Кейс Selectel: как российский дата-центр начинает путь к IPO
Российская сеть дата-центров Selectel размещает свои первые облигации на Московской бирже для развития бизнеса.
Тинькофф Инвестиции встретились с сооснователем и генеральным директором компании Олегом Любимовым , чтобы узнать, как работают дата-центры в эпоху, когда все переезжает в онлайн. Также мы дали свою оценку компании и предлагаем поучаствовать в первичном размещении. Для этого достаточно иметь брокерский счет или ИИС. Доходность — до 9%. Читайте интервью или слушайте подкаст.
Тинькофф Инвестиции: Дата-центры — это однозначно очень интересный и перспективный рынок. Но как они работают, мало кто понимает. По идее, дата-центры обрабатывают и хранят гигантские объемы данных, все это делают серверы. Выглядит это как библиотека с длинными коридорами и шкафами, только связанными друг с другом проводами. Это как бы место, где физически живет интернет и все виртуальное. А все-таки какие услуги предоставляют дата-центры?
Олег Любимов: Всё так. Что касается того, какие услуги оказывают дата-центры. Есть вариант, когда дата-центр — это здание, которое обеспечивает охрану, электроснабжение и климат-контроль для оборудования, которое приносит клиент. Это классическая услуга дата-центров. В этом случае мы как сервис-провайдер просто принимаем на хранение, по сути, оборудование клиента. Но есть и более сложные услуги. Например, некоторые провайдеры, и мы в том числе, самостоятельно покупают и собирают свое оборудование, а на его базе развивают более высокоуровневый сервис — облачный. Обычно это называется IaaS, инфраструктура как сервис, и это собирательное название для всех услуг, которыми мы занимаемся.
Тинькофф Инвестиции: Вы сами собираете серверы?
Олег Любимов: Мы покупаем готовые компоненты и собираем их в сервер. Здесь два преимущества. Во-первых, это всегда самые низкие цены за хорошее оборудование, потому что мы не подписываем долгосрочный контракт с каким-то одним поставщиком. Это плюс нам. А во-вторых, наши клиенты могут запросить сервер любой конфигурации и мощности, который им нужен. Это плюс клиентам.
Тинькофф Инвестиции: Расскажите об этих клиентах — кому прямая дорога в дата-центры?
Олег Любимов: Всего у нас 18 тысяч клиентов. Среди них есть как мелкие клиенты типа молодых стартапов, так и крупные российские IT-компании, онлайн-ритейлеры, сервисы, связанные с доставкой, такси и прочие. В принципе в любой компании, в которой есть свои информационные системы, могут быть востребованы облачные услуги. Хранить данные в облаке надежнее, чем на переносных носителях или просто в памяти компьютера.
Тинькофф Инвестиции: Как пандемия повлияла на спрос на дата-центры?
Олег Любимов: Весной 2020 года мы заметили двунаправленный тренд. С одной стороны, малый офлайн-бизнес, который находился в пострадавших от локдауна отраслях, отели например, снижал потребление. А те клиенты, которые больше завязаны на онлайн-доставку, удаленное обучение, видеоконференции, свое потребление сильно наращивали. То есть спрос был плюс-минус стабильным за счет роста онлайн-компаний и тех, кто переводил бизнес в онлайн.
Тинькофф Инвестиции: Где находятся ваши дата-центры и можно ли клиентам из городов, где у вас нет физических дата-центров, арендовать у вас место?
Олег Любимов: Собственные дата-центры есть в Москве, Санкт-Петербурге и Ленинградской области. В Новосибирске и Ташкенте есть наша облачная платформа, но площадь мы арендуем. Нашими услугами можно пользоваться из любого города. Это не проблема. Желательно, чтобы сервер был близко к вашим конечным потребителям, чтобы у них был быстрый доступ к сайту, например.
Тинькофф Инвестиции: Зачем вы размещаете облигации? И будет ли IPO?
Олег Любимов: Мы быстро растем — по 40-50% в год на протяжении последних пяти лет. Хотим расти и дальше — для этого и привлекаем средства. Из ближайших больших проектов — строительство еще одного дата-центра в Москве.
Российский рынок долга подвержен риску. В перспективе купил бы Акции этой компании но только в usd.
@Selectel
а кто инвест банком является по этой облиге?