Как в России потратить 10 лет на свои AR-очки и так ничего не выпустить

Часть наших разработок с 2013 по 2022 год

Меня зовут Илья, я основатель компании iFlexible. В далеком 2011-2012 году, я пытался сделать искусственные мышцы на основе различных технологий. В тот момент я делал упор на полианилин (как добавку к резине) и на материалы со сплавом формы (на основе нитинола). Но тогда оба варианта оказались провальными, а уходить в более сложные EAP (электронно активные полимеры) я не хотел, так как там требовались нанотрубки, которые тогда стоили дорого. Но забегая вперед скажу, что работа с полианилином дала возможность изучить как он меняет цвет, в какой-то степени прозрачность. Но тогда мне это было не нужно. И сейчас снова вернулся к опытам с ионными EAP.

Следующая моя идея фикс была очки. А почему до сих пор нет AR очков, управляемых мозгом? Мне тогда казалось, что все технологии уже есть и надо только собрать их. Нейродатчки с игрушками, видео-очки, мини компьютеры. Я по наивности тогда думал, что достаточно все соединить и вуа-ля.

Я зарегистрировался на форуме, где народ собирает свои проекторы и понеслась

Мне потребовался год, чтобы овладеть простыми программами для проектирования оптических схем, на более сложные ушло гораздо больше времени.

Я пробовал тогда лить свою оптику, проводя кучу опытов. Обменивался опытом, искал решения. Сейчас этот опыт очень ценный, так как позволяет мне изготавливать ее самостоятельно.

Первый прототип Gepse

Так у меня появился первый прототип, собранный из изоленты. Это было до появления Google Glass.

В тот период я сливал всю з/п на скупку всех имеющихся на рынке очков и разбирал их, чтобы изучить как они устроены и ради микродисплеев для опытов (покупать новые было дорого), затем выкладывал в общий доступ их внутренности. За это время мне пришлось самому спроектировать кучу оптических инструментов, так как я не мог позволить себе купить их (они стоили 10-50 тыс долларов).

Первый прототип, аналог современного nReal (2014-2015 год)

Постепенно вокруг сформировалась группа единомышленников и мы стали работать вместе. Мы повторяли чужие оптические решения и реализовывали свои. Еще в 2014 году мы попробовали то, что сейчас выпускает nReal. Тогда первыми это делали Meta Pro, в их первом прототипе. По итогу мы отказались от этого, так как тогда решили, что этот вариант оптики полная хрень (высокие светопотери яркости картинки).

Затем в 2015 я участвовал в Startup Village в Сколково со своим проектом Gepse. Мы собрали тогда грубую модель, которая была далека от совершенства.

Наша презентация на Startup Village. На ее создание у нас было всего 2 недели.

На защите были представители разных компаний Mail, IBM (или Oracle точно не помню), и еще ряда компаний. Смысл моих AR очков был в том, чтобы освободить руки, заменив телефон на очки. Тогда кто-то в жюри из Mail, сказал мне «А зачем нам свободные руки и экран у глаза? Меня и так все устраивает, я могу достать телефон и так все сделать». Тогда и сейчас я считаю этого представителя компании ограниченным, который и с лошади бы не пересел на авто.

Вот с этим и Gepse мы пришли в Роскосмос

В общем, выступление на Startup Village в Сколково вызывало у меня апатию. Но в этот момент с нами связался суб-подрядчик Роскомоса и предложил сделать очки для космонавтов. Я не хочу вдаваться в подробности, но в итоге мы отказались. Там была коррупционная схема, в которой хотели, чтобы мы сделали проект за миску с супом. А в конце вообще сказали, что мы даем вам 900 тыс руб и сделайте, а дальше уже будем решать. Я тогда послал их (за эти деньги я даже комплектующих не смог бы купить). Тогда они попытались переманить инженера из моей команды, но тот отказал.

Прототип Glazz

Но, мы уже стартовали проект (спроектировали оптику, начали проектировать очки), потому что нам оставалось только подписать договор.

То что планировалось сделать

Я тогда решил, что мы продолжим проект за свой счет. Так на свет появился еще один проект очков Glazz.

Параллельно мы делали прототипы для Армейки. Не хочу останавливаться на этом. Скажу коротко, там тоже жопа, когда каждый прикрывает свою и хочет получить готовое за миску риса.

Вот эту нашу маску думали адаптировать для пинтбола, но забили. Оптика в ней очень сложная и поэтому дорогая.

Каждый раз мы клали наш прототип в чёрный ящик. Была мысль запустить выпуск этих масок для пейнтбола для вывода карты/прицела/картинки с дрона, но стоимость их очень большая из-за сложной оптики (продавать ниже 1000$ было бессмысленно и не факт, что в плюс), а рынок пейнтболистов 0.000…1% и еще меньше тех, кто сможет позволить ее себе купить.

Первый наш прототип Eva, аналога RealWear.

Затем к нам обращались разные компании Росатом, Газпромнефть, Сибур, Ланит и просили сделать аналог Real Wear (так как его используют на практике), потому что вкладываться в проект Glazz никто не хотел.

Выше про историю как мы бились, пытаясь получить их финансирование. Российские крупные корпорации — это болото. Они готовы тратить миллионы рублей покупая готовое, чем вложить меньшие деньги и сделать свое. Российские корпорации годами могут тянуть согласовывать какие-то копейки, где на выходе ты еще должен делать за свой счет и потом возможно тебе переведут деньги. Я уже не говорю, что тебе придется постоянно делать им отчеты о ходе работ и все это за миску риса, где ты еще должен будешь отдать свою.

В итоге я плюнул на все гос компании и решил, быстро запустить свой аналог с улучшенными характеристиками.

В чем его плюс, лучше параметры: вместо непрозрачного монокляра – AR оптика, больше угол обзора. Какие плюсы для нас? Мы сами изготавливаем оптику, сами льем ее, сами изготавливаем 3D камеры – это уже на старте снижает стоимость затрат.

Так же мне предложили выпустить школьные AR DIY очки – как смесь двух наших старых прототипов. Такой доступный набор AR-очков, чтобы можно было знакомиться с разработками AR на практике. Решили, что будет две модели Lite (к компу) за 20 тыс руб и Pro (автономная) за 30 тыс руб. Где на борту будет 3D камера, AR-оптика и т. д. Ребенок сможет не только изучать программировать под AR, но и делать свои очки. Но в целом, данный продукт рассчитан на школы для классов информатики (сейчас интерес со стороны образования к этим очкам есть).

Сейчас пока проект ждет одобрения пилотного проекта в ДИП от московского кластера. Пока нашей пилотной заявке отказали, но вроде обещали разобраться с одобрить. Ждем уже с конца мая.

Один из поздних прототипов Gepse

Так же решил быстро выпустить облегченную версию Gepse. Это автономный AR монокуляр, но без всяких ЭЭГ датчиков и немного более крупный, но более производительный и с камерой на борту.

Из-за китайской пандемии в Шанхае у нас сбились сроки выпуска. Ждали поставку электроники.

Наша технология динамической прозрачности

За эти годы мы так же разработали свою технологию динамической прозрачности основанной на берлинской лазури. Она была нужна нам для AR-очков. Сейчас не одни очки не могут работать на улице, так как солнечный свет перебивает яркость с дисплеев. Аналогично, темные очки не позволяют работать с ними при слабом свете. Поэтому без динамической прозрачности тут никуда. Но сейчас денег оставили это до лучших времен, так как все одновременно мы финансово пока не тянем.

Достаточно пальчиковой батарейки

Она может изменять прозрачность под действием батарейки. При чем питание нужно, чтобы только изменить состояние. Затем прозрачность «запоминается» и уже не требует питания для ее поддержания. Для AR очков это важно, чтобы не разряжать батарею.

Как итог:

Один из первых прототипов Eva

EVA должна появиться в продаже в августе.

Параметры:

- AR прозрачный экран, монокуляр

- угол обзора 40 градусов

- 1080х768 цветной

- процессор 2 Гц

- Sim 4G, WiFi, Bluetooth

- сменная батарея 2400 mAh, около 10 часов работы

- 4-е сменных модуля: фонарь, HD камера, 3D камера, тепловизор

Прототип Gepse, каким он должен был стать, если бы удалось в свое время найти деньги на разработку электроники.

Запуск Gepse Lite пока намечен на октябрь-ноябрь, там еще предстоит переделать дизайн под более крупную электронику.

- AR прозрачный экран, монокуляр

- угол обзора 20 градусов

- 640х480

- процессор 2 Гц

- камера 720HD

- WiFi, Bluetooth

- сменная батарея 1200 mAh, около 8 часов работы

Версия Glazz, которая которую тоже придется менять, так как на проектирование нормальной электроники денег мы не нашли. Поэтому ставим, что есть.

Glazz мы планируем запустить в продажу в декабре. Его параметры.

- AR прозрачный экран, бинокуляр

- угол обзора 40 градусов

- трекер глаза

- OLED 1920х768

- процессор 2 Гц

- камера 720HD

- 5G Sim, WiFi, Bluetooth

- сменная батарея 1200 mAh, около 8 часов работы

Промежуточный черновой вариант

Школьные очки должны выйти в свет в августе-сентябре.

- AR прозрачный экран, монокуляр

- угол обзора 40 градусов

- 800х600 цветной

- процессор 1 Гц

- WiFi, Bluetooth

- батарея 400 mAh, около 1 часа работы

- 3D камера

- DIY корпус, возможность собрать свой, под свои задачи

PS:

Оглядываясь назад, наверное следовало уже тогда выпускать продукты в любом виде и потом уже клепать улучшенные новые версии. Не искать лучшее решение, а для старта запустить с более плохим.

Надо было тогда плюнуть на все и переезжать из России, но тогда я верил в Сколково, гос. корпорации и прочие сказки, российские инвестиции.

Привлекая инвестиции в России меня всегда спрашивали, чем это лучше очков от Microsoft и других. Я много лет оббивая корпорации, фонды говорил, что надо делать хоть что-то. Потому что, чем больше в России забивают на разработки своих AR очков, тем существеннее разрыва с западными компаниями. И в итоге будет как с процессорами, когда мы просто не сможет делать свои. Все игнорировали, тогда мои слова. Сейчас в итоге остались сидеть с голой жопой. Поэтому я решил быстро сделать запуск уже отработанных наших решений.

От себя добавлю, я не верю, что в России есть деньги на нормальные разработки. Мышление наших людей и государство – это как вложить деньги, быстро получить большую прибыль и при этом еще получить% с вложенных (кредит). Либо как дать миску еды в расчете получить вторую Apple.

Для примера, у меня есть проект создания оборудования для производства тянущейся электроники. Так вот Европейская компания получила под аналогичный проект 4 млн евро на срок 3-4 года, а получил в фонде Бортника 2 млн руб на срок 1 год из которых 1 млн руб съедает просто содержание компании. Сильный контраст.

Надеюсь после старта продаж я смогу снова заняться проектом Gepse и доделать электронику.

Сейчас для Gepse мы работаем над голографической оптикой, жидкокристаллическими линзами с динамической оптикой, динамической прозрачностью на основе берлинской лазури, с ионными активными полимерами для выдвижения экрана и тянущейся электроникой для тянущихся шлейфов.

Тут я периодически показываю ход работ разных наших проектов: https://t. me/greenruff

Собственно, сайт нашей компании. Сделали, чтобы просто был: https://iflexible. tech/

Сайт проекта Glazz: https://glazz. tech/

0
202 комментария
Написать комментарий...
Дмитрий Перепёлкин

Музыка на видео что хоть уши затыкай :( Не соглашусь с остальными, что рынка нет. Но без платформы, на которой можно будет писать свои приложения и адаптировать мобильные, к сожалению, не более чем игрушка для массового рынка, которая рано или поздно надоест. Я бы вот купил с удовольствием.

Вот тоже русские ребята, тоже 10 лет делали:
https://livemap.info/

Правда у них ЦА более узкая.
Не знаю, в итоге доделали или нет, но интерес у мотоциклистов вызвали.

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Zelenskiy
Автор

Да, Андрей молодец.
Насчет музыки, то у нас не было опыта в видео презентациях, не было денег, и было только 2 недели.
Насчет платформы - согласен полностью. Без инфраструктуры (обвязки) - это просто набор "мигающих лампочек".

Ответить
Развернуть ветку
199 комментариев
Раскрывать всегда