Индекс Деда Мороза: сколько россияне потратят на празднование Нового года

Аналитический проект Tinkoff Data ежегодно проводит расчет индекса Деда Мороза, который отражает, как изменяются цены в сфере развлечений год к году.

В этом году проект также представил паттерн поведения россиян в предновогодние и новогодние дни на основе обезличенных транзакций более 38 млн клиентов Тинькофф. Как закупаются алкоголем и продуктами, как растет интерес к деликатесам и сколько тратят на такси и рестораны россияне в новогоднюю ночь и праздники.

Основные выводы

  • Индекс Деда Мороза в 2023 году вырастет на 23% по сравнению с прошлым годом и достигнет 2594 ₽.
  • В декабре 2024 года по прогнозу индекс составит уже 2892 ₽.
  • Самый высокий индекс Деда Мороза в городах-миллионниках традиционно в Москве (3487 ₽), а лидером по приросту показателя стал Краснодар, где индекс вырос на 40% до 2955 ₽.
  • В канун Нового года кратно растут продажи «новогодних» товаров и деликатесов: в 2022 году доля трат на игристое вино перед Новым годом составила 10% от годовых расходов на напиток, а черной и красной икры — 25% и 21% соответственно.
  • На черную икру траты 30 и 31 декабря вырастают в 22 раза в сравнении со среднедневными тратами на этот продукт. На красную икру — в 17 раз, на игристое — в 10 раз, а на мандарины — в 9 раз.
  • Средние чеки в предновогодние дни в «праздничных категориях» в 1,2—2,2 раза больше, чем в среднем по году.
  • На протяжении последних четырех лет в категориях «Алкомаркеты», «Супермаркеты» и «Такси» средний чек в новогодние дни достигает абсолютного максимума в сравнении со средними показателями по году.
  • Алкоголем россияне для празднования Нового года закупаются в последний момент: 31 декабря транзакций в этой категории «Алкомаркеты» на 15% больше, чем 30 декабря, а пик покупок приходится на период с 17 до 18 часов.

Индекс Деда Мороза вырос на 23% в 2023 году

В декабре 2023 года заказать новогоднее поздравление Деда Мороза и Снегурочки обойдется россиянам в среднем в 2594 ₽. За год средняя стоимость выросла на 23%.

AI-сервис для аналитики и прогнозирования ETNA прогнозирует, что в декабре 2024 года в канун Нового года — 2025 индекс вырастет на 11% и составит 2892 ₽.

В основу расчета индекса легли данные из открытых источников и сайтов объявлений «Авито» и «Юла». Аналитики изучили более 2 тысяч объявлений, которые предлагают услуги поздравлений аниматоров перед новогодними праздниками.

За последние 6 лет индекс вырос в 2,5 раза. Как и в прошлом году, россияне будут отмечать праздник в кругу семьи и близких: 77% опрошенных заявили о планах встретить Новый год дома. Это создает спрос на услуги аниматоров, что влечет рост индекса Деда Мороза.

Самый высокий индекс Деда Мороза в городах-миллионниках традиционно в Москве (3487 ₽), а лидером по приросту индекса стал Краснодар: за год индекс вырос на 40% с 2108 до 2955 ₽.

Средние чеки в предновогодние дни в 1,2—2,2 раза больше, чем за весь год

Встреча Нового года дома не обходится без праздничного стола, продукты к которому россияне покупают в течение предновогодней недели.

30 декабря в категории «Супермаркеты» наблюдается самый высокий средний чек в сравнении с остальным годом — в 2022 году он достиг 823 ₽, тогда как средний чек за 2022 год составлял 498 ₽. AI-сервис для аналитики и прогнозирования ETNA прогнозирует, что в 2023 году средний чек 30 декабря вырастет до 848 ₽.

Средние чеки на алкоголь, детские товары, общепит и такси 30, 31 декабря и 1 января в 1,2—2,2 раза выше, чем средние чеки за 2022 год.

На протяжении последних четырех лет в категориях «Алкомаркеты», «Супермаркеты» и «Такси» средний чек в новогодние дни достигает абсолютного максимума в сравнении со средними показателями по году.

В 2022 году четверть всех расходов на черную икру за год пришлась на предновогодний период

Помимо стандартного продуктового набора для оливье «продуктовая корзина» россиян дополняется традиционными «новогодними» продуктами и деликатесами: мандаринами, икрой и игристым вином.

В предновогоднюю неделю россияне активно покупают эти продукты. На черную икру траты 30 и 31 декабря вырастают в 22 раза в сравнении со среднедневными тратами на этот продукт. На красную икру чуть меньше — в 17 раз, на игристое — в 10 раз, а на мандарины — в 9 раз.

Аналитики выяснили, что четверть всех расходов на черную икру за год приходится на предновогодний период, схожая доля и у красной икры — 21%. Доля расходов на игристое вино в последнюю неделю декабря составляла 10% от годовых трат на напиток.

Купить подарки заранее, а спиртное — в последний день

Как и продукты, россияне покупают подарки заранее: 30 декабря 2022 года число транзакций в категории «Подарки» было на 15% больше, чем 31 декабря. В категорию «Подарки» вошли категории «Детские товары», «Косметика», «Цветы», «Электроника и техника», «Ювелирные изделия».

Если продукты и подарки россияне покупают заранее, то спиртные напитки — чаще в последний день декабря: в 2022 году 31 декабря транзакций в категории «Алкомаркеты» было на 15% больше, чем в предыдущий день. Пик покупок пришелся на время с 17 до 18 часов.

В новогоднюю ночь россияне не оставляют чаевые в заведениях

После работы или покупки продуктов, алкоголя и подарков россияне едут домой или в гости. Максимальное количество списаний денежных средств за поездки 31 декабря 2022 года приходится на период с 18 до 19 часов. После 22 часов количество транзакций в категории «Такси» резко падает.

Сразу после наступления Нового года число вызовов такси начинает расти: россияне едут в гости и рестораны. В этот же период наблюдаются и рекордные средние чеки в сравнении со средним за год. Это подтверждается ростом количества транзакций в категории «Питейные заведения» — больше всего транзакций в этой категории россияне совершили с трех до четырех ночи. Только за новогоднюю ночь 2023 года (с полуночи до семи утра) число транзакций в ресторанах и барах было на 3% больше, чем за 31 декабря 2022 года.

Несмотря на посещаемость ресторанов и баров в новогоднюю ночь 2023 года, число транзакций в новогоднюю ночь с полуночи до семи часов утра в категории «Безналичные чаевые» было меньше, чем 1 и 2 января 2023 года. Как правило, заведения в новогоднюю ночь берут депозит, в котором учитывается сервисный сбор.

Телеграм-канал Tinkoff Data — официальный канал Тинькофф о данных. Исследования, продуктовые кейсы, эксперименты. Подпишитесь, чтобы первыми узнавать о новых исследованиях.

0
9 комментариев
Написать комментарий...
рэджон рондо

довольно интересно. еще интересно, когда вырастут проценты по накопительным счетам. тинек, прием, там ключевая 16. какие 7 по накопительному?

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Zaytcev

Счета копилки всегда сильно меньше дают чем ставки по депозитам. А те банки что дают также, это просто переманиловка из нормальных банков, причем изучить если внимательно то там 15% на первый мес а дальше 6-8%, или при тратах огромных в мес ставка будет сохраняться, такое себе. У меня в тинькофф 10% по счету копилке и ниче, устраивает, потому что деньги там подолгу не морожу, стараюсь на вклад ложить сразу если понимаю что это деньги мои свободные

Ответить
Развернуть ветку
Борис

Видимо, нужно еще вам поизучать. Есть банки которые действительно дают бонус в первые 2-3 месяца, но и потом ставка меньше 12 не падает. Так вот возникает вопрос, если в одном банке клиент получается мало выгоды, а в другом много - какой из них нормальный? Чем вообще определяется нормальность тинькофф для вас? Самый расхайпленный?

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Zaytcev

Так если тинькофф мой основной банк мне зачем переходить в другой? У альфы про которую мне тут написали 4% если совсем без условий, чего там читать? Рекламный процент только при покупках от 10 тыс в мес, и тот 11% а не выше, и вроде как на минимальный остаток, а в тинькофф на ежедневный - это большая разница если счет копилку использовать не как вклад а временное пристанище для денег, для чего копилка как бы и задумана. Смысла не вижу переходить ради этого.

Ответить
Развернуть ветку
оскар

Про Альфу не в курсе, но вот озон например дает 12%. Про Альфу слышал, что там тоже 12%. Это как то солиднее 7% тинька. Только из за накопительного я бы тоже не стал переходить, но тут же все вместе. Дебетовая карта, например. Меня вообще кэшбек тинька категорически не устраивает. Категории, вернее

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Кузнецов

10% мало, Альфа даёт 11% текущим, а новым 14%. По вкладу тоже там выгоднее. Не знаю, Тинькофф совсем бледнеет на фоне конкурентов последние пару лет.

Ответить
Развернуть ветку
Борис

Не только накопительных касается. Не знаю, я не хейчу тиньк и стараюсь быть объективным, если взять сухие цифры, то получится, что у тинькофф все продукты абсолютно проигрывают другим банкам. Лень конечно заморачиваться, новые карты заказывать, привыкать к ним, но лучше так, чем оставаться с посредственными условиями

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Хабаров

Индекс Деда Мороза растет, и в этом году обещает достичь новых высот

Ответить
Развернуть ветку
Бинарный Ёж

Дед в последние годы что-то совсем обнаглел.

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Раскрывать всегда