{"id":14287,"url":"\/distributions\/14287\/click?bit=1&hash=1d1b6427c21936742162fc18778388fc58ebf8e17517414e1bfb1d3edd9b94c0","title":"\u0412\u044b\u0440\u0430\u0441\u0442\u0438 \u0438\u0437 \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0447\u0438\u043a\u0430 \u0434\u043e \u0440\u0443\u043a\u043e\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f \u0437\u0430 \u0433\u043e\u0434","buttonText":"","imageUuid":""}

Что нужно знать о маркировке товаров в 2024 году

Рассказываем, как изменится перечень товаров для маркировки и какие дедлайны производителям и продавцам нужно соблюдать.

Кому и зачем нужна маркировка

Маркировка товаров — это процесс нанесения уникального кода, зарегистрированного в единой системе мониторинга «Честный знак». Она помогает отслеживать товар по всей логистической цепочке — от цеха до покупателя.

Потребителям маркировка нужна, чтобы проверить подлинность товаров (код можно отсканировать в мобильном приложении и получить всю информацию о товаре), производителям — чтобы защитить себя от потерь, государству — чтобы обелить рынок, бороться с контрафактом и обеспечивать потребителя качественной и безопасной продукцией. К 2026 году большая часть товаров потребительской корзины должна быть учтена и промаркирована.

Маркировка товаров обязательна для компаний и ИП, занимающихся производством, импортом, оптовой и розничной продажей товаров. Самозанятые не могут продавать товары, подлежащие маркировке. За нарушение правил маркировки грозят штрафы и даже уголовная ответственность, а неучтенный товар будет конфискован.

Маркировка вводится поэтапно:

  • эксперимент. участие в маркировке для производителей и продавцов на этом этапе добровольное;
  • маркировка производителями. в процесс маркировки вступают импортеры, дистрибьюторы, производители, чтобы ввести в оборот учтенные товары;
  • маркировка продавцами. они маркируют товары предыдущего периода;
  • объемно-сортовой и поэкземплярный учет. от вида учета будут зависеть сроки.

Товарные группы, подлежащие маркировке

Всего их 17:

  • молочная продукция;
  • пиво и слабоалкогольные напитки;
  • лекарства;
  • упакованная вода;
  • легкая промышленность;
  • табачная продукция;
  • велосипеды;
  • антисептики;
  • БАДы;
  • кресла-коляски;
  • медицинские изделия;
  • фотоаппараты;
  • обувь;
  • шубы и кожаные изделия;
  • шины и покрышки;
  • парфюмерные изделия;
  • безалкогольные напитки.

Группы постоянно расширяются — далее в статье об этих изменениях.

Новое в маркировке

Икра осетровых и лососевых

Эксперимент по этой группе стартовал в апреле 2023 года. Он закончится 31 марта 2024 года, а уже 1 мая будет запущен процесс обязательной маркировки. Первым в нее традиционно включатся производители и импортеры. Подготовиться к маркировке новой товарной группы нужно заранее.

Легкая промышленность

Маркировка этой группы началась в 2021 году. С этого года она ощутимо расширилась. В нее входят:

  • костюмы, пиджаки, блайзеры, брюки, комбинезоны, шорты, юбки, платья, жакеты;
  • пальто, куртки, плащи, ветровки;
  • изделия из фетра, нетканых материалов, искусственного меха;
  • мужские рубашки и женские блузки;
  • свитеры, жилеты, кардиганы;
  • спортивные и лыжные костюмы;
  • галстуки, шарфы, шейные платки, шали.

Полный перечень с кодами товаров можно найти здесь.

Сроки. С 1 апреля 2024 все товары из новых групп должны быть промаркированы. Товарные остатки без маркировки можно продавать до 1 июля, а завершить маркировку необходимо до 31 октября.

Медицинские изделия

С 1 марта производители должны начать маркировку коронарных стентов, слуховых аппаратов, компьютерных томографов и санитарно-гигиенических изделий, используемых при недержании.

С 1 сентября все участники рынка должны подать сведения о выводе из оборота. С этого же срока продавцы приступят к маркировке ортопедической обуви, обеззараживателей воздуха и кресел-колясок.

Велосипеды

Эксперимент по этой группе закончился еще в 2020 году. Обязательная маркировка велосипедов и велосипедных рам начнется 1 сентября 2024 года. А уже с 1 марта 2025 года все участники оборота должны вносить сведения о продаже велотоваров в единую систему.

Другие нововведения:

  • пиво и слабоалкогольные напитки: если раньше нужно было маркировать только напитки в кегах, то с 15 января 2024 года маркировка обязательна для всех видов упаковки. Запрет на продажу немаркированного пива в любой упаковки начнет действовать через год. Также изменения коснулись розничных продавцов: подключая кеги к оборудованию для розлива, они должны подавать сведения в систему «Честный знак» с помощью онлайн-касс;
  • детская вода: с 1 марта 2024 года все участники оборота переходят на объемно-сортовой учет. Это затрагивает и опт, и розницу;
  • безалкогольные напитки: поэкземплярный учет всех видов безалкогольных напитков стартует 1 марта 2026 года. Сейчас же самая актуальная дата — 1 июня 2024 года. Тогда начнется маркировка морсов, соков и других напитков на растительной основе. Для производителей есть программы поддержки — можно получить рассрочку на оборудование, а МСП может компенсировать затраты.

Пилотные проекты

Это экспериментальные группы, маркировка товаров здесь проводится добровольно. Сейчас это следующие группы:

  • Детские игрушки;
  • Титановая металлопродукция;
  • Технические средства реабилитации;
  • Радиоэлектроника;
  • Оптоволокно;
  • Растительные масла;
  • Лекарственные препараты для ветеринарного применения;
  • Корма для животных;
  • Отдельные виды консервированных продуктов;
  • Парфюмерно-косметическая продукция, бытовая химия;
  • Лекарственные средства.

Узнать больше о каждой пилотной группе и подать заявку на участие можно на сайте «Честный знак».

Чек-лист: как подготовиться к обязательной маркировке

Есть некоторые универсальные действия, о которых важно знать каждому участнику оборота, который готовится к работе с маркировкой.

Шаг 1: получить УКЭП

Усиленная квалифицированная электронная подпись понадобится для регистрации в системе «Честный знак» и отправки туда сведений, а также для работы в ЭДО. Получить КЭП можно в налоговой.

Шаг 2: зарегистрироваться в системе «Честный знак» и Национальном каталоге

После этого вы получите доступ в личный кабинет и материалам платформы. Там же нужно получить код GTIN.

Шаг 3: подключиться к ЭДО

Электронный документооборот необходим для организации процесса маркировки внутри всех товарных групп и взаимодействия с участниками оборота. Важно заранее подобрать сервис, который будет интегрироваться с оператором ЭДО.

Шаг 4: проверить и внедрить ПО и настроить оборудование

Подготовьте техническое оснащение, оборудование, софт, позаботьтесь о защите данных.

Шаг 5: выбрать оборудование для маркировки

Это может быть 2D-сканер, ТСД или принтер этикеток. Если ваше устройство не подходит, вы не сможете передать сведения о товаре в систему.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда