Бывшие сотрудники Илона Маска открыли новые компании: как появилась и чем занимается «мафия Tesla» Статьи редакции

Экс-коллеги предпринимателя из Parallel Systems разрабатывают железнодорожные платформы, из Redwood Materials — перерабатывают аккумуляторы, а Aurora Innovation создаёт свою версию автопилота.

19 января 2022 года два бывших инженера SpaceX Бен Стейблер и Джон Говард во главе с Мэттом Соулом, сотрудником отдела авионики, публично объявили, что работают над проектом электрических железнодорожных платформ, а их стартап Parallel Systems привлёк $53,3 млн инвестиций.

Это не первый случай, когда бывшие сотрудники Илона Маска создают новые компании. В феврале 2021 года Forbes заявил, что основатель Tesla не только совершил революцию на рынке электромобилей, но и ещё создал себе конкурентов с миллиардными активами из бывших сотрудников.

Это хорошее сообщество. Я очень рад видеть, какими успешными и влиятельными в разных областях стали некоторые мои бывшие коллеги.

Стерлинг Андерсон, экс-сотрудник Tesla и сооснователь компании-разработчика автономных автомобилей Aurora Innovations

Основателей новых компаний Forbes назвало «мафией Tesla», хотя среди них есть также бывшие сотрудники SpaceX. Название дали по аналогии с «мафией PayPal» — её работники, в числе которых был Маск, открыли семь «компаний-единорогов»: Tesla Motors, Linkedin, Palantir, SpaceX, Yelp, YouTube и Yammer.

Sila Nanotechnologies

Джин Бердичевский (в центре) — седьмой сотрудник Tesla и основатель Sila Nanotechnologies

Привлекла инвестиций: $880 млн.

Оценка компании: $3,3 млрд.

Год основания: 2011.

Основатели: выходец из СССР Джин Бердичевский, седьмой сотрудник в истории Tesla, его коллега по компании Алекс Джейкобс и эмигрант и профессор инженерии Технологического института Джорджии Глеб Юшин.

Чем занимается: разрабатывает способы увеличить ёмкость литий-ионных аккумуляторов. Компания предложила заменить в батареях анод из графита на её разработку-аналог из кремния.

Бердичевский работал в Tesla с 2004 года в должности главного инженера по аккумуляторам для проекта Roadster, первой попытки компании создать электромобиль для потребительского рынка. Он понял, что его больше интересуют новые способы производства аккумуляторов — более дешёвых и с большим запасом энергии.

В 2008 году Бердичевский уволился, в 2010 году получил степень магистра технических наук в Стэнфорде и запустил Sila Technologies в 2011 году.

Обычно литий-ионные аккумуляторы состоят из четырёх основных компонентов: анода из графита, катода, сепаратора и электролита. Sila Nanotechnologies предложила изготавливать анод из более энергоёмкого наноструктурного кремния. Компания также утверждает, что для её разработки не нужно изменять процесс производства литий-ионных батарей или оборудование.

В январе 2021 года Sila Nanotechnologies привлекла $590 млн инвестиций и заявила, что собирается построить в Северной Америке завод для создания анодов из кремния и запустить производство в 2024 году.

В октябре 2021-го на рынке впервые появилось устройство с аккумулятором на основе анода от Sila Nanotechnologies — фитнес-трекер Whoop 4.0.

Northvolt

Завод Northvolt на севере Швеции 

Привлекла инвестиций: $6 млрд.

Оценка компании: $11,75 млрд.

Год основания: 2016.

Основатели: бывший вице-президент Tesla по работе с поставщиками комплектующих Питер Карлсон и бывший исполнительный директор цепочки поставок Tesla Паоло Черутти. У Карлсона почти двадцатилетний опыт — он работал в NXP Semiconductors и Sony Ericsson. Черутти 15 лет сотрудничал с Renault-Nissan.

Чем занимается: В 2017 году целью проекта стали разработка «самого экологичного в мире» аккумулятора и налаживание поставок таких элементов питания в Европу.

В июне 2019 года компания привлекла $1 млрд инвестиций на строительство крупнейшего в Европе завода аккумуляторов на севере Швеции в районе города Шеллефтео. Он стал аналогом Gigafactory — производства аккумуляторов, которое Маск развернул в Техасе ещё в январе 2017 года.

В декабре 2021 года Northvolt выпустила первый литий-ионный автомобильный аккумулятор на своём заводе. The Guardian пишет, что она первой в Европе может начать производство продукции в масштабе Gigafactory — достаточном для того, чтобы обеспечить накопление около 15 гигаватт-часов энергии в батареях за год.

Aurora Innovation

Одна из тестовых машин с беспилотным управлением от Aurora Innovation

Привлекла инвестиций: $2,1 млрд, стала публичной в ноябре 2021 года.

Оценка компании: $13 млрд.

Год основания: 2017.

Основатели: экс-сотрудник Tesla Стерлинг Андерсон.

Чем занимается: разрабатывает технологию самостоятельного вождения для автомобилей.

В 2013-2016 годах Андерсон работал над кроссовером Model X и руководил разработкой технологии беспилотного вождения Autopilot.

После запуска в 2017 году к Aurora Innovation присоединились бывший руководитель подразделения Google по разработке беспилотных автомобилей Крис Урмсон и исследователь искусственного интеллекта из Университета Карнеги-Меллона Дрю Бэгнелл.

В апреле 2017 года Tesla обвинила Андерсона и Урмсона в переманивании её сотрудников в новый стартап по производству беспилотных автомобилей. Чтобы урегулировать конфликт, Aurora Innovation заплатила предприятию Маска $100 тысяч и разрешила нанять независимого аудитора для проверки своих систем на предмет конфиденциальной информации Tesla. Стартап пообещал не приглашать к себе на работу сотрудников или подрядчиков компании.

В январе 2018 года Aurora Innovation подписала договоры с Volkswagen and Hyundai — по ним компания в партнёрстве с автопроизводителями собралась разрабатывать ПО автопилота для автомобилей.

В декабре 2020 года Uber продала компании своё подразделение для работы с беспилотными автомобилями Advanced Technologies Group. В феврале 2021 года Aurora Innovation заключила сделку с Toyota и японским производителем автозапчастей Denso — они договорились о совместной работе над проектом самоуправляемых такси.

В апреле 2021 года Андерсон заявил, что впечатлён работой автопилота Tesla FSD, но считает, что разработки его компании справляются с управлением без человека лучше. В сентябре Aurora начала работать над доставкой грузов американской компании FedEx Corp на беспилотных грузовиках брендов Peterbilt и Kenworth.

В третьем квартале 2021 года выручка компании составила $55,6 млн, а убыток — $133,35 млн.

Redwood Materials

Соучредитель Tesla и основатель Redwood Materials Джей Би Страубель

Привлекла инвестиций: $792 млн.

Оценка компании: $3,7 млрд.

Год основания: 2017.

Основатели: соучредитель Tesla Джей Би Страубель.

Чем занимается: перерабатывает батареи с истёкшим сроком службы и затем поставляет сырьё производителям аккумуляторов и электромобилей.

Страубель основал Redwood Materials в 2017 году и спустя два года покинул должность главного технического директора в Tesla. В новом проекте Стаубель занялся переработкой аккумуляторов.

Чтобы бороться с изменениями климата, мы должны устранить воздействие наших продуктов на окружающую среду.

Джей Би Страубель

В сентябре 2021 года о сотрудничестве со стартапом объявил Ford, автопроизводитель также инвестировал в компанию Страубеля $50 млн. В январе 2022 года Panasonic объявила, что начнёт использовать переработанное сырьё Redwood Materials для производства батарей на Gigafactory Tesla.

Stellar Pizza

Гендиректор Stellar Pizza Бенсон Цай на фоне грузовика с роботом

Привлекла инвестиций: $9 млн.

Оценка компании: неизвестно.

Год основания: 2019.

Основатели: трое бывших инженеров SpaceX, Бенсон Цай, Брайан Лангоне и Джеймс Вахависан.

Чем занимается: инженеры разработали робота, который делает пиццу за 45 секунд.

Они собираются открыть свой первый ресторан Stellar Pizza весной 2022 года через дорогу от штаб-квартиры SpaceX в Калифорнии. Пока что на этом месте находится только грузовик компании с роботизированной кухней внутри — пиццу можно заказать через мобильное приложение.

К основателям стартапа после запуска присоединились ещё 20 сотрудников SpaceX, компания планирует выпустить ещё шесть роботов для установки в грузовиках в 2022 году. По словам Цая, ему неизвестно, пробовал ли Маск их пиццу — но утверждает, что это уже сделали многие из его старых коллег в SpaceX.

Parallel Systems

Испытания первых прототипов беспилотных платформ с транспортным ISO-контейнером

Привлекла инвестиций: $53,3 млн.

Оценка компании: неизвестно.

Год основания: 2020.

Основатели: двое бывших инженеров SpaceX Бен Стейблер и Джон Говард во главе с Мэттом Соулом, бывшим сотрудником отдела авионики.

Чем занимается: компанию открыли для разработки и строительства железнодорожных электрических платформ, которые смогут перевозить грузы в стандартных транспортных ISO-контейнерах при минимальном контроле со стороны человека.

В Parallel Systems Стейблер стал вице-президентом по ПО, а Говард — вице-президентом по инжинирингу.

В январе 2020 года Соул открыл компанию вместе с двумя другими сотрудниками SpaceX, Джоном Говардом и Беном Стейблером, и привлёк $3,8 млн инвестиций от Congruent Ventures. Впервые публично о работе над проектом он рассказал 19 января 2022 года.

Разработчики утверждают, что для перевозки одной единицы груза их платформам потребуется четверть от энергии поезда в той же ситуации.

В Parallel Systems считают, что их разработка позволит сделать железнодорожные перевозки более гибкими. В 2022 году компания работает над прототипами, у неё ещё нет клиентов или доходов.

First Resonance

Сооснователи First Resonance Нил Сарраф и Каран Талати

Привлекла инвестиций: $19,3 млн.

Оценка компании: неизвестно.

Год основания: 2020.

Основатели: бывшие инженеры SpaceX Нил Сарраф и Каран Талати.

Чем занимается: First Resonance продаёт компаниям своё ПО для управления производством.

Компания утверждает, что её платформа Ion полезна не только для космической индустрии. В список клиентов стартапа входят Joby Aviation, Cobalt Robotics, Matternet, Astra, Reliable Robotics и многие другие, суммарно около 30 предприятий.

По словам соучредителя и гендиректора First Resonance Карана Талати, Ion позволяет «быстро и многократно корректировать производственный процесс» и автоматизировано отслеживать его детали.

Схожий подход в своём ПО использовала SpaceX, и Талати считает, что именно за счёт отслеживания ошибок и конкретных частей ракет компании удалось добиться большего успеха в космосе, чем стартапам-конкурентам.

0
12 комментариев
Написать комментарий...
Alexandre Svergoun

В России с мафиями тоже всё в порядке. Мафия кооператива Озера очень успешная, её выходцы "основали" кучу госкорпораций, министерств и даже президенский пост.

Ответить
Развернуть ветку
Роман?

Подскажите, что лучше: Canada Goose, Nobis или Kanuk? Ломаю голову, что же заказать. Может у вас есть опыт эксплуатации?

Ответить
Развернуть ветку
Alexandre Svergoun

Я предпочитаю kanuk. Более крепкий и функциональный. По изоляция тоже отлично (я брал модель с гусинным пухом).

Ответить
Развернуть ветку
Егор Ярко

Долго думал, как на русском будет звучать Джин, пока не загуглил. Джин сокращение от Юджин, а это Евгений. Забавно. За материал лайк

Ответить
Развернуть ветку
Art.Spark

" Джин Бердичевский " ... звучит то как )))

Ответить
Развернуть ветку
Lexx Sky

Аккумуляторные тележки? Реально? И на это дают бабки?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Lexx Sky

Ну, у меня появилась идея стащить это сюда, предложу на ближайшем собрании. Так что, если проект пойдет дальше, может статейку сюда накатаем. Одну статью от коллег тут уже недавно видел

Ответить
Развернуть ветку
Maksim Shcheglov

тащите норм тема вообще

Ответить
Развернуть ветку
Lexx Sky

Уже предложил. В итоге будем подключать несколько департаментов- IoT, электротранспорт и тех чуваков, что у нас с РЖД работают

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Клюев

то, что они с ним работали, еще не значит, что они могут думать и создавать то же самое, что и он

Ответить
Развернуть ветку
Баландина Ольга

Отличная статья, спасибо)

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Раскрывать всегда