Как финансировать социальный проект

Cколько нужно на открытие федерального и локального проекта, где найти средства и как не сдаться на полпути — истории двух социальных предпринимателей.

Everland – это онлайн-платформа, которая помогает специалистам с ограничениями здоровья интегрироваться в рынок труда. Елена Мартынова, основатель Everland, рассказала, как начала заниматься социальным предпринимательством.

Елена Мартынова
Основатель Everland

Я работала в стратегических PR-коммуникациях, когда впервые столкнулась с этой темой: продюсировала фильм мужа-документалиста о людях с инвалидностью. Моим партнером по Everland стал Игорь Новиков – юрист и преподаватель, среди студентов которого были молодые люди с инвалидностью. Столкнувшись с невозможностью трудоустроиться, они обратились за помощью. Имея бизнес-опыт и увидев социальную проблему, мы с Игорем создали агентство и научились выводить на рынок труда людей с любой группой инвалидности.

Что такое социальное предпринимательство в вашем деле?

Встроить людей с инвалидностью устойчиво в открытый рынок труда без предпринимательских инструментов невозможно. Надо разобраться в нюансах работы человека – никакой бизнес не будет тратить на это время. У соискателя может быть несколько дипломов об образовании, а толку никакого. Нам нужно дать человеку с инвалидностью навык. Чтобы случился «мэтч» с работодателем, надо придумать, как научить его работать.

Наша ключевая задача – решение социальной проблемы. Я не могу нанять себе 15 человек с инвалидностью и 70 – без нее и начать оказывать услуги по трудоустройству. Я изобретаю способы, чтобы человек с инвалидностью интегрировался в общество, даже если мы работаем в ноль или в убыток. Если мне предложат небольшой низкомаржинальный заказ, невыгодный агентству, я, скорее всего, соглашусь. Постараюсь придумать так, чтобы не выйти в убыток, ведь заказ поможет начинающим освоиться.

Если говорить о внутренних и личных выгодах: мы с Игорем можем делать что-то системное, социальное и связанное с бизнесом. Нам не интересно быть только некоммерческой организацией, так же как неинтересно просто зарабатывать деньги. Нам нравится быть изобретателями.

Сколько вы инвестировали в запуск?

За полтора года мы инвестировали 20 млн рублей. На самом первом этапе был консолидированный бюджет – половина денег наших, половина – беспроцентный займ от инвестора. У нас с партнером был бизнес, который стал донором для запуска Everland и далее поддерживал его работу. Мы до сих пор покрываем расходы за счет бизнеса на стороне, но в этом году приняли решение прекратить это делать.

Делать социальный проект за три копейки невозможно. Потребуется как минимум 5-7 млн рублей. Социальное предпринимательство – это игра вдолгую. Нужно быть готовым, что усилия не сразу дадут результат и окупятся.

Как вы финансируете проект?

Нам часто говорят – зачем вы занимаетесь фандрайзингом, если у вас есть клиенты, на которых можно зарабатывать. Стоимость решения социальной проблемы очень высокая: чтобы прокачать навыки первой группы людей, нужно было инвестировать 700 тысяч рублей в каждого человека. Позже мы вышли на показатель 125-150 тысяч – это все равно было очень дорого.

Эту стоимость радикально сократил запуск платформы для обучения. Сейчас подготовка одного специалиста стоит 35 тысяч – тоже немало. У нас почти не остается денег на развитие, а ведь надо инвестировать в рекламу, сайт, команду, бизнес-процессы. Социальные предприниматели вынуждены заниматься фандрайзингом, потому что они хотят развиваться, есть социальные косты. В чистом виде как бизнес это чаще всего убыточно.

Социальные предприниматели – это не perpetuum mobile. От них ждут, что они должны и деньги зарабатывать, и инвестиции возвращать, и социальную проблему решать. И при этом быть пушистыми и позитивными. Но так не бывает.

30% наших расходов никогда не покроются. Так социальное предпринимательство работает во всем мире: даже если 50% нужно привлекать через фандрайзинг – это оправдано. Важно, есть ли социальный эффект.

Часть наших социальных расходов мы хотим компенсировать за счет государства. Один из таких инструментов построен на определении импакт-результата (социального эффекта от нашей работы), расчета сроков, стоимости и привлечении с нашей стороны инвестора. Мы ищем регионы, которым нужны устойчивые социальные показатели по трудоустройству людей с инвалидностью, а при достижении результата и его проверке регион будет готов вернуть инвестору деньги. Так мы получаем устойчивое финансирование, а регион – результат, инвестор – возврат средств. Такой инструмент называется проектами социального воздействия, или социальными импакт-бондами. Подобные программы эффективны в регионах и справедливы для обеих сторон. Подготовить этот проект нам помогал фонд «Навстречу переменам».

Справка. Фонд «Навстречу переменам» поддерживает проекты для улучшения жизни детей и молодежи. С 2012 года он помог более 350 проектам. Фонд оказывает финансовую и иную поддержку, сопровождая проекты от идеи до устойчивого развития. Лучшие инициативы отбирают в формате конкурса. Tele2 – стратегический партнер фонда.

Какой социальный эффект?

За прошлый год через Everland 150 человек нашли работу у сторонних работодателей. С 2018 года больше 550 людей с инвалидностью получили работу в разных статусах. Сообщество Everland охватывает более 1500 человек. Мы находим работу для людей с разными формами инвалидности – есть такие, кто печатает глазами, не говорит, не слышит, имеет тяжелую форму ДЦП. Одни заняты в проектной работе, другие – постоянно. Долгое время они работали только у нас, в стенах агентства – мы оказывали услуги дизайна, контента, web-разработки.

Только с 2020 года мы поняли, что людям можно работать и вовне, этому «помог» COVID-19. Теперь помогаем и работодателям создавать инклюзивные команды, подбирать людей. Есть люди, которые делают субтитры для заказчиков Everland, есть те, кто работает, например, для Skillbox в самой компании. Люди зарабатывают от 2 до 100 тысяч рублей, большая часть ( 37%) – от 18 до 40 тысяч.

Заказчик ждет от нас хорошей услуги – ему неважно, что у нас «под капотом». Мы не можем с извинением сказать: «Вот вам кривая презентация, потому что у нас работают инвалиды». Если кто-то ждет более низкой цены только потому, что заказ сделан человеком с инвалидностью, – это не к нам. Мы за справедливую оценку труда, если результат в рынке.

Дайте совет начинающему социальному предпринимателю

Стоит хорошо подумать, прежде чем начинать. В социальных проектах легкая проверка гипотезы зачастую невозможна. Стратегическое планирование в этом деле тоже невозможно. Ты делаешь шаг – и потом просто смотришь, создаешь новые рынки и формируешь спрос. Это рисковая история, завязанная на людях и стереотипах.

Инклюзивный цех Vareniki (Вольск) – проект по подготовке к трудоустройству выпускников детских домов и интернатов. Работники цеха вручную делают полуфабрикаты (пельмени, вареники и хачапури) и поставляют в магазины и кафе Саратовской области. Анна Чупракова, основатель Vareniki, рассказала, как начала заниматься социальным предпринимательством.

Анна Чупракова
Основатель Vareniki

Я работала на телеканале «Моя планета» и корреспондентом в продюсерском центре, производящем контент для ВГТРК. Поняла, что хочу, как и многие из моих собеседников, заниматься решением социальных задач. С друзьями мы увлеклись волонтерством, из этого проекта в 2012 году вырос фонд «Бюро добрых дел». По стечению обстоятельств он превратился в большое движение, которое привлекало серьезные пожертвования. Мы зарегистрировали организацию и начали помогать детским домам. Но быстро поняли, что это не меняет жизнь детей. Идея подарков популярна в народе, но развивает в детях иждивенческую позицию и совсем не решает проблему социализации детей или приема в семью.

В 2015 году мы выбрали направление – социализация и профессиональное дополнительное образование.

Как придумали проект Vareniki и сколько инвестировали в запуск?

Наш благотворительный фонд «Бюро добрых дел» помогает подросткам в детских домах пяти регионов. Это 19 детских учреждений. Наши выпускники часто жаловались, что им крайне сложно найти работу. Самая непростая ситуация – в Саратовской и Астраханской областях. Так возникла идея инклюзивного цеха Vareniki, куда мы начали брать выпускников детских домов и взрослых людей с инвалидностью. Нам пришлось открыть еще одну организацию «Путевка в жизнь», что позволило вести коммерческую деятельность и привлекать пожертвования и инвестиции в рамках фонда.

На открытие Vareniki мы собирали средства почти год – проект запустился в октябре 2021-го. Мы выбрали пельмени и вареники, потому что их любят местные жители и их легко делать нашим выпускникам независимо от их особенностей. Мы гарантируем нашим покупателям качество, вкус и даже стильную упаковку.

Инвестиции составили более 2 млн рублей, из них 1 млн – на закупку оборудования. Сначала пытались привлечь средства через краудфандинг – это был неудачный опыт. Сбор шел медленно, привлекли немного, только потеряли время. Потом мы провели благотворительное мероприятие фонда, где сделали хороший сбор и привлекли пожертвования от трех корпоративных партнеров.

Как вы финансируете проект?

На старте можно и нужно привлекать деньги инвесторов. Мы привлекали пожертвования – и многие наши партнеры не ожидают, что мы будем их возвращать. Пытаемся подключить инвестиции при открытии новых цехов – физлица и бизнес могут вложиться в развитие территорий и создать рабочие места для молодых людей в уязвимом положении. Через фонд мы привлекаем пожертвования, и этих средств достаточно, чтобы покрывать расходы на зарплату бухгалтера, директора цеха, социального работника и психолога.

Победа в конкурсе «Навстречу переменам» принесла нам грант в размере 540 тысяч рублей – это позволит оплачивать аренду помещения цеха в течение года. Однако, чтобы делать закупки, развиваться, вкладываться в рекламу, нам надо зарабатывать.

Мы производим 3200 пачек продукции со средним чеком 177 рублей. Расходы составляют 420 тысяч рублей в месяц. Чистая прибыль – около 70 тысяч, но мы хотим стать финансово устойчивыми и через полтора года выйти на самоокупаемость.

Благотворительность не может работать без коммерческой деятельности. Многие фонды продают свой мерч. Мне бы хотелось, чтобы коммерческая часть покрывала как минимум 30% расходов – это дало бы устойчивость. Потому что грант – это лотерея, как и пожертвования от крупного бизнеса. Идеально иметь гибридный формат финансирования, портфель поступлений из разных источников.

Помимо Vareniki, мы зарабатываем на продаже курсов для специалистов-психологов, работающих в детских учреждениях, и приемных родителей. В идеале эти деньги должны идти на поддержку других проектов – пока мы только начали, они покрывают часть затрат на сам проект.

Какой социальный эффект?

Мы задумали проект как транзитное трудоустройство. К нам на временную работу будут приходить наши выпускники, чтобы получить навыки работы на пищевом производстве и трудовой дисциплины, запись в резюме и рекомендацию. Мы хотим показать бизнесу, что наши выпускники могут быть эффективны. На базе цеха планируем сделать обучающее пространство для воспитанников детского дома, чтобы их познакомить с профессией технолога пищевого производства.

Сейчас в цеху работают три человека, помимо административной команды. Как только выйдем на новые точки продаж, в том числе в сетях «Пятерочка» и «Магнит», сможем нанимать новых сотрудников и сделать так, что в цеху будут работать десять человек единовременно.

Цех находится рядом с автовокзалом, там большой пешеходный и автомобильный трафик. Кафе-столовая будет там уместна. Это позволит трудоустроить еще до 10 человек. За полтора года мы планируем взять на работу до 40 молодых людей. Vareniki уже продают продукцию в магазины Вольска и Балакова и налаживают доставку в Саратов и Москву.

В ближайшие годы мечтаем открыть проект в Астраханской, Костромской, Нижегородской областях и Башкирии. Наша задача – переработать опыт транзитного трудоустройства и сделать его доступным для других организаций.

Дайте совет начинающему предпринимателю

Во-первых, надо системно учиться. Нам помогли консультации у попечителей и партнеров-бизнесменов, программа обучения в фонде «Навстречу переменам». Если социальный предприниматель имел бизнес-опыт, все равно стоит поучиться. Нам же это было жизненно важным, ведь мы работали только в благотворительной парадигме все 10 лет существования «Бюро добрых дел».

Во-вторых, стоит заниматься стратегией, в том числе финансовой, – это поможет в тяжелый момент не опускать руки, работать осознанно и избегать непредусмотренных статей расходов (как случалось у нас). Наконец, нам помогло общение с социальными предпринимателями, когда мы знакомились с близкими по духу людьми и обменивались опытом.

0
2 комментария
Тимур Маннанов

Молодцы. Что ещё сказать. Мне нравится сама идея, что что деньги не просто от благотворительности поступают, а зарабатываются. И люди (инвалиды и сироты) чувствуют свою значимость.

Ответить
Развернуть ветку
TDC Oracle

Красиво упаковываешь проект - прорабатываешь долгосрочную стратегию и креативную концепцию - вкладываешь в маркетинг - выпускаешь NFT - привлекаешь деньги - даешь возможность холдерам нфтишек принимать участие в развитии проекта и голосовать в DAO - делаешь 5х-10х за год

Не благодарите.

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда