{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Маркетплейсы: трамплин для старта или пожизненная кабала?

В последние годы маркетплейсы активно позиционируются как едва ли не единственный путь к успеху для онлайн-бизнеса. Дескать, просто разместите свой товар на нашей площадке - и деньги полились рекой сами собой. Многие начинающие предприниматели поддаются этой иллюзии и рисуют себе наивные планы. Но стоит ли полностью доверять маркетплейсам? Сейчас, когда немного осел пепел от пламени маркетплейсного хайпа, можно сделать выводы.

Бесспорно, для старта и быстрого набора оборотов эти платформы удобны. Нет нужды создавать и продвигать свой сайт, договариваться с логистами. Да и аудитория там уже сформирована.

Однако в долгосрочной перспективе полагаться только на маркетплейсы очень опасно для бизнеса. По нескольким причинам:

Во-первых, ваш бизнес будет работать на развитие чужой площадки. От 5 до 25% выручки уйдет на комиссию маркетплейсу. Причем даже если клиент пришел по вашей рекламе!

Во-вторых, возможности собирать свою базу клиентов, выстраивать долгосрочные отношения, формировать сообщество вокруг бренда крайне ограничены. Вы всего лишь один из множества продавцов на этой площадке.

В-третьих, очень сложно долго удерживаться в рамках одной ниши. Сегодня тренд - куклы, завтра - косметика, послезавтра - спорттовары. Придется постоянно расширять линейку продуктов, чтобы угнаться за спросом. За качеством продукта и дифференциации по свойствам, времени следить и менять не будет, скорее всего.

В-четвертых, площадки без зазрения совести копируют самые успешные идеи продавцов под своим брендом. Придумали что-то действительно выгодное - и через пару месяцев рядом появится более продвигаемая позиция от самого маркетплейса. Вы бы так тоже делали, это естественный процесс оптимизации у накопления рыночной силы бизнесом.

В-пятых, шишки за любые проблемы с доставкой, возвратами, поддержкой полетят в вашу сторону. Даже если на самом деле виноват логист маркетплейса. Отзывы это исключительно ваши проблемы.

Наконец, без вложений в контент, рекламу, аналитику успеха добиться не получится. Придется тратить немало денег и сил. И эти усилия будут капитализироваться не в ваших активах.

Так стоит ли полностью зависеть от крупных маркетплейсов? Однозначно - нет. Гораздо разумнее использовать их как трамплин на старте для быстрого набора оборотов. Но одновременно вкладываться в собственное развитие.

Создавайте и продвигайте свой сайт, соцсети, формируйте узнаваемость бренда, выстраивайте диалог с аудиторией. Тогда ваш бизнес будет стабильно расти годами, а не зависеть от политики маркетплейсов.

Кстати, крупнейшие компании вроде SpinMaster или Mattel (мне ближе игрушечники), тоже активно используют Amazon и другие площадки. Но при этом у них есть своя мощная экосистема из сайтов, приложений, оффлайн-магазинов. Да, исторически так сложилось, но их стратеги все предусмотрели и они не отказались от дополнительной инфраструктуры в пользу модных каналов.

В общем, не стоит доверять маркетплейсам на 100%. Лучше создать прочный фундамент своего бизнеса, а их использовать лишь как стартовый и дополнительный инструмент продвижения. Тогда и риски будут под контролем, и потенциал роста выше.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда