Офис свободного посещения: как Тинькофф трансформировал работу сотрудников

После окончания самоизоляции у компаний появилось три варианта, как работать дальше: остаться на удаленке, полностью вернуться в офис или выбрать гибридный формат, то есть приезжать в офис несколько дней в неделю.

Рассказываем, какой формат выбрали в Тинькофф и почему.

4 проблемы удаленки

Когда началась пандемия, большинство компаний стали переходить на удаленную работу. Тинькофф начал переводить сотрудников на удаленку одним из первых: за три недели отправили 10 000 человек работать из дома.

Сложнее всего пришлось техническим специалистам и HR — нужно было организовать ноутбуки для всех сотрудников, настроить удаленный доступ и научить подключаться.

На удаленке бизнес продолжал расти, запускались новые проекты, даже эффективность сотрудников выросла. Однако надолго такой формат не подходил, и вот почему.

Даже лучшая техника не решит всех проблем. Например, у нас работает маркетолог, который живет в небольшой студии. В период самоизоляции его девушке тоже пришлось работать из дома. Чтобы не мешать друг другу на созвонах, одному из них приходилось закрываться в ванной — а созвон может продолжаться и час, и два.

Сотрудников у нас много и у каждого своя история: маленькая квартира, много детей, нет кондиционера, соседи весь день сверлят — какой бы мощный ноутбук мы не выдали, дискомфорт это не снизит.

Простые вопросы отнимают много времени. В офисе можно быстро что-то уточнить у коллеги за соседним столом, а на удаленке стучишься в чат и ждешь, когда ответят. Приходится созваниваниваться даже по мелочам или делать скриншоты, чтобы объяснить, о чем идет речь.

В офисе подходишь к дизайнеру и просишь: «передвинь вот это сюда» — сразу же поменяли. А из дома человек может не сразу увидеть сообщение.

Людям не хватает коллектива. Как бывает: придешь утром в офис, со всеми перекинешься «добрым утром», сходишь за кофе с кем-нибудь, пройдешь по коридору — услышишь интересный разговор. На удаленке всего этого нет, хорошо еще, если не один в квартире сидишь.

Чтобы поддерживать общение, мы устраивали онлайн-встречи, где ребята из разных отделов рассказывали о своей работе. Собирали группы по интересам, чтобы сотрудники могли встретиться в сети и пообщаться вне рабочих тем. Первое время это было интересно, но со временем активность стихла — не то.

На удаленке сложно генерировать идеи. Прорывные идеи чаще всего рождаются в живом обсуждении, на брейншторме или когда люди просто работают рядом и перебрасываются репликами. Такие ситуации невозможно спрогнозировать: сложно придумать что-то принципиально новое во время созвона.

Расспросили сотрудников, как им удобно работать

Мы бы не смогли вернуться в офис в полном составе, даже если бы захотели — во время удаленки команда выросла, все сотрудники просто не поместились бы. Важно было понять, кому удаленка удобна, а кому — нет, и стоит ли расширять офис.

Поэтому мы решили посоветоваться с сотрудниками и провели опрос — кому важно вернуться в офис, а кто хочет работать из дома или готов приезжать несколько раз в неделю.

В результате опроса ⅔ сотрудников захотели частично вернуться в офис. Так мы остановились на гибридном формате: можно работать из дома, но несколько раз в неделю просим приезжать в офис — видеться с коллегами, вместе ходить на обед и штормить новые идеи.

Как работает гибридный формат в Тинькофф: система бронирования

Рабочие места мы сделали не персонализированными — сегодня может сесть один человек, завтра — другой. Раньше по такому принципу работал наш колцентр, а теперь все: хоть продуктологи, хоть разработчики.

Смысл в том, что теперь каждый сотрудник может выбрать время для приезда в офис и забронировать его за собой. Система контролирует, чтобы в один момент в офисе не оказалось слишком много людей, поэтому, если на завтра записалось уже много людей, система не даст забронировать место.

Например, 100 мест мы распределили так:

  • 50 мест нельзя занимать из-за ограничений по ковиду.

  • 5 фиксированных, для тех кто приходит в офис каждый день, или специфика работы требует своего стола. Например, бухгалтер работает со стопками бумаг, их неудобно каждый раз куда-то переносить.

  • 10 мест, если кому-то нужно поработать с другой командой или человек приехал в командировку в этот офис.
  • оставшиеся 35 мест занимают команды.

Пока считается только количество доступных мест на этаже, но скоро сделаем, чтобы можно было посмотреть какие именно места свободны и когда работают коллеги — это поможет собирать командные дни.

Даже если сотрудники работают по гибкому графику, мы советуем проводить командные встречи. Иначе сотрудники могут не совпадать друг с другом — кто-то приехал в офис утром, а второй заглянул под вечер. Чтобы получилась совместная работа, можно сразу запланировать дни так, чтобы в офис приходили несколько человек из одного проекта. Свой график всегда можно поменять в зависимости от того, с кем из коллег сейчас важнее общаться вживую.

Сейчас мы используем эту систему бронирования во всех наших региональных офисах. Вариант подойдет всем, кто хочет сэкономить на обслуживании рабочих мест.

Оборудование мест, перепланировка и будки для звонков

В самом офисе тоже кое-что изменилось.

Общие места. Теперь каждое место оборудовано двумя мониторами, камерой для созвонов, клавиатурой и мышью. Всё это ежедневно дезинфицируют, и на каждом столе стоит антисептик.

Шкафчики-локеры. Кроме рабочего места можно забронировать локер. В нем хранятся личные вещи: чашки, зарядки, блокноты и что угодно. Специально подобрали размеры под ноутбук, чтобы можно было его оставить, если после работы захочется погулять или сходить в кино.

Указатели. Если сотрудник приехал в командировку или присоединился к новой команде, он сможет легко найти место по цветовому сектору, номеру ряда и месту.

Будки для звонков. Пока одна часть команды в офисе, а другая дома, приходится постоянно созваниваться. Чтобы не превращать офис в колцентр, устанавливали звукоизолированные будки для созвонов — они похожи на телефонные будки. Еще в них хороший свет, и на видеоконференциях все выглядят естественно.

Мебель со звукоизоляцией. Помимо будок, мы устанавливаем диваны и кресла с высокими спинками и “ушками” по бокам. Когда разговариваешь, сидя в таком кресле, звук не разлетается по всему офису, а изолируется перегородками.

Одно из помещений мы меняем полностью — специально разработали проект для гибридного формата. В этой зоне совсем не будет традиционных рабочих мест, мы ставим разную мебель, чтобы можно было работать за столом, за стойкой или на мягких креслах. Некоторые зоны сделали похожими на кафе, чтобы обсудить что-то в расслабленной обстановке. Освещение тоже продумали, можно поменять свет только для себя или для всего пространства, где вы собрались с командой.

К любым изменениям нужно адаптироваться, и каждый по-разному переживает этот период. Кто-то легко адаптируется к любым изменениям, но кому-то было сложно перейти на удаленку, а теперь привыкать к гибкому графику.

Система бронирования помогает организовать работу в гибридном формате. Мы мониторим отзывы сотрудников, анализируем, что еще нужно добавить, и постоянно дорабатываем систему. Скоро мы начнем предлагать ее другим компаниям — это будет продукт, уже проверенный в реальной рабочей обстановке.

0
21 комментарий
Написать комментарий...
Danil Bykov

Теперь ещё и оборудование надо таскать, если мне нужна своя мышь и клава. Такое себе. Ещё и время в пути. Лучше несколько дней с офиса, несколько с дома и закрепленое за тобой место-идеально

Ответить
Развернуть ветку
Тинькофф
Автор

Мышь и клавиатура есть на рабочих местах. Гибридный график на то и рассчитан, чтобы несколько дней работать дома, а несколько в офисе)

Ну а закрепленные места сейчас не всем доступны, почему, написали в статье.

Ответить
Развернуть ветку
Danil Bykov

Нужны свои эргономичные устройства, думаю таких людей много. Впрочем не тружусь у вас, главное чтобы сотрудники и клиенты довольны были

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Shuklin

Согласен, работодатель дал топовую гарнитуру - вот и таскаю её туда сюда, две же он не даст

Ответить
Развернуть ветку
Денис Криптовалютов

Частично удалённый режим это прекрасно. Понедельник, пятница а офисе, остальные дни удалённо.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Кондратьев

Интересно, выходит в рекомендации гугла статья с критикой Тинькова, пытаешься зайти и ловишь 404, потерли. А эта статья с вылизыванием жопы кучерявому висит уже сутки. Почему трёте критику ? Не способны адекватно на неё ответить ?

Ответить
Развернуть ветку
Enge1

Вы думаете, что vc даёт удалять Тинькофф Банку посты людей? Я сомневаюсь, так как и не приятные статьи есть и до сих пор, на которые кстати Банк всегда отвечает адекватно. Я тоже столкнулся с такой ситуацией, как у вас и мне кажется, что там настолько обсурдные ситуации от клиентов и люди сами же и посты удаляют, когда их заминусуют или что-то типо этого.

Ответить
Развернуть ветку
Enge1

И причем тут вылизывание, если статья о работе и переходу работников на гибридный режим, где и какое вылизывание вы тут увидели...

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия Понкратова

Очень всё круто сделано! Хотелось бы так работать. Я сейчас изучаю программирование в python и анализ данных. Может, когда-нибудь смогу стать аналитиком данных в Тинькофф) 

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Кармишкин

Тогда дам совет, на собеседованиях обычно грустно из-за этого становится. Плюсуй к питону:
- парадигмы ООП
- принципы проектирования
- шаблоны проектирования
- основы linux
- sql, регулярные выражения
- в конце можно добавить немного DDD и TDD
- английский язык

После этого можно будет получить работу не только в Российской помойке, но и где-нибудь западной или американской конторе.

Без этого, "человек который видел молоток и научился забивать им гвоздь - не стал плотником".

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия Понкратова

Понято, принято. Из всего списка я пока только в совершенстве знаю англ) пока живу не в России, но думаем вернуться через лет 5. 

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Кармишкин

Наверное будет правильным пояснит, что не отношу Тиньков банк к "российским помойкам". Внешне кажется, что ИТ у них норм, а продуктовая команда вообще экстра класса, но не все наши ИТ гиганты такие, есть те, кто соблюдают политику "шлифования камней" (понятие из кайдзена, предшественника канбан), пусть эти компании останутся неназванными. Наверное, в моем понимание, Тинька единственная адекватная ИТ компания в России.
Поэтому не советовал бы возвращаться, ИТ в России переживает сейчас очередную стагнацию.
За рубежом ИТ сильнее и если хотите стать действительно программистом, искал бы на вашем месте работу за рубежом.

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия Понкратова

Может, с родины так всё выглядит на западе. Я приехала на запад в розовых очках, но на самом деле в каждой стране своё говно. В тех же штатах, мне так показалось, хороший уровень IT только в компаниях типа Гугла. А заходишь на обычные сайты поиска работы - всё глючит, зависает, кнопки не все работают... Можно час заполнять какую-то форму, а она потом не отправляется. В итоге страница сама перезагружается и стирает все введённые данные. С этого момента начинают закрадываться сомнения. Не говоря уже о том, что у нас в России очень хорошо развиты приложения для всего и вся. Начиная от покупки еды, заканчивая онлайн банкингом.здесь же постоянно всё глючит и вылетает. Не налажены оплаты иностранными картами. 
Мы сейчас осели в Чили, и они тут хвастаются, что у них очень хорошо обучают инженеров и айтишников. Большинство специалистов из этих сфер. При этом сайты и приложения такие же ущербные. А на официальном сайте правительства Чили один раз перешла по ссылке, чтобы почитать официальную информацию про визы, а открылось, извините, порно видео по этой ссылке. 

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Кармишкин

Бомба, ребят... Как CTO вам заявляю, что идея бомбическая. Но стоит подумать над тренингами))) когда я вашему саппорту 3 часа подряд объяснял азы математики, саппорт был из Тиньков Инвестиции, то есть должен уметь считать проценты, это было сложно. Воспринимайте это как ОС.

Ответить
Развернуть ветку
Al Go

В точку! А я Четыре раза за два месяца требовал переоткрывать тикет по кривым графикам. Написал им лекцию о непрерывности данных и отображении таких данных на графиках. Но они не поняли) в итоге, закинули мне 500 рублей зачем-то

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Кармишкин

😂 бомбануло, лекцию бы почитал. В этой области нет знаний.

Ответить
Развернуть ветку
Тинькофф Инвестиции

Здравствуйте! В консультациях и правда могли сработать лучше, извините. Проработаем эти моменты, чтобы ситуация не повторилась.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Кармишкин

👍

Ответить
Развернуть ветку
Тинькофф
Автор

Напишите, пожалуйста, нам в личку ФИО и дату рождения. Проверим, почему так долго общались с поддержкой.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Кармишкин

Написал

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
18 комментариев
Раскрывать всегда