Куда занесло «Алису»: краткий обзор рынка «умных» колонок в России и мире Статьи редакции

Amazon, Google, Apple и «Яндекс» сражаются за пользователей, которым пока не нужны такие устройства.

Источник: Cnet

По данным аналитической компании Canalys, к концу 2018 года рынок «умных» колонок вырастет до 100 миллионов пользователей, что в 2,5 раза больше прошлого года. Устройства на базе Amazon Echo займут более 50% рынка, на базе Google — 30%, а Apple HomePod купят только 4% потребителей.

График роста пользователей «умных» колонок до 2022 года

Разрыв между Amazon и Google будет постепенно сокращаться: к 2022 году доля сравняется и составит 34%.

В США «умные» колонки перестали быть новинкой. В феврале 2018 года уже у 20% американцев дома стояло хотя бы одно подобное устройство. Этому способствовало несколько факторов:

  • Жестокая ценовая война между Google и Amazon. Компании стремятся увеличить пользовательскую базу и забрать потребителя в свою закрытую экосистему.
  • Разнообразие устройств. Google и Amazon перед распродажами анонсируют новые устройства, снижают цены и предлагают максимально доступные колонки, 29-долларовые Amazon Echo Dot и Google Home Mini.
  • Активные рекламные кампании «умных» колонок в Черную пятницу.
  • Проникновение «умных» колонок в домохозяйства с низким доходом. Устройства подешевели, упростились и перестали быть игрушкой для богатых любителей технологий.
График распространения «умных» колонок в домах США
  • Простота. Голосовые помощники популярны у детей и пожилых за счет развлекательных функций и простого управления. Дети воспринимают Alexa как друга, играют, общаются, задают вопросы.

Растет число пользователей сразу с несколькими колонками в доме: с 20% в июне 2017 до 30% в феврале 2018 года. 10,5% жителей США имеют три и более колонок в доме для каждой комнаты.

График изменения демографии пользователей «умных» колонок за 2017-2018 года

Китай, по мнению аналитиков — «спящий гигант» с огромным потенциалом роста в 450 миллионов домохозяйств (городских семей с подключенным интернетом). Со второй половины 2017 года Alibaba, Baidu, Teccent и Xiaomi инвестируют в разработку собственных «умных» колонок и ожидают распродаж во второй половине года, чтобы предложить максимально широкий выбор устройств.

Китайцы требовательны: им очень важно качественное распознавание голоса и эффективное взаимодействие с помощником. Это главные факторы, которые позволят рынку расти, а пока наблюдается временное затишье.

Топ-5 стран, в которых распространены «умные» колонки, слева 2017 год, справа 2018 год

Почему растет популярность «умных» колонок

Изначальная концепция «умных» колонок — хаб для развития «умного» дома, который может управлять другими устройствами, заказывать товары и услуги.

По оценке Adobe, уже 22% владельцев «умных» колонок используют их для шопинга.

Голос предпочтительней «ручного управления» в ряде задач: к примеру, попросить Amazon Alexa включить определенную музыку или закинуть товар в корзину на Amazon занимает пару секунд и не отвлекает от остальных действий.

Экосистемы «умных» колонок

Как и в случае с мобильными операционными системами, основная задача корпораций — привлечение разработчиков к своим ассистентам для развития навыков. Чем больше умеет умная колонка, тем больше шансов, что пользователь «подсядет» на экосистему и не перейдет к конкурентам.

Экосистема Alexa

Например, в базе Alexa более 25 тысяч навыков-приложений, большую часть которых написали сторонние разработчики, а самые популярные навыки ежемесячно вознаграждаются Amazon. Умения разбиваются по категориям: музыка, спорт, покупки, новости и другие.

Кроме этого, в сентябре 2017 года появился конструктор навыков Storyline от белорусских разработчиков, позволяющий создать алгоритм приложения без знаний программирования. С момента запуска сервис привлёк 12 тысяч пользователей, которые создали 2500 «навыков» — более 6% всех «навыков» на платформе Alexa Skills Store.

В Alexa интегрируются услуги практически любой сферы бизнеса: заказ еды, вызов такси, покупка билетов на транспорт и в кино, бронирование столиков в ресторанах.

Основные преимущества Amazon Echo — открытость платформы и тесная связь с собственной торговой площадкой. У Google иной путь развития — Google Home работает с десятками розничных торговцев, включая основного конкурента Amazon, Walmart и в большей степени самостоятельно интегрирует навыки. Кроме того, Google Assistant встроен в новые версии Android.

Война между Google и Amazon растет — так, Walmart во время Черной пятницы продавал исключительно устройства Google, проигнорировав «умные» колонки Amazon.

Сейчас Amazon начинает выходить за пределы «умного» дома, создавая новые сценарии использования в коммерческой сфере: спортзалах, отелях, офисах, аэропортах. Для этого разработаны новые платформы: Alexa for Business и Alexa for Hospitality.

Российский рынок

Голосовое управление в России и странах СНГ пока не популярно: на мобильных устройствах Siri предлагает лишь базовые функции, а Google Assistant и Microsoft Cortana не работают на русском языке.

Ситуацию планирует изменить Яндекс с голосовым помощником «Алиса» и первой умной колонкой на базе «Алисы» — «Яндекс.Станцией». У «Алисы» есть свой аналог «умений», платформа «Яндекс.Диалоги», на которой разработчики могут создать навыки для голосового ассистента. В «Алису» уже интегрировали свои «навыки» McDonalds, «Папа Джонс», « Альфа-Банк», «Сбербанк», Sports.ru, Headhunter, «Известия», S7 и другие компании.

Первая партия «Яндекс.Станции» была распродана менее чем за сутки, а с 11 июля открыт предзаказ на колонку в маркетплейсе «Беру» и на «Яндекс.Маркете».

«Яндекс.Станция»

На базе «Станции» разрабатывается система «умного» дома, ведутся переговоры с потенциальными партнерами. Сейчас небольшие элементы «умного» дома уже встроены в «Алису» — она может работать с системой безопасности «Гольфстрим», включать сигнализацию и вызывать полицию.

Прогноз

«Умные» колонки — быстрорастущая отрасль. Свои гаджеты представило большинство крупнейших корпораций США, Китая и местных рынков. По прогнозам Gartner, объем рынка «умных» колонок к 2021 году достигнет $3,5 млрд.

Аналитик компании Canalys Бен Стентон считает, что активный спрос на колонки происходит из-за двух причин. Смарт-колонка становится фундаментом для управления всей домашней экосистемой, а стоимость устройства резко упала.

В дальнейшем, по мнению Стентона, Google и Amazon попытаются монетизировать возможности «умных» колонок, к примеру, разрешив рекламу или предлагая расширенные функции по подписке. Что касается Apple и Microsoft — компании находятся в роли догоняющих, а Apple HomePod может быстро остановить свой рост, когда исчерпает лимит лояльных пользователей. Причина в высокой стоимости и слабых возможностях по сравнению с конкурентами.

По мнению сооснователя «Яндекса» Аркадия Воложа, уже через 5–10 лет голосовые помощники станут повседневным делом. Большая часть сервисов будет управляться голосом, а себестоимость микросхем для создания «умного» устройства сократится до минимума.

0
16 комментариев
Написать комментарий...

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Денис Кулагин

Во многих машинах и на многих дачах есть радио с рекламой. И ничего. Вопрос только в том, даёт ли устройство достаточно ценности, чтобы рекламу терпеть.

Ответить
Развернуть ветку
Marow from Neverland

ни одна радиостанция не получает деньги за то, что кто-то покупает радиоприемник, в отличие от яндекса. если бы они позволяли выбирать голосового помощника, тогда бы ваша аналогия была более уместной.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Кулагин

Судя по статье устройства продаются по цене около себестоимости с заделом на подписную модель монетизации. Именно поэтому Киндлы были дешевле конкурентов и их до кризиса успешно везли в Россию серыми партиями.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Денис Кулагин

В колонке кроме устройства есть сервис, создание и поддержание которого стоит денег.

Так что аналогия с производителями радиоприёмников здесь не проходит.

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Kenig

Алиса!
Когда у товарища майора день рождение? 😎

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Делюкин
Автор
Ответить
Развернуть ветку
Денис Кулагин

Общение с техникой голосом на естественном языке было мечтой ещё двух Стивов. Так что здесь вопрос только в развитии NLU — понимания машиной естественного языка. Вопрос с распознаванием голоса уже решён на превосходном уровне.

Ответить
Развернуть ветку
Stan Podolski

На этом рынке есть пока 2 игрока:
Алекса
ОкейГугл

Эппл слишком привязал себя к ай-устройствам. И когда это не ай, то это ой
А яндекс... простите, это что или где?

Ответить
Развернуть ветку
Денис Кулагин

У Эппла и свой коммьюнити некислый. Чай не пропадут.

Ответить
Развернуть ветку
Sam Beckett

Я правильно понимаю, что пока что это больше игрушка, нежели удобный и полезный девайс на каждый день?

Ответить
Развернуть ветку
Олег

Лучше бы Яндекс рассказал почему Алиса хамит. А две разговаривающие Алисы вообще в ругань скатываются. Это не умная колонка, а хамоватая колонка.

Ответить
Развернуть ветку
S.Z

Иди нахер

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Zamyatin

Отличный обзор, спасибо.
На данный момент пользуюсь Google Home Mini в связке с Chromecast - получается весьма недурно. Но о покупке Alexa тоже подумываю иногда.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Rocky Three

Это какое-то одноколоночное мышление..

Ответить
Развернуть ветку
onepositive

напомните мне, а зачем вообще нужны эти колонки?

Ответить
Развернуть ветку
Roman Maximov
Ответить
Развернуть ветку
13 комментариев
Раскрывать всегда