Как зацепить аудиторию своей презентацией: 6 важных советов
Презентации без души и нормального оформления — то, что постепенно уходит из рынка (наконец-то), но без тех, кто все делает не так, не обойтись. Не так — это когда в каждом слайде новый шрифт, никаких вопросов к аудитории и какого-либо взаимодействия, когда есть странные шрифты и десятки цветов, когда непонятно, на чем сфокусироваться. Хуже, когда такие люди очень яростно отвергают использованию шаблонов для презентаций, которые разрабатывают веб-дизайнеры и где все сделано по канонам дизайна, и считают, что у них все получается отлично.
Если после какой-то из этих фраз ваше сердце екнуло и какие-то моменты показались знакомыми, то не останавливайте и читайте дальше. Будет больно, но исцелительно.
Меньше слов и больше изображений
Типичная ошибка — стараться как можно больше текста разместить на слайде или вообще сделать на 90% текстовый экран. Причина возникновения такой сложности в непонимании сути и цели презентации. Презентация должна лишь дополнять то, о чем говорит спикер, а не полностью или даже на 50% копировать его слова. Какой смысл что-то рассказывать и кого-то слушать, если вся информация на слайде?
Совет. На одном экране размещайте не более 2-3 предложений, особенно если это не презентация по годовому отчету, а дополнение к выступлению, лекции. Выпишите ключевые моменты, непонятные и новые для аудитории термины, числовую информацию (устно она воспринимается плохо). Главное слово можно также выделить акцентным цветом. Остальную важную информацию подайте в виде схем, графиков, диаграмм, картинок.
Сначала план, а потом все остальное
Когда презентацию начинают делать из головы и «о, это лучше смотрится, и не важно, полезно и нужно это или нет», получается что-то невнятное и не совсем логичное. Потому что автору кажется, что картинка важнее сути выступления и о речи он думает меньше. А нужно наоборот. Презентация — это дополнение, красивое изложение ключевых мыслей, а не основа.
Совет. Сделайте выступление таким образом, чтобы сложилось впечатление, будто это история, рассказ, а не набор сухих фактов. Следует разбить информацию на 4 структурных части:
- Вступление. Должно быть коротким, на 1-2 слайдах. Цель — просто ввести слушателей в курс дел и помочь быстрее сориентироваться в последующей информации.
- Проблема. Нужно донести, почему людям должно быть интересно слушать презентацию. Идеально, если проблема будет озвучена еще в названии выступления. Объясните ситуацию и наведите аргументы за то, что человеку это реально нужно понять.
- Решение. Предложите несколько вариантов решения, поделитесь мнением о том, какой считаете самым эффективным и лучшим. Наведите аргументы за и против каждого способа.
- Заключение. Что именно в итоге вы хотите донести слушателю? С какими выводами, мыслями, эмоциями он должен выйти после лекции?
Тогда скучное выступление станет интересным приключением с размышлениями, эмоциями, инсайтами, выводами.
Расставьте акценты
Допустим, ваша презентация состоит из большого количества схем, графиков, таблиц и сократить их или убрать нельзя. Но информации в них слишком много, в ней легко потеряться, а, следовательно, это отвлекает и рассеивает внимание. Слушателям быстро становится скучно и эффективность лекции снижается.
Совет. В каждой презентации должно быть минимум 2 цвета — один акцентный, второй — основной. Это правило пришло из веб-дизайна и часто используется при разработке тем для сайтов, шаблонов интерфейсов приложений, и оно реально помогает спасти ситуацию.
Выберите в каждой схеме, таблице и прочих элементах самое важное. Это реально сделать даже, если у вас презентация для годовой отчетности. Если параметров, на которые нужно обратить внимание, много, то под каждый подготовьте отдельный слайд, где выделите только этот элемент, а остальные оставьте «фоновыми». И пусть график, схема не будут меняться даже 5 экранов подряд, акцент должен смещаться. Так информацию воспринимать проще, человек знает, куда направить фокус и более сосредоточен.
Используйте читабельные шрифты и цвета
В школе нас заставляли делать якобы красивые презентации, со всеми шрифтами из WordArt и десятками разных цветов. Выглядело ужасно, миллион цветов, все слишком ярко и не за что зацепить внимание. Но если у некоторых понимание того, что это некрасиво и неудобно пришло еще в школе, то другие так делают до сих пор.
Советы:
- Выберите 1-2 шрифта. Лучше всего — без засечек. Если презентация будет демонстрироваться на большом экране вроде проектора или на сцене большого зала, то можно и с засечками.
- Постарайтесь не использовать курсив. В эффективной и качественной презентации ему не место, да и чаще всего смотрится не очень.
- Выберите 1-2 цвета. Этот совет мы упоминали выше, но и здесь без него никуда. Пусть 1 цвет (черный или белый) будет для основной информации, а другой — для акцентов. С его помощью выделяйте важные слова, цифры, термины.
- Жирное начертание — может быть. Также для акцентов. Отлично работает сочетание жирного начертания и второстепенного цвета.
Ваша цель — сделать удобно и легко для восприятия, а не просто красиво.
Анимация — это не для красоты, а лучшего восприятия
Раньше анимацию использовали, чтобы сделать презентацию ярче, интереснее, креативнее. Чтобы каждый слайд был супер стильным, а все переходы между ними — разными. В школе и университете такие варианты, может, и были неплохими, но в обычной жизни это странно и неудобно.
Совет. Главная цель использования анимации — помочь слушателю легче воспринять информацию. Например, не видеть сразу перед собой огромную схему с десятками терминов или значений, а рассматривать ее постепенно, когда после каждого нажатия мышкой открывается новая строчка или другая составляющая слайда.
Также анимация — еще один способ расставить акценты, особенно если на одной картинке их много. Это когда на схеме 5 важных ячеек, о которых нужно рассказать, но делать под каждую отдельный слайд не хочется. Тогда можно настроить анимацию так, чтобы каждая эта ячейка выделялась цветом и сменялась друг за другом.
По поводу переходов между слайдами — они не нужны, тем более какие-то с супер спецэффектами вроде «вылетающей газеты».
Больше вопросов и взаимодействия с аудиторией
Презентация — это не монолог, а интересный рассказ, часть которого должна состоять из взаимодействия с аудиторией. Когда человек выходит на сцену и просто что-то 10-15 минут рассказывает или вообще читает с бумажки, то вероятность, что его выступление запомнят или оно окажется эффективным, небольшая.
Совет. Между слайдами с важной и полезной информацией вставьте наводящие вопросы. Помните, мы выше говорили, что презентация должна мотивировать на размышления, мысли, эмоции? Вопросы с этим помогут.
Если не хотите вопросы вставлять в слайды, то хотя бы не забудьте их задать в самом выступлении. Вам нужно понимать, как аудитория реагирует на лекцию, что она чувствует, о чем думает, правильно ли вам удается донести мысли и т.д.
Надеемся, после этой статьи ваши презентации станут лучше, выступления эффективнее и более вовлекающими, а аудитория более отзывчивой и благодарной!