Что нужно знать о маркировке товаров в 2024 году
Рассказываем, как изменится перечень товаров для маркировки и какие дедлайны производителям и продавцам нужно соблюдать.
Кому и зачем нужна маркировка
Маркировка товаров — это процесс нанесения уникального кода, зарегистрированного в единой системе мониторинга «Честный знак». Она помогает отслеживать товар по всей логистической цепочке — от цеха до покупателя.
Потребителям маркировка нужна, чтобы проверить подлинность товаров (код можно отсканировать в мобильном приложении и получить всю информацию о товаре), производителям — чтобы защитить себя от потерь, государству — чтобы обелить рынок, бороться с контрафактом и обеспечивать потребителя качественной и безопасной продукцией. К 2026 году большая часть товаров потребительской корзины должна быть учтена и промаркирована.
Маркировка товаров обязательна для компаний и ИП, занимающихся производством, импортом, оптовой и розничной продажей товаров. Самозанятые не могут продавать товары, подлежащие маркировке. За нарушение правил маркировки грозят штрафы и даже уголовная ответственность, а неучтенный товар будет конфискован.
Маркировка вводится поэтапно:
- эксперимент. участие в маркировке для производителей и продавцов на этом этапе добровольное;
- маркировка производителями. в процесс маркировки вступают импортеры, дистрибьюторы, производители, чтобы ввести в оборот учтенные товары;
- маркировка продавцами. они маркируют товары предыдущего периода;
- объемно-сортовой и поэкземплярный учет. от вида учета будут зависеть сроки.
Товарные группы, подлежащие маркировке
Всего их 17:
- молочная продукция;
- пиво и слабоалкогольные напитки;
- лекарства;
- упакованная вода;
- легкая промышленность;
- табачная продукция;
- велосипеды;
- антисептики;
- БАДы;
- кресла-коляски;
- медицинские изделия;
- фотоаппараты;
- обувь;
- шубы и кожаные изделия;
- шины и покрышки;
- парфюмерные изделия;
- безалкогольные напитки.
Группы постоянно расширяются — далее в статье об этих изменениях.
Новое в маркировке
Икра осетровых и лососевых
Эксперимент по этой группе стартовал в апреле 2023 года. Он закончится 31 марта 2024 года, а уже 1 мая будет запущен процесс обязательной маркировки. Первым в нее традиционно включатся производители и импортеры. Подготовиться к маркировке новой товарной группы нужно заранее.
Легкая промышленность
Маркировка этой группы началась в 2021 году. С этого года она ощутимо расширилась. В нее входят:
- костюмы, пиджаки, блайзеры, брюки, комбинезоны, шорты, юбки, платья, жакеты;
- пальто, куртки, плащи, ветровки;
- изделия из фетра, нетканых материалов, искусственного меха;
- мужские рубашки и женские блузки;
- свитеры, жилеты, кардиганы;
- спортивные и лыжные костюмы;
- галстуки, шарфы, шейные платки, шали.
Полный перечень с кодами товаров можно найти здесь.
Сроки. С 1 апреля 2024 все товары из новых групп должны быть промаркированы. Товарные остатки без маркировки можно продавать до 1 июля, а завершить маркировку необходимо до 31 октября.
Медицинские изделия
С 1 марта производители должны начать маркировку коронарных стентов, слуховых аппаратов, компьютерных томографов и санитарно-гигиенических изделий, используемых при недержании.
С 1 сентября все участники рынка должны подать сведения о выводе из оборота. С этого же срока продавцы приступят к маркировке ортопедической обуви, обеззараживателей воздуха и кресел-колясок.
Велосипеды
Эксперимент по этой группе закончился еще в 2020 году. Обязательная маркировка велосипедов и велосипедных рам начнется 1 сентября 2024 года. А уже с 1 марта 2025 года все участники оборота должны вносить сведения о продаже велотоваров в единую систему.
Другие нововведения:
- пиво и слабоалкогольные напитки: если раньше нужно было маркировать только напитки в кегах, то с 15 января 2024 года маркировка обязательна для всех видов упаковки. Запрет на продажу немаркированного пива в любой упаковки начнет действовать через год. Также изменения коснулись розничных продавцов: подключая кеги к оборудованию для розлива, они должны подавать сведения в систему «Честный знак» с помощью онлайн-касс;
- детская вода: с 1 марта 2024 года все участники оборота переходят на объемно-сортовой учет. Это затрагивает и опт, и розницу;
- безалкогольные напитки: поэкземплярный учет всех видов безалкогольных напитков стартует 1 марта 2026 года. Сейчас же самая актуальная дата — 1 июня 2024 года. Тогда начнется маркировка морсов, соков и других напитков на растительной основе. Для производителей есть программы поддержки — можно получить рассрочку на оборудование, а МСП может компенсировать затраты.
Пилотные проекты
Это экспериментальные группы, маркировка товаров здесь проводится добровольно. Сейчас это следующие группы:
- Детские игрушки;
- Титановая металлопродукция;
- Технические средства реабилитации;
- Радиоэлектроника;
- Оптоволокно;
- Растительные масла;
- Лекарственные препараты для ветеринарного применения;
- Корма для животных;
- Отдельные виды консервированных продуктов;
- Парфюмерно-косметическая продукция, бытовая химия;
- Лекарственные средства.
Узнать больше о каждой пилотной группе и подать заявку на участие можно на сайте «Честный знак».
Чек-лист: как подготовиться к обязательной маркировке
Есть некоторые универсальные действия, о которых важно знать каждому участнику оборота, который готовится к работе с маркировкой.
Шаг 1: получить УКЭП
Усиленная квалифицированная электронная подпись понадобится для регистрации в системе «Честный знак» и отправки туда сведений, а также для работы в ЭДО. Получить КЭП можно в налоговой.
Шаг 2: зарегистрироваться в системе «Честный знак» и Национальном каталоге
После этого вы получите доступ в личный кабинет и материалам платформы. Там же нужно получить код GTIN.
Шаг 3: подключиться к ЭДО
Электронный документооборот необходим для организации процесса маркировки внутри всех товарных групп и взаимодействия с участниками оборота. Важно заранее подобрать сервис, который будет интегрироваться с оператором ЭДО.
Шаг 4: проверить и внедрить ПО и настроить оборудование
Подготовьте техническое оснащение, оборудование, софт, позаботьтесь о защите данных.
Шаг 5: выбрать оборудование для маркировки
Это может быть 2D-сканер, ТСД или принтер этикеток. Если ваше устройство не подходит, вы не сможете передать сведения о товаре в систему.