Грамотный маркетолог с нуля: чему и как обучаться, что делать и изучать
Казалось бы, что сегодня есть столько маркетологов, куда им еще браться. Но, как показывает практика и реальная жизнь, хороших специалистов мало и стоят их услуги дорого (от 200К рублей в месяц). Поэтому волноваться о конкуренции не стоит — по факту, ее нет. Особенно если вы грамотный специалист, который работает на результат, а не ради процесса.
Сегодня поговорим о том, как стать хорошим маркетологом без профильного высшего образования.
№1. Читать профильную литературу
Цель: понять основы маркетинга, психологии человека, разных направлений маркетинга.
Да, есть книги, которые быстро теряют свою актуальность, но есть и те, которые считаются основами основ и позволяют в общем понять специфику маркетинга.
Вот список книг, которые помогут новичку с нуля разобраться в сути науки и некоторых инструментах:
- «Пиши. Сокращай» М. Ильяхов Л.Сарычева;
- «Основы маркетинга» Филип Котлер;
- «Маркетинговые войны» Джек Траут, Эл Райс;
- «Бренд-менеджмент» Harvard Business Review.
№2. Выбирать курсы, где точно есть практика
Цель: получить теоретические знания и закрепить их на опыте, получить полноценное портфолио с кейсами.
Если курсы состоят только из теории или каких-то одинаковых для всех практических заданий (прямо как в школе), то такой вариант не подходит. Обучение, которое реально даст результат — то, где практика на первом месте и после каждого пройденного модуля буквально заставляют всё внедрять на реальных примерах (часто для этого предлагают в процессе обучения найти компанию, которая нуждается в маркетологе, или стать им для себя и своего проекта) и без этого не позволяют перейти к следующему уроку. А если у курса еще и ограниченный срок прохождения, то это будет стимулировать все делать качественно и вовремя.
После обучения студент должен разбираться в таких категориях:
- брендинг;
- SEO;
- работа с аналитикой;
- запуск рекламных кампаний (таргетинг, контекстная реклама, работа с блоггерами);
- контент-маркетинг;
- копирайтинг (в том числе сторителлинг);
- пиар, коммуникации;
выстраивание воронок продаж.
Также не подходят курсы, где в учителя нет реальных и успешных кейсов, большого опыта. Ведь чему может научить такой человек?
№3. Пройти менторскую программу
Цель: получить реальный опыт, увидеть, как работают разные маркетинг-инструменты в реальности
Сегодня таких программ есть множество и часто они абсолютно бесплатны и работают как общественные. Только важно убедиться в компетентности ментора, его умении обучать и передавать опыт. Потому что есть очень классные и грамотные специалисты, но они совсем не умеют учить других или не хотят уделять этому много времени.
№4. Устроиться на стажировку или практику в компанию
Цель: пообщаться с экспертами, узнать разные точки зрения на отдельные вопросы по маркетингу, получить опыт.
Это особенно актуально для студентов старших курсов или недавних выпускников. Некоторые компании с удовольствием набирают новичков-маркетологов и в течение 2-6 месяцев активно обучают, проводят целые соревнования (так как не все смогут остаться работать на предприятии), мотивируют пойти на кейс-чемпионаты и позволяют учащимся после выйти с реальными кейсами.
Такая практика популярна среди международных корпораций, медиахолдингов — большого бизнеса. В них стажировка может также быть и менторской программой — когда за 1 специалистом закрепляют 2-3 стажеров и они занимаются в одно время в равных условиях.
№5. Посещать тематические мероприятия
Цель: улучшить знания по отдельным направлениям маркетинга.
Да, первое время многое может быть непонятным и сложным, но нужно обязательно разбираться со всеми терминами, не стесняться задавать вопросы, общаться с профессионалами и спрашивать их точку зрения по некоторым моментам (то, что сегодня называют нетворкингом). В таких разговорах можно дойти до сути или придумать новую идею для проекта.
Искать мероприятия (как офлайн, так и онлайн) можно в Фейсбуке, группах в Телеграме или Вконтакте, форумах.
№6. Изучать кейсы и реальные примеры
Цель: узнать, какие инструменты и для решения каких проблем используют, проанализировать и применить это в жизни.
Иногда то, что написано в книге или то, как воспринята информация, не совсем соответствует реальности. Поэтому лучше взять себе за правило прочитывать в день по 5-10 кейсов (найти их можно просто по запросу в Google «кейсы по маркетингу», «кейсы по интернет-маркетингу»), анализировать их и записывать себе идеи, пытаться понять, почему так вышло и как это можно применить.
№7. Устроиться на работу младшим маркетологом или помощником маркетолога
Цель: подробно изучить разные маркетинг-инструменты и поработать с ними.
Нет ничего лучше реальной практики. Да, помощникам маркетолога платят немного, но на данном этапе развития вашей целью должны быть не деньги, а опыт и знания. Только важно сразу узнать, в чем реально будет заключаться ваша работа и сопоставить это с вашими требованиями по ней. Чаще всего это набор мелких задач, вроде составления email-рассылки и оформление писем, загрузки аналитики с разных ресурсов, поиска ключевых фраз и слов, настройки рекламы, оплаты сервисов, написания постов или продающих текстов и т.д. Для этого можно использовать маркетинговый бандл, в котором есть шаблоны писем, анимированные баннеры, шрифты, иконки, иллюстрации, темы целевых страниц и прочие графические элементы, которые позволяют оптимизировать некоторые процессы. Все это важно, но не стоит стесняться через время просить более серьезные задачи, связанные со стратегиями.
№8. Начните изучение со сферы SMM
Цель: подробно изучить отдельное направление маркетинга, чтобы поработать со стратегией, конкретными инструментами и перейти к общему маркетингу.
Если вы хотите стать профессиональным маркетологом, важно разобраться в разных сферах маркетинга. Чаще всего начинают из SMM, так как это очень близко к обширному маркетингу, плюс проще найти работу и получить опыт. Главное — не задерживаться в этом слишком долго, а постепенно расширять количество знаний и умений.
Важно изучить следующее:
- разработку стратегии продвижения;
- составление контент-плана (как текстового, так и визуального, для сторис);
- создание стратегии для прогрева аудитории и продажи;
- построение коммуникационной политики;
- создание голоса бренда;
- поиск блогеров, рекламных площадок и работа с ними.
Также следует изучить графические редакторы (как Фотошоп, так и онлайн сервисы с платными и бесплатными шаблонами для социальных сетей), чтобы научиться делать красивые изображения быстро и качественно.
Так что в итоге?
Чтобы стать хорошим маркетологом, одних и даже двух курсов недостаточно. Здесь, как и в любом другом деле, важна практика. Единственное — не стоит пытаться сразу изучить весь маркетинг, так как это обширная наука и в количестве информации легко запутаться. Лучше выбрать сначала одно направление (например, SMM, email-маркетинг, контент-маркетинг), изучить азы и дальше развиваться в этой сфере, а при желании перейти в другую (основы везде похожи, отличие лишь в инструментах). Если есть возможность, лучше пойти на соответствующую работу, посещать тематические мероприятия, слушать вебинары, общаться с экспертами, пройти менторскую программу.
Будет нелегко, но все получится!
Вы рассматриваете профессию в вакууме.
Если такой человек, с такими знаниями, реально существует- то для малого бизнеса он будет слишком дорогой.
По скольку, знать и реализовывать самостоятельно - нереально, то скорее всего это руководитель отдела.
Корпорации и крупный бизнес, не возьмёт к себе такого человека. Так как мало будет знать, а на самом деле ничего. Им лучше взять узконаправленного человека, которым будет управлять руководитель отдела.
Настоящий маркетолог, это все что связано с брендингом компании, продуктом компании и стратегией.
Все остальное это не маркетолог.
Вы пишите про аналитику. Какая аналитика? Их вариаций множество. Но в любом случае, это должен делать другой человек. Если речь конечно не про бизнес анализы.
Проблема вашей статьи в том, что нормального обучения нет. Его нет в виде курсов. Множество знаний подано не системно, в них не раскрыто множество технических моментов или просто нет важных тем.
Единственное обучение это либо институт, либо опыт в работе.
А так да, человеку не получившему профильное образование, лучше начинать с чего то одного.
"Настоящий маркетолог, это все что связано с брендингом компании, продуктом компании и стратегией." Мне кажется сейчас специализаций маркетологов как менеджеров: от менеджера торгового зала (уборщик) до вице президентов по развитию и маркетингу и т.д.
Согласен.
Но классический маркетинг, это то что я писал.
А ответвлений сейчас действительно много. Только забывая базу - и на дистанции это провал.
И иметь представление, что такое маркетинг, должны и сотрудники низшего звена.
А статья - вообще не про маркетинг.
Псевдо копирайтер выкатил статейку для галочки - вот определение данной статьи.
Согласен с комментарием, только ВУЗ - тоже не совсем выход. По крайней мере в России ну не готовят сейчас нормальных маркетологов. А так для маркетолога в малом, да и среднем бизнесе, считаю, вполне хватит самообразования (систематизировать всё придётся самому, но, извините, без мозгов в этой профессии никак) и рабочего опыта, а вот для большого плавания придётся сначала хорошенько выучить английский и всё-таки потратиться на образование за границей.
У вас опечатка в названии )). Вместо "Грамотный маркетолог" стоило написать "Типичный интернет-маркетолог", потому что к реальному маркетингу тут мало что имеет отношения. А для "я у мамы таргетолог" в самый раз. Даже узнают кто такой Котлер.
С момента, где "Пиши.Сокращай" в топе книг для маркетологов, уже неинтересно. В этой книге про маркетинг нет примерно ничего.
Не соглашусь. Хоть книга в первую очередь про контент, но инфостиль идеально подходит для подачи на сайте, в post материалах и рекламе.
После прочтения таких статей, в группу церебро таргет прибавляется несколько десятков "мамочек в декрете", которые стали СММ специалистами(под видом маркетологов естественно) и флудят в комментах какие они крутые маркетологи и изучили курс по таргету какого-нибудь ноунейма).
Статья полностью неправильная и по факту пыталась раскрыться одна из зон маркетинга это продвижение, но и это раскрылось криво), остальные задачи маркетинга не были затронуты вообще.
Цитата "Лучше выбрать сначала одно направление (например, SMM, email-маркетинг, контент-маркетинг), изучить азы и дальше развиваться в этой сфере, а при желании перейти в другую (основы везде похожи, отличие лишь в инструментах)."
Абсолютно противоречит профессии маркетолога этот подход подходит только для узконаправленных специалистов типа таргетологов, сммщиков, контекстологов и т.д. Маркетолог, как раз должен понимать все направления, уметь находить подрядчиков, ставить KPI и задачи, но детально погружаться в каждое направление необязательно. Безусловно будет плюсом если маркетолог будет уметь делать что-то руками, если это не будет мешать основной его работе, но как правило дешевле и эффективнее выходит найти узкого специалиста на аутсорсе.
Вопрос автору- Вот начинающий специалист изучил вашу статью, изучил SMM и условный email-маркетинг и устроился на работу маркетологом.Руководитель поставил задачу увеличить прибыль от новых и текущих клиентов без рекламного бюджета, что будет делать этот маркетолог)?
"сегодня есть столько маркетологов, куда им еще браться. Но, как показывает практика и реальная жизнь, хороших специалистов мало и стоят их услуги дорого (от 200К рублей в месяц). Поэтому волноваться о конкуренции не стоит"
Не поверишь, так везде во всём =)
Собственник бизнеса похож на некого молодого человека который как бы намекает перед девушкой что хочет с ней отношений, в то время как маркетолог просто подходит к этой девушке и дает ей внятно понять, что если она не даст молодому человеку, то отношений как и любящего мужа у неё не будет, а этого хотят все девушки. Поэтому задача маркетолога найти ключик к сердцу покупателя и передать его хозяину бизнеса. А вот за ключик придется заплатить.
успешная работа маркетолога в поле дизайна, то это креатив и талант художника, работа маркетолога в поле таргетинга, то это умение настраивать кучу инструментов аналитики и ЦА и пр
Спорная статья, согласен. Успешный маркетолог — это буквально человек-слэшер и в перспективе именно такого сделают руководителем отдела маркетинга с ЗП 200к. Зная только SMM очень вряд ли получишь повышение.
P.S. Список книг куцый, их существует в разы больше.
Почему инфа только о диджитал маркетологах? В некоторых сферах лучше подходят онлайн каналы продаж, но офлайн специалиста сейчас намного тяжелее найти чем онлайн
Комментарий удален модератором
Можно пройти курс за копейки и уже работать и развивать свои скилы. Например курс с 0 до маркетолога https://claim-on.ru/
Стоит 990р
Длительность 30 дней
оценка 9/10
Спасибо за статью!!!
я решил стать из сммщика в маркетологи!