Кластер объединяет: новые материалы и нанотехнологии
Примеры промышленных кластеров можно найти на каждой индустриальной площадке. Для какой-то приоритетными будут энергетика и информационные технологии, или фармацевтика и медицинское оборудование. Подобное деление существует и в московской особой экономической зоне, более того, оно позволяет лучше понять профиль площадки, на чем специализируются расположенные на ней компании.
В ОЭЗ «Технополис «Москва» 130 наукоемких предприятий разделены на шесть направлений. В одном из них, кластере современных материалов и нанотехнологий, производят композитные материалы и изделия из них. Продукция с успехом используется в России и за рубежом в авиа- и судостроении, автопроме, строительстве, из нее делают даже хоккейные клюшки и конструкции для стрелкового оружия. В этот же кластер входит завод по экологичной переработке вышедшего из строя электронного и электрического оборудования.
Современные материалы и нанотехнологии
Одна из старейших компаний, расположенных в московской ОЭЗ, «Нанотехнологический центр композитов», осуществляет полный цикл разработки и производства изделий из полимерных композиционных материалов. Продукция востребована по всему миру, поставляется в Турцию, Азию, США и Европу. Одна из основных разработок НЦК – система внешнего армирования (СВА) CarbonWrap, которая позволяет отремонтировать и восстановить изношенные железобетонные конструкции. В Москве продукцию компании можно встретить на некоторых станциях МЦК – там применяются специальные композитные тактильные индикаторы для слабовидящих.
Стой, стрелять буду!
RavenArms специализируется на разработке и производстве ложевых композитных конструкций для всех типов носимого стрелкового оружия. В результате получается жесткая и легкая конструкция, стойкая к ударным нагрузкам.
Держит так же крепко, как Атлант
Холдинговая компания «Композит» создана в 2009 году и включает в себя предприятия по производству углеродных тканей и высококачественных препрегов. Так, система внешнего армирования углеродными лентами FibARM была применена для восстановления несущей способности строительных конструкций технического подполья Центрального теплового пункта на Дмитровском шоссе в Москве. Использование традиционных методов усиления бетоном и металлами было признано нецелесообразным, потому что в ходе такого ремонта пришлось бы отключить весь микрорайон от водоснабжения на месяц.
Сидеть в самолете и думать о пилоте
Композитные материалы в самолетостроении используются с 30-х годов прошлого века: стеклопластик применяли для изготовления формообразующей оснастки. Позже композитные материалы на основе углеродного волокна стали альтернативой тяжеловесным металлам. Легкие и прочные углекомпозиты позволяют снизить вес летательных аппаратов, не уменьшая при этом прочность конструкции, сократить расход топлива, повысить устойчивость к коррозии и увеличить дальность полета современных летательных аппаратов.