Чем работа со стажерами может быть полезна ИТ-компании

На примере работы с интернами в «Тинькофф» расскажем, зачем нужна стажерская программа и как ее организовать, чтобы все получили максимальную отдачу.

Первые образовательные направления «Тинькофф» запустил шесть лет назад, когда столкнулся с нехваткой ИТ-специалистов. Сначала это были кейс-чемпионаты, хакатоны и открытые лекции для начинающих разработчиков. Постепенно мы стали сотрудничать со студентами вузов в рамках стажерских программ, а затем и со школьниками. Сейчас разрабатываем и поддерживаем больше 30 образовательных проектов. Все это помогает нам закрывать вопрос найма начинающих аналитиков и ИТ-специалистов.

С 4 июля начинается осенний набор в «Тинькофф Старт» — программу оплачиваемых стажировок, которая пройдет с октября по декабрь 2022 года и будет занимать от 20 часов в неделю. Экзамены можно сдать онлайн с 1 по 16 августа.

Направлений несколько: аналитика, QA, бэкенд-разработка (Java, Scala, .Net, Golang), мобильная разработка (iOS, Android), SRE, фронтенд, маркетинг и инвестиции. Ближе к старту программы список направлений может расшириться, следить за анонсами можно в наших соцсетях.

Зачем компаниям работать со стажерами

Вырастить своих. Стажеры — потенциальные сотрудники. У них есть огромное стремление к тому, чтобы научиться новому и стать частью команды. Компания при этом может посмотреть на стажера в деле, оценить его потенциал и попытаться спрогнозировать, как он будет развиваться в будущем.

Иногда компании лучше самой вырастить джуниор-специалиста, а потом помогать ему развиться до мидл-уровня, чем ждать, пока рекрутеры закроют вакансию. Ребята, которые сейчас только начинают, за полтора года, а иногда и за год, смогут стать уверенными специалистами мидл-уровня. Например, в «Тинькофф» есть программа Talents at Tinkoff, которая помогает начинающим аналитикам и ИТ-специалистам расти внутри компании.

Наладить практику менторства в компании. Это хорошая возможность для развития куратора как руководителя. Через менторство кураторы расширяют свою функциональность и получают возможность проявить себя в качестве наставника, будущего тимлида. 90% тех, кто брал стажеров и выпускников образовательных программ, приходят за ними вновь и очень довольны.

Обоюдная польза. Для стажера это опыт работы, который можно получить в большой компании, решая реальные задачи среди профессионалов и специалистов — у них можно многому научиться. Для команды, где работает интерн, это возможность получить дополнительные руки, например, чтобы тестировать новые идеи и улучшить процессы.

Еще стажерские программы дают студентам возможность попробовать себя в разных ролях и найти подходящую сферу для развития. Ребята могут протестировать будущую профессию. Для стажировки можно выбирать разные направления и остановиться на подходящем.

Увеличить рынок ИТ-специалистов. Стажерскими программами можно восполнить ресурсы рынка, помочь вузам вырастить новых профессионалов и в целом популяризировать ИТ-сферу у подрастающего поколения с акцентом на российских компаниях. Практика стажерства положительно влияет на рынок труда и отношение к российским ИТ-компаниям среди студентов. Минцифры оценивает дефицит ИТ-специалистов в России от 500 тысяч до миллиона человек. И год от года этот показатель только растет: по оценкам ведомства, через несколько лет уровень нехватки повысится вдвое.

Где искать стажеров

Реальность такова, что выпуститься из вуза сразу готовым специалистом не получится, как бы ни была хороша образовательная программа. Параллельно с обучением нужна практика в реальных проектах.

Большинство талантливых ребят работают в крупных компаниях с первого или второго курса. Студенты чаще всего сами заинтересованы в таких программах, потому что хотят попробовать себя в деле, закрепить теорию на практике и поработать в крутой команде.

Чтобы находить и привлекать интернов в компанию, важно правильно организовать работу. Что можно делать:

  1. Сотрудничать с вузами. Участвовать в ярмарках вакансий, запускать совместные спецкурсы. Проводить мастер-классы и нетворкинги с сотрудниками — выпускниками вуза.
  2. Проводить собственные мероприятия: дни открытых дверей, хакатоны, выставки, конкурсы, митапы.
  3. Работать с внутренним образованием. Растить и развивать кадры внутри компании. А еще, если вашим стажерам нравится работать у вас, то они с радостью порекомендуют вас друзьям. Инвестируя в работу со студенческими сообществами, вы формируете высококвалифицированную прослойку внутри компании.
  4. Сотрудничать со студенческими организациями: студсоветами, кейс-клубами, развивать программу амбассадоров для активных студентов.

Все чаще компании работают не только со студентами, но и со школьниками. Среди них много ребят, которые могут увлечься математикой или программированием. Наша задача — постараться заинтересовать, обеспечить им возможность получить больше, чем может дать школьная программа. Работа с ними строится через организацию и спонсирование олимпиад по техническим предметам, например по математике.

На курсах «Тинькофф Поколения» ребята могут подготовиться и к участию в олимпиадах, и к поступлению в вуз. Мы поддерживаем связь с выпускниками этой программы, иногда они становятся нашими стажерами, а потом остаются в штате. Например, сейчас в компании работают 14 человек из проекта «Тинькофф Поколения» — они пришли на наши курсы, когда были еще школьниками.

Рекомендации по работе со стажерами

Общайтесь со стажерами. Лучше при личной встрече или в формате звонка, потому что в переписке может быть много недопониманий. Часто бывает, что у стажера возникают трудности при выполнении задания, но он боится отвлекать руководителя от работы. Разговор поможет это выяснить и помочь ему.

Учитывайте уровень подготовки и адаптации стажера. Важно, чтобы куратор говорил на языке, понятном стажеру. Если фраза: «сделай мерж-реквест и залей в Gitlab» кажется мидл-разработчику очевидной, это не значит, что стажер догадается, что именно ему нужно сделать. Обязательно проверяйте, понимают ли вас. Иногда ребята стесняются задавать вопросы. Можно даже задавать контрольные вопросы, просить пересказать задачу или ее решение своими словами. Ну и конечно, следите за тем, чтобы у интерна обязательно был наставник, с которым легко и комфортно общаться, а главное, которому интересна работа со стажерами.

Думайте о будущем программы. Сотрудник, который когда-то прошел через стажировку и остался работать в компании, с большой вероятностью сам станет куратором. Он понимает все особенности работы со стажерами, поэтому при прочих равных справится с задачей лучше других.

Какие задачи поручить стажеру

Задачи должны быть интересными для стажера и полезными для работодателя. Если интерн будет работать с муляжом, то не почувствует своего вклада и быстро потеряет интерес. Еще задачи не должны быть критичными: от качества их исполнения не пострадают ни проект, ни команда.

От качества подбора задач и от организации работы с интернами зависит, сколько человек останутся с вами после окончания стажерской программы. Если давать неинтересные поручения, они уйдут. А если вкладываться и продумывать задания, останутся в компании. Сейчас 65% стажеров «Тинькофф Старта» переходят в штат.

Какие задачи можно дать стажеру:

  1. Небольшую часть реального проекта. Например, разработчик-ментор продолжает работу над своей задачей, но часть ее отдает интерну. Как показывает практика, это лучший вариант: сразу работать с настоящими, а не искусственными задачами.
  2. Полуэкспериментальный проект: если есть гипотеза, которую нужно проверить, задачу можно отдать стажеру и посмотреть, будет идея работать или нет.
  3. Кропотливые, но несложные задачи. Стажеры внимательно и терпеливо прорабатывают такие задания. Ребятам рутина в новинку и даже кажется интересной. Такое делегирование разгрузит опытных сотрудников, они смогут заняться более сложными задачами.

Как избежать ошибок

  1. Ищите стажеров и на первых курсах вуза, и в последних классах школы.
  2. Вкладывайтесь в подготовку: обучайте менторов, продумывайте задачи.
  3. Сопровождайте стажера во время его работы. Важно, чтобы он знал, к кому обратиться с вопросами, а также что ему всегда помогут и подскажут.
  4. Работайте с возражениями, собирайте обратную связь после стажировки. Например, создайте опросник, который интерны будут заполнять после прохождения программы. Так вы узнаете её сильные и слабые места, сможете её улучшить и сделать более полезной и для стажеров, и для компании.
  5. Давайте обратную связь по результатам стажировки. Стажеру важно понимать, к чему он пришел, что получилось, а над чем стоит еще работать.
0
58 комментариев
Написать комментарий...
Арсений Кушнир

Стажировки оплачиваемые, но всю зарплату съест комиссия, извините

Ответить
Развернуть ветку
Просто Константин

Отправляем зарплату через SWIFT

Ответить
Развернуть ветку
Jah Boboev

надеемся на понимание…

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аналитика на Диване

полностью обосравшийся

Ответить
Развернуть ветку
Пришелец

Полностью ворует ваши переводы

Ответить
Развернуть ветку
Георгий Станков

Не лучшее время писать статеечки на виси для тинька

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Rnatery

Это к ЦБ РФ

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Соболев

"Не верится что у нас не хватает it специалистов. В сети каждый второй как будто прогер с зп 300к в наносекунду))

Ответить
Развернуть ветку
Руслан Бофт

Смотря где сидеть:) На хабре много айти, а на виси, думаю, меньше:)"

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Карташов

да ну.реально мало толковых айтишников

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Herman

Вы сами себе рекомендации даёте и рассказываете об этом нам ?
👍🏻

Ваша репутация будет восстановлена тогда и только тогда, когда решите все текущие проблемы и не будете забивать на людей, швыряя в них автоответки или ботов.

Ответить
Развернуть ветку
Снеговик

Да у них новые проблемы пошли. Сегодня с утра не смог заплатить картой. Она деактивирована типа новую заказали (которую я не заказывал). Никаких уведомлений конечно же не приходило.

Мурыжили меня 20 мин, потом сказали в течении 2-3 часов решим, которые в течении 10 мин перенесли до 7 числа.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Кирилл Виноградов

Скажите, пожалуйста, у вас берут на стажировку в отдел приносящий извинения за неудобства? Очень хорошо генерирую извинения, есть свои наработки, шаблоны, кейсы. Есть сертификат предоставляющий право давать извинения в связи со сложившейся ситуацией в мире. Отлично владею манипуляционной техникой повышения приоритетов обращения клиентов, есть даже диплом курса от бывшего руководителя поддержки МММ и Финико. Также есть команда, которая готова оказывать поддержку по телефону, правда с судимостью, но с большим опытом.

Ответить
Развернуть ветку
John Doe

Наработки и шаблоны честно слизаные с чата поддержки ТБ?

Ответить
Развернуть ветку
TheGeerav

Дизлайк не глядя 🤷‍♂️

Ответить
Развернуть ветку
John Doe

Вагонетку лайков этому господину

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Андрей Скоробогатов

Я в свое время батрачил на стажировке за спасибо, сказал б про деньги, посмотрели бы как на умолишенного, а тут и платят и учат, а люди все равно находят на что пожаловаться

Ответить
Развернуть ветку
Александр Фокин

когда проходил практику неоплачиваемую думал зачерта это нужно, но все таки - опыт.Поэтому стажерство аж с первого курса это норм тема, учтвая что всем при трудоустройстве нужен откуда то опыт хотя ты только закончил вуз...

Ответить
Развернуть ветку
Marat Salakhetdinov

Нужен стажер с опытом стажера от 5 лет...

Ответить
Развернуть ветку
Roman Tabakov

Практика на то и практика. А вот стажеры другое дело. Правда не понял сколько будут платить

Ответить
Развернуть ветку
Prosto Zurab

Потанинофф больше не вызывает доверия

Ответить
Развернуть ветку
Проектатор

Верно подметили

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Шмяковлев

[×] Ч̶е̶м̶ ̶р̶а̶б̶о̶т̶а̶ ̶с̶о̶ ̶с̶т̶а̶ж̶е̶р̶а̶м̶и̶ ̶м̶о̶ж̶е̶т̶ ̶б̶ы̶т̶ь̶ ̶п̶о̶л̶е̶з̶н̶а̶ ̶И̶Т̶-̶к̶о̶м̶п̶а̶н̶и̶и̶ ̶
[✓] Чем работа с другими банками может быть полезна физическим и юридическим лицам

Ответить
Развернуть ветку
Дарья Дарья

А если стажер наберет опыта, получит денег и свалит? смысл тогда с него

Ответить
Развернуть ветку
Яна Назарова

так в любом случае какую то задачу решит перед сбеганием. Но если условия норм, то и сваливать смысла нет"

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir

Может хотя бы стажёры осилят сложнейший вопрос, потому что хуева туча олухов из жёлтой хуйни так и не могут ничего сочинить вразумительного двое суток.

https://vc.ru/u/1143122-bregman-ilya/454590-cyganskie-fokusy-ot-tinkoffa-prodolzhayutsya?comment=4575973

Я сказал, буду заёбывать вас.

@Shoo всё еще не ответили по твоему вопросу, буду заёбывать до посинения. Ух какой неудобненький вопрос.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
1 комментарий
qlskid

Она может быть полезна, Если переводить стажерам за по свифту

Ответить
Развернуть ветку
Стас Батурин

Ожидание: стажер погружается в задачи, процессы.
Реальность: о! у вас плойка в лаунж зоне и кофе бесплатное?ну кайф
:))

Ответить
Развернуть ветку
Hey You

Вам впору писать статьи: "Как просрать репутацию за 3 месяца? Кейс Тинькофф банка"

Ответить
Развернуть ветку
Ruslan Zorya

Если бы в свое время была такая возможность, моя карьера могла сложиться совсем по-другому

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Стагис

так всегда кажется, что могло бы быть по другому,а на деле мы просто сейчас обрели мозги и смотрим по другому на свое глупое прошлое...

Ответить
Развернуть ветку
Иван Петров
Думайте о будущем программы

Это такой юмор от копирайтера тинька?

Ответить
Развернуть ветку
Body Rise

Снова Буйден раскачивает лодку, а разгребает Потанин.
Хватит это терпеть, продаю все USD!

Ответить
Развернуть ветку
Aliosha Semionov

Учитывая вашу репутацию, стажёры пойдут скорее в ВТБ и в Россельхозбанк, а не к вам, чтобы слушать от всех своих знакомых жалобы о том, как их сбережения оказались заблокированными, а входящие переводы вообще куда-то деваются полностью, а поддержка шлёт эсэмэски каждый день в течение полутора месяцев, мол, нам нужен ещё один день для решения проблемы. Кроме того, лучше стажироваться в банке, который не выглядит так, будто скоро развалится из-за оттока клиентов.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Якушкин

Интересно было почитать, чтобы понять, как вообще проходят стажировки сейчас

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Геннадий Эвилов

Стажер-помощник тинька: - я не могу работать в выходные, вы меня уволите? - да, иди нахер

Ответить
Развернуть ветку
Антон Маринин

Тем, что стажерам можно недоплатить за тот же труд?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Завацкая

А главное что написали: что бы все получили максимальную отдачу, вот мы её и чувствуем!

Ответить
Развернуть ветку
Император Нолимоций

— Ненадежные зарубежные партнеры, мы не зарабатываем на этом, повысил приоритет до максимального, просим отнестись с пониманием.
— Добро пожаловать в команду.

Ответить
Развернуть ветку
Yan

"Чтобы находить и привлекать интернов в компанию, важно правильно организовать работу. Что можно делать:"

Список так себе. Почему нет ни слова про вакансии открыто в сетях и т.д. То есть вся идея поиска строится вокруг студентов, но в ИТ приходят далеко не только студенты.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Zigota

а кто-нибудь получал письмо с изменениями в тарифах от 16 числа? а то у меня полная почта всяких инфоцыганских вебинаров от этой пародии на банк, но про тарифы ни слова. каждый день проверяю

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Тутыхин

Смотрю комментарии опять х# в кепку накидали этому "банку".

Ответить
Развернуть ветку
Abnatop Sky

Лучше расскажите ГДЕ МОИ 800 ЕВРО
КОТОРЫЕ ВЫ СПИ$ДИЛИ ДВА МЕСЯЦА НАЗАД.

Ответить
Развернуть ветку
Tar Mendo

Эх, поступал в свое время на гуманитарку,хотя есть математич склонности. Видимо думал схалявить. Сейчас сильно жалею, переучиваюсь в IT.На сайте написано верхнего возраста нет,но смысл статьикак будто только про школьников и студентов(

Ответить
Развернуть ветку
Никита Важаев

Отток айти из РФ наверняка сейчас ощущается изза обстановки и курса. За границей тоже есть потребность

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Елисеев

брат у меня помню учился на какого-то программиста и после вуза пошел работать в кол-центр, с его уровнем ни в одной ИТ не был нужен он. так что такие программы нужны, ибо образование, по крайне мере в регионах оставляет желать лучшего

Ответить
Развернуть ветку
Air

а почему чтобы привлечь ваше внимание, нужно пост писать о том как вы плохо относитесь к своим клиентам????? Почему вопросы с блокировками решаются только после постов или комментариев под подобными постами???? Почему сразу нельзя нормально относится к своим клиентам????? Почему вы заставляете клиентов заверять у нотариуса скрины предоставленные в банк????? Почему клиент должен доказывать (заверять скрины у нотариуса) что он не обманывает заверяя свои скрины?????? Даже презумпция невиновности говорит о том «лицо считается невиновным до тех пор пока не будет доказано обратное», но ваш банк заранее считает что ваши клиенты обманывают и они должны заверять свои скрины, доказывать свою правоту в суде. Я уже через суд доказал, что банк без оснований меня заблокировал, проходит год и история повторяется снова.

Ответить
Развернуть ветку
55 комментариев
Раскрывать всегда