Как мы оценили скиллы продактов с помощью чемпионата Tinkoff Product Cup 2023

Мы впервые провели интерактивный чемпионат с бизнес-кейсами — рассказываем, как это было.

Зачем мы решили провести чемпионат

Мы в Тинькофф стремимся к прозрачному и объективному процессу оценки каждого сотрудника. Это позволяет видеть свой возможный карьерный трек, какой результат считается крутым, понять необходимый уровень навыков. Самой компании это помогает транслировать ожидания, а затем отмечать результаты и профессиональный рост специалиста.

Звучит логично, но мы увидели три проблемы при реализации:

Первая проблема: уровень знаний не говорит об уровне в профессии. Очевидный и распространенный способ оценки сотрудников — тестирование. Это простой и удобный инструмент. Он показывает уровень знаний через ответы на конкретные вопросы, но не дает оценки навыков решения задач с высоким уровнем неопределенности. Ведь чтобы упаковать тест, приходится упрощать формулировки в пользу алгоритмической оценки ответов.

Вторая проблема: ожидания стейкхолдеров не сформулированы явно. Необходимо сформулировать, чего стейкхолдеры ожидают и что ценят в работе продакта, желательно на примерах.

Когда создаешь метод оценки уровня продакта, важно формулировать приближенные к реальности задачи. При этом сам метод должен соответствовать ожиданиям бизнеса. Задачи должны быть максимально приближенными к реальности, а это моментально усложняет валидацию: нужны ресурсы экспертов, ведь мы хотим получить объективную оценку.

Третья проблема: сложно добиться объективности. У нас есть внутренние эксперты, часто лиды направлений, которые оценивают навыки продактов. Мы понимаем, что их прежний практический опыт после перехода в роль руководителей со временем может потерять актуальность, ведь постоянно появляются новые контексты, инструменты и знания. А еще есть критерий доверия оценке, а с ним все становится сложнее, ведь иногда сотрудники не доверяют даже своим непосредственным руководителям в результате персонального аудита.

Мы столкнулись с этими проблемами оценки скиллов продактов и решили пойти нестандартным путем — впервые организовать внутренний чемпионат среди сотрудников.

Что такое Tinkoff Product Cup

Tinkoff Product Cup — это чемпионат для продакт-менеджеров и других специалистов продуктовых команд. Участники получают два реальных бизнес-кейса, ограничения по времени и проблему выбора лучшего решения на этапе анонимной оценки друг друга. Осуществить задуманное нам помог Карьерный Цех — организатор конкурсов для продактов, дизайнеров и аналитиков.

Возникла идея проверять уровень на реальных задачах из недавнего прошлого — это открытые вопросы, у которых нет единственного правильного ответа, даже по прошествии времени. Работа над поиском решения в такой ситуации, а затем его сравнение с другими во время крауд-оценки требуют комплекса работ, таких как:

  • анализ ситуации и поиск данных;
  • формулирование проблемы;
  • выбор решения и его обоснование;
  • упаковка выводов для оценки остальными участниками команды.

И все это параллельно основным задачам на работе — кажется, такие условия позволяют именно продактам лучше остальных специалистов проявить себя.

Так родилась концепция конкурса Tinkoff Product Cup — внутреннего соревнования для всех продактов компании, где заданиями стали:

  • Реальные ситуации. Конкурсанты решали задачи из практики Тинькофф.
  • Понятные проблемы. Вопросы сформулировали так, чтобы участники могли поставить себя на место клиента или бизнеса.

К тому же на практике несколько менеджеров продукта редко одновременно работают над одной задачей — важное условие для оценки относительного профессионального уровня. А через конкурс мы помещаем всех участников в единый контекст и условия, чтобы сделать оценку максимально объективной.

Как это было

Мы анонсировали чемпионат Tinkoff Product Cup в сообществах. Нам прислали более 600 заявок, 450 человек стали участниками. На этом этапе отвалились те, кому развитие в продакт-менеджменте интересно, но они не готовы прямо сейчас к такому формату или нет времени.

Участвовать могли не только менеджеры продукта и продуктовые технологи, но и проджект-менеджеры, аналитики, разработчики и другие желающие

Кейсы были опубликованы на платформе Карьерного Цеха. В конкурсе было два задания, направленных на проверку разных компетенций.

Например, первое задание состояло из вопросов про UX в мобильном приложении Тинькофф, которая упрощает отправку денежных переводов. А далее участники могли разработать концепцию продукта и оценить его с точки зрения пользы для бизнеса.

“На конкурсе мы даже создали прецедент: участник увидел, как его задачу решал кто-то другой, и таким образом дообразовывался — тот человек мог подумать о том, о чем не подумал другой. Оказалось, что это хороший способ обучения, ведь в работе продактов нет учебников по каждой задачи, а хорошие материалы ситуативны и не всегда применимы”.

Константин Рубцов, руководитель продукта «Ассистент Олег»

На выполнение кейсов было десять дней. Оба задания обязательны, и ответы не должны превышать пяти страниц презентации. По итогу 107 человек отправили свои работы, 97 из них вошли в итоговый рейтинг.

Распределение выше примечательно тем, что заявлялись на чемпионат ребята разных профессий, из которых только 56,3% можно отнести к продактам, при этом 75% из них прислали решения. Значит, чемпионат стал профессиональным состязанием и с большим успехом его проходят именно менеджеры продуктов.

Для оценки решений мы использовали методику крауд-ревью — когда участники сами оценивают работы других участников. За шесть дней каждый участник конкурса оценил десять других работ. Все кейсы были анонимными, их следовало отранжировать от сильного к слабому. Математическая модель собрала все оценки и составила итоговый рейтинг.

По сути, мы столкнули участников с функцией руководителя: надо было детально разобраться, чем одна работа отличается от другой, как и руководителю приходится детально разбираться в работе сотрудника, чтобы правильно оценивать его. В зависимости от количества голосов составлялся рейтинг работ.

Рейтинг Tinkoff Product Cup 2023 формировался по сумме баллов за два задания. Мы выбрали пять победителей и отдельно отметили еще двух призеров с сильными работами. Итоговый рейтинг — это сумма баллов за первое и второе задания, но были участники, которые так круто выполнили одно задание из двух, что мы не могли их не отметить.

Финалисты получили вознаграждение во внутренней валюте компании, а призерам и победителям также достался топовый мерч. А еще у участников была возможность получить обратную связь от экспертов компании по своим работам.

Челлендж удался!

Так мы и нашли коллективный способ проверки уровня продактов, который, как оказалось, сильно экономит время и ресурсы компании. Это был интересный опыт, и мы для себя сделали следующие выводы:

  • Продакты получили новый профессиональный опыт и оценку компетенций, увидели точки роста и наметили пути развития. А другие специалисты — возможность побыть в новой роли, применить продуктовый подход и оценить свой потенциал.
  • Бизнес открыл новый способ решения творческих задач. Мы хотим перенести этот опыт на новые проекты. Не решать задачи, которые были, а целым сообществом брейнштормить идеи по новым направлениям. А еще хотим создавать сильные кейс-команды для генерации идей и возможных решений за короткое время. Продакт должен будет собрать себе команду — найти аналитика, разработчика или других специалистов и продать им идею участия в конкурсе, чтобы вместе создать не просто презентацию, а демо решения. И так можно оценить лидерские качества продакта.
  • Проверка вовлечения сотрудников. Когда нет отдельного времени на эту активность, когда мы челленджим самих себя, и это показывает культуру компании. Мы увидели, что люди вовлечены и могут в дополнительное время провести сложную аналитическую работу.
  • Нам не хватило ресурсов менторов — мы оказались не готовы к такому количеству запросов. Это было неожиданно, но в следующий раз будем учитывать этот момент.

Также в этом году мы участвуем в рейтинге работодателей от hh.ru! Если хочешь поддержать нас, то переходи по ссылке.

0
16 комментариев
Написать комментарий...
Тимофей Измайлов

Как же тинькофф пытается показаться хорошим, боже мой. Даже проводит какие то чемпионаты, чтобы был повод написать статью. Отзывы их работников, однако, говорят о том, что человеческого отношения в этой компании нет ни к кому. Что уже говорить про клиентов

Ответить
Развернуть ветку
Heather Morris

А есть работникодатели прям со сплошь пятизвездочными отзывами? Знакомый работает в айти тинькоф и вроде не жалуется. Да и ничего не мешает другим компаниям которые активно в онлайне представлены тоже писать про любое свое достижение, что и делают кстати в посл время активнее Сбер, Альфа, Озон и тп.

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Matveev

По моему опыту отзывы сотрудников Тинькофф(особенно IT) говорят о том, что компания и атмосфера внутри им как раз очень нравится

Ответить
Развернуть ветку
Иван Иванов

По отзыву сотрудников сималенда - там вообще атмосфера самая лучшая

Ответить
Развернуть ветку
dr. Dolittle

Айти - может быть, и то не очень верится. Работа в тинькофф это всегда нечеловеческое давление. Но тинькофф далеко не полностью айти, там еще много ребят в поддержке сидит. И вот тут, скажу я вам по личному опыту, сущий ад

Ответить
Развернуть ветку
Влад Бадоев

Интересно, имею совершенно противоположные отзывы от своих друзей. Работают там далеко не первый год и уходить не планируют

Ответить
Развернуть ветку
Илья Затокин

Классная задумка, хотел бы поучаствовать но работаю в другой компании

Ответить
Развернуть ветку
Old Papay

радует что банк работает плотно в hr направлении, какаято движуха постоянно.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Сивашев

Чем новее на рынке профессия, тем сложнее наверное анализировать эффективность, хотя продакты вроде уже не новая профессия

Ответить
Развернуть ветку
Петр Громов

интересно что в рейтинге работодателей Тинькофф только в отрасли It участвует)

Ответить
Развернуть ветку
Ангелина Фомина

Может там просто самый жесткий кадровый голод

Ответить
Развернуть ветку
Илья Цыганков

неплохая тема. Капы и брейнштормы всегда хорошее решение взбодрить команду

Ответить
Развернуть ветку
Богдан В.

Так почему в айос фичу-то отключили? )) сдается, там что-то банальное.

Ответить
Развернуть ветку
Leonid Lapidus

«Мы в Тинькофф стремимся к прозрачному и объективному процессу оценки каждого сотрудника»

Ахахахаха, хорошая фантазия. Знаю систему изнутри и это лютый п...ж

Ответить
Развернуть ветку
Василий Сафонов

А что конкретно вранье именно в этой фразе? Работал в далеком прошлом на окт поле и оценивание было неплохим,через рг, с возм-тью оспаривать. У продактов и тп наверное еще более продвинутая система типа ревью с несколькими этапами.

Ответить
Развернуть ветку
Leonid Lapidus

"Прозрачность и объективность" — вот это.
Все зависит только от мнения руководителя. Ну и какой-то продвинутой системы нет: самооценка, отзывы, оценка от руководителя. При этом два первых пункта рук не учитывает. Решения по итогу выносит исходя из своих «предпочтений»

Ответить
Развернуть ветку
13 комментариев
Раскрывать всегда