Индекс Деда Мороза: сколько россияне потратят на празднование Нового года
Аналитический проект Tinkoff Data ежегодно проводит расчет индекса Деда Мороза, который отражает, как изменяются цены в сфере развлечений год к году.
В этом году проект также представил паттерн поведения россиян в предновогодние и новогодние дни на основе обезличенных транзакций более 38 млн клиентов Тинькофф. Как закупаются алкоголем и продуктами, как растет интерес к деликатесам и сколько тратят на такси и рестораны россияне в новогоднюю ночь и праздники.
Основные выводы
- Индекс Деда Мороза в 2023 году вырастет на 23% по сравнению с прошлым годом и достигнет 2594 ₽.
- В декабре 2024 года по прогнозу индекс составит уже 2892 ₽.
- Самый высокий индекс Деда Мороза в городах-миллионниках традиционно в Москве (3487 ₽), а лидером по приросту показателя стал Краснодар, где индекс вырос на 40% до 2955 ₽.
- В канун Нового года кратно растут продажи «новогодних» товаров и деликатесов: в 2022 году доля трат на игристое вино перед Новым годом составила 10% от годовых расходов на напиток, а черной и красной икры — 25% и 21% соответственно.
- На черную икру траты 30 и 31 декабря вырастают в 22 раза в сравнении со среднедневными тратами на этот продукт. На красную икру — в 17 раз, на игристое — в 10 раз, а на мандарины — в 9 раз.
- Средние чеки в предновогодние дни в «праздничных категориях» в 1,2—2,2 раза больше, чем в среднем по году.
- На протяжении последних четырех лет в категориях «Алкомаркеты», «Супермаркеты» и «Такси» средний чек в новогодние дни достигает абсолютного максимума в сравнении со средними показателями по году.
- Алкоголем россияне для празднования Нового года закупаются в последний момент: 31 декабря транзакций в этой категории «Алкомаркеты» на 15% больше, чем 30 декабря, а пик покупок приходится на период с 17 до 18 часов.
Индекс Деда Мороза вырос на 23% в 2023 году
В декабре 2023 года заказать новогоднее поздравление Деда Мороза и Снегурочки обойдется россиянам в среднем в 2594 ₽. За год средняя стоимость выросла на 23%.
AI-сервис для аналитики и прогнозирования ETNA прогнозирует, что в декабре 2024 года в канун Нового года — 2025 индекс вырастет на 11% и составит 2892 ₽.
В основу расчета индекса легли данные из открытых источников и сайтов объявлений «Авито» и «Юла». Аналитики изучили более 2 тысяч объявлений, которые предлагают услуги поздравлений аниматоров перед новогодними праздниками.
За последние 6 лет индекс вырос в 2,5 раза. Как и в прошлом году, россияне будут отмечать праздник в кругу семьи и близких: 77% опрошенных заявили о планах встретить Новый год дома. Это создает спрос на услуги аниматоров, что влечет рост индекса Деда Мороза.
Самый высокий индекс Деда Мороза в городах-миллионниках традиционно в Москве (3487 ₽), а лидером по приросту индекса стал Краснодар: за год индекс вырос на 40% с 2108 до 2955 ₽.
Средние чеки в предновогодние дни в 1,2—2,2 раза больше, чем за весь год
Встреча Нового года дома не обходится без праздничного стола, продукты к которому россияне покупают в течение предновогодней недели.
30 декабря в категории «Супермаркеты» наблюдается самый высокий средний чек в сравнении с остальным годом — в 2022 году он достиг 823 ₽, тогда как средний чек за 2022 год составлял 498 ₽. AI-сервис для аналитики и прогнозирования ETNA прогнозирует, что в 2023 году средний чек 30 декабря вырастет до 848 ₽.
Средние чеки на алкоголь, детские товары, общепит и такси 30, 31 декабря и 1 января в 1,2—2,2 раза выше, чем средние чеки за 2022 год.
На протяжении последних четырех лет в категориях «Алкомаркеты», «Супермаркеты» и «Такси» средний чек в новогодние дни достигает абсолютного максимума в сравнении со средними показателями по году.
В 2022 году четверть всех расходов на черную икру за год пришлась на предновогодний период
Помимо стандартного продуктового набора для оливье «продуктовая корзина» россиян дополняется традиционными «новогодними» продуктами и деликатесами: мандаринами, икрой и игристым вином.
В предновогоднюю неделю россияне активно покупают эти продукты. На черную икру траты 30 и 31 декабря вырастают в 22 раза в сравнении со среднедневными тратами на этот продукт. На красную икру чуть меньше — в 17 раз, на игристое — в 10 раз, а на мандарины — в 9 раз.
Аналитики выяснили, что четверть всех расходов на черную икру за год приходится на предновогодний период, схожая доля и у красной икры — 21%. Доля расходов на игристое вино в последнюю неделю декабря составляла 10% от годовых трат на напиток.
Купить подарки заранее, а спиртное — в последний день
Как и продукты, россияне покупают подарки заранее: 30 декабря 2022 года число транзакций в категории «Подарки» было на 15% больше, чем 31 декабря. В категорию «Подарки» вошли категории «Детские товары», «Косметика», «Цветы», «Электроника и техника», «Ювелирные изделия».
Если продукты и подарки россияне покупают заранее, то спиртные напитки — чаще в последний день декабря: в 2022 году 31 декабря транзакций в категории «Алкомаркеты» было на 15% больше, чем в предыдущий день. Пик покупок пришелся на время с 17 до 18 часов.
В новогоднюю ночь россияне не оставляют чаевые в заведениях
После работы или покупки продуктов, алкоголя и подарков россияне едут домой или в гости. Максимальное количество списаний денежных средств за поездки 31 декабря 2022 года приходится на период с 18 до 19 часов. После 22 часов количество транзакций в категории «Такси» резко падает.
Сразу после наступления Нового года число вызовов такси начинает расти: россияне едут в гости и рестораны. В этот же период наблюдаются и рекордные средние чеки в сравнении со средним за год. Это подтверждается ростом количества транзакций в категории «Питейные заведения» — больше всего транзакций в этой категории россияне совершили с трех до четырех ночи. Только за новогоднюю ночь 2023 года (с полуночи до семи утра) число транзакций в ресторанах и барах было на 3% больше, чем за 31 декабря 2022 года.
Несмотря на посещаемость ресторанов и баров в новогоднюю ночь 2023 года, число транзакций в новогоднюю ночь с полуночи до семи часов утра в категории «Безналичные чаевые» было меньше, чем 1 и 2 января 2023 года. Как правило, заведения в новогоднюю ночь берут депозит, в котором учитывается сервисный сбор.
Телеграм-канал Tinkoff Data — официальный канал Тинькофф о данных. Исследования, продуктовые кейсы, эксперименты. Подпишитесь, чтобы первыми узнавать о новых исследованиях.
довольно интересно. еще интересно, когда вырастут проценты по накопительным счетам. тинек, прием, там ключевая 16. какие 7 по накопительному?
Счета копилки всегда сильно меньше дают чем ставки по депозитам. А те банки что дают также, это просто переманиловка из нормальных банков, причем изучить если внимательно то там 15% на первый мес а дальше 6-8%, или при тратах огромных в мес ставка будет сохраняться, такое себе. У меня в тинькофф 10% по счету копилке и ниче, устраивает, потому что деньги там подолгу не морожу, стараюсь на вклад ложить сразу если понимаю что это деньги мои свободные
Видимо, нужно еще вам поизучать. Есть банки которые действительно дают бонус в первые 2-3 месяца, но и потом ставка меньше 12 не падает. Так вот возникает вопрос, если в одном банке клиент получается мало выгоды, а в другом много - какой из них нормальный? Чем вообще определяется нормальность тинькофф для вас? Самый расхайпленный?
Так если тинькофф мой основной банк мне зачем переходить в другой? У альфы про которую мне тут написали 4% если совсем без условий, чего там читать? Рекламный процент только при покупках от 10 тыс в мес, и тот 11% а не выше, и вроде как на минимальный остаток, а в тинькофф на ежедневный - это большая разница если счет копилку использовать не как вклад а временное пристанище для денег, для чего копилка как бы и задумана. Смысла не вижу переходить ради этого.
Про Альфу не в курсе, но вот озон например дает 12%. Про Альфу слышал, что там тоже 12%. Это как то солиднее 7% тинька. Только из за накопительного я бы тоже не стал переходить, но тут же все вместе. Дебетовая карта, например. Меня вообще кэшбек тинька категорически не устраивает. Категории, вернее
10% мало, Альфа даёт 11% текущим, а новым 14%. По вкладу тоже там выгоднее. Не знаю, Тинькофф совсем бледнеет на фоне конкурентов последние пару лет.
Не только накопительных касается. Не знаю, я не хейчу тиньк и стараюсь быть объективным, если взять сухие цифры, то получится, что у тинькофф все продукты абсолютно проигрывают другим банкам. Лень конечно заморачиваться, новые карты заказывать, привыкать к ним, но лучше так, чем оставаться с посредственными условиями
Индекс Деда Мороза растет, и в этом году обещает достичь новых высот
Дед в последние годы что-то совсем обнаглел.