Чем работа со стажерами может быть полезна ИТ-компании

На примере работы с интернами в «Тинькофф» расскажем, зачем нужна стажерская программа и как ее организовать, чтобы все получили максимальную отдачу.

Первые образовательные направления «Тинькофф» запустил шесть лет назад, когда столкнулся с нехваткой ИТ-специалистов. Сначала это были кейс-чемпионаты, хакатоны и открытые лекции для начинающих разработчиков. Постепенно мы стали сотрудничать со студентами вузов в рамках стажерских программ, а затем и со школьниками. Сейчас разрабатываем и поддерживаем больше 30 образовательных проектов. Все это помогает нам закрывать вопрос найма начинающих аналитиков и ИТ-специалистов.

С 4 июля начинается осенний набор в «Тинькофф Старт» — программу оплачиваемых стажировок, которая пройдет с октября по декабрь 2022 года и будет занимать от 20 часов в неделю. Экзамены можно сдать онлайн с 1 по 16 августа.

Направлений несколько: аналитика, QA, бэкенд-разработка (Java, Scala, .Net, Golang), мобильная разработка (iOS, Android), SRE, фронтенд, маркетинг и инвестиции. Ближе к старту программы список направлений может расшириться, следить за анонсами можно в наших соцсетях.

Зачем компаниям работать со стажерами

Вырастить своих. Стажеры — потенциальные сотрудники. У них есть огромное стремление к тому, чтобы научиться новому и стать частью команды. Компания при этом может посмотреть на стажера в деле, оценить его потенциал и попытаться спрогнозировать, как он будет развиваться в будущем.

Иногда компании лучше самой вырастить джуниор-специалиста, а потом помогать ему развиться до мидл-уровня, чем ждать, пока рекрутеры закроют вакансию. Ребята, которые сейчас только начинают, за полтора года, а иногда и за год, смогут стать уверенными специалистами мидл-уровня. Например, в «Тинькофф» есть программа Talents at Tinkoff, которая помогает начинающим аналитикам и ИТ-специалистам расти внутри компании.

Наладить практику менторства в компании. Это хорошая возможность для развития куратора как руководителя. Через менторство кураторы расширяют свою функциональность и получают возможность проявить себя в качестве наставника, будущего тимлида. 90% тех, кто брал стажеров и выпускников образовательных программ, приходят за ними вновь и очень довольны.

Обоюдная польза. Для стажера это опыт работы, который можно получить в большой компании, решая реальные задачи среди профессионалов и специалистов — у них можно многому научиться. Для команды, где работает интерн, это возможность получить дополнительные руки, например, чтобы тестировать новые идеи и улучшить процессы.

Еще стажерские программы дают студентам возможность попробовать себя в разных ролях и найти подходящую сферу для развития. Ребята могут протестировать будущую профессию. Для стажировки можно выбирать разные направления и остановиться на подходящем.

Увеличить рынок ИТ-специалистов. Стажерскими программами можно восполнить ресурсы рынка, помочь вузам вырастить новых профессионалов и в целом популяризировать ИТ-сферу у подрастающего поколения с акцентом на российских компаниях. Практика стажерства положительно влияет на рынок труда и отношение к российским ИТ-компаниям среди студентов. Минцифры оценивает дефицит ИТ-специалистов в России от 500 тысяч до миллиона человек. И год от года этот показатель только растет: по оценкам ведомства, через несколько лет уровень нехватки повысится вдвое.

Где искать стажеров

Реальность такова, что выпуститься из вуза сразу готовым специалистом не получится, как бы ни была хороша образовательная программа. Параллельно с обучением нужна практика в реальных проектах.

Большинство талантливых ребят работают в крупных компаниях с первого или второго курса. Студенты чаще всего сами заинтересованы в таких программах, потому что хотят попробовать себя в деле, закрепить теорию на практике и поработать в крутой команде.

Чтобы находить и привлекать интернов в компанию, важно правильно организовать работу. Что можно делать:

  1. Сотрудничать с вузами. Участвовать в ярмарках вакансий, запускать совместные спецкурсы. Проводить мастер-классы и нетворкинги с сотрудниками — выпускниками вуза.
  2. Проводить собственные мероприятия: дни открытых дверей, хакатоны, выставки, конкурсы, митапы.
  3. Работать с внутренним образованием. Растить и развивать кадры внутри компании. А еще, если вашим стажерам нравится работать у вас, то они с радостью порекомендуют вас друзьям. Инвестируя в работу со студенческими сообществами, вы формируете высококвалифицированную прослойку внутри компании.
  4. Сотрудничать со студенческими организациями: студсоветами, кейс-клубами, развивать программу амбассадоров для активных студентов.

Все чаще компании работают не только со студентами, но и со школьниками. Среди них много ребят, которые могут увлечься математикой или программированием. Наша задача — постараться заинтересовать, обеспечить им возможность получить больше, чем может дать школьная программа. Работа с ними строится через организацию и спонсирование олимпиад по техническим предметам, например по математике.

На курсах «Тинькофф Поколения» ребята могут подготовиться и к участию в олимпиадах, и к поступлению в вуз. Мы поддерживаем связь с выпускниками этой программы, иногда они становятся нашими стажерами, а потом остаются в штате. Например, сейчас в компании работают 14 человек из проекта «Тинькофф Поколения» — они пришли на наши курсы, когда были еще школьниками.

Рекомендации по работе со стажерами

Общайтесь со стажерами. Лучше при личной встрече или в формате звонка, потому что в переписке может быть много недопониманий. Часто бывает, что у стажера возникают трудности при выполнении задания, но он боится отвлекать руководителя от работы. Разговор поможет это выяснить и помочь ему.

Учитывайте уровень подготовки и адаптации стажера. Важно, чтобы куратор говорил на языке, понятном стажеру. Если фраза: «сделай мерж-реквест и залей в Gitlab» кажется мидл-разработчику очевидной, это не значит, что стажер догадается, что именно ему нужно сделать. Обязательно проверяйте, понимают ли вас. Иногда ребята стесняются задавать вопросы. Можно даже задавать контрольные вопросы, просить пересказать задачу или ее решение своими словами. Ну и конечно, следите за тем, чтобы у интерна обязательно был наставник, с которым легко и комфортно общаться, а главное, которому интересна работа со стажерами.

Думайте о будущем программы. Сотрудник, который когда-то прошел через стажировку и остался работать в компании, с большой вероятностью сам станет куратором. Он понимает все особенности работы со стажерами, поэтому при прочих равных справится с задачей лучше других.

Какие задачи поручить стажеру

Задачи должны быть интересными для стажера и полезными для работодателя. Если интерн будет работать с муляжом, то не почувствует своего вклада и быстро потеряет интерес. Еще задачи не должны быть критичными: от качества их исполнения не пострадают ни проект, ни команда.

От качества подбора задач и от организации работы с интернами зависит, сколько человек останутся с вами после окончания стажерской программы. Если давать неинтересные поручения, они уйдут. А если вкладываться и продумывать задания, останутся в компании. Сейчас 65% стажеров «Тинькофф Старта» переходят в штат.

Какие задачи можно дать стажеру:

  1. Небольшую часть реального проекта. Например, разработчик-ментор продолжает работу над своей задачей, но часть ее отдает интерну. Как показывает практика, это лучший вариант: сразу работать с настоящими, а не искусственными задачами.
  2. Полуэкспериментальный проект: если есть гипотеза, которую нужно проверить, задачу можно отдать стажеру и посмотреть, будет идея работать или нет.
  3. Кропотливые, но несложные задачи. Стажеры внимательно и терпеливо прорабатывают такие задания. Ребятам рутина в новинку и даже кажется интересной. Такое делегирование разгрузит опытных сотрудников, они смогут заняться более сложными задачами.

Как избежать ошибок

  1. Ищите стажеров и на первых курсах вуза, и в последних классах школы.
  2. Вкладывайтесь в подготовку: обучайте менторов, продумывайте задачи.
  3. Сопровождайте стажера во время его работы. Важно, чтобы он знал, к кому обратиться с вопросами, а также что ему всегда помогут и подскажут.
  4. Работайте с возражениями, собирайте обратную связь после стажировки. Например, создайте опросник, который интерны будут заполнять после прохождения программы. Так вы узнаете её сильные и слабые места, сможете её улучшить и сделать более полезной и для стажеров, и для компании.
  5. Давайте обратную связь по результатам стажировки. Стажеру важно понимать, к чему он пришел, что получилось, а над чем стоит еще работать.
0
58 комментариев
Написать комментарий...
TheGeerav

Дизлайк не глядя 🤷‍♂️

Ответить
Развернуть ветку
John Doe

Вагонетку лайков этому господину

Ответить
Развернуть ветку
TheGeerav

Спасибо, сэр 🤝

Ответить
Развернуть ветку
55 комментариев
Раскрывать всегда