Чем занимаются системные аналитики в «Тинькофф»

Рассказываем о задачах и зовём на One Day Offer, который состоится 30 июля. На нём можно пройти все собеседования онлайн — и за один день.

Перед One Day Offer лиды системных аналитиков Анна Мелешкина и Евгений Зингер рассказали, какие задачи решают в компании и какие особенности есть в их работе.

Кто такой системный аналитик

Системный аналитик — связующее звено между бизнесом и командой разработки. Он получает от бизнеса идею новой фичи и ищет решения, как ее технически реализовать в доменных сервисах и системах. Основной артефакт его работы — это спецификация, на основе которой разработчики реализуют фичу.

В «Тинькофф» нет департамента системных аналитиков, они входят в команду разработки. В компании есть продуктовые и платформенные проекты. Продуктовые делают для клиентов банка. Например, проект дебетовых карт или мобильного приложения «Тинькофф Инвестиции». А платформенные разрабатывают для других проектов в компании, как продуктовых, так и платформенных. Например, разработка, масштабирование и поддержка собственной CRM-системы.

Этапы работы над проектом и задачи системного аналитика

Чтобы описать задачи системного аналитика, раскроем этапы разработки проекта.

Планируем проект. Системный аналитик уточняет у бизнес-заказчика детали задачи и добавляет больше контекста, чтобы в работу попадали более четкие таски. На этом этапе они могут вообще отбрасываться или уходить в другую команду. Например, заказчик хочет, чтобы менеджеры больше продавали кредитных продуктов для юрлиц. Для этого ему нужно трекать время, которое они тратят на продажи. Он приходит в команду CRM, потому что через нее продавцы получают задания, и просит выгрузить статистику.

Системный аналитик объясняет, что его сервис только создает задание для продавцов, но время их работы не отслеживает. Зато система WebOffice собирает статистику о том, сколько продавцы обрабатывают заявок в день и сколько на каждую тратят времени. Поэтому он отправляет заказчика в ту команду.

Собираем требования, валидируем и верифицируем. Здесь системный аналитик добивается полной конкретики по задаче. Например, заказчик хочет выдавать новый тип кредитов юрлицам, за которые поручается государство. Аналитик выясняет:

  • можем ли мы сделать это как надстройку к существующему продукту;
  • на каких каналах привлечения он будет доступен;
  • какие отличия от существующих продуктов;
  • какой у него будет флоу;
  • как менеджеры будут взаимодействовать с клиентом по этому продукту.

Результат работы системного аналитика на этом этапе — однозначные, непротиворечивые и полные бизнес-требования. Обычно это верхнеуровневое описание в Jira и более детальное в Confluence.

Проектируем архитектуру. Здесь системный аналитик проектирует и согласует решение с коллегами. Он много обсуждает задачу с другими командами, если для нее нужна интеграция с другими системами. Результат его работы — общее описание технической логики реализации и интеграционная диаграмма участвующих систем с выделением ответственности.

Пишем спецификацию задачи. Системный аналитик продумывает детальную итоговую постановку задачи для команды разработки. Результат — техническая документация в Confluence или через подход «документация в коде».

Разрабатываем решение. На этом этапе системный аналитик отвечает на вопросы разработчиков, вносит изменения в документацию, помогает тестировщикам с тест-кейсами — валидирует их или что-то добавляет. Также он участвует в обсуждении, как мониторить новую фичу. Первый результат этапа — команда понимает, что и зачем делает. Второй результат — инструкции и метрики, которые отслеживает вторая линия поддержки или дежурный на проде.

Релизим фичу на прод. После релиза системный аналитик сопровождает фичу на проде и разбирает инциденты на уровне третьей экспертной линии поддержки.

Системный аналитик частично отвечает за консистентность новой фичи. Бывает, что бизнес-заказчик приходит с одной хотелкой, но забывает согласовать ее со смежной системой. Аналитику важно собрать все хотелки и проверить, что никого из заказчиков не забыли.

Например, в работе у системного аналитика была задача на новые тексты СМС при одобрении заявки. Второй заказчик — бизнес-аналитик от направления привлечения клиентов — принес задачу на доработку текстов СМС при закрытии заявки. А одобрение — это частный случай ее закрытия. Получилось, что логика формирования текстов в одной задаче противоречила логике в другой.

Системный аналитик собрал заказчиков вместе, и в результате обсуждения они выработали общую для всех типов закрытия заявок логику текста.

С кем работает системный аналитик

В компании есть системные аналитики, аналитики DWH, риск-аналитики, продуктовые и бизнес-аналитики.

Больше всего системный аналитик соприкасается с бизнес-аналитиками, поскольку они ставят задачи на разработку. Бизнес-аналитики собирают требования бизнеса и приносят их системным аналитикам, а те их валидируют и просят бизнес-аналитика доработать, когда чего-то не хватает.

Также системные аналитики взаимодействуют с продуктовыми, поскольку те запрашивают данные для построения отчетов по всей функциональности сервиса. Значительная часть работы системных аналитиков — консультирование. Они знают ответы на все вопросы о продукте и связанных с ним системах, и это главная ценность их экспертизы для бизнеса. Либо знают, кто в команде может ответить на вопрос.

Какие сложности в работе возникают

Свои задачи аналитик зачастую делает одновременно — это основная сложность. Не всегда он просто пишет документацию и отдает ее. Он одновременно может писать документацию к одной фиче, сопровождать вторую фичу на проде и отвечать на вопросы нескольким заказчикам по другим проектам. Нужно уметь одновременно делать много дел и не проигрывать ни в одном из них.

Еще иногда нужно поработать с black box — «черным ящиком». Это готовый продукт, к которому нет документации. Аналитику нужно понять, как он работает, и описать его либо доработать. Такое нечасто, но случается. Это такой реверс-инжиниринг: аналитик смотрит в код, изучает его, описывает, а если нужно дорабатывать, то описывает, как это сделать. Или при сбое системный аналитик проводит расследование по логам и разбирается, что происходит.

Мы стараемся не допускать «черных ящиков». Для этого ведем документацию о работе сервиса и поддерживаем ее в актуальном состоянии.

Навыки и инструменты системного аналитика

Soft skills: мультизадачность, системное мышление, высокая коммуникабельность, адекватность и стрессоустойчивость. Под системным мышлением мы понимаем умение мыслить глобально, сразу обо всем скоупе систем и продукте. Аналитик мыслит архитектурой большого количества систем, и, когда возникает потребность доработать сервис, он понимает, какой эффект доработка может оказать на смежные системы и процессы.

Hard skills: корректное ведение документации, техническое понимание реализации интеграций, баз данных, ООП и предметно-ориентированного проектирования — DDD. Важно, чтобы человек знал классы систем и понимал, что такое доменная ответственность.

Основные инструменты системного аналитика — это Jira, Confluence и GitLab. Зависящие от проекта инструменты — IDEA, Camunda Modeler, Postman, SoapUI и другие.

Куда расти системному аналитику

Первый вариант — это горизонтальное развитие: например, до руководителя аналитики. Второй — это вертикальный менеджерский путь до тимлида, затем руководителя отдела, технического директора департамента и дальше наверх.

В компании постепенно формируется новая специализация — архитектор. Это человек с очень большой экспертизой продумывания решений больших систем. Он отлично разбирается в интеграциях и понимает, как большое сложное решение с точки зрения ИТ и бизнеса разложить на системы, микросервисы, основные потоки данных. Эта роль чем-то похожа на solution-архитектора, только менее опытного в разработке.

Преимущество работы системным аналитиком в «Тинькофф» — это окружение из заинтересованных в результате профессионалов. Здесь не встретить того, кто «по дружбе» занимает свое место и будет противиться любым изменениям. Все вокруг — высококлассные специалисты, открытые к общению, улучшению и переменам.

Еще один плюс — почти не бывает работы в стол. Если появилась задача, то она действительно важна, и это не имитация бурной деятельности в попытке потратить свободное время сотрудника. Также в «Тинькофф» системный аналитик — не технический писатель. Он глубоко погружен в технику и архитектуру и может принимать решения по интеграциям без множества согласований архитектурных комитетов.

Если вы системный аналитик в поиске работы, приглашаем на One Day Offer 30 июля. Для участия нужно:

  • До 27 июля отправить заявку и приложить резюме или портфолио.
  • Когда организаторы проверят заявку, они отправят тестовое задание, которое нужно выполнить за три дня.
  • Через два дня после отправки тестового вы получите ответ.
  • Если прошли тестовое, вы получите приглашение на встречу в Зуме.
0
55 комментариев
Написать комментарий...
Svyaztozavr 799

Для других айтишников, надеюсь, тоже будут one-day offers?

Ответить
Развернуть ветку
Тинькофф Банк

Здравствуйте!

Прямо сейчас идет отбор SRE и мобильную разработку. Следите за обновлениями в наших соцсетях и на сайте https://one-day-offer.tinkoff.ru/

Ответить
Развернуть ветку
52 комментария
Раскрывать всегда