Маркетплейсы: трамплин для старта или пожизненная кабала?
В последние годы маркетплейсы активно позиционируются как едва ли не единственный путь к успеху для онлайн-бизнеса. Дескать, просто разместите свой товар на нашей площадке - и деньги полились рекой сами собой. Многие начинающие предприниматели поддаются этой иллюзии и рисуют себе наивные планы. Но стоит ли полностью доверять маркетплейсам? Сейчас, когда немного осел пепел от пламени маркетплейсного хайпа, можно сделать выводы.
Бесспорно, для старта и быстрого набора оборотов эти платформы удобны. Нет нужды создавать и продвигать свой сайт, договариваться с логистами. Да и аудитория там уже сформирована.
Однако в долгосрочной перспективе полагаться только на маркетплейсы очень опасно для бизнеса. По нескольким причинам:
Во-первых, ваш бизнес будет работать на развитие чужой площадки. От 5 до 25% выручки уйдет на комиссию маркетплейсу. Причем даже если клиент пришел по вашей рекламе!
Во-вторых, возможности собирать свою базу клиентов, выстраивать долгосрочные отношения, формировать сообщество вокруг бренда крайне ограничены. Вы всего лишь один из множества продавцов на этой площадке.
В-третьих, очень сложно долго удерживаться в рамках одной ниши. Сегодня тренд - куклы, завтра - косметика, послезавтра - спорттовары. Придется постоянно расширять линейку продуктов, чтобы угнаться за спросом. За качеством продукта и дифференциации по свойствам, времени следить и менять не будет, скорее всего.
В-четвертых, площадки без зазрения совести копируют самые успешные идеи продавцов под своим брендом. Придумали что-то действительно выгодное - и через пару месяцев рядом появится более продвигаемая позиция от самого маркетплейса. Вы бы так тоже делали, это естественный процесс оптимизации у накопления рыночной силы бизнесом.
В-пятых, шишки за любые проблемы с доставкой, возвратами, поддержкой полетят в вашу сторону. Даже если на самом деле виноват логист маркетплейса. Отзывы это исключительно ваши проблемы.
Наконец, без вложений в контент, рекламу, аналитику успеха добиться не получится. Придется тратить немало денег и сил. И эти усилия будут капитализироваться не в ваших активах.
Так стоит ли полностью зависеть от крупных маркетплейсов? Однозначно - нет. Гораздо разумнее использовать их как трамплин на старте для быстрого набора оборотов. Но одновременно вкладываться в собственное развитие.
Создавайте и продвигайте свой сайт, соцсети, формируйте узнаваемость бренда, выстраивайте диалог с аудиторией. Тогда ваш бизнес будет стабильно расти годами, а не зависеть от политики маркетплейсов.
Кстати, крупнейшие компании вроде SpinMaster или Mattel (мне ближе игрушечники), тоже активно используют Amazon и другие площадки. Но при этом у них есть своя мощная экосистема из сайтов, приложений, оффлайн-магазинов. Да, исторически так сложилось, но их стратеги все предусмотрели и они не отказались от дополнительной инфраструктуры в пользу модных каналов.
В общем, не стоит доверять маркетплейсам на 100%. Лучше создать прочный фундамент своего бизнеса, а их использовать лишь как стартовый и дополнительный инструмент продвижения. Тогда и риски будут под контролем, и потенциал роста выше.