Как удержать внимание 50 тысяч подписчиков в Telegram без бюджета на продвижение
Мы запустили телеграм-канал @tinkoff_invest_official в сентябре 2019-го и думали, что наберем 30 тысяч подписчиков за год. Прошло десять месяцев — и на нашем канале 50 тысяч подписчиков. Мы не потратили на продвижение ни рубля.
Мы решили честно рассказать, как мы работаем с контентом и трафиком, какими принципами руководствуемся и каких ошибок стараемся избегать. Возможно, наши советы больше подойдут корпоративным каналам, а не авторским, но кто знает, может, все будет наоборот. Поехали!
1. Изучите подводные камни платного продвижения
На наш взгляд, необходимость бирж по закупке трафика и рекламы в Телеграме переоценена. Мы довольно быстро поняли, что этот путь нам не подходит. В первую очередь потому, что неясна была эффективность такой закупки.
Трафик
Мы внимательно изучили рынок и каналы конкурентов, которые активно закупали трафик (добавление рандомных пользователей в канал за деньги). Сценарий всегда один: аудитория у таких каналов сначала вырастает, а потом начинает падать — за счет большого процента отписок. А охват постов и вовсе стремительно сокращается.
Реклама
У каналов, которые закупали рекламу на каналах-стотысячниках, показатели эффективности чуть лучше (потому что подписывались только заинтересованные пользователи). Но по факту рекламный трафик существенно снижает качественные показатели просмотров: падает охват одного поста (avg post reach) и вовлеченность читателей (ERR). То есть, грубо говоря, подписано на вас много людей, а реально читает ваши посты лишь небольшая группа постоянных читателей.
Бесплатно и хорошо
Мы хотели привлечь людей, которым и дальше будет интересно нас читать. Как вы уже поняли из примеров выше, «интересность» контента измеряется охватом одного поста (avg post reach) и вовлеченностью читателей (ERR). Видно, что у нас растет не только аудитория, но и охват одного поста, — это отличный показатель.
Что касается ERR (фиолетовая линия), то удержать его на высоком уровне при высоких темпах роста аудитории не удалось ни одному из известных нам каналов про экономику. В целом по рынку он колеблется на уровне 30%. Но у нас он не опускается ниже 55% — это самый высокий показатель среди каналов в нашей "весовой категории" (по данным на 8 июля).
О качестве охвата канала Тинькофф Инвестиций легко судить по рейтингу Медиалогии: в нем наш канал по среднему количеству просмотров обгоняет гораздо более крупных конкурентов.
О бесплатных инструментах, которые нам показались самыми эффективными, мы расскажем ниже.
2. ВП — бесплатная альтернатива рекламе
ВП, или взаимный пиар, оказался для нас мощнейшим инструментом продвижения. Это распространенная схема в Телеграме, когда два канала рекламируют друг друга по бартеру, бесплатно. Фактически больше 60% роста аудитории нашего канала за последние полгода пришлось на ВП. Остальное — органический рост.
Конечно, мы очень внимательно отбираем каналы, которые рекламируем у себя. До сих пор мы показываем всех претендентов нашим аналитикам.
Кроме ВП в первые месяцы нам помогли еще две бесплатные опции:
Подписка всех знакомых и сотрудников
Если вы компания и у вас есть сотрудники — попросите их подписаться, чтобы создать первую тысячу подписчиков. Они подпишутся, подпишут своих друзей, а те — своих. Мы написали письмо на корпоративную почту и за два дня подписали больше 1100 человек.
Упоминание канала на других ресурсах
У вас есть лендинг, страница в Facebook или Instagram? Постоянно рассказывайте там о своем телеграм-канале. Мы разместили ссылку на наш канал в других действующих блогах Тинькофф Инвестиций: в Смартлабе, VC, ленте приложения, а также о нашем Телеграме рассказывают ведущие подкаста "Жадный инвестор" и спецпроекта — шоу "Деньги не спят". Как-то раз после очередного выпуска шоу к нам пришло 300 подписчиков.
3. Одного SMM-специалиста недостаточно. Соберите команду профессионалов
Один эсэмэмщик не может быть в курсе всех новостей и не может разбираться в технических или финансовых нюансах. Ему нужна помощь, и вы можете помочь ему наладить контакты с другими профессионалами в вашей команде: дизайнерами, если канал о дизайне, разработчиками — если об IT, аналитиками — если об экономике. Для вас это «бесплатный» ресурс, а сотрудники получают возможность для повышения самооценки и самовыражения.
Что касается Тинькофф Инвестиций, то у нас нет отдельного эсэмэмщика, который отвечает за все сразу. Наш телеграм-канал делает команда финансовых аналитиков и редакторов. Нам повезло, что удалось собрать такую команду (хотя в основном она занята в другом проекте — делает ленту с аналитикой на тарифе Премиум).
Только недавно у нас появился редактор, ответственный за выпуск и ВП в Телеграме. Мы до сих пор обсуждаем новости всей командой. Один предложил тему, другой написал, третий отредактировал. По сути, это работа новостной редакции в миниатюре. Только с блек-джеком и дипломированными финансовыми аналитиками.
4. Делайте ставку на новости, а не на контент-планы
Еще один бесплатный ресурс — хороший контент. Мы сделали ставку на новостной контент: 80% опрошенных читают в Телеграме новостные каналы, свидетельствует исследование TGStat. Мы часто постим новости с гифками и картинками, используем эмодзи, чтобы тексты были живее. Этот прием перенимают и другие инвестиционные телеграм-каналы, и в целом это давно известный тренд, пришедший еще из Твиттера и других соцсетей.
Конечно, у нас есть запланированные публикации: в среду и воскресенье мы выкладываем анонсы шоу «Деньги не спят», по четвергам — подкаст «Жадный инвестор», а по понедельникам — таблицы с компаниями, которые будут отчитываться на неделе. Кроме этого, раз в две недели мы планируем ВП.
Остальное — рождается в редакционном чате.
5. Не стройте свою стратегию только вокруг ЦА
Несмотря на то, что весь интернет исписан советами «сначала определитесь с целевой аудиторией», редко у кого есть представление, для кого он собирается писать.
Безусловно, здесь нужно оговориться, что мы — редакторы — пришли в Тинькофф Инвестиции уже с опытом работы в деловых СМИ. Но в какой-то момент стало понятно, что нашей аудитории интересно читать новости не только про акции и рынки, но и про нашу компанию, нашу корпоративную жизнь и наши достижения и прорывы: допуск читателей к своей кухне добавляет ценности любому каналу.
По нашим данным, на 20-25% наша аудитория в Телеграме состоит из инвесторов, которые не являются нашими клиентами и вполне себе счастливо торгуют у других брокеров, — им просто нравится нас читать. Всегда найдутся люди, которым интересно знать, как у других, и они тоже часть вашей ЦА. И, конечно, потенциальные клиенты.
Бесценный вывод
Главное отличие канала Тинькофф Инвестиций от других корпоративных каналов состоит в том, что его делает не отдел маркетинга, а редакция. Мы сделали ставку на простые тексты об инвестициях, не привязывали их к контент-планам и целевой аудитории, но при этом сумели сделать крутой канал. И здесь мы лишь делимся опытом и ничего не навязываем. Надеемся, вам было интересно!
Подписывайтесь на нас в телеграме @tinkoff_invest_official
Авторы: Кира Егорова, главный редактор, Анна Бутусова, выпускающий редактор, редакция Тинькофф Инвестиций
Ваша история вовсе не про привлечение пользователей за 0 рублей. Вы потратили на онлайн и оффлайн рекламу огроменные деньги, а потом к вам в телеграм пришло 50000 человек. В вашем случае, скорее всего, вы могли бы привлечь аудиторию так же легко, если бы просто копировали статьи с рбк.
Александр, конечно вы отчасти правы. Но текст в первую очередь о том, что аудиторию набрать действительно нетрудно, а вот сделать так, чтобы не просто подписались и забыли, а регулярно читали — вообще почти никому не удается (мы просмотрели статистику пары десятков конкурентов). У нас же это получилось — качественные показатели это доказывают.
Про конверсию в чтение и не спорю, но заголовок то именно про привлечение подписчиков :)
А вообще у вас более качественная аудитория из-за того, что у вас не было платного продвижения. Суть платного продвижения как раз в том, что вы привлекаете много людей, но лишь часть из них интересуется продуктом.
У большинства ваших конкурентов принципиально отличается воронка из ознакомления в качественного подписчика. Им приходится максимально расширять воронку на уровне ознакомления с каналом, в результате чего падает качество аудитории
ну так — заголовок, чтобы привлечь внимание)) а про все остальное – абсолютно согласна.
Ну а вообще вы молодцы, читать одно удовольствие :)
Комментарий удален модератором
Тут вы лукавите, если бы вы создавали канал на пустом месте, то еще вопрос - взлетели бы или было бы как у всех. У вас хороший бэкграунд в виде банка Тинькофф, Тинькофф Инвестиции, думаю большая доля читателей Тинькофф журнала - он славится своим качеством, можно сказать для многих служит эталоном. Опять же, взаимопиара у вас могло и не быть, а была бы реклама за деньги, начинай вы с нуля как ноу нейм канал.Так что потрачено очень много и с учетом того что у вас сколько-то там миллионов клиентов в Тинькофф инвестициях, то я бы заголовок сделал бы таким: "как имея миллион клиентов в сервисе, собрать всего 50 000 подписчиков - фэйл года".
:) да чтобы все так фейлили, Александр
Заведите инкогнито канал и качните за тот же период хотя бы до 20к подписчиков, а потом расскажите сколько потрачено на это. Вот это будет ближе к реальности))) и куда интереснее, чем имея такие ресурсы как у вас сделать 50к
и снова вы про "накачать". накачать-то не трудно. очень трудно удержать - мы полтекста об этом написали.
Та и я о том же))) сколько на это ресурсов требуется? Вопрос ретарический)))
так мы честно в тексте написали про нашу команду - о том, сколько ресурсов требуется. а вы специально в слове "ретарический" два раза ошиблись? это сарказм? извините, сложно считывать эмоции
Оплачивая команду редакторов, которые пишут качественный контент, чтобы удерживать и завоевывать пользователей - это тоже своего рода продвижение, правда за счёт сильной команды. Заголовок кликбейтный, статья вводит в заблуждение. А так, молодцы конечно.
Нет это не сарказм, а банальная ошибка))) я вас не тролю, не подумайте, но статья у меня вызвала впечатление что все просто и легко, по факту это не так. Не принимайте слишком близко критику...команда Тинькофф крутая, это факт, другие банки и сервисы имея большие ресурсы даже рядом с вами не стоят, вам в любом случае есть чем гордиться.
1. "На наш взгляд, необходимость бирж по закупке трафика и рекламы в Телеграме переоценена" - почему? Ваш анализ в течение всей статьи строится на основе tgstat, но вы почему-то не используете telemetr, где можно посмотреть более точный ERR% и приход пдп. с рекламы от других каналов.
Те, кто давно в телеграм знают, что tgstat в основном используется, как каталог, а сервис аналитики и оценки эффективности телеграм канала - это telemetr.
2. Что касается трафика. Если канал совсем плохой или же на нем искусственно подняли актив - это сразу видно по контенту, а особенно, если это смотрит человек из соответствующей сферы. Если контент хороший, канал ведется и происходят периодическая рекламная активность, то у канала со временем просто ERR% становится средним по рынку.
Например: В инвестициях сейчас средний по рынку ~35-40%. Вы как раз в рынке) Ваш показатель ERR% - 35.9 суточный
3. По охватам тут даже нет смысла комментировать. Вы же один из лучших банков, когда вы заводите канал, где либо, то об этом пишут многие SMM ребята, + ваши источники продвижения, которые и создают вам основную базу лояльных пользователей) Так что, остальные нервно курят в сторонке.
4. Подписка всех сотрудников - это топ!😂
Что касается выводов, вы сделали очень крутой корпоративный канал в телеграм и вас точно надо ставить в пример всем остальным! Но, что касается комментария "Аудиторию набрать нетрудно" - это неправда, вам это удалось так быстро сделать, потому ваш бренд один из сильнейших в РФ, а уже остальные молодцы вторичны.
Удачи!
Кирилл, согласен, но в статье фактических ошибок намного больше. Если бы только это...
АП
Дима, моя цель была не придраться. Ребята очень крутые и считаю, то что они делают - круто!
Но просто, если кто-то захочет завести свой канал, то вам придется потратить много времени и денег. Я с 2016 года в телеграм и рынок тут был всегда непростой.
Дмитрий, в тексте нет фактических ошибок - все данные приведены со ссылками на источники. Кирилл лишь пишет о других источниках, которые можно смотреть.
Кира, я не согласен только с тем, что вы позиционируете 55% ERR, потому что это не так. Ваша реальная активность суточная 35,9% , а постоянная 39.9%.
НО, еще раз повторюсь - люблю ваш канал и сам читаю!
Вы смотрите суточную активность в "мертвый сезон" и вне контекста в виде рынка. Сейчас лето, вы посмотрите у аналогичных каналов про инвестиции - там будет 15-20%. Вы взяли 1 конкретный день - возьмите 3 месяца хотя бы и посчитайте среднее значение на 1 день - и тогда уже сравнивайте.
Кира, на 20.04 у вас суточный охват был 54%, на 20.05 - 42%, на 20.06 - 39% и на 20.07 - 35,9%. Он у вас скачет точно также, как у всех.
Дело то не в других каналах, а в том, что у вас средняя даже за последние 3 месяца получается <55%.
Если мы берем в контексте рынка, то вы как раз находитесь в рамках него, но вы не бьете рекорды по вовлеченности. То есть ваша волатильность вовлеченности = рынку (немного лучше, потому что у вас сильный бренд)
:) кажется, вы умышленно пропускаете мой комментарий про мертвый сезон и продолжаете жонглировать цифрами и словами "сильный бренд"
Нет, Кира. Я просто привожу факты в виде цифр и "сильный бренд" в который всаживают млрд ежегодно, при этом ваш канальчик +- в рынке! Удачи вам еще раз=)
Кирилл, ну как-то не по-взрослому, ну елки-палки.
Кирилл прав, а вы вместо того, чтобы учесть ошибки в статье, начинаете защищаться и спорить, когда факт на лицо - статья вводит в заблуждение.
НО, с любовью же:)
Кира,
ээ, ну так ведь целый материал с ошибками:
https://vc.ru/marketing/143591-otzyv-na-material-tinkoff-investicii-kak-sobrat-50-000-podpischikov-v-telegrame-potrativ-0-rubley-na-prodvizhenie
они именно что содержательного толка :-)
АП
Вы же сами не раз писали / говорили в своём YouTube-канале, что сейчас невиданный рост инвесторов-новичков, что является следствием понижения ключевой ставки и ростом привлекательности идеи инвестирования в кризис. Всё написанное вами в посте не отменяется, но на трендовой волне кататься не так уж сложно.
Так в том-то и штука. Смысл в том, чтобы не просто подписались, а ещё и читали. Подписчиков на тренде (как вы правильно заметили) все набирают много, а вот сделать так, чтобы люди читали канал постоянно, почти никому не удается - и текст именно об этом. И в тексты мы подробно рассказываем, как сделать так чтобы канал не попал в метрвый список "тысяча непрочитанных" на вашем смартфоне.
Это правда. Сам подписан на различные источники, и ваша подача всех уделывает. Про качество контента судить не возьмусь: я новичок в финансовых вопросах
Сколько тратит банк на вашу команду, и сколько тратят авторы других телеграм каналов? Естественно у вас качественней контент и больше вовлеченность. Не вижу смысла писать про это статью... Только если потешить свое эго.
У меня на каждом видео на ютубе в начале идёт реклама этой тинькофф инвестиции. На телеграм не тратили, зато в ютуб влили миллионы))
Денис, вы правы, раскрученному бренду набрать подписчиков легче. Но я ответила уже в других комментариях, что суть в том, что у нас помимо количественных, очень крутые качественные показатели, и смысл именно в том, что на нас не просто подписались и забыли — нас реально читают. Ценность статьи именно в этом
Качественные показатели из-за качественного контента, за который вы получаете зарплату, а другие телеграм - нет.
Ребята, канал отличный. Я ваш конкурент с 40 тысячами подписчиков - с рекламой, но без редакции ;) Но вас тоже читаю иногда, хороший уровень контента, задаёте планку.
Спасибо за актуальную статью!
Материал полезный. На мой взгляд основной плюс этой статьи заключается как раз в том, что она вызывает у читателя интерес к возможности заведения и продвижения собственного Телеграм-канала. Спасибо за это!
Полностью согласен с актуальностью заведения собственного Телеграм-канала. Платформа очень востребована и, фактически, сегодня является неким Живым Журналом из 2020-го. Правильно и нужно.
При этом в самой статье, на мой взгляд, больше ошибок и штампов, чем верных выводов и заслуживающей доверия статистики. Надеюсь, авторы и редакторы данного материала с пониманием отнесутся к конструктивной критике.
Подробный отзыв на vc.ru: https://vc.ru/marketing/143591-otzyv-na-material-tinkoff-investicii-kak-sobrat-50-000-podpischikov-v-telegrame-potrativ-0-rubley-na-prodvizhenie
Когда будете решать проблему отображения акций в портфеле? Украли у меня 20.000 рублей на акциях НМТП и уже месяц не можете разобраться в чём проблема. Вот об этом бы лучше рассказывали своим подписчикам.
На скриншоте средняя цена акций 20,615 ₽, такой цены в жизни у НМТП не было, а покупал я их по 10.89 рублей и ниже, в брокерском отчёте это всё отображено.
И это на тарифе Премиум, за такой "сервис" платить по 3.000 в месяц такое себе занятие.
Приветствуем.
Занимаемся решением. Постараемся решить как можно скорее.
ага, не первый раз уже слышу
Последнее время просматриваю, нравится :)
Хорошо, что не повторили ошибок канала ТЖ - после огромного потока постов, которые невозможно было просмотреть, и 1000+ не просмотренных, пришлось удалить :/, хотя рассылки ТЖ читать люблю