браузер, вместо спотифая вполне подойдёт рутрекер или пиратбэй.

Ответить
Развернуть ветку
Семен Гофт

телик подключен через роутер. на роутере проинспектируй трафик.
забань все лишнее.
в итоге у тебя будет телик который тебя не отслеживает.

Ответить
Развернуть ветку
grey-pz

Есть вероятность, что устройство не запуститься )))

Ответить
Развернуть ветку
Семен Гофт

если не путать тся и ться то запустится нормально, он просто отправит данные на локалхост и успокоится. а если роутер на лине то сразу в dev/null

Ответить
Развернуть ветку
Stavr Ognev

Интересный http put без ожидания ответа 200 или вовсе цифровой подписи принимающей стороны при установлении https-соединения (данные таки зашифрованы не для защиты пользователя, чтобы промежуточная сторона без отчислений производителю их не тырила).

Ответить
Развернуть ветку
Семен Гофт

не думаю что в бытовой технике заморачиваются с валидацией данных и (или) ставят условием работоспособности всего девайса.

Ответить
Развернуть ветку
VS

Ну по сравнению с умными колонками это, кажется, вообще ничего

Ответить
Развернуть ветку
Карина Герина

Вы правы, меньше чем пустяк, да и если свой аккаунт не подключать, то и ТВ ничего толком не поймёт

Ответить
Развернуть ветку
Zhanat E

Так в однои сети пару раз с телефоном вашим будет и все уже будет знать гугл что у вас новый телевизор и другои аккаунт на нем ))

Ответить
Развернуть ветку
Правильный Взгляд

Как минимум Google и так знает, что ищут, да и смотрят пользователи.

Ответить
Развернуть ветку
Хозяин

Я думаю производители дорогих делают то же самое.

Ответить
Развернуть ветку
Рулон Бобоев

А лыжа и самсунг это дешевые или дорогие?)

Ответить
Развернуть ветку
Максим Ростокин

Яндекс тоже, когда раздаёт «+» за копейки

Ответить
Развернуть ветку
Соня Карлова
Из политики конфиденциальности Samsung следует, что производитель может передать собранную информацию своим филиалам
В клиентскую базу дочернего рекламного агентства компании Cheil Worldwide входят, например, Coca-Cola, Starbucks, eBay, Adidas, Absolut и Chevrolet.

Если бы автор текста знал, как дебильно звучит притягивание этих двух предложений за уши друг к другу, для любого, кто знаком с внутренним устройством Samsung, ему бы стало невыносимо стыдно.

Ответить
Развернуть ветку
Бабка в засаде

Хорошо что я не знаю этого! Не люблю невыносимый стыд

Ответить
Развернуть ветку
Соня Карлова

Примерно, как:

Евреи: едят
Христианские младенцы: существуют

pineapple, apple, pen

Евреи едят христианских младенцев
Ответить
Развернуть ветку
Бабка в засаде

Мне внезапно нравится ход твоих мыслей

Ответить
Развернуть ветку
Рулон Бобоев

Соня, не все могут себе позволить знать внутреннюю кухню самсунга) подумаешь карманное агенство чейл, в котором номинально есть пара тройка крупных клиентов) кстати, передача данных туда прописана в соглашении, а также и передача еще дальше уже самим чейлом... автору, пятерка за кликбейт, а читателям двойка, потому что до самсунга дочитали единицы)

Ответить
Развернуть ветку
Nocto Dolfus

Да как-то пофиг. От рекламы никуда не деться. Лучше уж таргетированная реклама, чем еще больше раздражающая рандомная. А на компе ставится адблок и вообще рекламы по минимуму.
Если уж сильно хочется подзаморочиться - ставите кастомную прошивку на роутер и настраиваете фильтры. Только есть шанс, что если запрос с телека не проходит, что-нибудь в его функциях отвалится.

Ответить
Развернуть ветку
Адам Стоянов

Все компании так делают, только не все рассказывают об этом

Ответить
Развернуть ветку
Not Name

Антенна с тремя пустыми пивными банками, и вы свободны.

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Kashkin

Удивительная ситуация. В квартире где я живу стоит телевизор Xiaomi на котором в Google Play нет Netflix. Они видимо отфильтровывают приложения с таким названием. Так вот я бы хотел чтобы Нетфликс, собирал обо мне данные напрямую.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Быков

Это ограничения самого нетфликса. Приложение доступно только на моделях, которые имеют их сертификацию
У меня так на ТВ приставке, пришлось качать apk из стороннего источника

Ответить
Развернуть ветку
Николай Кузнецов

Угу, мало кто из обычных пользователей андроид-приставок вкурсе , что если приложение не хочет ставится из гугл-маркета, то может быть установлено из скачанного файла. Это в частности позволяет пользоваться и старыми версиями с более минималистическим интерфейсом.

Ответить
Развернуть ветку
Рулон Бобоев

Раскрою секрет на вашем сяоми стоит неофициальный андройд тв, поэтому нетфликс на него не ставится. На сони с андройд тв нетфликс стоит из коробки

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Kachanov

Да пусть собирают любую информацию,простому и честному человеку то что бояться?

Ответить
Развернуть ветку
К М

Покупаем китайскую Android приставку, при желании заливаем какую-нибудь прошивку с 4пда и смотрим на смарттв используя как монитор. Ах да, не забываем установить LazyMedia

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий

Я так и сделал, теперь рекламы нет нигде, а функционал стал серьезно шире

Ответить
Развернуть ветку
new_comment

А уже есть закон, обязывающий производителей телеков хранить данные в РФ?

Ответить
Развернуть ветку
Denis Bystruev
Ответить
Развернуть ветку
Bakyt Naurzalinov

Это про персональные данные, если по ним можно идентифицировать конкретного человека, а если данные анонимны - то необязательно хранить их в России

Ответить
Развернуть ветку
alla kedrova

А под закон о персональных данных можно подвязать обязаловку для производителей телеков хранить данные в РФ?

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Kashkin

Чем это усилит вашу приватность?

Ответить
Развернуть ветку
Иван Синицын

Что-то какие то копейки они получают с этого.

Ответить
Развернуть ветку
К М

Да? Можете дать мне пару таких "копеек"?

Ответить
Развернуть ветку
Бабка в засаде

Хз, ну собирают они что я смотрю, и чо дальше? Вообще похую если честно. Что они дальше такого ужасного сделают с этим списком?
1) teen girls having fun in bedroom
2) massage turned into hot action
3) busty milf giving head in the morning

Ответить
Развернуть ветку
Denis Pilipenko

Выглядит конечно как страшная страшилка. Но почему-то никогда не упоминается такое понятие как обезличенные данные. И тут на самом деле многое завязано на законодательство каждой из стран. Но в целом, корпорации покупающие данные у их сборщиков получают информацию не конкретно о вас. Конкретно вы никому из корпораций не интересны. И по этим данным либо невозможно, либо неоправданно затратно отследить конкретного человека.А интересны условные 500 тыс человек которые, например, купили шубу, а значит теперь на почту можно им отправить инфу по "закрытию" ювелирных магазинов. И сделать это можно даже не имея самих адресов e-mail. Я конечно говорю про добросовестных пользователей и тут опасаться надо как раз не крупных корпораций.

Ответить
Развернуть ветку
grey-pz

А если ТВ только к антене подключено, оно что-то собирает?

Ответить
Развернуть ветку
К М

Собирает, но не передает

Ответить
Развернуть ветку
Павел

Пользуюсь Google Chromecast и шлю данные Гуглу напрямую без всяких левых контор! :)

Ответить
Развернуть ветку
41 комментарий
Раскрывать всегда