{"id":14274,"url":"\/distributions\/14274\/click?bit=1&hash=fadd1ae2f2e07e0dfe00a9cff0f1f56eecf48fb8ab0df0b0bfa4004b70b3f9e6","title":"\u0427\u0435\u043c \u043c\u0443\u0440\u0430\u0432\u044c\u0438\u043d\u044b\u0435 \u0434\u043e\u0440\u043e\u0436\u043a\u0438 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0433\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0441\u0442\u0430\u043c?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"6fbf3884-3bcf-55d2-978b-295966d75ee2"}

BBK: кто на самом деле стоит за Oppo, Vivo, OnePlus и Realme

Компания, не производящая смартфоны под своим именем, уже второй год входит в тройку лидеров по их продажам. Разветвлённая структура, активная экспансия на Запад и конкуренция с Apple — всё это лишь малый повод узнать о BBK Electronics.

Что нужно знать о BBK

Для жителей России и стран СНГ BBK чаще всего ассоциируется с недорогими проигрывателями и телевизорами, но мало кто знает о реальных масштабах её деятельности.

Структура корпорации

Имя BBK Electronics нельзя встретить среди устройств на рынке смартфонов — как минимум потому, что её сфера деятельности лежит в производстве аудио- и видеопроигрывателей, а также бытовой техники. Структурировав статистику по продажам смартфонов на глобальном рынке, можно увидеть следующую картину.

Не производя смартфоны самостоятельно, BBK занимает третье место по продажам в мире по итогам 2017 года, существенно превосходя всеми известных Xiaomi, Huawei и множество других популярных брендов.

Всё дело в том, что в состав компании входят такие бренды, как Oppo, Vivo, OnePlus и Realme — сразу несколько конкурирующих подразделений, обеспечивающих проникновение на разные сегменты рынка — как бюджетные, так и премиальные. Они имеют достаточно обширную аудиторию по отдельности и занимают серьёзную долю на рынке в объединении.

Кроме того, конкуренция между брендами существует не только на словах и заключается в независимой работе отдельных подразделений. По словам генерального директора OnePlus Пита Лау, дочерние компании не имеют общей стратегии — BBK скорее обязывает их действовать независимо, даже если это означает, что они конкурируют друг с другом за одни и те же ресурсы.

Доля на рынке — в Китае и за пределами

Главная сложность в оценке деятельности BBK Electronics — её подразделения, чаще всего действующие как независимые компании. Но суммировав их продажи, можно увидеть фактическую долю корпорации на мировом рынке.

Смартфоны под принадлежащими BBK брендами превзошли Apple в продажах на рынке Китая и вошли в тройку лучших на глобальном рынке за последние два года.

Пиком развития для компании стал первый квартал 2017 года, обеспечив ей второе место по продажам в мире. Сейчас доля BBK на рынке остаётся в неизменном положении — около трети рынка, немногим уступая продажам Apple и Samsung.

Отдельно стоит выделить продажи компании на развивающихся рынках— так, например, Индия стала одним из главных покупателей китайской техники в этом году, внеся свой вклад в общие продажи принадлежащих BBK подразделений. Суммарная доля корпорации на рынке этой страны превзошла Xiaomi и Samsung — 30% против 28 и 25% соответственно.

В тени китайской индустрии — Дуань Юнпин

Китайские копии Nintendo, три высших образования и размеренная жизнь в Калифорнии — историю основателя BBK Electronics Дуаня Юнпина сложно назвать заурядной.

Как начиналась история основателя BBK

Дуаня Юнпина, фактического владельца компании, довольно сложно встретить в медиапространстве. Один из немногих источников информации о нём — интервью для Bloomberg и запись публичной дискуссии с китайскими студентами в Стэнфорде.

Цитируя его последнее выступление в Америке: «Я антисоциален. Общественные мероприятия очень утомительны и требуют много времени. Слишком мало друзей, которых стоит заводить, и очень сложно узнать кого-то действительно хорошо».

Человек, владеющий сегодня третью мирового рынка смартфонов, родился в простой семье в городе Наньчан — одном из крупных промышленных центров Китая. После окончания школы получил два высших образования, по специальностям инженера по радиоэлектронике и направлению экономики.

Последним полученным образованием для Юнпина стала магистратура, завершённая в Китайско-европейской международной бизнес-школе — за два года там он получил магистра делового администрирования.

Во время нахождения Юнпина в академической сфере прошла его краткая преподавательская карьера в Beijing Radio Tube Factory — он преподавал для работников завода. После получения степени магистра по экономике Дуань начал свою карьеру в Zhongshan Yihua Group — на плечи выпускника легло управление убыточным заводом, с персоналом из менее чем 20 человек и значительными долгами.

Будущий основатель BBK вывел завод из кризиса, создав на его основе подразделение Subor Electronics Industry. Оно занималось производством дешёвых игровых приставок, конкурирующих с Nintendo на рынке Китая. Это позволило вывести завод из кризиса, превратив его в прибыльное предприятие.

Приставки, производимые компанией, представляли собой удешевлённые, обезличенные копии популярных в то время SNES и других продуктов Nintendo. Всё оригинальное, как и всегда, начиналось с подражания.

Тем не менее из-за разногласий с начальством Юнпин был вынужден покинуть пост исполнительного директора. В 1995 году Дуань разрывает свои соглашения с работодателем и основывает BBK Electronics — с 70% процентами принадлежащих ему акций.

Принципы работы — и для чего они нужны

На первый взгляд, общая структура корпорации и её история слабо отличаются от множества других. Система дочерних компаний, инвестирования в молодые проекты и прочее — следы заимствований успешных политик заметны и невооружённым глазом.

Говоря о развитии своей компании в интервью для Bloomberg, основатель BBK утверждал, что основные принципы, которыми он руководствовался при принятии большинства решений, — «тщательный отбор партнёров, быстрое реагирование на возникающие проблемы и последовательность (цельность) в своих действиях».

Интересен также его подход к инвестициям — по его мнению, «стоит ставить только на то, в чём вы уверены сами». Это хорошо укладывается в историю появления BBK на рынке смартфонов — с крайне осторожным развитием подразделений, без попыток «слепых» инвестиций.

Также сам Юнпин предпочитает «не инвестировать в проекты на ранней стадии развития» — он сделал единственное исключение для стартапа своего давнего друга — PinDuoDuo.

Довольно необычен скептицизм Юнпина по отношению к маркетологам и пиар-акциям. Отвечая на вопрос студентов Стэнфорда об его отношении к рекламным компаниям, он сказал, что в первую очередь компаниям стоит обращать больше внимания на качество производимого продукта, а затем уже заниматься информированием мира о его существовании.

Инвестиции в будущее — о работе с китайскими студентами

Говоря об инвестициях, нельзя не провести параллели между появлением дочерних компаний и интересом корпораций к молодым специалистам. Спустя несколько лет после появления компания добилась успеха в сфере CD и DVD проигрывателей и открыла партнёрскую программу для развития бизнес-проектов — именно она стала основой для появления Oppo в 2004 и Vivo в 2009 годах.

Программа начала действовать в 1999 году. Вместе с её появлением началось сокращение доли Юнпина в акциях компании — до 17% процентов. Вскоре после этого, в 2002 году, глава BBK покинул Китай и переехал в Калифорнию. Со стороны это смотрелось как своеобразный уход от дел и повседневной рутины — Юнпин уже обеспечил себя и свою семью более чем достаточными средствами.

Возможно, это действительно имело место — но лишь частично. С момента переезда Дуань успел организовать публичное выступление в Стэнфорде — стенограмму беседы можно найти в англоязычном переводе — и основал фонд по поддержке китайских студентов в нём же.

Это хорошо укладывается в общую политику BBK Electronics, ориентирующейся на активное развитие молодых, самостоятельных разработок. Именно дочерние компании в своё время обеспечили проход корпорации в сегмент мобильной техники — и до сих пор являются залогом её благополучия на рынке.

BBK на рынке — история становления

BBK Electronics стала первым, полностью самостоятельным проектом Дуаня Юнпина. Начав свою карьеру в качестве преподавателя, Юнпин довольно быстро перешёл к кризисному менеджменту, обеспечив себе доброе имя и заработав существенный опыт в сфере управления.

Зачем потребовалось уйти из Subor

Как уже говорилось выше, первые шаги Дуаня в предпринимательстве начинались в кресле директора небольшого и не самого успешного подразделения Zhongshan Yihua Group.

Получив под своё управление убыточный завод, погрязший в долгах, Юнпин довольно быстро превратил его в прибыльное предприятие, занимавшееся пусть и не самой честной деятельностью — копированием приставок от Nintendo, — но давшей подразделению новое дыхание.

Довольствоваться простым выходом из кризиса было мало. Юнпин хотел отделить компанию, получив существенную долю в её владении. Переговоры с руководством ни к чему не привели, и глава вернувшегося к жизни подразделения решил уйти в отставку. После ухода из компании Юнпин основал собственную фирму (BBK Electronics) и начал делать свои первые шаги в самостоятельной работе.

Разделение на три направления: первые успехи

Первым делом Дуань сделал ставку на вход сразу в несколько сфер рынка техники — даже в случае частичного провала у компании оставался шанс отыграться в одном из выбранных сегментов рынка. В качестве основных направлений были выбраны производство обучающей электроники, аудио- и видеотехники, а также компактных телефонов.

Спустя некоторое время компания занимает лидирующие позиции на рынках VCD- и DVD-плееров в Китае. Прибыль также приносит производство бытовой техники — на этих двух сферах до сих пор сосредоточены основные ресурсы головного подразделения BBK.

Кризис. Дочерние компании и политика «партнёрских отношений»

Несмотря на успех в своей нише, компанию всё же настиг кризис. Производство проигрывателей и бытовой техники не подразумевало серьёзных путей для дальнейшего развития, а период застоя, происходящий на фоне активного развития мобильного рынка, не мог не вызывать негативной реакции у Юнпина.

Спасением для BBK стало развитие партнёрских программ и последовавшее за ними появление дочерних компаний, позволивших компании войти на рынок смартфонов без потери уже разработанного сегмента бытовой техники. Первой пробой стало подразделение Oppo, основанное при прямом участии Дуаня — дальнейшие проекты представляли собой куда более самостоятельные предприятия.

Для чего сотрудникам акции их же компании

Одним из самых важных шагов в развитии компании стало сокращение доли её основателя до 17% — Юнпин решил обратиться к дальнейшему развитию партнёрских программ в ущерб общему контролю за корпорацией. Вслед за этим последовали инвестиции в развитие дочерних компаний — таких как Vivo и OnePlus.

Крайне неочевидный с первого взгляда ход стал одной из причин успеха компании. Основатель BBK не просто продал основную часть своих акций — по его мнению, распределение долевых бумаг среди работников компании позволило усилить их вовлечённость в общую деятельность. Сложно не желать успеха компании, от чьих акций зависит рост твоего благополучия.

Дальнейшие перспективы

Довольно сложно прогнозировать развитие именно BBK, учитывая переход её владельца к политике инвестиций. Компания успешно конкурирует с множеством брендов, останавливаясь только перед одним крупным соперником — Apple.

Юнпин и принадлежащие BBK подразделения смогли обойти Apple на локальном рынке и рынках развивающихся стран, но не достигли больших успехов на родных для неё рынках Америки и Европы. По утверждению самого Юнпина, BBK не находится на одном уровне с Apple — американская корпорация, по его мнению, обладает слишком сильной внутренней культурой и концентрацией на производимых продуктах.

Тем не менее, закрыв глаза на сравнение культуры производств у Apple и BBK, можно сделать вывод о фактической монополизации рынка китайских смартфонов одной малоизвестной корпорацией. Сложно сказать, удастся ли BBK провернуть тот же фокус на мировом рынке — но нельзя отрицать её нарастающее влияние на весь мобильный сегмент.

0
30 комментариев
Написать комментарий...
Pavel Voronkov

Хорошее начало, а концовка, как бы прерывается статья.

Oppo делал хорошие видео приставки, уже после сосредоточившись на ultra premium сегменте, а так была конкуренция с dune.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Бородин

Круто! Это как Марс и Сникерс, которые долгое время конкурировали друг с другом не только в магазинах, но и в рекламе на ТВ, а потом оказалось продуктом одной компании.

Ответить
Развернуть ветку
Aleks Ander

Ну если читать этикетки чаще, можно многое узнать )

Например, пепси это агуша, лейс, фруктовый сад, хрустима, домик в деревне, ламбер, чудо, липтон, русский дар, акваминераль и т.д.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Kulakov

Липтон только в бутылках) Сухой Липтон - Юнилевер)

Ответить
Развернуть ветку
Олег Ивахнов

А баунти делают в ПГТ Чердаклы Ульяновской области.

Ответить
Развернуть ветку
Eugene Gultyaev

Как вообще Марс может конкурировать со Сникерсом?))

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Ivanov

потому что марс это планета

Ответить
Развернуть ветку
Олег Ивахнов

ОКАЗАЛИСЬ

Ответить
Развернуть ветку
Saucedo Puetz

Мутная контора, я бы их телефонам свои данные не доверил

Ответить
Развернуть ветку
Aleks Ander

А каким конторам доверяете, какие не мутные? )

Ответить
Развернуть ветку
Revertron

Правильно. Их смартфоны одни из самых глючных.

Ответить
Развернуть ветку
Zack Ra

Аахаха серъезно?! Их ванпласы одни из самых быстрых смартфонов на рынке

Ответить
Развернуть ветку
Revertron

Одно другому не мешает.

И они поднимают частоты процессора когда детектят запуск бенчмарков.

Их в этом уличают, они это выключают, а в новой прошивке опять возвращают.

Ответить
Развернуть ветку
Zack Ra

Чувак я андроид разработчик, и приходится по работе со множеством устройств работать, так вот ванплас из всех андроид самый быстрый и это сразу заметно.

Без всех этих бенчмарков.

Ответить
Развернуть ветку
Revertron

Чувак, я тоже андроид разработчик.  Но тебе, похоже, запрещают читать даже xda-developers, где эта тема описывалась не раз.

Ответить
Развернуть ветку
Zack Ra

И reddit, и medium, и xda читаю. А ну ка расскажи что там про 1+ написывают ?

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Взрывал Апельсин

какой телефон посоветуете за 30тыс из onePlus vivo oppo realme ?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Michael T

Вопрос только, так ли мы богаты, чтобы покупать ВВК?

И насколько велико удовольствие от владения изделием такой марки...

Ответить
Развернуть ветку
Leonid Firer

Четвертый год пользуюсь OnePlus, до этого только Самсунг. Полностью доволен OnePlus, на протяжении всего времени претензий не было, Самсунг к этому времени уже сдыхал.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Leonid Firer

Учимся читать, а не только писать каменты, я поделился личным опытом отвечая  на "И насколько велико удовольствие от владения изделием такой марки..." Вам же судя по всему, по существу поделиться нечем  разве что параноей

Ответить
Развернуть ветку
Michael T

Рад за вас! Но вопрос остаётся. :)

Ответить
Развернуть ветку
Николай Кузнецов

Угу. На сегодняшнем рынке России ВВК благополучно живёт на инерции славы двухтысячных, когда их плеера читали любые дивиди (якобы благодаря драйверу лазера от Sanyo). 

Ответить
Развернуть ветку
Michael T

Думаю, ВВК устраивает людей без претензий.

Которые не заморачиваются на "мелочи", типа производителя и характеристики изделия. Это их право.

В теории, может существовать и парфюмерия, пахнущая не хуже французской.

Но я бы никогда не подарил ее своей женщине: имиджевая составляющая имеет значение.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Kulakov

OnePlus с лёгкостью устраивает людей с претензиями) 2 года пользовался OnePlus 2 - отличное устройство. Он был ничуть не хуже флагманов, которыми я пользовался на протяжении своей жизни)

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Тенетович

можно говорить что угодно о bbk, но их копеечные устройства считывали самые убитые cd и dvd-диски

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Valeri

Хорошая статья!!

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Vishnyakov

Конкуренция с эпл? Я сижу с ванплюса, который при стоимости 30%-50% мощнее айфонов. Единственное, что китайцы не доводят ПО камеры до уровня самсунга

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Савчук

Вообще все равно, кто кому принадлежит, главное годные смартфоны делают, оценил серию OPPO Reno)

Ответить
Развернуть ветку
27 комментариев
Раскрывать всегда