{"id":14272,"url":"\/distributions\/14272\/click?bit=1&hash=9c431bca9c7cafdd4ed114bc7fb4d407f06f28aa165d6f80b9637d3a8581e5c2","title":"\u0421\u0431\u0435\u0440\u041a\u043e\u0442 \u2014 \u043f\u0435\u0440\u0432\u044b\u0439 \u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u043e\u0439 \u0438\u043d\u0444\u043b\u044e\u0435\u043d\u0441\u0435\u0440, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0439 \u043f\u043e\u043b\u0435\u0442\u0435\u043b \u0432 \u043a\u043e\u0441\u043c\u043e\u0441","buttonText":"","imageUuid":""}

Игра на внимание — о чём не говорят платёжные системы?

Бюрократия, жульничество, скрытые комиссии, чарджбеки, но есть и хорошие вещи

“Скрывать” и “Не говорить” — вроде бы смысл тот же. Однако оттенок первого более тёмный, поскольку слово теснее связано с намерением утаивать правду до конца. Поэтому речь в основном будет не о “скрывают”, а именно о “не говорят” — это такая повсеместно распространённая игра на внимание: у нас есть проблема, но ты должен сам сообщить о ней, чтобы мы пошли навстречу. Продаёте ли вы дом, машину или аккаунт в своей платёжной системе — алгоритм одинаков. Попробуйте продать дом, подробно описав все недостатки, и будете разочарованы. А вот если сам покупатель начнёт эти недостатки замечать (конечно, не критические), то втянется в другую игру под названием “А сколько вы за это скинете? ” и даже охотнее купит ваш дом, чем покупатель, не заметивший этих недостатков, но неожиданно сбивший цену до того же уровня. Как и почему это работает — психологи догадываются. Но, судя по всему, предельная честность точно никогда не будет в моде.

В общем, говорим как о проблемах банков, платёжных систем (объединим первых и вторых кратким словом “платёжки”), агрегаторов и сервис-провайдеров (третьи и четвёртые — посредники), так и об откровенном их жульничестве, но и некоторые неочевидные плюсы тоже обозначим.

Итак, если предприниматель выбился наконец в интернет и решился подключить к своему магазину приём оплаты, к чему он должен быть готов? И с чего ему начать? Практика показывает, что с чего не посоветуй начать — начнёт предприниматель с самого дешёвого способа — это, конечно же, приём оплаты “от производителя”, т.е. непосредственно интернет-эквайринг банков и каждая нужная электронная платёжная система (Яндекс.Деньги, Киви, Вебмани и т.д.). Почему самое дешёвое? Потому что пока “без накруток” — в случае с эквайрингом комиссию делят между собой только сам банк-эквайер (принимающий оплату), банк-эмитент (выпустивший карту) и транснациональная платёжная система (типа Виза/Мастеркард или новорожденный амбициозный младенец Мир). В среднем сейчас выходит 2, 5% с вашего оборота. В случае с платёжной системой комиссию делят платёжка и обслуживающий её банк.

Какие проблемы вы должны обнаружить заранее?

  1. Вы маленькие — они большие, вас не видно — а они вон какие заметные. Поэтому подключать и проверять вас будут долго. Плюс бюрократия, постоянная смена вашего персонального менеджера, и в конце концов, ещё и ваша сфера деятельности может чем-то не устроить. Минимум месяц ждать придётся.
  2. В вашем штате должен быть разработчик, который интегрирует эквайринг/платёжку к вам на сайт. Причём все сюрпризы придётся разгребать самостоятельно. Их разработка вам вряд ли поможет.
  3. И любую хотелку вашу они реализовать откажутся всё по той же причине № 1.
  4. Ещё одна проблема вскроется, если у вас будет много покупателей из “высокорисковых стран” (США, некоторые европейские страны, плюс азиатская экзотика). В этом случае возможны частые блокировки платежей системами антифрода.
  5. Эта недоговорённость относится ко всем участникам процесса организации приёма оплаты. Самый незащищённый малый бизнес в относительном выражении платит больше самых крупных участников рынка. Т.е. комиссия уменьшается с увеличением оборота. Есть одно исключение, но о нём позже.
  6. Плюс необоснованные чарджбеки по картам. Злосовестные покупатели могут легко обратиться в банк/МПС с заявлением о том, что его обманули, и тогда вам придётся быстро доказывать факт надлежащей продажи товара покупателю. А если покупатель обратится не сразу, а через месяц-другой (общий срок чарджбека 180 дней) - доказать будет сложнее, так как важные детали из памяти и системы (главным образом из памяти) исчезают. Банки часто встают на сторону покупателя. Кроме того, бывали случаи, что чарджбек совершался без ведома магазина либо без своевременной его реакции. А после совершения чарджбека что-то доказать банку становится невозможно и бессмысленно.
  7. Ещё проблема: платёжки вольны повышать комиссию в любое время, а к процедуре вашего оповещения подходят очень формально (“ну объявление же на сайте висело - читайте чаще”). Момент, когда вы застали это повышение, будет всегда неожиданным и неприятным.
  8. А ещё банк может заблокировать ваш счёт из-за какого-нибудь подозрительного платежа/перевода, но это другая история, которая, впрочем, напрочь парализует вам приём платежей.
  9. К слову, игра на внимание в отношениях с платёжками всегда идёт в одни ворота. Даже если вы обнаружите нестыковку и проблему, скорее всего, решение затянется навечно. Да и какие тут могут быть решения? Разве только перейти на уровень ниже и дороже.
  10. А теперь умножьте все эти проблемы на количество методов оплаты, которые вы хотите подключить. Их ведь будет не один. Их ведь лучше делать больше, чтобы покупателю было удобнее.

Поэтому главный плюс — дешевизна этого варианта — выглядит сомнительным, только если вы прямо не горите желанием получить этот бесценный опыт. Разве что ещё пара достоинств скрасит горечь:

1. Надёжность — крупные игроки проживут на рынке дольше.

2. И регулярность перечислений на ваш расчётник. Здесь всё работает как часы — на автомате.

Сервис-провайдеры

Другими словами, процессинговые центры (ПЦ). Это компании — прослойки между вашим интернет-магазином и банком/платёжкой. Причём они не касаются ваших денег, а только участвуют в техническом обеспечении приёма платежей. Договор вы заключаете всё так же с банком/платёжкой, но заключаете его быстрее, т.к. скорее всего у вас есть персональный менеджер от ПЦ, который знает, как ускорить процесс. Расчёты ведёт с вами опять же банк/ПС.

Часть возникающих проблем будет решаться быстрее, а именно:

  1. Процесс подключения ускорится.
  2. Интеграция станет легче.
  3. Даже ваши хотелки рассмотрят.

    НО:
  4. Остаются проблемы с высокорисковыми платежами, чарджбеками, зависимость комиссии от оборота, а также блокировки и надлежащие оповещения об изменениях условий договора.
  5. ПЦ взимают дополнительную плату за обслуживание (на 0,5‑1% больше вышеуказанного размера).
  6. Надёжность уже не такая уверенная.

Платёжные агрегаторы

Самые дорогие участники рынка, поскольку количество посредников возрастает.

Их главный плюс в том, что все популярные способы оплаты сосредоточены в одном месте и достаточно заключить один договор, чтобы получить доступ ко всем. Но и процент комиссии колеблется от 3,5 до 7%. Расчёт и все контакты осуществляются с агрегатором, хотя и обслуживающий банк (договор заключается трёхсторонний) может вмешаться в ваши отношения.

Проблемы:

  1. Гибкость агрегатора легко может превратиться в его необязательность. Перечисление платежей может происходить нерегулярно, с ощутимыми задержками.
  2. Да и манипуляций с комиссиями тут больше. Пример из жизни: агрегатор ввёл в оферту условие (о котором, конечно же, должным образом не сообщил), по которому все платежи с иностранных карт облагались дополнительной комиссией. Компания взбунтовалась и потребовала перезаключить договор на старых условиях, отказавшись от оферты. Гибкий агрегатор согласился. Однако в гибком договоре оставил гибкую коллизию, которая давала право требовать с продавца ту же комиссию с иностранных карт. Пришлось с агрегатором попрощаться.
  3. Чарджбеки и антифрод на этом уровне также остаются, однако агрегаторы, в основном, относятся с большим пониманием к клиенту.
  4. С 2020 года на агрегаторов наложили больше ответственности по проверке своих клиентов в рамках антиотмывочного и антитеррористического законодательства. Это значит, что агрегаторы более тщательно будут проверять как новых, так и старых клиентов. И конечно, не обойдётся без требований нелепых документов, подтверждающих происхождение средств. Прецеденты уже появляются. Возможно, в будущем пройдёмся отдельно по ним.
  5. С оборотом и комиссией та же ситуация - чем больше, тем меньше. Но встречаются и исключения. Есть, например, на платформе Pokupo.ru (которую, впрочем, агрегатором можно назвать очень условно) вариант бесплатного использования при обороте до 15 т.р., однако оно касается очень начинающих предпринимателей.

В итоге, главный вывод: посредники ближе к вам, платёжки — дальше. Но посредники дороже, а платёжки — дешевле. Посредники берут вас своим отношением и поддержкой. Платёжкам это сделать значительно сложнее и неохотнее. Зато они надёжнее. Как обычно, объективно идеального решения не существует. Есть субъективно идеальное — подходящее именно вам. Смотрите на подводные камни и выбирайте свой. А также делитесь в комментариях, с какими вопиющими случаями жульничества/недоговаривания вы сталкивались в работе с платёжками/посредниками.

Какой вариант подключения приёма оплаты вы выбрали бы для своего интернет-магазина?
Самостоятельное подключение интернет-эквайринга / платёжных систем
Услуги сервис-провайдера (процессингового центра)
Платёжные агрегаторы
Криптовалюта??? (пока не разрешили, но вдруг?)
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать
0
11 комментариев
Написать комментарий...
Лев Щенин

Почему автор не упомянул в статье СБП - систему быстрых платежей от Центрального Банка России, которая как раз и задумана для помощи малому бизнесу в снижении комиссий за приём безналичных платежей? 

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Ленский
Автор

Наверно, потому, что речь шла не о конкретных методах приёма оплаты, а о вариантах их подключения - напрямую и через условно близких или далёких посредников.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Ленский
Автор

для подключения СБП так же нужен конкретный банк, как и в случае с интернет-эквайрингом, но я думаю. Хотя вы, конечно, правы - пару слов можно было и про них добавить. Кстати, а у вас случайно нет опыта внедрения этой СБП - поделитесь - интересно глянуть. 

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Ленский
Автор

Погодите, запутали вы меня)) Разве СБП не задумана как система переводов от физика физику? Как тут малый бизнес может вообще поучаствовать? 

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Ленский
Автор
Ответить
Развернуть ветку
Наталья Иванова

Огромное спасибо за статью. Буду знать, что отслежиивать, когда у меня будет свой магазин)))

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Новиченков

Аналогично. Лоции по "бурному морю бизнеса " лишними не бывают

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Иванова

дада) сохраню закладочку)

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Ленский
Автор

Пожалуйста) Зелёный плюс поставить не могу - карма такая))

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Иванова

а сердечко можешь? ))))

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Strelov

Видимо потому, что мало кто про нее знает и с чем ее едят тоже не понятно, а ЦБ у нас не самый пушистый зверь :)

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Раскрывать всегда