{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Трендовые товары как новая торговая индустрия

Привет, vc.ru! В этой статье я поделюсь своим взглядом на рынок трендовых товаров, а именно тем, какие я вижу в этой нише перспективы, а также подход к построению торгового бизнеса на таковых.

Как устроен рынок обычных (не трендовых) товаров

Когда я говорю про трендовые товары, то многие представляют себе всякого рода китайского барахло, продаваемое в телемагазинах и на одностраничниках по кратно завышенным ценам.

Однако, такое понимание является крайне поверхностным, поэтому давайте разберем тему более подробно и глубоко.

А начнем с того, как устроена вообще индустрия массового производства и торговли:

Товар - это не то, что можно произвести, просто наняв хороших работников. Производство - сложнейший и многоступенчатый процесс, требующий определенной инфраструктуры.

Поэтому сказать, что "хватит продавать нефть и давайте развивать свое производство", легче, чем выстроить всю эту инфраструктуру: от самих производств, зачастую, являющимися сборочными цехами, до производства исходных деталей (материалов) и переработки сырья.

Но только произвести качественный товар по низкой себестоимости - это тоже далеко не все, его еще нужно распространить среди конечных потребителей в ограниченные сроки и с минимальными издержками, начиная от какого-нибудь английского лорда и заканчивая Васей из деревни Кукуево.

И вот без вот такой отлаженной и работающей, как часы, системой распределения товаров, именуемой в простонародье "торговля", тоже ничего не напроизводишь.

Теперь рассмотрим систему распределения товаров с другой точки, с точки конечного потребителя:

Торговая логистика начинается с решения задачи "последней мили" - доставка товара от места его превентивной поставки (склада, магазина) до покупателя. И именно это звено в цепочке поставок на сегодня является самым дорогим.

И торговый ребус состоит в следующем:

Чем быстрее Вася сможет получить товар (дойти до магазина или дождаться доставки), тем предложение по покупке товара привлекательнее.

Кроме того, чем короче "последняя миля" (путь товара от точки превентивной поставки до покупателя), тем существенно ниже суммарные логистические издержки.

Т.е., в идеале, нам надо сделать превентивную поставку (поставка на последний склад для ожидания продажи конечному потребителю) товара Васе под дверь, сведя до минимума логистические издержки, равно как и повысив до максимума ценность нашего предложения.

Вот только Вася может наш товар купить, а может и не купить. Или может купить, но в интернет-магазине. Или в соседнем городе.

Эх, вот тут бы приложить всю мощь AI и Big Data! Но можно решить задачку и по-старинке. Так еще и надежнее.

И классический подход к решению этой задачи таков:

У бабы Зины есть точка на рынке с детскими игрушками. Она там стоит уже 25 лет и знает: сколько в деревне люди тратят на игрушки, какую долю рынка она занимает, как меняется линия спроса в течении года, какой у нее средний чек, какие товары с большей вероятностью купят, какие - нет. Она даже знает, что есть интернет с его маркет-плейсами, равно как и то, что есть доля рынка, которую обслужит именно она (не все хотят заказывать и ждать).

А еще у бабы Зины есть оптовый поставщик, который все хочет впихнуть по-больше всяких новых товаров, чтобы протестировать спрос.

Если что-то не пойдет, то оптовик заберет товар с точки в деревне Кукуево и перераспределит его, в том числе, в крупный город.

Если товар пойдет, то оперативно доставит новые объемы.

Оптовик на своем уровне решает аналогичные задачи:

Он также понимает рынок, свою долю на нем. У него также есть оптовики более высокого уровня, готовые давать товары на тест и забирать их, если не пойдут, равно как и делать оперативные поставки новых объемов.

И таким же образом вся это распределительная сеть тянется к производителям товаров.

Выделим ключевые моменты:

1. Сегодня могут идти такие игрушки, завтра - другие. Но средняя семья тратит более-менее стабильное количество денег на эту категорию товаров, равно как и спрос на игрушки в масштабах деревни, города, региона, страны остается в пределах каких-то рамок и не меняется мгновенно.

2. Вокруг стабильного спроса формируются соответствующие торгово-логистические мощности. Логистические мощности - это тоже не абстракция. Это склады, транспорт, курьеры, продавцы, грузчики, водители.

Смысл в том, что без стабильности, ничего этого работать не будет. А стабильность выражается не относительно спроса на какие-то конкретные игрушки, а на весь рынок игрушек (его доли) в целом.

Специфика трендовых товаров

Что такое трендовые товары? Это товары, спрос на которые растет, а значит является нестабильным, меняющимся, но, при этом, они не вписываются в сусуществующие товаропроводящие цепочки.

Например:

Беспроводные наушники - трендовый товар. К какой категории вы его отнесете?

Ведь цельного рынка обычных проводных наушников нет. Технически похожие изделия могут быть предназначены для совершенно разных задач и будут отнесены к разным нишам: игровые наушники, наушники для мобильных телефонов, наушники для экскурсий, конференций, самолетов, профессиональные наушники и т.д. и т.п. Опять же, даже наушники для телефонов можно разделить на гарнитуры и hi-fi-сегмент.

Или, к примеру, колонка "Алиса" изначально вполне себе вписывалась в существующие рыночные сегменты (беспроводная музыкальная колонка). Однако, после смены позиционирования (девайс для умного дома), стала трендовой.

Трендовые товары, как самостоятельный рыночный сегмент

Не стоит делать бизнес на беспроводных наушниках и других трендовых товаров: сегодня это выгодный товар ввиду того, что он не вписывается в существующие рыночные сегменты, а спрос на него растет, завтра вслед за спросом кратно вырастет конкуренция или спрос начнет ползти вниз.

Чтобы торговля работала прибыльно, она должна опираться на стабильный рынок, стабильный спрос.

И, хотя каждый трендовый товар сам по себе стабильностью не обладает, сама индустрия трендовых товаров является вполне себе самодостаточной.

И вокруг нее уже можно выстраивать нормальный системный бизнес.

Есть такое выражение: там, где все легко и просто, уже нет возможностей заработать, а где возможности есть - там еще не легко и не просто.

В отличии от многих ниш (продукты питания, одежда, обувь и т.д.), сегмент трендовых товаров не обладает соответствующей системой торгового распределения.

Нет ни нормальных поставщиков, нет ни ритейла. Однако, если нет желания лезть туда, где и без вас тесно, то рекомендую рассмотреть эту нишу.

У меня есть ряд интересных наработок для этой ниши, равно как и есть базовая инфраструктура, на основе которой можно сотрудничать.

Если вам интересно это направление, то приглашаю в мою группу в телеграм.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда