Кейс Точки: как мы устроили тусовку вместо совещания и увеличили скорость разработки
С 18 июля банк для предпринимателей Точка начал проводить большое открытое Демо — это презентация всех новых продуктов и доработок, запущенных в банке за шестинедельный спринт. Демо транслируется во всех популярных соцсетях в прямом эфире и собирает перед экранами и в зале клиентов Точки, конкурентов и просто всех, кто интересуется онлайн-банкингом для предпринимателей. Зачем банк решил проводить такие мероприятия и с какими проблемами пришлось столкнуться на старте — читайте в колонке.
Лошадь сдохла
Для чего вообще нужно Демо? С одной стороны, это классический инструмент скрама, помогающий команде быстро сверить часы: понять, что сделано за спринт, наладить доставку ценности до клиента и отследить скорость процесса. Это то, что помогает дисциплинироваться и синхронизироваться. С другой стороны, Демо — это возможность для сотрудников получить целостную картинку того, что компания произвела и запустила для клиента, как продвинулась в своей миссии. Мы пытались объединить в Демо обе цели, и в итоге это перестало работать.
Раньше мы проводили внутреннее Демо каждые две недели: на 1,5 — 2 часа почти все сотрудники заседали в общей комнате и слушали о достижениях других команд. Маркетологи на своём птичьем языке лепетали что-то про CTR и CPC, разработчики на уже другом птичьем языке рассказывали что-то о микросервисной архитектуре и так далее. В нужное время все молчали, в нужное хлопали. Демо часто затягивалось, мало кто понимал, на что влияют те или иные доработки, о которых бодро рассказывали продакт-оунеры. Тем не менее, люди покорно слушали. Слышали ли они что-то? Вряд ли. Часто выступающим было сложно составить конкуренцию ленте инстаграма и фейсбука.
Мы пытались оживить формат. Сначала стали жёстко ограничивать время выступления, поставили таймер. Но это не сработало. Потом решили проводить Демо реже, чтобы на нём рассказывали о более крупных и, как нам казалось, интересных решениях. Потом появилась идея добавить позитивного ведущего, но и его не все оценили. Последней каплей стало то, что по итогу Демо больше всего реакций было не на показанные продукты, а на ведущего и его шутки: «Устроили КВН!», — тут мы поняли, что лошадь сдохла. Демо нужны кардинальные перемены.
Перекроить целиком
Параллельно с этими мыслями мы запустили реорганизацию самой Точки. Так вышло, что мы работали в командах, которые исторически сложились ещё во времена Банка24.ру. По этой же структуре мы строили Точку и по ней же строили холакратию. Стало ясно: чтобы не просто быть в рынке, а опережать его, нужно иначе формировать команды и отталкиваться от потребностей клиента. Кроме того, назрела потребность взбодрить компанию — добавить больше энергии, вдохновения и задора во всё происходящее, повысить планку. За последние несколько лет мы сильно выросли и былой стартаперский дух начал сходить на нет.
Нам нужны были новые ритуалы, которые бы способствовали культурным изменениям внутри компании и воскрешению бодрого победоносного духа. Переизборетение демо стало одним из шагов к этому.
Чтобы не потерять дисциплинированность и синхронизацию, мы оставили внутренние Демо — у каждой команды своё. Все они открытые: на них может прийти или подключиться по видеосвязи любой сотрудник. Так мы решили проблему, когда участникам встречи непонятно и неинтересно происходящее: на внутренние Демо ходят только заинтересованные, потому что там обсуждают всю внутрянку, багфиксы, статистику, фичи и всё, что посчитают нужным.
На этом можно было бы успокоиться, но нам было принципиально важно быстро получать обратную связь от клиентов. Плюс сместить фокус сотрудников с внутренних процессов на внешний мир. И мы подумали: а что если сделать из Демо шоу, на которое не стыдно пригласить клиентов? Журналистов? Акционеров? Да даже конкурентов! В конце концов, за нами ведь и так наблюдают, не страшно показать публично то, что мы делаем каждый день. Так у нас появилась мысль о публичном Демо Точки, которое теперь проходит раз в шесть недель. Это хорошо срежиссированное мероприятие, все спикеры подготовлены к выступлению, все презентации выверены. Прямой эфир Демо можно смотреть в соцсетях и оставлять вопросы, на Демо можно прийти лично.
Такой формат стал для нас большим вызовом. Во-первых, нужно было донести ценность до сотрудников. Во-вторых, многих из них надо было банально научить красиво выступать на публике и понятно рассказывать о новинках. В-третьих, нужно было грамотно связать все истории в одном сценарии. В конце концов, надо было переосмыслить пространство: продумать свет и достроить сцену.
Оттачивать на практике
Энтузиазм сотрудников поугас тогда, когда стало понятно: придётся ходить на репетиции и заниматься ораторским мастерством с преподавателем. Написанные заранее тексты не запоминались, не читались и вставали комом в горле. Преподаватель расшатывал старые установки и учил говорить по-новому. Потихоньку процесс пошёл. Помещение тоже не сразу справилось с нашими амбициями. Специально для мероприятия нам пришлось переделывать демо-зал: достраивать сцену, докупать аудио- и световую аппаратуру, работать с естественным освещением.
На первое Демо пришло 20 клиентов из 100 приглашённых. Мы не рассчитали возможности системы вентиляции и чуть не задохнулись. Спикеры говорили слаженно, но очень неестественно: так, будто пришли из «В гостях у сказки». Трансляция периодически тормозила. Все очень волновались.
Ко второму-третьему Демо запал выступающих стал угасать всё сильнее. Внезапно оказывалось, что командам нечего показывать, что мы не успеваем выкатить продукты на рабочку, что совсем нет времени на подготовку и вообще “придумали какое-то дурацкое Демо”. Стали поступать предложения вроде “а давайте в этот раз не будем проводить, ничего же не случится”. Случится. Мы стали забывать, что Демо — это не только вечеринка с закусками и шампанским, но и обязательство перед клиентами, способ поддержания компании в тонусе. И если кто-то не успевает за шестинедельный спринт выкатить продукт, то нужно не отменять Демо, а думать над тем, как оптимизировать работу и укладываться в сроки. Да, звучит жёстко. Кто-то, возможно, даже обиделся. Но это было наше обещание, данное клиентам публично. Значит нужно было выйти и честно сказать: да, мы не выполнили своё обещание. Был и другой вариант. В Точке есть система манибэк: мы возвращаем стоимость месячного обслуживания, если по нашей вине не выполняем какое-то обязательство. А Демо — наше обязательство. В итоге, у команд нашлись истории, у продакт-оунеров нашлось время. Мы пригласили клиентов, и в очередной раз Демо состоялось.
В следующий раз беда пришла откуда не ждали. Под Новый год в Екатеринбурге началась эпидемия простуды: заболели многие сотрудники и клиенты, нам пришлось перенести Демо, чтобы не рисковать ничьим здоровьем. Мы обзвонили всех клиентов, написали о переносе во всех соцсетях. Боялись, что после этого на новое Демо мало кто придёт. Но мы ошибались: на первое Демо в 2020 году пришло 50 клиентов — больше, чем обычно.
После каждого мероприятия рабочая группа устраивает ретро — это встреча, на которой мы анализируем всё произошедшее, выделяем минусы, думаем, как их исправить. Так, например, было решено попробовать другого тренера по публичным выступлениям — повествование на четвёртом и пятом Демо стало более живым по сравнению с тем, как ребята говорили сначала. Мы отказались от видеовизиток спикеров, потому что толку от них было мало, а времени на подготовку уходило много. Чтобы повысить ценность визита на Демо для клиентов, мы решили перед самим мероприятием проводить для них часовую экскурсию по офису, параллельно рассказывая о том, как живёт компания. Был запрос на личное общение с продакт-оунерами, мы добавили эту опцию: теперь каждый гость может задать свои вопросы по продукту человеку, который его создаёт. Ещё мы установили стенды с гаджетами: на них можно сразу же опробовать анонсированные новинки.
В общей сложности у трансляций наших Демо около 100 000 просмотров, у нас в гостях побывали 200 клиентов, мы ответили на сотню вопросов в комментариях к трансляции, рассказали о нескольких десятках продуктов. Мы увеличили скорость разработки и повысили ее регулярность: если раньше мы мыслили кварталами и не могли предсказать, что конкретно получится в конце продуктового цикла, то сейчас мы можем управлять изменениями продукта в рамках 6 недель и заранее формируем перечень будущих результатов. Продуктовая команда в целом стала более сфокусированной и бодрой, а все остальные сотрудники чётче понимают, куда мы идём. Клиенты видят результат, могут повлиять на развитие продукта и понимают, за что они платят деньги.
Выводы очевидны: открытость и ответственность — вот что двигает прогресс. Это то, что не даёт опускать руки, то, что держит в тонусе и заставляет каждый раз прыгать выше головы, хоть и кажется, что на это нет сил. Убедитесь в этом сами — следующее открытое Демо Точки пройдёт уже 27 февраля.
В следующих текстах мы расскажем о других ритуалах Точки, которые помогают нам менять культуру компании и приходить к наилучшим результатам: All hands, Happy hour, питч-сессии, Fuck-up night, хакатоны и многое другое.
Маша из Эльбы стала Машей из Точки?
может просто в гости приходила? :)
Ясненько. А слышали анекдот?
Заходит как-то в бар Эльба Банк, а бармен ему и говорит:
- У нас как раз есть напиток, названный в вашу честь!
- Неужели Контур?