{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

Справятся ли аптеки с подготовкой к маркировке всех лекарств к 1 июля?

В конце декабря был подписан 462-ФЗ, в соответствии с которым срок обязательной маркировки всех лекарственных средств переносится с 1 января 2020 на 1 июля 2020 года. И это отличная новость для аптечного бизнеса, потому что готовы к новым требованиям далеко не все.

Кто готов

О необходимости подготовки к полному переходу на маркировку представителей отрасли предупредили еще в конце 2017 года, но как обычно, многие откладывают процесс адаптации на последний момент.

В текущей ситуации, в среднем 90% разработчиков учетного софта для фармацевтического бизнеса уже интегрировали свое ПО с системой маркировки и с кассами, установленными в аптеках, а производители ККТ создали все необходимые обновления для работы с маркировкой. На этом заканчивается самая понятная часть общего процесса.

Огромное «но» – разбор матчасти. Из этого вытекает основная проблема, а именно, отсутствие практики. По данным Росздравнадзора с момента старта запуска обязательной маркировки для препаратов группы 7 нозологий (1 октября 2019) года уже выявлены правонарушения, связанные с повторным вбросом и перепродажей препаратов на сумму более 500 миллионов рублей. Какая часть из этих правонарушений приходится на элементарные ошибки от отсутствия навыка работы в рамках нового регламента у сотрудников аптечных сетей – хороший вопрос.

«Паспорт процесса», документ, который опубликован на «Честном ЗНАКе», отражает все требования к работе с маркированным продуктом и большинством представителей аптечного бизнеса он еще не изучен. Если вы его еще не открывали – поверьте, он требует большого внимания как минимум, чтобы зафиксировать для сотрудников всю специфику новых требований. Это вопрос не одного и не двух дней.

Как подготовиться: «Честный ЗНАК»

Чтобы работать с товарными группами обязательной маркировки, в данном случае – лекарственными средствами, нужна регистрация на официальном сайте национальной системы маркировки товаров «Честный ЗНАК». Регистрация бесплатна.

Для этого потребуется усиленная квалифицированная электронная подпись. У большинства участников рынка она, как правило, есть. Если вы в числе тех, кто еще не обзавелся ЭП, – для оформления понадобится довольно стандартный пакет документов:

  • Заявление на изготовление электронной подписи;
  • Выписка из ЕГРЮЛ;
  • Свидетельство о государственной регистрации;
  • Паспорт владельца электронной подписи;
  • СНИЛС владельца электронной подписи;
  • Доверенность уполномоченного представителя;
  • Доверенность на получение ЭП;
  • Паспорт получателя ЭП.

Дополнительные документы нужны только в случае, если исполнительный орган для вашей компании управляющая организация или управляющий:

  • Решение общего собрания участников или акционеров общества о передаче функций единоличного исполнительного органа управляющей организации или управляющему;
  • Копия устава общества;
  • Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе управляющей организации или управляющего;
  • Свидетельство о государственной регистрации управляющей организации или управляющего;
  • Выписка из ЕГРЮЛ управляющей организации или управляющего.

Получение УКЭП может занимать до полутора недель и стоить в среднем от 2000 рублей.

Как подготовиться: ККТ

Внутреннее программное обеспечение контрольно-кассовой техники аптекам необходимо обновить. На практике большинство компаний приобретают годовые лицензии, позволяющие в течение 12 месяцев обновлять кассы в связи с различными изменениями, происходящими в нормативной сфере правил применения ККТ.

Аналогичная ситуация и с обновление программы для ПК – все изменения включаются в годовые лицензии, которые и так приобретают бизнес-пользователи ПО.

Для корректной настройки места кассира после обновлений понадобятся сервисные услуги, которые в среднем по рынку составляют около 1500 рублей.

Важно также помнить, что вам понадобится замена сканеров. С высокой долей вероятности те, которые у вас уже есть, – не поддерживают сканирование двухмерных кодов. Минимальная цена 2D-сканера по рынку на данный момент составляет около 3 500 рублей. И заменить их необходимо на каждой кассе.

Таким образом, переоборудование кассового места в рамках подготовки для работы с маркированной продукцией при наличии УКЭП и годовых лицензий на ПО обойдется вам примерно в 5 000 рублей.

Как подготовиться: Матчасть и практика

Вы и ваши сотрудники должны в первую очередь ознакомиться с «Паспортом процесса». В исключительных случаях этого будет достаточно. По факту – для практического внедрения этого может оказаться мало, так как любой технический документ – сухая методичка может не ответить на все вопросы, которые возникнут в процессе. Если это произойдет – можно пройти дополнительное обучение. На базе Сеченовского университета действует учебный демонстрационный центр маркировки лекарств.

Проще всего пройти дистанционный курс, так как запись на очное обучение уже полностью сформирована до февраля 2020 года.

Юлия Русинова, Директор по развитию бизнеса фискальных решений «АТОЛ»

Сейчас программы платные, стоимость варьируется от 4 000 до 10 000 рублей. Велик шанс, что довольно скоро такое обучение станет для фармацевтов обязательным и войдет в программу бакалавриата.

Еще одна задача – адаптация к новым процессам. Обновление и настройка оборудования и ПО не самая энергоемкая часть этого цикла. Далее сотрудникам нужно время отработать все сценарии, поэтому проверьте на одной, двух аптеках в каком режиме вы спокойно можете справиться с этой задачей, составьте график перехода всей аптечной сети и реализуйте его заранее – не за три дня до вступления обязательных требований. В перспективе это позволит не только оптимизировать работу, но и избежать штрафов из-за случайных ошибок. К слову, для компаний размер штрафа за оборот немаркированной продукции может составить от 50 до 100 тысяч рублей, для должностных лиц — от 5 до 10 тысяч рублей. Об этом стоит знать, и, конечно, учитывать при планировании всего процесса перехода на работу с маркированной продукцией.

0
1 комментарий
Pavel Chistyakov

Готовы те, кто готовился. Всегда останутся те, кто вечно ноют и всегда поднимают в конце вой. А время так-то пока еще есть все спокойно успеть.

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда