Справятся ли аптеки с подготовкой к маркировке всех лекарств к 1 июля?
В конце декабря был подписан 462-ФЗ, в соответствии с которым срок обязательной маркировки всех лекарственных средств переносится с 1 января 2020 на 1 июля 2020 года. И это отличная новость для аптечного бизнеса, потому что готовы к новым требованиям далеко не все.
Кто готов
О необходимости подготовки к полному переходу на маркировку представителей отрасли предупредили еще в конце 2017 года, но как обычно, многие откладывают процесс адаптации на последний момент.
Огромное «но» – разбор матчасти. Из этого вытекает основная проблема, а именно, отсутствие практики. По данным Росздравнадзора с момента старта запуска обязательной маркировки для препаратов группы 7 нозологий (1 октября 2019) года уже выявлены правонарушения, связанные с повторным вбросом и перепродажей препаратов на сумму более 500 миллионов рублей. Какая часть из этих правонарушений приходится на элементарные ошибки от отсутствия навыка работы в рамках нового регламента у сотрудников аптечных сетей – хороший вопрос.
«Паспорт процесса», документ, который опубликован на «Честном ЗНАКе», отражает все требования к работе с маркированным продуктом и большинством представителей аптечного бизнеса он еще не изучен. Если вы его еще не открывали – поверьте, он требует большого внимания как минимум, чтобы зафиксировать для сотрудников всю специфику новых требований. Это вопрос не одного и не двух дней.
Как подготовиться: «Честный ЗНАК»
Чтобы работать с товарными группами обязательной маркировки, в данном случае – лекарственными средствами, нужна регистрация на официальном сайте национальной системы маркировки товаров «Честный ЗНАК». Регистрация бесплатна.
Для этого потребуется усиленная квалифицированная электронная подпись. У большинства участников рынка она, как правило, есть. Если вы в числе тех, кто еще не обзавелся ЭП, – для оформления понадобится довольно стандартный пакет документов:
- Заявление на изготовление электронной подписи;
- Выписка из ЕГРЮЛ;
- Свидетельство о государственной регистрации;
- Паспорт владельца электронной подписи;
- СНИЛС владельца электронной подписи;
- Доверенность уполномоченного представителя;
- Доверенность на получение ЭП;
- Паспорт получателя ЭП.
Дополнительные документы нужны только в случае, если исполнительный орган для вашей компании управляющая организация или управляющий:
- Решение общего собрания участников или акционеров общества о передаче функций единоличного исполнительного органа управляющей организации или управляющему;
- Копия устава общества;
- Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе управляющей организации или управляющего;
- Свидетельство о государственной регистрации управляющей организации или управляющего;
- Выписка из ЕГРЮЛ управляющей организации или управляющего.
Получение УКЭП может занимать до полутора недель и стоить в среднем от 2000 рублей.
Как подготовиться: ККТ
Внутреннее программное обеспечение контрольно-кассовой техники аптекам необходимо обновить. На практике большинство компаний приобретают годовые лицензии, позволяющие в течение 12 месяцев обновлять кассы в связи с различными изменениями, происходящими в нормативной сфере правил применения ККТ.
Аналогичная ситуация и с обновление программы для ПК – все изменения включаются в годовые лицензии, которые и так приобретают бизнес-пользователи ПО.
Для корректной настройки места кассира после обновлений понадобятся сервисные услуги, которые в среднем по рынку составляют около 1500 рублей.
Важно также помнить, что вам понадобится замена сканеров. С высокой долей вероятности те, которые у вас уже есть, – не поддерживают сканирование двухмерных кодов. Минимальная цена 2D-сканера по рынку на данный момент составляет около 3 500 рублей. И заменить их необходимо на каждой кассе.
Таким образом, переоборудование кассового места в рамках подготовки для работы с маркированной продукцией при наличии УКЭП и годовых лицензий на ПО обойдется вам примерно в 5 000 рублей.
Как подготовиться: Матчасть и практика
Вы и ваши сотрудники должны в первую очередь ознакомиться с «Паспортом процесса». В исключительных случаях этого будет достаточно. По факту – для практического внедрения этого может оказаться мало, так как любой технический документ – сухая методичка может не ответить на все вопросы, которые возникнут в процессе. Если это произойдет – можно пройти дополнительное обучение. На базе Сеченовского университета действует учебный демонстрационный центр маркировки лекарств.
Сейчас программы платные, стоимость варьируется от 4 000 до 10 000 рублей. Велик шанс, что довольно скоро такое обучение станет для фармацевтов обязательным и войдет в программу бакалавриата.
Еще одна задача – адаптация к новым процессам. Обновление и настройка оборудования и ПО не самая энергоемкая часть этого цикла. Далее сотрудникам нужно время отработать все сценарии, поэтому проверьте на одной, двух аптеках в каком режиме вы спокойно можете справиться с этой задачей, составьте график перехода всей аптечной сети и реализуйте его заранее – не за три дня до вступления обязательных требований. В перспективе это позволит не только оптимизировать работу, но и избежать штрафов из-за случайных ошибок. К слову, для компаний размер штрафа за оборот немаркированной продукции может составить от 50 до 100 тысяч рублей, для должностных лиц — от 5 до 10 тысяч рублей. Об этом стоит знать, и, конечно, учитывать при планировании всего процесса перехода на работу с маркированной продукцией.
Готовы те, кто готовился. Всегда останутся те, кто вечно ноют и всегда поднимают в конце вой. А время так-то пока еще есть все спокойно успеть.