Интернет для дачника, часть третья: сравнение роутеров от зарубежного и отечественного производителей

Некоторое время назад я писал сравнительный тест 4G-роутеров для дачи. Тема оказалась востребованной, и ко мне обратился российский производитель устройств для работы в сетях 2G, 3G, 4G.

Тем интереснее было протестировать российский роутер и сравнить его с победителем прошлого теста — Zyxel 3316. Сразу скажу, что я всячески стараюсь поддерживать отечественного производителя, тем более если качеством и по функциям он не уступает зарубежным конкурентам. Но и замалчивать о недостатках я не буду.

Кроме того, поделюсь собственным опытом превращения обычного автомобиля в мобильную точку доступа в интернет для целого лагеря или дачи.

Вопрос удалённой работы или просто жизни за городом так или иначе связан с техническими вопросами: аварийное или автономное электроснабжение, нормальная связь с интернетом.

Последнее особенно важно в связи с тем, что многие мои друзья и знакомые на лето выбираются работать на дачи, а многие перебрались жить в частные дома. При этом нормальным интернетом оснащены лишь те дома, которые находятся в городской черте. Но и их зачастую подключают только по оптоволокну за 15–40 тысяч рублей.

Вот и остается сидеть на мобильном интернете, выискивая наиболее быстрого и недорогого провайдера из тех, что представлены на рынке. Но речь пойдет не о подборе провайдера, а о выборе роутера. В прошлом тесте честно победил роутер Zyxel LTE3316-M604, продемонстрировав максимальную скорость при прочих равных условиях: время, провайдер, внешняя антенна.

На этот раз с прошлым победителем я буду сравнивать роутер Tandem-4GR и модем Tandem-4G+ производства компании Microdrive. Была мысль просто дополнить предыдущий материал, но дополнение получалось массивным, поэтому я решил разместить отдельную статью.

Итак, роутеры Tandem являются платами российского производства, но с иностранной элементной базой. А чего ещё ждать при уничтоженном собственном производстве радиоэлементов? Но зато использован действительно серьёзный подход.

Достаточно взглянуть на суровый и крепкий металлический корпус — это скорее промышленное решение, нежели пластиковая мыльница-роутер, которая стоит у многих в прихожей.

Тем интереснее, ведь условия эксплуатации будут жёсткими: я решил не только испытать его в качестве домашнего роутера на чердаке, рядом с антенной, где зимой бывает до -35 °C, а летом все +50 °C, но и в автомобиле в качестве мобильной точки доступа. Дело в том, что последние лет десять со мной путешествует ноутбук и невозможно предугадать, где меня застанет работа.

Схемотехника простая и надёжная. Производитель заявляет, что устройства испытывались в термокамере при температурах от -40 до +60 °C. Для зимнего холодного старта есть пара термоэлементов, которые подогревают плату перед запуском, — хорошая заявка на работу в суровых условиях. Выглядят роутер и модем следующим образом.

В чём же заключается различие? Модем Tandem-4G+ работает по USB и призван заменить устаревшие USB-«свистки», которые работают в готовых системах. Преимущество его заключается в том, что он обеспечивает надежное крепление кабельных сборок, в отличие от пигтейлов, которые крайне слабо крепятся к модемам.

Кроме того, он не перегревается при большой нагрузке, как это происходит с обычными модемами. Ну и поддерживается технология разнесенных приёмников MIMO, что должно добавить скорости.

Роутер Tandem-4GR — это отдельное устройство с Ethernet-портом и Wi-Fi-модулем, в который достаточно вставить SIM-карту, чтобы начать работать.

На нём крутится машина с модификацией Linux, то есть желающие могут крутить параметры и настраивать все фишки, присущие этой *nix-системе. Кроме того, роутер поддерживает питание в широком диапазоне напряжений: от 9 до 36 В.

Обеспечить это самое питание можно по PoE, подключив внешний адаптер питания на 12 или 24 В, а также подцепив роутер к бортовой сети автомобиля. Именно поэтому поддерживается такой широкий диапазон напряжений: во время запуска мотора напряжение проседает до 9–10 В, а во время работы генератора напряжение в бортовой сети вырастает до 14–15 В.

Это не говоря о грузовиках, у которых бортовая сеть рассчитана на 24 В. То есть это довольно крепкий промышленный роутер, способный работать практически от любого вида питания в заданном диапазоне.

Мне интересен роутер, так как локальная информационная система дома уже устоялась и нужен только доступ в интернет. Всё подключение сводится к установке SIM-карты и присоединению кабеля: все настройки российских провайдеров уже внесены в базу, а при необходимости можно самому подправить конфигурацию подключения.

Также можно выбрать или жёстко зафиксировать тип сети, с которым предстоит работать. Я это сделал с учётом того, что для меня работа приоритетнее в сетях LTE. А дальше начинается веселье — тестируем!

Тесты Zyxel LTE3316 vs Tandem-4GR

Методика тестирования со времени большого сравнительного теста роутеров не поменялась: все замеры проводятся с одной SIM-картой, в дневное время буднего дня, чтобы минимизировать влияние нагрузки на БС.

Для теста используется антенна Prisma 3G/4G MIMO из этого обзора, которая смонтирована и ориентирована прямо на БС оператора. Каждый тест проводился три раза, а финальное значение получалось усреднением полученных результатов. Но на этом тест не закончился.

Я решил сравнить, насколько сильно влияет на скоростные характеристики технология MIMO и применение подобных антенн, поэтому отсоединил один из кабелей от роутера и повторил тесты.

Результаты тестирования приятно удивили. Российский роутер оказался ничуть не хуже зарубежного собрата и продемонстрировал схожие результаты, отстав на 2% в скорости приёма при использовании MIMO и на 8% при работе с одной антенной.

Зато при отправке данных роутер Tandem-4GR опередил Zyxel LTE3316 на 6%, а при работе без поддержки MIMO отстал на 4%. С учётом погрешностей измерения, данные системы можно уравнять. Но я обещал рассказать о недостатках, поэтому перейдём к ним.

Если Zyxel LTE3316 — это готовый роутер, к которому можно подключиться и работать, то Tandem-4GR потребует некоторого внимания перед началом работы. Начнем с того, что у Zyxel есть четыре Ethernet-порта и возможность разговаривать по установленной симке, задействовав аналоговый телефон.

Кроме того, Zyxel LTE3316 поддерживает стандарт CAT6, который означает возможность агрегации каналов для увеличения скорости, а Tandem-4GR поддерживает стандарт CAT4 без агрегации. Но эта функция работает только если сама базовая станция поддерживает агрегацию. В моём случае БС работала в режиме CAT4.

Также Tandem-4GR может похвастаться только одним Ethernet-портом. То есть для подключения нескольких компьютеров потребуется свитч. Кроме того, Tandem-4GR не обладает встроенными антеннами для связи с операторами сотовой связи.

Но есть и существенные преимущества: роутер можно поместить на чердак дома, в металлический короб стойки в торговом центре, смонтировать в автомобиле и подать питание как по PoE, так и от ближайшего АКБ. Кроме того, роутер умеет работать с USSD-запросами, что позволит работать с SIM-картой, не доставая её и роутера.

Таким образом, получается ничья. Поэтому тесты продолжаются. Теперь настала пора установить роутер в авто и продолжить эксперимент.

Роутер в авто. Что может быть проще

Итак, идея оснащения транспортного средства доступом в интернет витала давно. Сначала интернет раздавался со смартфона, потом я обзавелся мобильным роутером с батарейкой.

Но он тоже требует подзарядки, а прикуриватель может быть занят заряжающимся смартфоном или чем-то еще. Ну и захотелось раздавать интернет не только тем, кто находится в машине, но и на даче или в палаточном лагере.

При этом хотелось избавиться от необходимости возить с собой какой-то «чемодан для связи», то есть там, где машина, там должна быть связь. Тут и пригодился протестированный выше роутер Tandem-4GR: компактный, со встроенным Wi-Fi-адаптером, с возможностью питания в широком диапазоне напряжений. Далее будет мануал по монтажу роутера в авто, а в конце испытания и сравнение со смартфоном.

Инструкция по установке роутера Tandem-4GR в авто Kia Sportage

Установил я его в туннель между передними сиденьями и туда же подвёл все провода, включая внешнюю антенну 3G и 4G.

Плюс взял от незадействованного элемента в блоке предохранителей. Естественно, подключил всё через предохранитель. Чтобы подключиться к блоку предохранителей, взял одну фишку и разорвал цепь, замкнув клеммы на АКБ. Потом к одной из клемм припаял блок выносного предохранителя.

Далее вынес на панель кнопку с подсветкой, чтобы роутер не сажал АКБ круглосуточно, а включался по внешней кнопке. Сама кнопка оснащена лампочкой, для которой нужно питание. Минус бросил на ближайшую массу.

Затем поставил на крышу магнитную антенну GSM/3G/4G Magnita-1. Это круговая антенна с усилением 3/6 дБ и работает в диапазоне частот 700–2700 МГц, так что роутер сможет работать во всех частотах сотовых сетей. Для чего всё это понадобилось?

Во-первых, уровень сигнала с внешней антенной заметно выше, чем при приёме на антенну телефона. Во-вторых, металлический корпус машины сильно экранирует сигнал, и это тем заметнее, чем дальше вы находитесь от вышки сотового оператора. В-третьих, ёмкость автомобильного АКБ многократно выше ёмкости аккумулятора телефона. К тому же он подзаряжается во время езды.

Итак, перейду непосредственно к испытаниям. Я нашёл место, где уровень сигнала в LTE был минимален на телефоне. Вышел из машины, так как в авто сервис Speedtest вообще не загружался и провел измерения.

Затем запустил роутер и подключился по Wi-Fi с того же телефона к нему. Использовались SIM-карты одного оператора. Сначала провёл тест с одной внешней антенной. Speedtest показал уже приемлемые результаты для сёрфинга в сети.

Наконец я подключил вторую внешнюю антенну к роутеру, чтобы проверить, действительно ли при столь слабом сигнале есть влияние технологии MIMO. На удивление, скорость приёма выросла более чем в полтора раза. Хотя скорость передачи осталась прежней. Это связано с особенностями технологии MIMO, которая ориентирована на улучшение характеристик входящего сигнала.

Заключение

Пришло время подвести итог. Роутер Tandem-4GR и модем Tandem-4G+ обладают чувствительным радиомодулем, позволяющим получить хорошую скорость при плохом уровне сигнала, — это факт.

Роутер Tandem-4GR по производительности вполне может конкурировать с победителем прошлых тестов Zyxel 3316, а модем Tandem-4G+ способен заменить любой USB-модем в имеющейся инфраструктуре с антенной и имеющимися обычным роутером или компьютером.

Разница в цене между Tandem-4GR и Zyxel 3316 составляет около 500 рублей в пользу первого, чего хватит, чтобы купить гигабитный коммутатор. Но у Tandem-4GR нет встроенных антенн, зато Zyxel 3316 так запросто не запитаешь от автомобильной сети, да и занимает он заметно больше места.

В итоге могу признать серию Tandem производительной и достойной размещения как в качестве источника интернета для загородного дома, так и роутером для специализированных точек или подвижных объектов.

0
13 комментариев
Написать комментарий...
Антон Недоростков

У обычного вай фай свистка хуже надежность, чувствительность приемника, очень геморойно подключить внешние антенны, пигтейлы по дороге постоянно будут отваливаться.

Ответить
Развернуть ветку
Mr. Burns

А чем обычный пассивный вай-фай свисток с симкой + пауэрбанк хуже? Видимо чего-то недопонимаю, нафига такие сложности?

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Шуваев
Автор

Есть у меня свисток с Wi-Fi на борту. Он хорош ненадолго и в городе, где хороший уровень сигнала. Если к нему подключатся 3 устройства - он уже начинает хорошо греться, а если эти трое захотят посмотреть ролики с youtube, то на нем можно яишницу жарить. Стабильность в таком режиме я не проверял. Ну и потом, роутер с мощным радиомодулем и внешней антенной будет существенно лучше принимать/передавать сигнал, нежели свисток внутри металлического корпуса машины. А нужен ведь нормальный интернет в любом месте, а не только рядом с БС.

Ответить
Развернуть ветку
Kuper

Думаю на даче, радиус действия. Не всегда же его таскать с собой

Ответить
Развернуть ветку
Mr. Burns

ну то есть проще машину с точкой доступа чем таскать свисток с пб?

Ответить
Развернуть ветку
Kokoulin Nikolay

Сравнивать надо с микротиками тогоже класса а не с домашним роутером и не с телефоном

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Шуваев
Автор

А какой микротик можно разместить в машину?

Ответить
Развернуть ветку
Никита Хэзэковъ

LtAP mini?

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Шуваев
Автор

А вы знаете, интересная вещь. Если попадет ко мне в руки, то обязательно протестирую и поделюсь. Есть ли здесь обладатели такого Микротика или дилеры?

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Nekrasov

Это такая ненавязчивая реклама "мегафонфастест!"?

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Шуваев
Автор

Причем тест велся через провайдера Билайн :)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Alexandr Kovalenko

Я бы еще добавил, что лучше использовать роутер совместно с усилителем интернета. Сейчас даже в России производятся интересные и недорогие модели, например https://usb-modem.com.ua/product/lintratek-kw23f-gdw-repeater/

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Шуваев
Автор

Репитер или усилитель не даст ожидаемого эффекта. Гораздо эффективнее взять хорошую направленную параболическую антенну. Репитеры можно использовать для усиления GSM сигнала, чтобы можно было просто разговаривать.

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Раскрывать всегда